Осенний праздник "Капустница"
материал
Цель. Приобщение детей к русской народной культуре. Создать детям радостное настроение
Задачи: Познакомить детей с русским народным праздником «Капустница», с народными традициями и играми. Закрепить знания детей о капусте. Прививать любовь к родной земле, её прошлому, интерес к родному языку; расширять кругозор детей, развивать чувство прекрасного, умение воспринимать эмоциональное содержание музыки, импровизировать.
Предварительная работа: Заучивание стихов, пословиц, загадок, о капусте, пальчиковые игры «Капуста», беседа о значении капусты, разучивание народных и хороводных игр, рассматривание иллюстраций с изображением различной капусты, знакомства с многообразием блюд из капусты, приготовление блюд дома с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapustnitsa.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Осенний праздник «Капустница»
(старшая группа)
Цель. Приобщение детей к русской народной культуре. Создать детям радостное настроение
Задачи: Познакомить детей с русским народным праздником «Капустница», с народными традициями и играми. Закрепить знания детей о капусте. Прививать любовь к родной земле, её прошлому, интерес к родному языку; расширять кругозор детей, развивать чувство прекрасного, умение воспринимать эмоциональное содержание музыки, импровизировать.
Предварительная работа: Заучивание стихов, пословиц, загадок, о капусте, пальчиковые игры «Капуста», беседа о значении капусты, разучивание народных и хороводных игр, рассматривание иллюстраций с изображением различной капусты, знакомства с многообразием блюд из капусты, приготовление блюд дома с родителями.
Дети сидят на стульях полукругом
Воспитатель: Скажите, ребята, как называется страна, в которой мы живём?"
Дети: Россия
Воспитатель: Правильно, а кто мне расскажет стих про Россию.
Ребёнок:
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)
Воспитатель: Молодец, Россия это наша родина и много пословиц и поговорок есть о России. Давайте их вспомним.
Дети: Родной край – сердцу рай; нет в мире краше Родины нашей; человек без Родины, что соловей без песни; жить – Родине служить.
Воспитатель: Молодцы ребята. А кто живёт в России?
Дети: Русские, украинцы, белорусы.
Воспитатель: Россия - богатая и красивая страна. В ней живет много разных народов. У каждого народа есть свои традиции. Как, вы, понимаете это слово? Что такое традиция?
Дети: Это когда отмечают праздники.
Воспитатель: Традиция - это "передача", то, что передается от одного поколения к другому (от старших к младшим). А кто знает, какие есть традиции?
Дети: День рождения, масленица, рождество.
Воспитатель: Молодцы, есть традиции семейные, традиции приготовления различных блюд, традиции изготовления одежды, посуды, роспись, вышивки. Сегодня я вас хочу познакомить с одним праздником, который посвящен одному овощу, а какому вы догадаетесь, отгадав загадку.
Закутан ребёнок в сорок пелёнок»
Лоскуток на лоскутке,
Зелёные заплатки
Целый день на животе
Нежиться на грядке.
Дети: Капуста
Воспитатель: Молодцы. Много на Руси было праздников. Самые радостные щедрые были осенью. Один из таких праздников на Руси назывался Капустница, и праздновали его в октябре. В этот день каждый хозяин назначал свой день уборки и рубки капусты. Он созывал на подмогу соседей, гостей. Отказать было нельзя это, считалось неуважением к хозяину. Помощники, приходя в дом, поздравляли хозяев с капустой как с праздником. Везде во дворах раздавался весёлый смех. А когда работа была закончена, все начинали веселиться. Надевали свои лучшие наряды, накрывали столы, а главным угощением на столе были блюда с капустой. (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов)
Посмотрите, какие у меня кочаны завились (предлагает одному из детей поднять и сказать какой тяжелее и какие они на ощупь) Из чего же состоит капуста?
Дети: Из листьев
Воспитатель: Какого цвета листья у капусты?
Дети: Зелёные
Воспитатель: Давайте мы их оторвём (отрывает) а дальше, какие листья у капусты?
Дети: Белые
Воспитатель: Как вы думаете, почему сверху у капусты зелёные листья, а внутри белые?
Дети: они мало получали воды
Воспитатель: Это потому, что верхние листья получают больше солнечного света, поэтому они такие зелёные, а до нижних листьев свет плохо доходит, поэтому они бледно зелёные, а затем и совсем белые. Дети, а что внутри капусты есть? На чём листики-то растут, вокруг чего завиваются?
Дети: Кочерыжка
Воспитатель: Молодца, а давайте посмотрим (срезает листья, остаётся кочерыжка) Это, ребята, кочерыжка, своеобразный ствол или стебель у капусты. А кто любит, есть капусту?
Дети: Я
Воспитатель: А сейчас ребята я вам предлагаю сходить в гости к одной хозяюшке, к Бабушке Анне и помочь ей с засолкой капусты.
(Ребята подходят к русской избе, их встречает хозяйка.)
Бабушка Анна: Здравствуйте, гости дорогие, работнички удалые! Я уж вас заждалась. Добро пожаловать! У нас на каждого найдется местечко и словечко. Рассаживайтесь. Осень в этом году была знатная – урожаем богатая. Поспели овощи и фрукты – полезные продукты. Теперь нужно и о зиме подумать – запасы делать. А какие запасы делают на зиму?
Дети: Варенье, огурцы солят, компот варят.
Бабушка Анна: Молодцы, а ещё на зиму капусту солят. А где капуста растёт?
Дети: На огороде
Бабушка Анна: Ай да молодцы! Ну, пора огород городить да капусту завивать. Пора нам идти на огород да капусту собирать.
Физминутка:
В огород пойдём
Урожай соберём (Идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковку натаскаем (Таскают)
И картошку накопаем (Копают)
Срежем мы кочан капусты (Срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный (Показывают круг руками – 3 раза)
(Подходят к грядкам с капустой)
Воспитатель: Ох, капуста бела! Ох, капуста вкусна! Расскажи нам, хозяйка как капусту ты выращивала.
Бабушка Анна: По весне пришла
Посадила капустоньку,
Посадила беленькую,
Стала дождик просить
Капустоньку полить.
Дождик поливает,
Капуста подрастает.
Русская народная игра «Дождик»
Дети встают вокруг водящего - «дождика» и поют, показывая движения.
Дождик, дождик, пуще! (поднимают руки и встряхивают кистями рук)
Дам тебе гущи, (ставят руки на пояс, отводят правую руку в сторону и ставят ее на пояс.)
Хлеба краюшку, (отводят левую руку в сторону и ставят ее на пояс.)
Щей черепушку, (соединяют руки «чашечкой».)
Дам тебе ложку — (поднимают одну руку вверх, сжав пальцы в кулак.)
Кушай понемножку ( слегка наклоняются вперед, протягивая руки, развернув ладони вверх.)
Кто под дождик попадет, (поднимают руки вверх и плавно опускают их вниз, быстро шевеля пальцами.)
Тот у нас плясать пойдет! (ставят руки на пояс и поочередно выставляют ноги на пятку.)
Дети убегают от «дождика». Пойманные ребята произвольно танцуют, остальные дети хлопают.
Бабушка Анна: Вот какая капуста уродилась, пора её собирать.
(Дети собирают капусту и складывают её в корзину.)
Бабушка Анна: А теперь пора капусту солить.
(Дети идут в избу)
Воспитатель: А что ребята поможем хозяйке капусту посолить.
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
Мы капусту в рот кладём.
Бабушка Анна: А сейчас я покажу, как капусту солили на Руси.
Для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, которое ни для чего иного не употреблялось. Сначала кочаны необходимо обмыть и зачистить от испорченных и вялых листьев. Вырезав кочерыжку, кочаны нужно изрубить сечкой. Нашинкованную капусту тщательно перемешать с солью и шинкованной морковью в деревянной посуде.
(Дети помогают хозяйке: трут морковь, солят капусту, убирают со стола)
Подготовленную капусту уложить в кадку, трамбуя каждую новую порцию деревянным пестом или другим тупым предметом до тех пор, пока не выступит обильный сок. Накрыть капусту белой хлопчатобумажной тканью, а на неё положить пресс. Чаще всего использовали большие камни. Как только на поверхности начнут показываться пенящиеся пузырьки, капусту необходимо проткнуть в нескольких местах острой длинной палкой и из тёплого помещения перенести в погреб. Вот капуста и готова.
Воспитатель: Вот и молодцы, поработали на славу, а теперь пора и веселиться.
(Предлагает детям надеть народные костюмы.)
Воспитатель: На празднике Капустница все девицы водили хоровод.
Хороводная игра «Завивание капустки»
Девочки становятся вереницей и медленно начинают движение..Ведущий двигается по спирали, всё туже завивая «капустный вилок». В последний момент разворачивается и раскручивает спираль в обратном направлении. Все приговаривают:
Вейся, вейся, капустка!
Вейся, вейся белая.
Как же мне, капустке, не виться,
Как же мне зимой не валиться!
Воспитатель: Вот молодцы девочки. Ну что, молодцы, понравились вам наши девицы? А вы свои умения покажете?
Выходят мальчики с народными музыкальными инструментами и исполняют под аккомпанемент народную песню «Капуста»
Бабушка Анна: Вот на славу у нас получился праздник, а теперь пора и за стол. Я для вас спекла пирог с капустой. Угощайтесь гости дорогие.
(Дети пьют чай с пирогом, благодарят бабушку Анну )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."
Праздник для детей среднего возраста....
«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».
Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....
Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"
«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...
Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)
Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками, и конечно же встреча со сказочными героями......
логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование ...
Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенност...
«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»
Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...