Фольклорный праздник
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад № 49
Колпинского района г. Санкт - Петербурга
«Чудо - балалайка»
Составила:
музыкальный
руководитель
Михалева Л.А.
2019 г.
«Чудо - балалайка»
Сценарий праздника для детей старшего возраста
Цель: Пробудить у детей интерес к русскому фольклору
Задачи:
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
- Создать условия для приобщения детей к русской национальной культуре
- Содействовать развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
- Способствовать проявлению у детей чувства взаимоуважения, взаимовыручки, дружбы, умения играть в коллективе
ОО «Познавательное развитие»
- Способствовать закреплению знаний о семейных и народных традициях
ОО «Речевое развитие»
- Способствовать закреплению умению выразительно читать стихи, развивая интонационную выразительность речи
- Содействовать расширению и активизации словарного запаса дошкольников
ОО «Художественно – эстетическое творчество»
- Способствовать совершенствованию всестороннего развития у детей артистических способностей
- Создавать условия для развития творческих способностей воспитанников
- Оказывать содействие в воспитании музыкально - эстетического вкуса
ОО «Физическое развитие»
- Стимулировать двигательную активность детей
Оборудование: прялка, скамейка, ухват, печка, балалайка, гармонь, бубенцы, ложки, трещотки, корзина, игрушки: курочка, уточка, барашек, корова, мольберт, кроссворд, маркер, 4 платочка разного цвета, бутафорские балалайки
Предварительная работа: просмотр презентации «Балалайка – задушевная играй – ка!», разучивание с детьми частушек, разгадывание кроссвордов, мнемотаблица, чтение русских народных сказок, пазлы «Балалайка», аппликация «Балалайка», раскраска, игра «Четвертый лишний», ознакомление детей с бытом русских крестьян, с избой, печью - главной частью избы.
Подбор музыкального репертуара, подготовка костюмов и декораций
Зал оформлен в виде русской избы. Возле прялки сидит хозяюшка, одетая в русский народный саран и кокошник. Затем она прихорашивается и выглядывает в окно.
Хозяюшка: Тара – ра, тара – ра, идут ребята со двора,
Песни петь да плясать, всех вокруг забавлять!
Проходите, проходите, я давно вас поджидаю!
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше голову – головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Хоровод «Машенька»
Хозяюшка: Ну, спасибо вам, гости дорогие, проходите и рассаживайтесь!
Далее идет перекличка Хозяюшки с мальчиком
- Хозяюшка: Федул, что губы надул?
Мальчик: Кафтан прожег!
Хозяюшка: Починить можно!
Мальчик: Да иглы нет!
Хозяюшка: А, велика ли дыра?
Мальчик: Остались ворот да рукава!
- Хозяюшка: Ты пирог ел?
Мальчик: Нет, не ел!
Хозяюшка: А, вкусный был?
Мальчик: Очень!
Мальчик: Где песня льется – там легче живется!
Запевай песню шуточную, шуточную, прибауточную!
Песня - инсценировка «Где был, Иванушка?» (бел. фл. № 129, 121)
Хозяюшка: А, у меня работа никак не ладится. Кроссворд мне в руки интересный попал, может быть вы мне его поможете разгадать?
Воспитатель: Да конечно поможем!
Хозяюшка выносит мольберт с кроссвордом
г | ч | |||||||
а | а | т | ||||||
р | с | р | ||||||
м | т | е | п | |||||
а | о | у | щ | е | ||||
и | р | ш | ш | о | ч | |||
з | ф | п | к | к | г | т | к | |
б | а | л | а | л | а | й | к | а |
а | я | о | т | а | ||||
с | ж | а | ||||||
к | к | р | ||||||
а | а | а |
1. Стоит бычище, проклеваны бочища… (Изба)
2. Тронешь – музыка звучит, словно реченька журчит … (Арфа)
3. Там сапог не жалеют! … (Пляска)
4. То толстеет, то худеет, на весь дом голосит … (Гармошка)
5. Сама не ест, а людей кормит … (Ложка)
6. Частые, коротенькие песенки … (Частушки)
7. Этот звонкий инструмент любят бард, солдат, студент … (Гитара)
8. Деревянные пластинки стучат, звенят, плясать велят … (Трещотка)
9. Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают – глотает … (Печка)
Хозяюшка: И что же у нас по горизонтали получилось?
Дети: Балалайка!
Хозяюшка: И я предлагаю устроить здесь сегодня праздник русской балалайки! А, хотите байку расскажу? Жила красна девица на виду у честного народа. Болтунья, пустозвонка - говорили одни. Людям от нее радость да потеха - говорили другие. Давно ли то было, недавно ли, а еще при царе Петре Великом о ней слух ходил. Стала красна девица жить - поживать припеваючи да пританцовывать. Дружбу водила с людьми веселыми - в хороводах, на гуляньях. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская - гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая гитара. Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, объявился добрый молодец - Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру - умельцу столичному. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу - треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит ее голос по белу свету, русскую песню славит. Она умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная. И все они о ней – простушке о трёх струнах, инструменте с огромной душой – балалайке. Она – символ России с давних времён. Ударим же по струнам, чтобы прислушаться к голосу этого удивительного многогранного инструмента!
Выступление воспитанника из Дома творчества
Хозяюшка: Что за чудо балалайка! Где же ее можно увидеть и услышать?
Хозяюшка берет в руки балалайку и рассматривает ее
Хозяюшка: Служит балалайка с тех пор в оркестре русских народных инструментов.
Как музыка заиграет – всех танцоров увлекает,
Всякий молодец на свой образец!
Пляска «Приглашение» укр. нар. мел. (син. диск 1, № 5)
Вед: Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела и тебе водить велела!
Игра «Гори, гори, ясно!» русс. нар. мел. (сб. Споем мы дружно песню, стр. 120)
Хозяюшка: Ставьте ушки на макушки, вы слушайте внимательно,
Дети пропоют частушки очень замечательно!
«Частушки про балалайку»
- Заиграй – ка, балалайка, балалайка три струны,
Поспевайте, не зевайте, выходите, плясуны!
- Балалайка, балалайка, я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная, русская, народная!
- Ой, балалайка, балалайка, балалайка — стуколка.
Мой миленок — короленок, а я его куколка.
- Как заслышу балалайку, сразу в пляс пускаюсь!
Удивить честной народ очень я стараюсь!
- Балалайка балаболит и народ честной заводит.
Это, братцы, неспроста: в ней есть русская душа!
- Балалайка - три струны - всё, что нужно для души!
Только стоит заиграть, и печали не видать! - Балалайка, балалайка, три певучие струны,
Веселее заиграй – ка, веселиться все должны!
- До свиданья, балалайка, отдохни и ты, гармонь!
Мы частушки Вам пропели, чтоб исчезла у всех хворь!
Пословицы и поговорки про музыку
- Под хорошую музыку и медведи пляшут.
- Без музыки, без дуды, идут ноги не туды.
- Какая жизнь, такие и песни.
- Без музыки мир бы был ошибкой
- Мир без музыки, что птица без крыльев.
- Песню играть – не поле пахать.
- Без запевалы и песня не поется,
Хозяюшка: Ну что ж? Давайте, ребята, снова играть,
Веселой игрою гостей развлекать!
Игра «Чей кружок быстрее соберется?» русс. нар. мел. (зел. диск 1, № 34)
Девочка: Что с ногами не пойму, вправо – влево носятся,
Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!
«Пляска с балалайками» (бел. фл. № 377)
Хозяюшка: В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них!
Сценка «Балалайка — теремок»
На переднем плане — домик – балалайка
Вед: Стоит в поле теремок, теремок, он ни низок, ни высок, ни высок.
Вот по полю гармошка бежит, у дверей остановилась и стучит.
Гармошка: Кто же, кто же в теремочке живёт? Кто же, кто же в невысоком поёт?
Вед: Не услышала ответа она, стала в домике играть она одна.
Ребёнок исполняет мелодию на гармошке
Вед: Эту песню сразу бубен услыхал,
К теремочку быстрым шагом подбежал.
Бубен: Это кто же так чудесно поёт? В гости песенкой друзей к себе зовёт.
Будем вместе мы с тобою играть и другие инструменты зазывать.
Вед: Вот по полю - полю дудочка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
Дудка: Это кто же в теремочке живёт, так чудесно и красиво поёт?
Вы меня к себе возьмите в оркестр, неужели не осталось больше мест?
Бубен: Проходи, сестрица, в наш теремок,
Чтобы песенку послушать каждый мог.
Ребёнок играет на дудочке
Вед: Ложки дружные ту песню услыхали,
Поспешили, прямо к дому подбежали.
Ложки: Не найдётся ли местечка для нас?
Мы сыграем плясовую вам сейчас.
Дети играют на ложках
Дудка: Нам понравился ваш славный дуэт,
В нашем домике для скуки места нет.
Вед: А, по полу колокольчики летят,
У дверей остановились и звенят.
Колокольчики: Вы пустите тоже нас поиграть,
Надоело нам одним горевать.
Ложки: Не печальтесь, проходите в наш дом,
Заиграем мы в оркестре впятером.
Бубен: Подождите, не спешите выступать,
Нужно срочно дирижёра нам позвать.
Выходит дирижёр
Дирижёр: Вижу, в домике собрался оркестр, в зале не найти свободных даже мест.
Пусть же музыка сильнее звучит и ребяток наших славных веселит!
«Оркестр» (диск, № 21, стр. 37)
Хозяюшка: Мы славно гуляли на празднике нашем!
Нигде не видали мы праздника краше!
Так будьте здоровы, живите богато, а мы уезжаем до дому, до хаты!
Педагог: А загадку отгадаете?
Струн дано мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень,
И услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка! Кто я отгадай-ка!
Озорная …
Дети: БАЛАЛАЙКА!
1 вариант
И пришли мы к вам, соседушка, не одни, а с ребятами! Да не с простыми ребятами, с оркестрантами! Припасли мы вам забавушек на всякий вкус!
Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!
или:
А у меня сюрприз для вас:
Гости к нам придут сейчас.
Это, дети, музыканты
И, как вы, одни таланты.
Вас они хотят потешить,
Посмешить, позабавлять,
На народных инструментах
Будут музыку играть.
Веселы они всегда!
Встретить их хотите?
Дети: Да!
Открывается занавес. На сцене оркестр
Педагог: А вот, друзья, еще загадка!
Он руками машет плавно
Слышит каждый инструмент
Он в оркестре самый главный.
Он в оркестре – президент!
Кто это ребята?
Дети: Дирижер!
Выходит дирижер
Ведущая: Балалайка, трень да трень,
Сердце звуками задень.
Гармонист, найди басы
Да по залу пробаси.
- Р.н.п «Светит месяц»
Ведущая: И в кузнице работать
И весело гулять
Умели наши деды
Душою отдыхать!
- Р.н.п. «Во кузнице»
- Р.н.п. «Коробейники»
Ведущая: Есть у нас одна песня славная,
Эх, задорная, но не бранная.
Мы что с радости, и что с горюшка
Всё равно поём, поле-полюшко!
Это Русь поёт многоликая,
Даже в песенках ты – великая!
И не надо иной, ну ни сколечко,
Грянем вместе с ней, ПОЛЕ - ПОЛЮШКО
- Л. Кнпипер «Полюшко - поле»
Балалаечка гудит, Жалко милого будить… Балалаечка - гудок Разорила весь домок. Как на эту балалаечку Навешаю цветов, Чтобы эта балалаечка Играла про любовь. Юрий Корчагин "Бродячие музыканты" 1983 г. Чаепитие Балалайка, струны медны, Чтой-то запылилася, Выпить что ли для беседы, Ох, как накопилося. Заиграла балалайка, «Трынди-брынь» затренькала, Ну, давай-ка наливай-ка Чаю с карамелькою! Что-то как-то надоело Мне с тобой чаёвничать, Балалайка запотела, Водку пить мне что ль начать? Балалайку я украсил Звёздочками, блёстками, Привязался дядя Вася, Мол, сыграй Чайковского
Не пугайся огня, Не ходи сторонкой, Ах, ревнуйте меня Только к струнам звонким. Я весь свет обошел С песнею летучей, И сказать вам пришел Я на всякий случай: По душе, может, вам Роль моей хозяйки? Я всю жизнь вам отдам, Кроме балалайки. У подружки моей В струнах есть мечтания. Я хожу вместе с ней К милой на свидание. Играй, играй, балалаечка, Звезда висит над лесочком. Ах, балалаечка, балалаечка, балалаечка - России удивительная дочка!
А сейчас, ребята, садитесь и диву дивитесь. Мои загадки отгадайте и гостей принимайте.
Вы все на ней играете,
Ду-ду-ду, да-да-да.
Вот так поет она всегда.
Ни палочка, ни трубочка.
Что же это?....
Дети: - Дудочка!
Выходит девочка-дудочка
Дудочка:
А я дудочка- звонкогудочка.
Поутру люблю играть,
Коров, козляток созывать.
Звучит запись игры на дудочке девочка подыгрывает
Балалайка:
Слушайте следующую загадку:
У меня есть звонкий друг,
Постучишь – ответит вдруг.
Звонко, звонко зазвенит.
Не стучишь, и он молчит.
Сразу скучно людям,
Что за друг мой?...
Дети: Бубен!
Выходит мальчик-бубен играет
Бубен:
Я бубен весёлый и заводной.
Прошу, поиграйте ребята со мной.
Проводится игра с бубном
Балалайка:
Ещё для вас загадка.
У моей коробочки пуговички-кнопочки,
Как начну их нажимать,
Так и хочется плясать.
Дети: Гармошка!
Выходит ребёнок-гармошка
Гармошка:
А я вздохну и развернусь,
И по деревне вдоль пройдусь.
И соберётся в круг народ,
Что хочешь, спляшет и споёт.
Звучит наигрыш на гармошке, ребенок играет
Балалайка:
Деревянные, резные,
Хохломские, расписные.
Хочешь ими щи хлебай,
А желаешь – поиграй!
Дети: Ложки!
Выходят двое детей-ложки
Ложки:
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс идет любой.
Ложки:
Мы принесли для вас ложки.
Поиграть на них немножко!
Звучит р.н.мелодия «Ах вы, сени», дети играют на ложках
Балалайка:
Вот и последняя загадка.
Слышен топот, стук копыт,
А под дугою он звенит.
Дети: Колокольчики!
Выходят двое детей-колокольчики
Колокольчик:
Динь-динь-динь, мой колокольчик,
Мелодичный мой звоночек.
Колокольцев перезвон –
Очень задушевный он.
Колокольчик:
Мы колокольцы звонкие,
Голосочки тонкие.
Балалайку поздравляем,
На каравай всех приглашаем!
Все исполняют песню «Каравай» имениннице
Думаете, современный мир погряз в электрогитарах и забыл о всенародной любимице? Может, балалайка и не так популярна в наши дни, но многочисленные оркестры да и музыканты-виртуозы не перевелись на русской земле!
Ежегодно, 23 июня, в Крыму проходит грандиознейший фестиваль, куда съезжаются знаменитые и не очень балалаечники, чтобы отпраздновать День балалайки как и полагается: задорно, весело, широко. И звучит она, русская балалаечка, поёт и показывает свои таланты, а музыканты-виртуозы показывают своё мастерство. Ведь они есть – настоящие, умопомрачительные! Слушаешь их и восхищаешься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА В КУБАНСКОЙ СТАНИЦЕ»
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА для детей подготовьтельной группы...
Сценарий фольклорного праздника «Праздник русской березки - Троица»
Сценарий фольклорного праздника«Праздник русской березки - Троица» Автор - составитель: Жидкова Н.Ю.Участники мероприятия: все возрастные группыМесто проведения: летняя площадка Действующие ...
Праздник русской березки Фольклорный праздник для детей средне-старшей группы.
Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям православной культуры и народным традициям, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, играх).Участни...
Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"
Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...
Фольклорный праздник "Встречаем Троицу" (Праздник Русской берёзки)
Расширять представление о фольклорных праздниках. Вызвать интерес к традициям земли русской, окружающему миру, познакомить с троицко-семицкими обрядами и атрибутами украшений березки....
Сценарий фольклорного праздника в ДОУ «Зимний праздник Святки»
Сценарий фольклорного праздника в ДОУ «Зимний праздник Святки»...
Фольклорные праздники старших дошкольников на примере весеннего календарного праздника
Свою работу по музыкальному воспитанию детей стараюсь строить на основе народного календаря. Заклички учат детей общаться с явлениями природы , от которых зависят результаты земледельческого тру...