Фольклорный праздник
материал (старшая группа)

"Чудо - балалайка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_-_balalayka.docx83.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка - детский сад № 49

Колпинского района г. Санкт - Петербурга

«Чудо - балалайка»

C:\Users\Леонилла\Downloads\depositphotos_43647821-stock-illustration-happy-cartoon-balalaika.jpg

Составила:

                                                                                                                                  музыкальный

руководитель

Михалева Л.А.

2019 г.

«Чудо - балалайка»

Сценарий праздника для детей старшего возраста

Цель: Пробудить у детей интерес к русскому фольклору

Задачи:

 ОО «Социально – коммуникативное развитие»

- Создать условия для приобщения детей к русской национальной культуре

- Содействовать развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

- Способствовать проявлению у детей чувства взаимоуважения, взаимовыручки, дружбы, умения играть в коллективе

ОО «Познавательное развитие»

- Способствовать закреплению знаний о семейных и народных традициях

ОО «Речевое развитие»

- Способствовать закреплению умению выразительно читать стихи, развивая интонационную выразительность речи

- Содействовать расширению и активизации словарного запаса дошкольников

ОО «Художественно – эстетическое творчество»

- Способствовать совершенствованию всестороннего развития у детей артистических способностей

- Создавать условия для развития творческих способностей воспитанников

-  Оказывать содействие в воспитании музыкально - эстетического вкуса

ОО «Физическое развитие»

- Стимулировать двигательную активность детей

Оборудование: прялка, скамейка, ухват, печка, балалайка, гармонь, бубенцы, ложки, трещотки, корзина, игрушки: курочка, уточка, барашек, корова, мольберт, кроссворд, маркер, 4 платочка разного цвета, бутафорские балалайки

Предварительная работа: просмотр презентации «Балалайка – задушевная играй – ка!», разучивание с детьми частушек, разгадывание кроссвордов, мнемотаблица, чтение русских народных сказок, пазлы «Балалайка», аппликация «Балалайка», раскраска, игра «Четвертый лишний», ознакомление детей с бытом русских крестьян, с избой, печью - главной частью избы.  

Подбор музыкального репертуара, подготовка костюмов и декораций

Зал оформлен в виде русской избы. Возле прялки сидит хозяюшка, одетая в русский народный саран и кокошник. Затем она прихорашивается и выглядывает в окно.

Хозяюшка: Тара – ра, тара – ра, идут ребята со двора,

Песни петь да плясать, всех вокруг забавлять!

Проходите, проходите, я давно вас поджидаю!

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше голову – головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Хоровод «Машенька»

Хозяюшка: Ну, спасибо вам, гости дорогие, проходите и рассаживайтесь!

Далее идет перекличка Хозяюшки с мальчиком

  1. Хозяюшка: Федул, что губы надул?

Мальчик: Кафтан прожег!

Хозяюшка: Починить можно!

Мальчик: Да иглы нет!

Хозяюшка: А, велика ли дыра?

Мальчик: Остались ворот да рукава!

  1. Хозяюшка: Ты пирог ел?

Мальчик: Нет, не ел!

Хозяюшка: А, вкусный был?

Мальчик: Очень!

Мальчик: Где песня льется – там легче живется!

                 Запевай песню шуточную, шуточную, прибауточную!

Песня - инсценировка «Где был, Иванушка?» (бел. фл. № 129, 121)

Хозяюшка: А, у меня работа никак не ладится. Кроссворд мне в руки интересный попал, может быть вы мне его поможете разгадать?

Воспитатель: Да конечно поможем!

Хозяюшка выносит мольберт с кроссвордом

г

ч

а

а

т

р

с

р

м

т

е

п

а

о

у

щ

е

и

р

ш

ш

о

ч

з

ф

п

к

к

г

т

к

б

а

л

а

л

а

й

к

а

а

я

о

т

а

с

ж

а

к

к

р

а

а

а

1.  Стоит бычище, проклеваны бочища… (Изба)

2. Тронешь – музыка звучит, словно реченька журчит … (Арфа)

3. Там сапог не жалеют! … (Пляска)

4. То толстеет, то худеет, на весь дом голосит … (Гармошка)

5. Сама не ест, а людей кормит … (Ложка)

6. Частые, коротенькие песенки … (Частушки)

7. Этот звонкий инструмент любят бард, солдат, студент … (Гитара)

8. Деревянные пластинки стучат, звенят, плясать велят … (Трещотка)

9. Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают – глотает … (Печка)

Хозяюшка: И что же у нас по горизонтали получилось?

Дети: Балалайка!

Хозяюшка: И я предлагаю устроить здесь сегодня праздник русской балалайки! А, хотите байку расскажу? Жила красна девица на виду у честного народа. Болтунья, пустозвонка - говорили одни. Людям от нее радость да потеха - говорили другие. Давно ли то было, недавно ли, а еще при царе Петре Великом о ней слух ходил. Стала красна девица жить - поживать припеваючи да пританцовывать. Дружбу водила с людьми веселыми - в хороводах, на гуляньях. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская - гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая гитара. Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, объявился добрый молодец - Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру - умельцу столичному. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу - треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит ее голос по белу свету, русскую песню славит. Она умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная. И все они о ней – простушке о трёх струнах, инструменте с огромной душой – балалайке. Она – символ России с давних времён. Ударим же по струнам, чтобы прислушаться к голосу этого удивительного многогранного инструмента!

Выступление воспитанника из Дома творчества

Хозяюшка: Что за чудо балалайка!  Где же ее можно увидеть и услышать?

Хозяюшка берет в руки балалайку и рассматривает ее

Хозяюшка: Служит балалайка с тех пор в оркестре русских народных инструментов.  

Как музыка заиграет – всех танцоров увлекает,

                               Всякий молодец на свой образец!

                                      Пляска «Приглашение» укр. нар. мел. (син. диск 1, № 5)

Вед: Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть,

         К нам сорока прилетела и тебе водить велела!

Игра «Гори, гори, ясно!» русс. нар. мел. (сб. Споем мы дружно песню, стр. 120)

Хозяюшка: Ставьте ушки на макушки, вы слушайте внимательно,
                    Дети пропоют частушки очень замечательно!

«Частушки про балалайку»

  1. Заиграй – ка, балалайка, балалайка три струны,

Поспевайте, не зевайте, выходите, плясуны!

  1. Балалайка, балалайка, я в тебя влюбленная,

Потому что ты родная, русская, народная!

  1. Ой, балалайка, балалайка, балалайка — стуколка.

Мой миленок — короленок, а я его куколка.

  1. Как заслышу балалайку, сразу в пляс пускаюсь!
    Удивить честной народ очень я стараюсь!

  1. Балалайка балаболит и народ честной заводит.
    Это, братцы, неспроста: в ней есть русская душа!

  1. Балалайка - три струны - всё, что нужно для души!
    Только стоит заиграть, и печали не видать!
  2. Балалайка, балалайка, три певучие струны,

Веселее заиграй – ка, веселиться все должны!

  1. До свиданья, балалайка, отдохни и ты, гармонь!

Мы частушки Вам пропели, чтоб исчезла у всех хворь!

Пословицы и поговорки про музыку

  1. Под хорошую музыку и медведи пляшут.
  2. Без музыки, без дуды, идут ноги не туды.
  3. Какая жизнь, такие и песни.
  4. Без музыки мир бы был ошибкой
  5. Мир без музыки, что птица без крыльев.
  6. Песню играть – не поле пахать.
  7. Без запевалы и песня не поется,

Хозяюшка: Ну что ж? Давайте, ребята, снова играть,

                     Веселой игрою гостей развлекать!

Игра «Чей кружок быстрее соберется?» русс. нар. мел. (зел. диск 1, № 34)

Девочка: Что с ногами не пойму, вправо – влево носятся,

                Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!

«Пляска с балалайками» (бел. фл. № 377)

Хозяюшка: В мире много сказок, грустных и смешных,

                    И прожить на свете нам нельзя без них!

Сценка «Балалайка — теремок»

На переднем плане — домик – балалайка

Вед: Стоит в поле теремок, теремок, он ни низок, ни высок, ни высок.

         Вот по полю гармошка бежит, у дверей остановилась и стучит.

Гармошка: Кто же, кто же в теремочке живёт? Кто же, кто же в невысоком поёт?

Вед: Не услышала ответа она, стала в домике играть она одна.      

Ребёнок исполняет мелодию на гармошке

Вед: Эту песню сразу бубен услыхал,

         К теремочку быстрым шагом подбежал.

Бубен: Это кто же так чудесно поёт? В гости песенкой друзей к себе зовёт.

            Будем вместе мы с тобою играть и другие инструменты зазывать.

Вед: Вот по полю - полю дудочка бежит,

         У дверей остановилась и стучит.

Дудка: Это кто же в теремочке живёт, так чудесно и красиво поёт?

             Вы меня к себе возьмите в оркестр, неужели не осталось больше мест?

Бубен: Проходи, сестрица, в наш теремок,

             Чтобы песенку послушать каждый мог.      

Ребёнок играет на дудочке

Вед: Ложки дружные ту песню услыхали,

         Поспешили, прямо к дому подбежали.

Ложки: Не найдётся ли местечка для нас?

              Мы сыграем плясовую вам сейчас.      

Дети играют на ложках

Дудка: Нам понравился ваш славный дуэт,  

             В нашем домике для скуки места нет.

Вед: А, по полу колокольчики летят,

         У дверей остановились и звенят.

 Колокольчики: Вы пустите тоже нас поиграть,

                            Надоело нам одним горевать.

Ложки: Не печальтесь, проходите в наш дом,

              Заиграем мы в оркестре впятером.

 Бубен: Подождите, не спешите выступать,

              Нужно срочно дирижёра нам позвать.

        

Выходит дирижёр

Дирижёр: Вижу, в домике собрался оркестр, в зале не найти свободных даже мест.

                  Пусть же музыка сильнее звучит и ребяток наших славных веселит!             

«Оркестр» (диск, № 21, стр. 37)

Хозяюшка: Мы славно гуляли на празднике нашем!

                    Нигде не видали мы праздника краше!

                    Так будьте здоровы, живите богато, а мы уезжаем до дому, до хаты!

Педагог:  А загадку отгадаете?

Струн дано мне очень мало,

Но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень,

И услышишь: длень, длень, длень!

Ну-ка! Кто я отгадай-ка!

Озорная …

Дети: БАЛАЛАЙКА!

1 вариант

И пришли мы к вам, соседушка, не одни, а с ребятами! Да не с простыми ребятами, с оркестрантами! Припасли мы вам забавушек на всякий вкус!
Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!

или:

А у меня сюрприз для вас:

Гости к нам придут сейчас.

Это, дети, музыканты

И, как вы, одни таланты.

Вас они хотят потешить,

Посмешить, позабавлять,

На народных инструментах

Будут музыку играть.

Веселы они всегда!

Встретить их хотите?

Дети: Да!

Открывается занавес. На сцене оркестр

Педагог:  А вот, друзья, еще загадка!

Он руками машет плавно

Слышит каждый инструмент

Он в оркестре самый главный.

Он в оркестре – президент!

Кто это ребята?

Дети: Дирижер!

Выходит дирижер

Ведущая: Балалайка, трень да трень,
Сердце звуками задень.
Гармонист, найди басы
Да по залу пробаси.

  1. Р.н.п  «Светит месяц»

Ведущая: И в кузнице работать

И весело гулять

Умели наши деды

Душою отдыхать!

  1. Р.н.п. «Во кузнице»
  2. Р.н.п. «Коробейники»

Ведущая: Есть у нас одна песня славная,

Эх, задорная, но не бранная.

Мы что с радости, и что с горюшка

Всё равно поём, поле-полюшко!

Это Русь поёт многоликая,

Даже в песенках ты – великая!

И не надо иной, ну ни сколечко,

Грянем вместе с ней, ПОЛЕ - ПОЛЮШКО

  1. Л. Кнпипер  «Полюшко - поле»

Балалаечка гудит, Жалко милого будить… Балалаечка - гудок Разорила весь домок. Как на эту балалаечку Навешаю цветов, Чтобы эта балалаечка Играла про любовь. Юрий Корчагин "Бродячие музыканты" 1983 г. Чаепитие Балалайка, струны медны, Чтой-то запылилася, Выпить что ли для беседы, Ох, как накопилося. Заиграла балалайка, «Трынди-брынь» затренькала, Ну, давай-ка наливай-ка Чаю с карамелькою! Что-то как-то надоело Мне с тобой чаёвничать, Балалайка запотела, Водку пить мне что ль начать? Балалайку я украсил Звёздочками, блёстками, Привязался дядя Вася, Мол, сыграй Чайковского

Не пугайся огня, Не ходи сторонкой, Ах, ревнуйте меня Только к струнам звонким. Я весь свет обошел С песнею летучей, И сказать вам пришел Я на всякий случай: По душе, может, вам Роль моей хозяйки? Я всю жизнь вам отдам, Кроме балалайки. У подружки моей В струнах есть мечтания. Я хожу вместе с ней К милой на свидание. Играй, играй, балалаечка, Звезда висит над лесочком. Ах, балалаечка, балалаечка, балалаечка - России удивительная дочка!

А сейчас, ребята, садитесь и диву дивитесь. Мои загадки отгадайте и гостей принимайте.

Вы все на ней играете,

Ду-ду-ду, да-да-да.

Вот так поет она всегда.

Ни палочка, ни трубочка.

Что же это?....

Дети: - Дудочка!

Выходит девочка-дудочка

Дудочка:

А я дудочка- звонкогудочка.

Поутру люблю играть,

Коров, козляток созывать.

Звучит запись игры на дудочке девочка подыгрывает

Балалайка:

Слушайте следующую загадку:

У меня есть звонкий друг,

Постучишь – ответит вдруг.

Звонко, звонко зазвенит.

Не стучишь, и он молчит.

Сразу скучно людям,

Что за друг мой?...

 

Дети: Бубен!

Выходит мальчик-бубен играет

Бубен:

Я бубен весёлый и заводной.

Прошу, поиграйте ребята со мной.

Проводится игра с бубном

Балалайка:

Ещё для вас загадка.

У моей коробочки пуговички-кнопочки,

Как начну их нажимать,

Так и хочется плясать.

Дети: Гармошка!

Выходит ребёнок-гармошка

Гармошка:

А я вздохну и развернусь,

И по деревне вдоль пройдусь.

И соберётся в круг народ,

Что хочешь, спляшет и споёт.

Звучит наигрыш на гармошке, ребенок играет

Балалайка:

Деревянные, резные,

Хохломские, расписные.

Хочешь ими щи хлебай,

А желаешь – поиграй!

Дети: Ложки!

Выходят двое детей-ложки

Ложки:

Ложки разными бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс идет любой.

 

Ложки:

Мы принесли для вас ложки.

Поиграть на них немножко!

Звучит р.н.мелодия «Ах вы, сени», дети играют на ложках

Балалайка:

Вот и последняя загадка.

Слышен топот, стук копыт,

А под дугою он звенит.

 

Дети: Колокольчики!

Выходят двое детей-колокольчики

Колокольчик:

Динь-динь-динь, мой колокольчик,

Мелодичный мой звоночек.

Колокольцев перезвон –

Очень задушевный он.

 

Колокольчик:

Мы колокольцы звонкие,

Голосочки тонкие.

Балалайку поздравляем,

На каравай всех приглашаем!

Все исполняют песню «Каравай» имениннице

Думаете, современный мир погряз в электрогитарах и забыл о всенародной любимице? Может, балалайка и не так популярна в наши дни, но многочисленные оркестры да и музыканты-виртуозы не перевелись на русской земле!

Ежегодно, 23 июня, в Крыму проходит грандиознейший фестиваль, куда съезжаются знаменитые и не очень балалаечники, чтобы отпраздновать День балалайки как и полагается: задорно, весело, широко. И звучит она, русская балалаечка, поёт и показывает свои таланты, а музыканты-виртуозы показывают своё мастерство. Ведь они есть – настоящие, умопомрачительные! Слушаешь их и восхищаешься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА В КУБАНСКОЙ СТАНИЦЕ»

СЦЕНАРИЙ  ФОЛЬКЛОРНОГО  ПРАЗДНИКА  для детей подготовьтельной группы...

Сценарий фольклорного праздника «Праздник русской березки - Троица»

Сценарий фольклорного праздника«Праздник русской березки - Троица» Автор - составитель: Жидкова Н.Ю.Участники мероприятия: все возрастные группыМесто проведения: летняя площадка Действующие ...

Праздник русской березки Фольклорный праздник для детей средне-старшей группы.

Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям православной культуры и народным традициям, показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, играх).Участни...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...

Фольклорный праздник "Встречаем Троицу" (Праздник Русской берёзки)

Расширять представление о фольклорных праздниках. Вызвать интерес к традициям земли русской, окружающему миру, познакомить с троицко-семицкими обрядами и атрибутами украшений березки....

Сценарий фольклорного праздника в ДОУ «Зимний праздник Святки»

Сценарий фольклорного праздника в ДОУ «Зимний праздник Святки»...

Фольклорные праздники старших дошкольников на примере весеннего календарного праздника

Свою работу по музыкальному воспитанию детей стараюсь строить на основе народного календаря. Заклички учат детей общаться с явлениями природы , от которых зависят результаты земледельческого  тру...