Литературно - музыкальная гостиная "Война отгремела, но память жива", посвященная 75 годовщине со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Боева Светлана Николаевна

На празднике присутствуют бабушки, дедушки, приглашенные гости, дети подготовительных групп.

Важное отличие данного сценария - большинство стихотворений читают взрослые: педагоги, сотрудники детского сада, родители. Они смогут лучше передать смысл произведений, помогут детям проникнуться атмосферой того времени, почувствовать гордость за свой любимый город - Ленинград и ленинградцев. Важно пронести память о тяжелом блокадном времени через многие поколения. На празднике прозвучат стихи Валерия Шумилина, жителя блокадного города. Дети исполнят  песни военной поры, а взрослые им помогут. Танцы на известные мелодии станут украшением встречи людей разных поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_otgremela_no_pamyat_zhiva_zhiva.docx31.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

           Литературно - музыкальная гостиная «Война отгремела, но память жива», посвященная  75 годовщине со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Ведущий.  Дорогие друзья! Петербуржцы!  Наша встреча посвящена важному событию в истории нашего города и всей страны. 75 лет назад наш город был освобожден от вражеской блокады. Ленинградская блокада – это страшное военное время, о котором знает весь мир. И мы, ленинградцы, петербуржцы  будем помнить о тех, кто ценой своей жизни сохранил для нас наш любимый город и не отдал его врагу. Какое мужество проявили и взрослые, и дети, оказавшиеся в кольце врага.

     Сегодня в этом зале прозвучат стихи очевидцев тех событий и песни о войне. Мы хотим, чтобы память о тех героических днях сохранилась на долгие годы, чтобы наши дети и внуки гордились подвигом Ленинграда и ленинградцев.

       Звучит песня «Ведь мы же с тобой ленинградцы», музыка Виктора  Плешака, слова Макса Дахие.

 Педагог 1.

 Эта песня про вас,
Переживших блокаду,
Сыновей, дочерей,
Преданных Ленинграду.
Вы спасались от пуль,

Голодали, но жили.
Средь бомбёжек в дыму
Всё же вы победили.

Педагог 2.

Девятьсот долгих дней
Бесконечно тянулись,
Но вы были сильней,
Пред врагом не согнулись.
Вы теряли родных
И друзей хоронили,
Смерти глядя в лицо
Всё же вы победили.

Педагог 3.

Город наш на века —
Символ чести и славы.
И мы будем всегда
Им гордиться по праву.
Будут память хранить
Те слова на граните:
«Никто не забыт
И ничто не забыто!»

Песня «Наш Петербург боевой», слова и музыка М.В. Сидоровой.

Ведущий. 900 тяжелых дней и ночей с постоянными обстрелами, холод, голод, потеря близких – невыносимое испытание для взрослых. А как быть детям, которых в городе осталось 400 тысяч.  

Дети.

1.Убийство, война и блокада

В тяжелый для Родины час

Настигли детей Ленинграда –

Обычных детей, вроде нас.

Настигли за партою в школе

И отняли мать и отца.

От голода, страха и боли

Забились ребячьи сердца.

2.Они, ленинградские дети,

Писали в своих дневниках

О самой последней конфете,

О ломящей боли в ногах.

Война их терпеть научила

И сделала старше в сто раз.

В героев она превратила

Обычных детей, вроде нас!

Звучит песня «Дети блокады», музыка Л. Шаховой, слова В. Медведевой (1куплет и припев).

Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.

Сестра.
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.

 Брат принес воду с Невы.

Брат.
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Пусть  разрываются снаряды здесь,
Но  дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.

Сестра.
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!

Брат.
Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра.
А вот и мамины шаги слышны.

Брат.

Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.

С завода далеко так шла

И свой паек нам принесла.

Мама.

Как вы тут мои хорошие?

Я вижу, не был почтальон,

Опять прошел нас мимо он.

Дети.

Нормально, мама все у нас.

А письма… будут в другой раз.

Мама закрывает лицо руками (плачет)

Сестра ( подходит к маме)

Мама, не плачь!
Папа вернется.
Встанет над городом солнце.
Смолкнут сирены в ночи.

Мама, не плачь!
Мы будем вместе.
Больше не станем известий
Грустных читать у свечи.

Брат (Подходит к маме)

Мама, не плачь!
Не надо бояться.
Просто могли потеряться
Папины письма в зиме.

Мама, не плачь!
Папа не плачет.
Зло он когда-нибудь спрячет.
Мир будет жить на Земле!

Звучит песня «Мама не плачь», музыка М. Чертищева, слова В. Ватагина (2часть).

 Мама обнимает детей.

Звучит сигнал воздушной тревоги и все уходят.

Ведущий. Город  постоянно бомбили по 6-8 раз в сутки. Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище или метро. Там люди старались поддерживать друг друга кто как мог.

«Дед  Пантелеймон брал с собой в бомбоубежище патефон» - рассказывает очевидец событий В. Шумилин в стихотворении «Бомбоубежище».

Педагог. Поначалу был посмешищем

Дворник наш Пантелеймон.

Всякий раз в бомбоубежище

Брал он старый патефон.

И с пластинками альбом еще

Приносил с собою дед:

-Это все мое сокровище,

Ничего другого нет.

Если рухнет дом под бомбами,

Не погибнут песни все ж.

- Нет, вы видели подобное?!

- Ну, дедуся, ты даешь.

- Начинай! – твердили женщины.

- Ставь скорей! – детишки в тон.

Дед степенно и торжественно

Заводил свой патефон.

«Шук – шук – шук» - шуршит иголочка,

И мембрана чуть дрожит.

Мне: «… в лесу родилась елочка»,

Взрослым: «…путь далек лежит».

Мог бы в клубе стать затейником

Мудрый дед Пантелеймон,

 Но а вот «Платочек синенький»

Разучил со всеми он.

Бесновались фрицы в ярости,

Бомбы сбросили опять.

Хор поет в бомбоубежище

Русский дух им не сломать.

Танец «Синий платочек». Звучит песня «Синий платочек» на слова М. Максимова.

Ведущий. К бомбежкам постепенно привыкли, но к голоду привыкнуть было невозможно. Каждый день от истощения  погибали  сотни людей, среди которых были и дети. Блокадный паек 125 граммов хлеба, за которым нужно было выстоять огромную очередь в лютый мороз.

 Бадаевские склады с продовольствием разбомбили еще в начале блокады, но люди носили с пепелища землю, в которой были частицы сахара.

 Стихотворение В. Шумилина «Земля моя».

Педагог.

Ремни варили, ели клей конторский,

Как суп, спасаясь в лютую войну.

Ах, в этот суп немножко бы картошки,

Всего бы две картошинки, одну!

Мы землю из Бадаевского склада,

Как сахар, берегли для кипятка.

И чай с землею был на редкость сладок,

Хотя земля блокадная горька.

И с той поры земля во мне осталась,

Она в душе как реквием звучит.

А если вдруг почувствую усталость,

То метрономом в сердце постучит.

Всей жизнью я родной земле обязан,

Вошла в меня, потребовав: «Живи!»

Мой Ленинград, с тобой я кровно связан:

Земля твоя течет в моей крови.

Ведущий.

Немало трудностей выпало  на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... Они делали все, чтобы выжить, выстоять, помочь городу и фронту.

Эту песню мы посвящаем ленинградским детям – защитникам нашего города.

Песня «Ленинградские мальчишки», музыка Е.Шварца, слова В. Коростылева.

Ведущий. А еще дети навещали раненых в госпиталях, пели для них, танцевали, надеялись встретить своего отца, ушедшего на фронт.

Стихотворение «Я спою тебе, родной»

Педагог.
Синеглазая девчонка
Девяти неполных лет...
Льётся песня нежно, звонко
На больничный белый цвет.

И под звуков переливы
Чьи-то братья и отцы
Вспоминают дом счастливый,
Просят спеть ещё бойцы.

Девочка.

«Я спою, — в ответ девчонка, —
Низко голову склонив,
— Вот, пришла нам похоронка...
Но я верю: папа жив!

Может, кто из вас случайно
Папу где-нибудь встречал?
Где-то там, в сторонке дальней,
Вместе с папой воевал?»

Педагог.

И как будто виноваты
В том, что живы до сих пор,
Вдруг отводят все солдаты
От девчонки малой взор.

Проглотив слезу украдкой,
Вновь поёт до хрипотцы,
И, по-взрослому, солдаткой
Кличут девочку бойцы.

Бесконечно петь готова
Песни раненым она,
Но при этом спросит снова,
А в ответ лишь тишина.

И однажды, как награда,
Весь изранен, но живой,

Девочка.
Папа, милый! Вот он, рядом!
«Я спою тебе, родной!»

Девочка исполняет песню «В землянке», музыка Листова, слова А. Суркова.

Ведущий. Отстоять город – значит защитить детей, наше продолжение, наше будущее. А делали это наши воины, защищавшие Ленинград.  Среди них были и те, кто только что окончил школу, строил планы на будущее, но война изменила все. Что сделал ты, СОЛДАТ, забыть нельзя!

Выходят по очереди пары детей.

Пара 1.
- Со школой мы простились  навсегда…
- Увидимся ли мы с тобой когда?

  Ты бей врага, а я тебя дождусь.

- Я обязательно к тебе вернусь!

Пара 2.- Страшная, проклятая война.

Сколько горя нам несет она.

А завтра у тебя тяжелый бой.

- Ты жди, и мы увидимся с тобой!

 Танец «Закаты алые». Звучит песня В.Осошника «А закаты алые».

Педагог.  (Дети)

 Что сделал ты, СОЛДАТ, забыть нельзя!


Прошел ты через боль, огонь, туманы,
Стоял по горло в ледяной воде!
А после боя ждал письма от мамы,
На время, забывая о войне!

Горел ты в танке и тонул на море,
Бесстрашно в небе шел ты на таран!
Холодный снег «горячим» был от крови,
Когда в окопах плавился металл!

 Снаряды небо светом озаряли,
Команду пушкам ты давал «Огонь».
Мечтал о тишине, когда стреляли,
Чтоб в руки снова взять cвою гармонь!

Великий  город выстоял в осаде,
Ты был его надеждой и щитом.
Ты никогда не забывал о Ленинграде,

Он был твоей любовью и судьбой.

Танец «Ленинградский вальс». Фонограмма песни «Ленинград мой,  милый брат мой»,

музыка А. Лепина, слова П.Шубина.

Ведущий. Воевали с фашистами и женщины. Они были связистами, медсестрами, снайперами.

Наравне с мужчинами они переносили все тяготы войны.

Стихотворение В. Шумилина «В походном строю».

Педагог.

Бьет память набатом среди тишины.

Девчата в солдаты ушли в дни войны.

Не грома раскаты – то залпы в бою,

Шагали девчата в походном строю.

Откуда сноровка взялась у девчат?

Кто держит винтовку, а кто автомат.

Суровость во взоре – на то и война.

Постой-ка в дозоре с утра – допоздна.

Кровавы закаты, в огне горизонт.

Шагали девчата упрямо на фронт.

Эх, Тонечка, Тома… под крик петухов

Сидеть бы вам дома, да ждать женихов.

Но тихие зорьки прельстить не смогли.

Глаз снайперши зоркий: - По недругу - «пли»!

Рискуя собою, сквозь пламя ползли,

Когда с поля боя бойцов волокли.

А раненых столько – на весь медсанбат!

Откуда же стойкость у наших девчат?

Такими взрастила их Родина – мать.

В чьем сердце Россия, те могут понять.

Песня «Катюша», музыка М. Блантера, слова М. Исаковского посвящается всем девушкам и женщинам той поры.

 

Педагог.   Победа!

Четыре года ты была мечтой:

Суровой, непреклонной и святой.

Четыре года тьмы. Но ради света

К тебе тянулись стойкие сердца,

Ручонки из блокадного кольца.

И ты пришла великая Победа.

Как много нас, одевшихся в гранит,

Но метроном, по – прежнему, стучит,-

То бьется пульс незыблемой планеты.

Стирается незримая черта –

Не забывайте люди никогда

Святой цены

Свершившейся Победы.

Минута молчания.

Педагог.

Тишина над просторами русской земли…
Пелена над лесами и гордыми нивами…
Времена много вылечить боли смогли,
Но война всё белеет сединами,
Скупыми сединами.


На висках у прошедших сквозь грохот и дым,
На полях, где под снегом могилы безвестные.
И в веках свято павшим, как вечно живым,
Бьют поклоны все птицы небесные,
Все громы небесные…


И пока это в сердце незримо живёт,
И пока вдаль шагаем, но прошлое помнится,
Велика будет гордость за русский народ,
Будет вера победами множиться,
И славою множиться.

Песня «Птицы белые», музыка С. Ранды, слова В.Редкозубова.

Хореографическая композиция.

Ведущий. Главное слово на свете – это мир! Пусть такое, что было в Ленинграде в годы ВОВ, не повториться НИКОГДА!

Песня «Я хочу, чтобы не было войны», музыка и слова А. Петряшевой .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

"Никогда не забудем". Методическая разработка проектной деятельности с детьми, посвященной Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января)

Все дальше и дальше уходят от нас тяжелые дни страшной войны. И все труднее и труднее рассказать нашим маленьким детям о том, что это была за война. Но нам, ленинградцам, петербуржцам, никогда нельзя ...

Годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады с использованием ИКТ

Материал разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем обозначены цели и задачи с учетом интеграции образовательных областей. Использованы современные образовательные технологии: презентац...

Сценарий семейного вечера, посвящённого годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Полное содержание мероприятия, вкючающее слова ведущего, стихи для детей и тексты песен....