Музыкально-театрализованное представление «Богатыри земли русской»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Развитие у дошкольников патриотические чувства посредством погружения детей в музыкально-театрализованные образы былинных героев русского эпоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri.docx | 218.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель заведующего по УВР
__________________ С. А. Наливайко
Музыкально-театрализованное представление
«Богатыри земли русской»
Автор-составитель музыкальный руководитель:
Демеева Русудан Шотаевна
Г. Стрежевой, 2018 г.
Пояснительная записка:
С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру, который является одной из наиболее наглядных форм
художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Процесс театральной деятельности дошкольника неразрывно связан с его музыкальным развитием. А музыкальный театр синтезирует в себе и театральную и музыкальную деятельность, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения дошкольников, помогает развивать, внимание, память, речь, музыкальный слух, учит владеть телом, мимикой и голосом, освобождает от закомплексованности, дает ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение.
На мой взгляд, важность театра для дошкольников объясняется следующими факторами:
— физическими — наличие «рукотворного» мира (костюмы, декорации, игрушки, куклы и т.д.), дающего возможность в любую минуту действовать с предметами и вещами;
— социально-эмоциональными — дети одновременно являются актерами, режиссерами, художниками, музыкантами, что предоставляет им некоторую независимость, возможность творчества, а достигается совокупностью изобразительной, речевой, музыкальной, театрализованной деятельности;
— психологическими — ребенку предоставляют возможность ощутить чувство внутренней свободы, раскованности, самовыражения;
— интеллектуальными — в процессе игры дети выполняют разнообразные творческие задания.
Исполняя роли персонажей с разными характерами в музыкально-театрализованном представлении «Богатыри земли русской», дошкольники примеривают на себя различные модели социального поведения. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя адекватно ситуации, проявляя уже «наработанные» те или иные качества.
Таким образом, театр выполняет важную психологическую функцию, так как помогает участникам действия повысить и стабилизировать свою самооценку, воспитать волю и характер, развить черты лидера, а также выплеснуть те негативные эмоции, которые в иных случаях жизни «отыграть» не представляется возможным.
Театральная деятельность, будучи ориентированной на потребности и мотивы ребенка, позволяет решать многие проблемы воспитания детей из так называемых групп риска (с нетипичным поведением): излишне застенчивых, агрессивных, социально неуверенных и т.д. Кроме того, театр позволяет организовывать работу и с одаренными детьми.
Актуальность:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер
Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в X –XIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна. Такая система работы позволяет дать детям начальные знания об истории нашей Родины, русских богатырях. Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».
С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений несли верную службу, защищая Родину.
Цель:
Р азвитие у дошкольников патриотические чувства посредством погружения детей в музыкально-театрализованные образы былинных героев русского эпоса.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и укреплять знания об истории нашей Родины, развивать интерес детей к истории родного Отечества;
- Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях;
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
- Формирование духовности, чувства патриотизма у детей через знакомство с былинами и легендами русского народа, раскрыть понятие «былинный богатырь»;
- Закреплять и расширять знания детей о доблести русского воинства, о силе и славе богатырской Руси.
- Учить связно, последовательно выразительно рассказывать о богатырях, пополнять словарный запас детей;
- Изучить характерные детали одежды русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, щит, лук со стрелами, булава, палица, клочан), доспехов.
Развивающие:
- Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей;
- Развивать образную речи детей, обогащать словарного запаса;
- Развивать коммуникативных навыков, поддерживать доброжелательные отношения между детьми;
- Развивать интерес к словесному искусству: сказаниям, песням, языку былин, преданий о русских богатырях;
- Развивать творческие способности детей средствами театрального искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной страны;
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к предкам, к своей Родине, гордость за свою Родину;
- Воспитывать чувство ответственности друг за друга, чувство коллективизма, чувство гордости за родителей;
- Воспитывать чувства сопричастности к культуре своего народа;
- Формировать у детей интерес к историческому и духовному наследию России;
- Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.
- Воспитать интерес к различным видам театральной и музыкальной деятельности.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о богатырях, воинах. Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, воинского оружия и доспехов. Слушание фольклорной и классической музыки по теме: звукозапись «Былинная музыка» в исполнении ансамбля «Русичи», русские народные мелодии в исполнении оркестра им. Н. Осипова, звукозапись песен Н. Тананко «Песня о России», «Песня о русском духе», р. н . мелодии в исполнении оркестра народных инструментов имени Н. Осипова и другие.
Словарная работа:
Русь, русичи, славяне, богатыри, снаряжение, застава, сказитель, былины, предание, доспехи – одежда богатырей (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, бармица), оружие богатырей (копье, меч, щит, лук со стрелами, палица, булава, клочан), гусли, гусляр.
Оборудование, материалы, атрибуты:
Компьютер, экран, проектор, камен с указателями, трон, печь, наковальня, мечи, молоток, кувалда, гусли.
Герой:
Гусляр, княжна, богатыри, красные девицы, кузнецы, Змей Горыныч.
Музыкальный репертуар:
- Хоровод - «Песня о родине» - студия «Аленушка»;
- Танец - «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой;
- Русская народная песня - «Во кузнице»;
- Песня «Русские Богатыри» - из репертуара ансамбля «Живая вода».
Сценарий музыкально-театрализованного представления
«Богатыри земли русской»
/На заднем плане зала, с лева, ставится бутафорский камен с указателями, на середину – трон, на право – печь./
Гусляр. /под звучание гуслей/. Сколько вижу я, сколько ведаю, расскажу я Вам – вы послушайте! Сердцем слушайте, душой грейтеся и любовью наполняйтеся к добрым молодцам, к славе прежних лет, к Руси – матушке, ко Отечеству! Все может родная земля: накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.
Под «Песней о родине», девочки водят хоровод.
/После хоровода девочки продолжают двигаться./
/На сцене появляется Змей Горыныч, уводит девушек за дверью./
Гусляр. И напал лютый Змей на родную сторонушку, заковал солнце яркое. И разрушил этот Змей город каменный, город прославленный! Уничтожить хотел коварный Змей красных девушек, да малых детушек!
С давних пор так повелось, как только на нашу землю приходил враг, все люди, и стар и млад поднимались на борьбу.
/Входит Княгиня, Садится на трон. Выходят 3 Богатыря, двое с мечом и один с ножом. Идут и обсуждают./
1-й богатырь. Зачем же это мы нашей доброй княжне понадобились? Зачем она нас призывает?
2-й богатырь. Неужели опять на наши края враг наступает, грозит разорить нашу родную землю? Ну, ничего, мы до сих пор всех побеждали.
/Богатыри подходят к ней./
Княгиня. Здравствуйте, богатыри. Позвала я вас, добры молодцы, хотела у вас просить, чтобы помогли вы нашему народу. Недавно повадился злодей Змей Горыныч нападать на землю русскую, поля вытаптывать, людей губить, детей сиротить, девушек утаскивать. Не дает людям ни проходу, ни проезду. Наберите себе храбрых воинов и отважных богатырей и освободите нашу землю от нечисти.
3-й богатырь. Да, не обрадовала ты нас, княгиня. Ну, ничего не поделаешь, надо идти воевать, освобождать родные поля и леса.
2-й богатырь. / Всех призывает./ Разудалы, добры молодцы! Собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Исполняется танец «Богатырская сила».
/После танца богатыри остаются на месте, расходятся на две стороны от Княгини./
Княжна. /Встает./ А перед повелеваю клятву произнесть!
Клятва:
Княжна. Обещаем бороться в бою честном!
Богатыри все вместе. Обещаем бороться в бою честном!
Княжна. Друга в беде не бросать!
Богатыри все вместе. Друга в беде не бросать!
Княжна. Да не посрамим земли русской!
Богатыри все вместе. Да не посрамим земли русской!
Княжна. Великие богатыри! Бейтесь с врагами Земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищайте вдов, сирот, малых детушек.
2-й богатырь /с ножом/. Мне бы меч булатный.
Княжна. Ты сходи в кузницу, они там добрые клинки куют. /Богатыри и Княжна уходят за дверью./
/Ставить наковальню в центре зала, и печку. Выходят кузнецы и девочки. девочки строятся на песню./
Исполняется р. н. песня «Во кузнице».
/Девочки поют, кузнецы ритмично под музыку куют меч./
/По окончании песни богатыри заходят в зал и подходят к кузнецам./
Кузнец. Возьми, богатырь, наш меч булатный, иди, сражайся с врагом.
2-й богатырь. Эх, хорош меч! Благодарствую. /Принимает меч с поклоном. Кузнецы и девочки уходят. Кузницу убрать со сцены и перенести трон на переднем плане зала, правый угол. /
/Богатыри доходят до камня./
3-й богатырь. Друзья, посмотрите, на нашем пути загадочный камень.
«Налево пойдёшь – коня потеряешь,
Направо пойдёшь - богатым будешь,
Прямо пойдёшь – сам пропадешь».
2-й богатырь. Какую мы с вами выбираем дорогу?
1-й богатырь. Дорогу, которая идет прямо.
Вместе. Тогда отправляемся в путь. /Идут, им на встречу выходит змей./
Змей. Аааа….. Богатыри сами в мои лапы пришли. Захочу теперь – живым сожру, захочу – в своё логово унесу, захочу – в плен возьму. Немало у меня в плену русских людей – не хватает только богатырей.
1-й богатырь. Ах ты, Змей! Ты сначала возьми нас, потом хвастайся!
/Под музыку сражаются со Змеем. Головы Змея падают одна за другой. Остаётся одна голова./
Змей. Ох, богатырь! Не убивай меня, пусти по свету летать. Буду я тебя всегда слушаться. Дам тебе великий обет: не летать к вам на Русь, не брать в плен русских людей. Только ты помилуй меня, не руби мою последнюю голову!
2-й богатырь. Не будет тебе пощады, Змей! Много крови ты на Руси пролил, нападал на землю русскую, поля вытаптывал, людей губил, детей сиротил, девушек утаскивал.
/Снова сражаются со Змеем, выгоняют из зала./.
Гусляр. Собирайся, народ, нынче пир на весь мир!
/Все выходят, и идет инсценировка пира./
Гусляр. Веселятся и ликуют нынче все на Руси. Столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, мёду сладкого.
3-й богатырь. Не годится богатырям на пиру сидеть да живот растить. Пойдём мы в степи широкие да поля привольные. Будем стоять на страже земли русской!
/Выходят все богатыри на передний план, девочки остаются задний план./
Исполняется песня «Русские богатыри»
/Звучит колокольный звон, все выстраиваются полукругом в центре зала, богатыри – в центре полукруга./
Гусляр. Весь народ простой на Руси святой богатырей любят – чествуют, воспевает их славные подвиги. Слава и в наши дни богатырям – защитникам Родины!
Княжна. Были, есть, и будут на Руси богатыри. Новые дружины на смену им пришли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театрализованного представления « Богатыри Земли Русской»
Сценарий театрализованного представления« Богатыри Земли Русской»...
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
Театрализованное представление в подготовительной к школе группе "Богатыри земли русской".
В данном представлении показана вся удаль, сила, любовь русского народа к родной земле - матушке." Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью!"....
Театрализованное представление "Богатыри земли русской"
Театрализованное представление посвящено защитникам нашей страны. Оно несет в себе историю Руси, которая находилась под защитой войнов, защищавших Русь от набегов кочевников. Конкретно речь идет о так...
Конспект Тема: «Богатыри земли русской». «Богатыри бурятского народа»
Образовательный межгрупповой проект в старшей и средней группе на тему: «Богатыри земли русской»-средняя группа. «Богатыри бурятского народа»-старшая группа.Участники проекта: ...