Фольклорное занятие "Ладушки-ладушки".
материал (старшая группа) на тему

Прокопова Гульнара Рашитовна

Фольклорное занятие - праздник для детей старшей группы

ГБДОУ детский сад №32 Выборгского района.

Музыкальный руководитель:

Прокопова Гульнара Рашитовна

«Ладушки, ладушки». Фольклорное занятие - праздник в русском народном стиле.

Цель:
Познакомить детей с традициями и культурой русского народа.
Задачи: 
- Развивать у детей интерес к русскому фольклору.
- Воспитывать уважение и любовь к русской культуре.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с русским фольклором.
- Разучивание потешек, прибауток, пестушек, закличек, считалок, дразнилок, хороводов, плясок и песен.

- Игра на ложках под пение сохраняя правильный ритмический рисунок.
Оформление зала:
Зал оформлен в виде русской избы – стол с угощениями, на столе самовар. Под окном стоит стилизованная русская печь с лежанкой, рядом стоит прялка и разные атрибуты русской избы.

Атрибуты:

Куклы, сделанные руками родителей.

Музыкальные инструменты – деревянные ложки.

Кружевные платочки для танца.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornoe_zanyatie.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Ладушки, ладушки.

Фольклорное занятие - праздник для детей старшей группы

ГБДОУ детский сад №32 Выборгского района.

Музыкальный руководитель:

Прокопова Гульнара Рашитовна

«Ладушки, ладушки». Фольклорное занятие - праздник в русском народном стиле.

Цель:
Познакомить детей с традициями и культурой русского народа.
Задачи: 
- Развивать у детей интерес к русскому фольклору.
- Воспитывать уважение и любовь к русской культуре.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с русским фольклором.
- Разучивание потешек, прибауток, пестушек, закличек, считалок, дразнилок, хороводов, плясок и песен.

- Игра на ложках под пение сохраняя правильный ритмический рисунок.
Оформление зала:
Зал оформлен в виде русской избы – стол с угощениями, на столе самовар. Под окном стоит стилизованная русская печь с лежанкой, рядом стоит прялка и разные атрибуты русской избы.

Атрибуты:

Куклы, сделанные руками родителей. 

Музыкальные инструменты – деревянные ложки.

Кружевные платочки для танца.

Самое большое богатство, которым гордится страна – это её народ, его традиции, культура, национальная самобытность, достижения.

Народ – прославляющий и защищающий свою Родину.

Но стало не редкостью и обратное отношение к своему прошлому, к истории своей страны, очень часто негативное.

А всё начинается с детства…

Оттого, насколько полно ребёнок получит опыт тёплого отношения к себе в раннем детстве, начнётся процесс формирования его отношения к окружающему его миру.

Первое ощущение доброты и нежности ребёнок воспринимает, слушая мамину колыбельную, как и её тёплые руки, ласковый голос, бережные прикосновения.

Добрый тон потешки, пестушки вызывает положительный отклик у малыша.

Ребёнок получает первый опыт общения с домашними, постепенно с окружающими людьми, животными.

И как важно, чтобы это общение было приятным и добрым.

У русского народа, как и других народов мира, накоплен огромный опыт воспитания подрастающего поколения, который необходимо беречь и использовать для сохранения национальной самобытности.

И именно эту задачу может решить широкое применение в работе с детьми детского фольклора – части русского народного творчества.

Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk –народ – и lore – мудрость. И эта мудрость народа не должна исчезнуть, а должна быть сохранена, если мы не хотим потерять свою самобытность, и, может быть, даже самостоятельность.

Гаврилова Алла Борисовна, учитель истории

МКОУ Побединская СОШ Новосибирской области

Ход мероприятия:

Дети и музыкальный руководитель одеты в фольклорные костюмы.

Дети входят под русскую народную мелодию и становятся в ряд, кланяются и усаживаются на места.

Звучит музыкальное вступление, девочки укачивают кукол, мальчики просто раскачиваются в такт колыбельной. Все поют колыбельную.

Ой, баю, баю, баю,

Спать укачиваю.

Петушок, не кричи,
Мою детку не буди!

Баю-баю-баиньки,
Купим Ване валенки,

Купим Ване валенки,
Бегать по завалинке.

Баю-баю-баиньки.

Стало тихо в спаленке,

Спят в кармане варежки,

Спят за дверью валенки.

Гули-гули-гуленьки,
Сели Ване в люленьку,
Стали люленьку качать,
Стали Ваню величать:

Ой, качу, качу, качу,

Спать укачивать хочу,

Спать укачиваю,

Уговариваю.

Встает мальчик и рассказывает прибаутку:

Ой, баюшки, баюшки, 

Жил мужик на краюшке,

Он не беден, не богат,

У него полно ребят! 

Все по лавочкам сидят? (считает пальчиком детей)

Все хором:

Все по лавочкам сидят! 

Девочка:

Кашу маслену едят!

Мальчик встает, над головой держит большую деревянную ложку, идет по кругу и возвращается на место:

Каша-то маслена,

А ложка-то крашена!

Девочки кукол поднимают вверх и садят на колени:

Ух ты!

Ладушки, ладушки! (поют, девочки хлопают ладошками кукол)

Мальчик:

Где были?

Все хором:

У батюшки!

Мальчик:

Чего ели?

Девочка:

Пряники!

Мальчик:

Где пряники?

Все хором:

Съели! (смеются)

Мальчик:

Попили-поели,

Все хором: (девочки поднимают кукол, поворачиваются вокруг себя и садятся на пол перед лавками)

Шу-полетели!

Мальчик:

Сели-посидели,

Опять полетели!

Девочки поднимаются, поворачиваются вокруг себя и снова садятся на лавки.

Все хором:

Шу!

Музыкальное вступление. Девочки держат кукол на коленях, подкидывая в такт прибаутке.

«Иванушка-рачек»

Иванушка-рачек
По бережку лазя,
Рыбку хватая,
Ульянушке носит..
Ульянушка-середцем
Ест рыбку с перецем..
Сидит барин на току,
Кричит барин "Засеку"..
У три сахи пашут, 
Четвертая борона
Её мать продала,
Не дорого узяла..
Тяпку, лопатку,
Курочку хохлатку..
Курочка хохлатка
Сидит на поличке..
Считая яички..
Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили..
Ни читать, ни писать
Только в куколки играть..

Девочки рассказывают пестушку, выбегая с куклами вперед:

Тяги – тяги – потягушеньки,

На Катю порастушеньки,

В ножки – ходунушки,

Ручки – хватунюшки, 

Поперек толстушечки! 
В роток – говорок, 
А в головку – разумок.      

Водичка, водичка, (мальчик с кувшином проходит вдоль девочек)

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели
Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок,

Вот такой расти, 

Чтобы видеть все могли! (все хором)

Музыкальное вступление. Девочки поют и водят хоровод с куклами, мальчики стоят позади, руки в бока.

«Пойду-выйду на вулицу»
Пойду-выйду на вулицу
Да разыграю карагод
Ооой, лёли, лёли-лёли. 2 р.
Да разыграю карагод
А я у батюшки ворот
Ооой, лёли, лёли-лёли. 2р.
А я у батюшки ворот
А у моего да у батюшки
Ооой, лёли, лёли-лёли. 2р.
А у моего да у батюшки
Воротики точёные
Ооой, лёли, лёли-лёли. 2 р.
Воротики точёные
А Вереюшки золочёные
Ооой, лёли, лёли-лёли. 4 р. (поклон с куклами)

Под музыку хоровода девочки укладывают кукол на печь и возвращаются на места.

Все хором читают потешку:

Ваня, Ваня, простота! (скачет Ваня на палке)
Купил лошадь без хвоста! 
Сел задом наперед 
И поехал в огород.

Музыкальное вступление, русская народная игра «Сидит Дрёма». Все расходятся в полукруг, в центре ставят стул, на стул садится Дрёма.

1. Сидит Дрёма, сидит Дрёма,
Сидит Дрёма, сама дремлет,
Сидит Дрёма, сама спит!

Хором тихо: Спит Дрёма! (Дрёма спит)

2. Вставай, Дрёма, Вставай, Дрёма,
Вставай, Дрёма, в хоровод,
Вставай, Дрёма, в хоровод!

Хором: Вставай, Дрёма! (просыпается, потягивается)
3. Взгляни, Дрёма, Взгляни, Дрёма,
Взгляни, Дрёма, на народ,
Взгляни, Дрёма, на народ!

Хором: Взгляни, Дрёма! (встает, руки в бока, вертит головой)

4. Бери, Дрёма, Бери, Дрёма,
Бери, Дрёма, кого хошь,
Бери, Дрёма, кого хошь!

Хором: Бери, Дрёма! (идет, выбирает пару)

5. Пляши, Дрёма, пляши, Дрёма,

Пляши, Дрёма, сколько хошь,
Пляши, Дрёма, сколько хошь!

Хором: Пляши, Дрёма! (пляшет в паре, все становятся парами и пляшут вместе с Дремой, в конце кланяются и садятся на места)

Все хором рассказывают сказку:

Была курочка рябенька, 
Снесла яичко беленько. 
Дед бил, бил - не разбил, 
Баба била, била - не разбила, 
Только мышка-покатаюшка 
Ударила хвостиком и разбила. 
Дед плачет, баба плачет, 
Курочка кудкудахчет, 
А мышка-покатаюшка 
Шмыг в норку - и ушла, ушла, ушла.Садятся на лавки закинув ногу на ногу и достают ложки. Звучит вступление.

«Прялица» (Все поют и играют на ложках, в конце встают и кланяются)

Звучит вступление, все прячут ложки и становятся в хоровод.

После песни мальчики становятся в круг, девочки становятся в промежутках.

Девочки начинают закличку:

Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму,

Мальчики отвечают:

У нас корма нету!

Весенний хоровод «Вот уж зимушка проходит»

По окончании мальчик идет внутри круга и говорит считалочку:

Яблочко катилось 
Вокруг огорода. 
Кто его поймал, 
Тот воевода стал. 
Слышал, вышел, 
Вон повышел (пошел). 

Мальчики становятся спиной в круг перед девочками и танцуют вместе краковяк.

После пляски все разворачиваются в полукруг и поют частушки с пляской.

«Частушки матушкам»

После частушет выходит мальчик и читает прибаутку приглашая девочек в хоровод:

Ай скок, поскок, 
Молодой груздок, 

По водичку пошел, 
Молодичку нашел. (кланяется) 

Звучит вступление, мальчики садятся на лавки. Девочки становятся на хоровод.

«Девичий хоровод»

После хоровода звучит вступление колыбельной, девочки берут кукол и садятся на свои места.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон.

Несут детке сон, сон.

Ой, люленьки - люшеньки,

Баиньки - баюшеньки,

Сладко спи по ночам

Да расти по часам!

В конце все встают и кланяются и друг за другом выходят из зала топотушкой под народную музыку.

Используемый материал:

http://io.nios.ru/articles2/85/6/detskiy-folklor-istok-sohraneniya-russkih-narodnyh-tradiciy

https://www.booksite.ru/fulltext/pot/esh/ky/index.htm

http://rusfolklor.ru/archives/category/dets

https://www.youtube.com/watch?v=nMhKjlIxL5I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорная гимнастика

Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим,  музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...