Фольклорный праздник "Именины осени"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Клюкина Галина Владимировна

Осенний фолклорный праздник для детей подготовитеьной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_prazdnik.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Фольклорный праздник  «Именины осени»

для детей старшего дошкольного возраста

праздник сопровождается показом слайдов из презентации «Осенины»)

 Дети входят с ведущей в зал, в  руках у неё клубочек ниток.

Ведущая:

Вот и опять у нас с вами в  гостях бабушкин клубочек. Любит он нас с вами по старинным дорожкам водить. По какой тропинке он нас поведёт сегодня, что интересного покажет? Слова-то волшебные вы не забыли?

Дети:        

Ты катись, катись, клубочек, вейся ниточка.

Вейся ниточка, да не путайся.

Ниточка, вперёд беги, за собою нас веди.

Дети проходят в зал.

(Слайд №1).

Ведущая:

Куда это мы попали? Никак на деревенскую улицу?

(Слайд № 2)

Ребёнок:  

Ах, улица, улица широкая! Как на улице, возле околицы, не тяжёл жемчуг рассыпается, чистым золотом разгорается  - то хоровод велик собирается.

Ребёнок:  

А на улице нашей сто братьев стоят

Все в один ряд, вместе связаны.

Ребёнок:  

А река вокруг изб искрится, блестит, словно между гор бежит конь вороной.

Ребёнок:

 А изба – то на улице – словно бычище, прокованы   бочища!

Ведущая:

А улица – то у нас живая!  (слышен шум деревенской улицы)

(Слайд № 3).

На заборе сидит царь в короне да со шпорами. Не сторож, а всех будит.                                                      

(кричит петух)

Ведущая:

Дети, а вы обратили внимание, что улица-то наша  - осенняя?

Исполняется «Осень наступила» (С.Насауленко).

Ребёнок:

Золотая волшебница осень,

Подожди, подожди уходить.  

Ну, пожалуйста, мы тебя просим

Хоть немножечко с нами побыть.

Очень нравиться нам любоваться,

Как листочки под солнцем горят.

Мы с тобой не хотим расставаться

По душе нам твой пёстрый наряд.

(Слайд № 4)

Исполняется песня « Осенняя песня» (В.Алексеев).

Затем дети садятся на стульчики.

Ведущая:

Много мудрых слов об осени сказано. Ну, а вы что о ней знаете?

Дети:      

- Осенью и у кошки пиры.  

- Осень идёт  -  за собой дожди ведёт.

- Холоден сентябрь, да сыт.

- Осенью без дела сидеть – зимой хлеба не иметь.

Ведущая:

Люди лето провожали, а осенью каждый день как праздник встречали.    

Исполняется «Танец с платками».

Ведущая:

Осенью день становится короче, птицы в тёплые края улетают,

Деревья багряный наряд одевают.

Исполняется упражнение с листочками под музыку «Вот и снова осень» (Ю.Верижников).

Ведущая:

В старину говорили: «Осенью серенькое утро – жди красного Денька.                              

Ребёнок:

Да, батюшка сентябрь не любит баловать.

Ведущая: (подходит к календарю)

С добром ли ты к нам, новый день, пришёл, с радостью? А ведь осенью каждый день к людям с чем – то новым приходил,  новую работу приносил. Какой урожай собирали – так этот день и называли. Давайте вспомним, как этот день в народе называли? ( показывает изображение луковицы на листке календаря)

(Слайд № 5).

Дети:      

Луков день.

Ведущая:

А почему его так называли?(лук собирали). Что с ним потом

Делали? Лучок – лук от семи недуг. А что вы о нём знаете?

Дети:      

- Лук да баня – всё правят.

- Много одёжек на луковицах – быть зиме холодной.

- Лук – добро и в бою и во щах.

Ребёнок:

Раньше во время болезней лук на верёвочку нанизывали,

Да развешивали его в комнате,

Да привязывали на шею домашним  животным,

чтоб не болели ни большие, ни маленькие.            

Ведущая:

А в луков день повсеместно начинался торг репчатым луком.

И каждый свой лучок нахваливал.

Давайте я вам свой лук продам.

Но при условии, кто про него лучше скажет, тому он и достанется.

Дети:      

- Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, то слёзы проливает.

- Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а…

Дети (хором): … лук!

- Сидит Марфутка в четырёх шубах, кто её поцелует – тот и сморщится.                                                                                                                                                                              

  Ведущая:

Но давайте посмотрим следующий день календаря.

(там нарисованы колосья пшеницы

Что две недели зеленится, две недели колоситься,

Две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает?

Дети:          

Рожь.

(Слайд № 6).

Ведущая:    

Вы знаете, как нелегко убирать хлеб с полей. А раньше и техники никакой не было, были у людей только руки – с той поры и стали говорить о них « золотые», потому что они всё умели, весь мир хлебом накормить могли.

(Слайд № 7).

Ребёнок:    

Ох, хороша была нива, сто снопов уродила.

Сто снопов и снопочек – мне на веночек.

Хороша была нива, сто снопов уродила.

Жали её жнецы – вот эти молодцы,

Парни усатые, девчата косматые.    

 Жнецы всю рожь, пшеницу  сжали,

 По колосочку собрали, в снопы связали,

 В скирды уложили. Славно хлебушку послужили.

Исполняется упражнение с колосьями.

Ребёнок:

- Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

- Не тот урожай, что в поле, а тот, что   в амбаре.

- Много хлеба в году уродилось – зима строгая будет.

 Дети садятся на стульчики.

Ведущая:

Давайте присядем, а я вам расскажу. Мне моя бабушка рассказывала, а ей - её бабушка. Будто жил прежде такой человек – и не человек вроде. Лешим его называли. Смотришь на него – как будто знакомый. Но если приглянешься, то заметишь: глаза – то словно угли горят. И обувь    перепутана: правый лапоть на левую ногу надет, а левый на - правую. Одежда наизнанку вывернута и почти всегда – красный кушак повязан.

(Слайд № 8).

Ребёнок:

А в наших краях, бабушка рассказывала, Леший жил пучеглазый, волосы на голове длинные, брови густые, борода зелёная, и только одно ухо – левое.

Ребёнок:

От проказ Лешего легко избавиться: нужно сесть  на правую ногу, взяться  за оба уха, помотать головой, три раза плюнуть, чтоб никто не видел. (Дети делают)

Ведущая:  

Леший не только пугает, но нередко и помогает человеку.

Однажды заблудилась в лесу девочка – так Леший вывел её

Из леса прямо к дому, а в корзинку ещё и ягод лесных наложил.

Но это всё давно было…В наши времена уж не знаю, есть ли он.

Входит Леший.

Ведущая:

Ну, Леший, ты тут как тут. Наверно, подслушал, что мы о тебе говорили. Вот и явился.  Леший, а ты у нас добрый или злой?

Леший:  

Правда, правда, я за вами давно в щёлочку наблюдаю,  да подслушиваю. Велиться вы умеете: хорошие, знать, люди. Я вот вам наказ хочу дать:  любите не только землю, но и лес, он ведь живой. А я его стерегу! И если кто со злом в лес приходит – берегись! Добрым не буду! А вообще-то я не такой уж и злой, вы меня не бойтесь. А где же ваш необыкновенный календарь?

(открывает новый лист, на нём нарисованы овощи)

Ведущая:

А вот этот день – Оспожники,  именины осени, праздник урожая.

А тебе Леший дети хотят загадать загадку.

Дети (Лешему):

Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую…
(картошку)

Ведущая:  

Недаром в народе сложилась пословица: «Картофель - хлебу подмога».

Дети:  

- Мой урожай – картошка – хлебу присошка.

Исполняются частушки про картошку

1.Мы ребята дошколята ,
Очень весело живем.
А сейчас свои частушки
Про картошку  вам споем.

2.Мы картошечку сажали

В детском саде у ворот:

Зацвели на ней цветочки,

Весь любуется народ.

3.Ах, картошечка, ты картошка!

До чего ты хороша!

Хоть нажаришь, хоть наваришь,

Но .а  съешь - поёт душа!

4.Очень любит  наш Серёжка

Кушать вкусную картошку.

Даже в чай, кисель, компот

Он картошки все кладёт.

5. Все картошку собирали,

 Ну ,и я ведь  не сижу:

Вся семья картошку роет,

 Ну, а я руковожу.

6.А в Тамбове весь  народ 
На картошечке живет, 
И от этого  народ 
Всегда весело и поет!

Ведущий: Недаром картофель называют «вторым хлебом». Из него готовят невероятное количество различных блюд. Это самый популярный овощ.

 Проводится конкурс родителей на лучшее  блюдо из картофеля.( рулет картофельный, запеканку картофельную с грибами, картофельное пюре)

Ведущая:  

А какой вы на своём огороде  урожай собрали?

Ребёнок:

- Проще пареной репы ничего нету. Репу ели всякую: сырую, пареную, варёную.

Ведущая:  

Знаю, знаю: раньше пекли пироги с репой, делали репный квас, и даже кашу из репы варили.

(Слайд № 9).

Ребёнок:  

Матушка-репка уродилась крепко, не густа, не редка, да великого хвоста.

Ведущая:

А ещё про неё загадки придумывали, кто знает?

Дети:    

-  В землю крошки, а из земли – лепёшки.

-  Круглый бок, жёлтый  бок, лежит на грядке колобок, а потянешь крепко – вытащится репка.

(Слайд № 10).

- А у меня капуста – первая барыня на деревне, голова большая, шея тонкая.  У доброго человека на столе всегда пироги с капустой.

- Люди говорили, что без картошки, хлеба да капусты – какая еда.

- А вот без моркови – как без воды – ни туды и не сюды.

- А у меня королева во всех борщах – свекла. Я её в землю ростком  садила, а она меня вон каким добром одарила.

Дети складывают все овощи в корзину.

Ведущая:

Ох, и тяжела корзина! Богатый урожай собрали. В старину говорили: «Гостя  накормишь, сам сыт будешь». А сегодня вы – наши гости. Угощайтесь, люди добрые.

(Слайд № 11).

Ведущая (открывает новый лист  календаря):

Ну, вот и все овощи собраны, в погреба убраны, можно теперь и повеселиться. А праздновали этот праздник целую неделю. Чем богаче собранный урожай – тем продолжительнее праздник.  

(Слайд № 12).      

Исполняется русская народная пляска.

Ведущая:  

Вот мы с вами и пожили по бабушкину календарю, побывали на деревенской улице. Узнали о том, как встречали раньше осень, как трудились, как верили в старинные предания и приметы. (берёт клубочек) Ты катись, катись клубочек, вейся ниточка, да не путайся, ниточка вперёд беги, за собою нас веди.

Дети уходят из зала.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного развлечения "Осенние посиделки"

Сценарий для детей  второй младшей группы с  использованием русских народных игр, песен, танцев....

Фольклорный праздник «Осенние посиделки» в старшей, подготовительной группе

В сценарии представлены народные игры, потешки, дразнилки, частушки, хороводы...

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА. «Осень на дворе, пироги на столе»

Представляю вашему вниманию фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной группы. В данном сценарии задействованы и взрослые и дети. Взрослые -  Дед  Матвей и Баба Матрёна,...

Сценарий фольклорного праздника Осенние посиделки

Сценарий праздника для детей старшей группы...

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки» с детьми среднего возраста в соответствии с требованиями ФГОС

    Главными целями данного мероприятия является, создание у детей радостного настроения, вызвать положительные эмоции от праздника,     познакомить с русской традицией...

Фольклорный праздник "Осенняя ярмарка"

Сценарий осеннего праздника познакомит с осенней ярмаркой, приобщит воспитанников к народному творчеству и русскому народному фольклору....

Фольклорный праздник "Осенняя ярмарка"

                                             Пояснительная записка:   ...