СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
· знакомство с образом жизни быта, легендами народов Севера /ханты, манси/;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_kray_v_kotorom_my_zhivem.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ»
ЦЕЛЬ:
- знакомство с образом жизни быта, легендами народов Севера /ханты, манси/;
- воспитывать любовь и уважение к обычаям, традициям малых народов Севера, бережное отношение к природе, животному миру;
- развивать умение употреблять в речи простые и сложные предложения;
- развивать у детей творческое воображение и фантазию.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
- чум, шест
- кисы, бисер,
- тундра, тайга,
- уха.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- беседа о национальных традициях народов Севера;
- рассматривание национальных костюмов, предметов пользования в быту;
- рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением природы северного края.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
- ведущая;
- старичок — лесовичок; Баба-Яга — Джабжа;
- девочка — певунья Миснэ;
- дети — олени, семья хантов;
- Солнце;
- бабушка — знахарка— Онэт.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ: /атрибуты, костюмы/
- детские унты и бурочки;
- нагрудные украшения из бисера, пояса, кошельки, браслеты, игольницы;
- костюмы оленей;
- хантыйские халаты, платья, платки;
- котелок;
- рыболовные сети;
- чум.
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
Дети заходят, садятся, ведущий проводит беседу с детьми — зрителями
Ведущая: Ребята, где мы живем?
Дети: Мы живем на Севере, в г. Ноябрьске Тюменской обл.
Ведущая: Какие коренные народы Севера населяют наш край?
Дети: Ханты, манси, эвенки, каряки, ненцы.
Ведущая: Какие богатства таит природа нашего края?
Дети: Природа нашего края богата лесами, где растут ценные породы деревьев: сосна, береза, осина, верба.
Ведущая: А какие животные живут в лесах нашего края?
Дети: Медведи, зайцы, волки, белки, лисы, песцы, ондатры, соболя.
Ведущая: Ребята, а какие ягоды растут на болотах и в тайге?
Дети: На болотах и в лесу растут клюква, морошка, брусника, черника, голубика, костяника, дикая малина. В лесу растет много грибов: подберезовики, белые грибы, лисички, маслята, подосиновики, грузди, моховики.
Ведущая: Скажите дети, каких птиц живущих в нашей местности вы знаете?
Дети: У нас живут в тайге: дятлы, совы, глухари, куропатки, кедровки, кукушки, тетерева, дикие гуси, утки и лебеди, сороки, вороны, воробьи.
Ведущая: А какие рыбы обитают в реках и озерах нашего края?
Дети: В нашем крае много рек и озер, где водится разнообразная рыба: муксун, карась, язь, щука, и др.
Ведущая: Молодцы ребята! Вы хорошо знаете природу своего края, а сейчас, вернемся и познакомимся с жизнью, бытом, обрядами, обычаями, легендами местных жителей — хантов и манси.
Звучит народная музыка, забегают дети-олени, на них заезжает старичок—лесовичок, дети-олени поют песню “Тундра – родина моя”
Дети-олени: Тундра, тундра край родной
Как красив ты весной.
На оленях едим мы — повидать простор тайги.
Эх, хай, эх, хай, я. Тундра – родина моя
По красе своей и силе не с чем нам Сибирь сравнить,
Иной здесь светится Россия, суровой стражей может быть.
Эх, хай, эх, хай я. Тундра — родина моя.
Старичок-лесовичок: “Вузя вота”
Ведущая: Извините, но кто вы такие, и мы не понимаем, что вы говорите?
Старичок-лесовичок: Я старичок—лесовичок. И когда я сказал “Вузя вота”, я с вами поздоровался на хантыйском языке.
Ведущая: А, что вас к нам привело?
Старичок-лесовичок: Приехал я к вам беду нашу рассказать, и совета—помощи просить.
Ведущая: Ну рассказывай, старичок-лесовичок, горе вашем, чем сможем, тем поможем.
Старичок-лесовичок: А случилось вот что в нашем селении девочка, Миснэ ее зовут, что означает — певунья. И так она звонко поет, как колокольчик звенит, как ручеек ее голосок переливается. А в темном лесу живет злая старуха Баба-Яга. Народ ханты называет ее Джабжа. Она злющая, презлющая. Когда она выходит из своей избу все живое прячется. Не любит она песни и поэтому решила она украсть Миснэ. Закатилось с тех пор ясно солнышко, не видать кругом света белого и послали меня жители лесные к вам за подмогой. Помогите нам найти Миснэ, пожалуйста.
Ведущая: Мы обязательно вам поможем.
Старичок-лесовичок: Только знаете, ребята, что будет путь очень сложным, и опасным. Все мы не поместимся на оленях; поэтому нужно ехать 2-м или 3-м ребятам.
Желающие садятся на оленей, едут и поют:
Мы поедем, мы помчимся
На оленях утром ранним
И найдем Миснэ — певунью.
Дети подъезжают к чуму, где сидит семья рыбаков-хантов, имитирующих разделку рыбы возле сетей.
Старичок-лесовичок: Вот и хантыйское—рыбацкое селение. Давайте с ними поздороваемся на их родном языке.
Дети: Вузя вота!
Ханты: Вузя вота!
Старичок-лесовичок: А чем вы занимаетесь?
Ханты: Мы вам не скажем, мы вам покажем (показывают разные виды промыслов: ловля рыбы, ловля оленя, расстановка капканов, вышивание бисером — дети отгадывают действия).
Ханты: А знаете ли вы, почему рыбы в воде живут?
Дети: Нет.
Ханты рассказывают легенду о рыбах, дети слушают.
Ханты: Раньше рыбы жили на суше. Это было давным—давно в стародавнем времени. Среди летучих зверей и птиц летучие рыбы были очень большие и страшные. Они отличались от всех зверей тем, что летали по небу, как птицы. Сядут на море — плавают, как морские животные, сядут на сушу, ходят как звери лесные. И вот, эти рыбы летучие нападали на мирных жителей и съедали их. Много горя принесли рыбы людям. И тогда солнце дня и ночи, которое видели все, придумало такое наказание: превратить огромных и страшных летучих рыб в маленьких рыбешек. Пусть этой рыбой питаются люди. И приказало солнце дня и ночи отрубить крылья летучим рыбам и вырвать семь перьев с хвоста. И отпустить в холодное море. Вот так и превратили летучих рыб в водоплавающих рыб. Так и доныне ловят люди рыбу, едят ее вареной, жареной, копченой.
Ханты: А, что вас привело к нам?
Старичок-лесовичок: Мы ищем Миснэ, ее украла Джабжа. Вы не знаете, где ее найти? Ханты: Это вам надо позвать Солнце. Оно все знает. Но сначала давайте поиграем в игру “Невод”
Игра “Невод”
Ход игры.
Играющие выбирают ребенка—рыбу, помещают в центр круга, изображающего невод. На расстоянии 1,5 — 2м от круга устанавливают 4 украшенных лентами шеста, “рыба”, пробравшаяся сквозь ”невод” убегает к одному из шестов, игроки догоняют ее. Если “рыбу” поймал один из участников игры, то “рыба” занимает место в кругу, а участник? поймавший “рыбу “ сам становится “рыбой”.
После игры дети поднимают руки вверх и зовут Солнце.
Дети: Хатл — ими! Хатл—ими! Хатл—ими!
Заходит ребенок, одетый в костюм Солнца.
Дети: Не видало ль ты на свете, ты певуньи молодой?
Солнце: Я певуньи не видало, может бабушка Онэт, повстречала ее след?
Вы же к ней сейчас ступайте, не грустите и прощайте.
Старичок-лесовичок: А где же она живет?
Солнце: На той стороне болота. Идите по кочкам, не оступитесь!
Дети идут по «кочкам», преодолевая препятствия к чуму, мальчики помогают девочкам, держат друг друга за руки, перешагивают пользуясь палкой.
Перед чумом останавливаются, ищут бабушку, а ее нет, дети зовут бабушку.
Дети: Бабушка, где ты? Бабушка Онэт!
Выходит бабушка с противоположной стороны
Бабушка Онэт: Здравствуйте, ребята! А, я тут, травку собираю, но как же мне к вам перейти? У меня корзинка тяжелая, с разными растениями.
Дети возвращаются через кочки, помогают бабушке перейти через болото к чуму.
Бабушка Онэт: Вот спасибо! Какие внимательные и добрые дети. Что вас привело ко мне?
Дети: Бабушка Онэт, мы ищем певунью Миснэ.
Бабушка Онэт: Я покажу вам дорогу. Но сначала посидите у меня возле чума, погрейтесь у костра, наберитесь сил, а я вам про узоры расскажу старую хантыйскую легенду.
Кей, кей, кей, придвиньтесь к очагу,
На оленьи шкуры сядьте в круг.
Навострите зрение и слух,
Подожмите ноги под себя,
Приготовьтесь слушать о былом и небывалом.
“Жил раньше Бог на седьмом небе. Создал он мужчину и женщину и спустил их на землю. Прошел год. Захотелось ему узнать, что делают сотворенные им люди, и отправил он на землю Мать—Земли Ян—Гату. Ян—Гата пришла в ужас от увиденного: вокруг озера бегали нагие женщины, сквернословили, ругались. Тогда Ян—Гата взяла плетку и высекла женщину плеткой. Потом она взяла кисы и сказала: ”Отныне это будет твоя книга жизни с правилами” /читает и рассказывает об узоре на кисах/.
“Ты построишь чум и разведешь в чуме очаг, и поднимется дым от вашего очага, и протянется длинная дорога от порога твоего чума. Если будет у тебя сын, то по этой дороге приведет он в чум сноху, а если будет дочь, то уйдет она от тебя со своим мужем. В этом мире ты не должна сквернословить, ругаться, бить детей, а должна хранить верность мужу. Ты будешь не одинока в этом мире, вокруг тебя будет много людей. Они тоже построят свои чумы, и вы будете жить в дружбе и согласии. И будет в этом мире животное, которое будет тебе другом имя ему – Олень (олень для жизнедеятельности хантов имеет большое значение).
Рассказывает легенду о бисере.
“Раньше у народов Севера не было бисера и они делали свои украшения из семечек растений, зубов и позвоночников животных, камушек, глиняных шариков. Бисер—это маленькие бусинки круглой или многогранной формы из стекла, фарфора, металла. Давным-давно русские купцы везли по морю груз природной соды. Они очень устали, проголодались, мысли у них были только о том, как увидеть берег. Наконец мелькнула полоска суши. Они причалили, разожгли костры и обложили костры кусками природной соды. Поели. Легли спать. Утром они проснулись и стали разгребать кострище, что же они увидели? Среди золы лежали слитки необыкновенной красоты, прозрачные, как морская вода и сверкали они на солнце подобно золоту. Так и возникло стекло. А что помогло возникновения стекла: морской ветер, песок, позвоночники морских животных, природная сода. А уже из стекла люди стали делать бисер. Вот посмотрите, какие красивые украшения плетут народы Севера из бисера /показывает украшения/.
Живу я в заповеднике. Здесь много интересного. Лес таит в себе много интересного. Походите по лесу тихо, посмотрите, только осторожно зверей не пугайте.
Дети под фонограмму “Пение птиц” осматривают лес.
Старичок-лесовичок: Ну—ка, кто это там?
Появляются дети-олени и исполняют танец «Оленей».
Бабушка Онэт: Ну, что ребята вы видели в лесу—заповеднике?
Дети: Мы вам не скажем, а покажем.
Дети изображают пение кукушки, имитируют движение оленей, медведей, зайцев под народную музыку. Бабушка угадывает.
Бабушка Онэт: Какие молодцы! Пока вы гуляли по заповеднику, я тут вам еду приготовила на дорожку. Сядьте, покушайте. Я сварила для вас вкусную уху и морс из трав и ягод. Перед дальней дорогой вам нужно набраться силы. Поторопитесь, солнце уже садится
Дети пробуют угощение.
Дети: Спасибо, бабушка Онэт за вкусную уху и морс.
Бабушка Онэт: На здоровье. Теперь вам пора. Вон гора, в горе нора, там и живет Джабжа. До свидания, Элу-Лум!
Дети подходят к горе где живет Баба-Яга. Баба-Яга выбегает из норы.
Баба-Яга Джабжа: Чух-чух-чух! Человеческим духом пахнет. Кто потревожил мои владения? Кто посмел ступить на мою землю? Сейчас я вызову злой дух и вас всех превращу в животных.
Старичок-лесовичок: Бабушка, ты не превращай нас в животных. Ты, пожалуйста, выслушай нас. Мы пришли со своей бедой.
Баба-Яга Джабжа: Ну, рассказывайте, слушать я люблю когда речь идет о беде, а о помощи и не просите.
Дети: Мы ищем девочку—певунью Миснэ, и очень просим тебя помочь нам найти Миснэ. Отдай нам Миснэ.
Баба-Яга Джабжа: Ишь чего захотели! Не отдам я вам Миснэ! /злится/.
Старичок-лесовичок: Ребята она такая злая потому, что в нее вселился злой дух. Чтобы она стала доброй вам нужно сказать ей больше хороших и ласковых слов. Тогда ее злой дух покинет тело.
Дети: Баба-Яга, ты совсем не злая, ты сможешь быть доброй. Когда люди добреют они становятся красивыми. Мы хотим с тобой дружить.
Баба-Яга Джабжа: Ой, что со мной происходит? Я лечу—у—у... Добрею, как хорошо! Теперь я хочу вам помочь. Возьмите, пожалуйста Миснэ.
Выводит девочку Миснэ, она поет песню.
Старичок-лесовичок: Спасибо тебе, Яга, и вам ребята, спасибо за то, что вы помогли вернуть нам певунью Миснэ.
Участники на “оленей” прощаются и уезжают.
Ведущая: (обращается к зрителям): Ребята! Вам понравилось путешествие по тайге!?
Я думаю, что вы узнали много интересного о жизни коренных народов Севера, об особенностях быта, услышали национальные легенды и мифы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Уголок, в котором мы живем"
Сценарий утренника, посвященного годовщине образования республики Адыгея...
Сценарий презентации проекта в средней группе Тема: «Край в котором мы живем»
О земле, на которой мы живем – это наш Ямал...
«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...
Краснодарский край.Край в котором мы живем-Моя Родина!
Познакомить детей с понятиями Моя Родина; чем прославлен и богат най край....
Беседа для детей старшего дошкольного возраста по теме «Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина»
Беседа для детей старшего дошкольного возраста по теме«Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина» Цель: познакомить детей с историей возникновения края; рас...
Презентация "Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!"
Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!Цель: познакомить детей с историей возникновения края; расширять представление о флоре и фауне Кубани; прививать любовь к художественному ...
проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...
- Мне нравится (2)