«В МАСЛЕНИЦУ ВЕСЕЛИСЬ, СО ЗДОРОВЬЕМ ПОДРУЖИСЬ!».
методическая разработка на тему

Ливанова Ольга Николаевна

В сценарии представлены подвижные игры и физические упражнения, народные забавы и развлечения в Масленицу, авторские стихи для сказочных героев. Сочетание русского фольклора и современного репертуара делает праздник разнообразнее и интересней. Особенность предложенного материала в том, что любой эпизод из второй части (действия сказочных персонажей) можно использовать в других оздоровительных досугах и праздниках ДОУ, немного изменив, согласно тематике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал  по организации и проведению

физкультурно – оздоровительного праздника

для детей и взрослых  ДОУ

«В МАСЛЕНИЦУ ВЕСЕЛИСЬ, СО ЗДОРОВЬЕМ  ПОДРУЖИСЬ!».

В сценарии представлены подвижные игры и физические упражнения, народные забавы и развлечения в Масленицу, авторские стихи для  сказочных героев. Сочетание русского фольклора и современного репертуара делает праздник разнообразнее и интересней. Особенность предложенного материала в том, что любой эпизод из второй части (действия сказочных персонажей) можно использовать в других  оздоровительных досугах или праздниках ДОУ, немного изменив, согласно необходимой тематике.

                                                                  Автор-составитель:

                                                                  Ливанова Ольга Николаевна

                                                           инструктор по физической культуре

                                                           МБДОУ – д/с №34

2018 г.

г. Красногорск

Физкультурно-оздоровительный праздник для детей и взрослых ДОУ

«В Масленицу веселись, со здоровьем подружись!»

Организаторы праздника – сотрудники детского сада

Участники праздника  – дети 3-7 лет  и члены их семей

Цель:  укрепление здоровья детей посредством двигательной активности в русских народных подвижных играх и физических упражнениях на улице, приобщение детей к истокам национальной культуры на Руси.

Задачи:

- расширять представление о русских народных праздниках, подвижных играх и забавах на них;

- развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности  к всенародным торжествам:  умение одеваться, украшать участки для прогулок  в соответствии  с праздником;

 - способствовать формированию двигательных  навыков  и психофизических  качеств детей;

- укреплять взаимосвязь детского сада и семьи;

- формировать у родителей практические умения в проведении с детьми совместных игр и физических упражнений.

Предварительная работа ДОУ

по подготовке к физкультурно-оздоровительному празднику

«В Масленицу веселись,  со здоровьем подружись!»

(сентябрь - февраль)

Инструктор по физкультуре:

- проводит консультацию для педагогов на тему «Гармоничное развитие личности ребёнка через русские народные подвижные игры»;

- организует  взаимопосещения  воспитателей детских прогулок с целью обмена опытом  по организации и проведению подвижных игр;

- проводит мастер- класс для родителей «Любимые народные  игры»;

- составляет сценарий праздника, распределяет роли среди сотрудников детского сада и родителей, организует репетиционный процесс;

- готовит физкультурные пособия, инвентарь и оборудование.

Администрация ДОУ:  утверждает план подготовки к празднику, сценарий проведения, приглашает гостей и фотографа.

Воспитатели:

- разучивают с детьми русские народные подвижные игры;

- знакомят с русскими традициями, обычиями,  устным народным творчеством (потешки, сказки, загадки и т. д), изделиями народных промыслов, предметами одежды и быта на Руси;

- привлекают детей к созданию узоров по мотивам народных росписей;

- расширяют  представления детей о характерных признаках приближения весны и народных приметах, связанными с ними;

Логопеды: разучивают с детьми русские народные потешки, скороговорки, заклички  на весну.

Музыкальный руководитель:

- прослушивает с детьми русские народные музыкальные произведения в оркестровой, классической и современной обработке;

- знакомит  детей с русскими народными  инструментами (деревянные ложки, колокольчики, погремушки, дудочки и т.д.;

- разучивает  русские народные песни, танцевальные движения, хороводы;

- подбирает музыкальное сопровождение к празднику;

- готовит  костюмы для персонажей праздника, реквизит.

Зам. по А.Х.Ч. и зам. по безопасности осуществляет контроль  за состоянием площадок, оборудования и малых физкультурных форм на участках для прогулок детей.

Родители:

- участвуют в снежном строительстве: скульптуры, горки, лабиринты, валы и т.д.;

- изготавливают вместе с детьми работы из бумаги, стилизованные под русские народные изделия (матрёшки, кувшины, козлики  и т. д.).

Непосредственно перед праздником родители:  

- заготавливают снежки (лепят и замораживают);

- помогают украшать   центральную площадку и групповые участки на улице;

- пекут блины для детей своей группы и сотрудников ДОУ;

- наряжают детей.

Последующая деятельность:

- проведение вечерних посиделок взрослых и детей в группах за самоваром  с блинами и сладостями;

- оформление выставки детских рисунков по впечатлениям от праздника, фотомонтажа;

- объявление благодарностей сотрудникам и родителям, принявшим активное участие в подготовке, организации и проведении праздника.

За несколько дней до начала праздника на центральном входе в детский сад вывешивается красочный плакат – приглашение.

(Примерный образец)

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

26 ФЕВРАЛЯ  ВСЕ ВМЕСТЕ

БУДЕМ ЗИМУ СНЕЖНУЮ, МОРОЗНУЮ ПРОВОЖАТЬ,

А  ВЕСНУ -  КРАСАВИЦУ С  МАСЛЕНИЦЕЙ  ВСТРЕЧАТЬ!

В  ГОСТИ  К  НАМ  ГЕРОИ РУССКИХ СКАЗОК ПОЖАЛУЮТ,

ВЕСЁЛЫМИ  НАРОДНЫМИ  ИГРАМИ, ДА ЗАБАВАМИ ПОБАЛУЮТ!

ЖДУТ ВСЕХ ПЛЯСКИ, ПЕСНИ, ШУТКИ, А  ДЛЯ  СКУКИ – НИ  МИНУТКИ!

ПРИГЛАШАЕМ  ВСЕХ  ВЗРОСЛЫХ,

ЛЮБИТЕЛЕЙ АКТИВНОГО ОТДЫХА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ,

НА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

«В МАСЛЕНИЦУ ВЕСЕЛИСЬ, СО ЗДОРОВЬЕМ ПОДРУЖИСЬ!»

НАЧАЛО В 10 ЧАСОВ                

Праздник проходит в масленичную неделю и состоит из 3-х частей.

1 часть. Массовое театрально - игровое представление на центральной площадке детского сада. Продолжительность:15 минут

2 часть. Подвижные игры, физкультурные упражнения и забавы  на участках для прогулок детей.  Продолжительность: 30-35 минут

3 часть. Угощение блинами всех участников праздника. Продолжительность: 10 минут.

Общее время проведения праздника: 55 – 60 минут

Оформление праздника.

Центральная площадка  украшена самодельными гирляндами, плакатами «Доброго здоровьица!», «Приглашаем на Масленицу!», «Зимние забавы на Руси». Яркий  реквизит, физкультурные пособия и атрибуты вначале праздника используются, как украшение: карусель из атласных лент, разноцветные обручи, расписанные русскими народными узорами  вёдра со снежками и т.д.

Установлена декорация: русская печка с кухонной утварью - чугунки, кочерга  коромысло; подвешены хохломские ложки, расписное полотенце, лапти. Рядом  установлен самовар с подносом бубликов и  баранок.

На печке лежат народные инструменты: гармошка, балалайка, дудочка  и т.д.

Обозначен центр площадки  - «сугроб»  с эмблемой детского сада  и места для каждой группы с эмблемами групп.

Участки для прогулок детей  украшены детскими работами по декоративному рисованию, столбы на верандах обмотаны широкими разноцветными  полосками из гофрированной бумаги. Для праздничного оформления используются яркие, большие пластиковые зверушки (ёмкости из-под новогодних подарков).

Действующие персонажи – герои русских народных сказок:  Скоморох -  ведущий праздника, Зима,  Дед Мороз,  Снегурочка, Весна, Матрёшка, Емеля, Заяц,  Лиса, Медведь.

Советы: число персонажей должно соответствовать количеству групп в ДОУ;              

необходимо тщательно продумывать костюмы персонажей:

- они не должны сковывать движения;

- лица персонажей должны быть открытыми, без масок, во избежание возникновения у детей негативных реакций и чувства страха. По этой же причине не следует включать в массовые мероприятия  ДОУ с участием детей младшего дошкольного возраста роль Бабы-Яги.

Ход праздника.

1 часть/центральная площадка/

Цель: создать эмоциональный настрой, побудить всех участников праздника к двигательно-активной деятельности.

Звучат русские народные  мелодии,  весёлые фольклорные песни.

Дети по группам выстраиваются на центральной площадке в один большой круг.

Взрослые встают за детьми. На всех – элементы русских народных костюмов: кокошники, Павлопосадские  платки, ушанки, скоморошьи  колпаки… и т.д.

Скоморох. Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы!

                   Какие вы все красивые, наряженные, в русские костюмы ряженые!

                   А сколько здесь гостей из всех волостей! Поприветствуем друг друга!

Сегодня будем Зиму снежную, морозную провожать,

А Весну - Красну с Масленицей встречать!

                      Игры, танцы, песни, шутки, а для скуки – ни минутки!

                     Но сначала, ребятки, отгадайте загадку:

Повела она над нами снеговыми рукавами

И рассыпала снежинки на леса и на дома,

Мы с горы кататься любим, мы в снежки играться любим,

И поэтому нам очень, очень нравится ...(дети) Зима!

Под слова Скомороха выходит Зима, величаво проходит по внутреннему кругу, рассыпает блестящие снежинки (нарезанный серебристый  дождик) и  поднимается на возвышение в центре площадки «сугроб».

Музыкально – пластический этюд  на песню «Кабы не было зимы»

 из мультфильма "Зима в Простоквашино"

Слова: Юрий Энтин   Музыка: Евгений Крылатов

Кабы не было зимы в городах и селах,               плавное поднимание и опускание рук
Никогда б не знали мы этих дней веселых.        с помахиванием кистями «снежинки»

Не кружила б малышня возле снежной бабы,              по 2 хлопка справа и слева –2 р.

Не петляла бы лыжня, кабы, кабы, кабы...                           имитация ходьбы лыжника

Не петляла бы лыжня, кабы, кабы, кабы...                      

На проигрыш – бег на месте, отбрасывая ноги назад, руки согнуты, скрестно, ладонями хлопать по плечам «греемся».

На последнем аккорде  дети поднимают руки вверх, размахивая кистями.

Скоморох. Спасибо тебе, Зима, за весёлые снежные деньки, лыжи, санки и коньки!

Давайте все вместе скажем Зиме спасибо. Все: Спасибо!

Скоморох. Он приходит к нам зимой с длинной, белой бородой            

                   заморозит щёки, нос, кто же это?..  (дети) Дед Мороз!

Скоморох. Встречаем Деда  Мороза! (аплодисменты) Выход Деда Мороза.

Здравствуй, Дед  Мороз. Очень рады снова видеть тебя в нашем детском саду. Дедушка, мы знаем, что ты можешь волшебство творить: реки льдом покрывать, узоры на окнах рисовать ,

а сможешь прямо сейчас, всему честному народу чудеса показать?

Дед Мороз. Конечно! И поможет мне моя внученька.

Скоморох. Любит дедушка её и всегда с собой берёт,

                   стройная фигурочка, зовут её... (дети) Снегурочка!  

Выход Снегурочки. Поприветствуем  Снегурочку! (аплодисменты)

Волшебные превращения с водой.

Дед Мороз произносит слова, Снегурочка ходит вдоль зрителей с банкой воды с закручивающейся  крышкой (на ней нанесена соответствующая краска), показывая, что вода прозрачная, затем сильно трясёт банку, вода окрашивается в нужный цвет (3банки - 3раза).        

Дед Мороз. Водичка, водичка, друг ты мой студёный,

                     Стань-ка ты водичка не прозрачной, а зелёной!

                                              Водичка, водичка, друг ты мой прекрасный,

                                              Стань-ка ты водичка, не прозрачной, а красной!

Водичка, водичка, друг ты мой красивый,

Стань-ка ты водичка, не прозрачной, а синей!

Скоморох. Чудеса на нашем празднике продолжаются,

                    Вижу, к нам герои русских сказок направляются!

Звучит весёлая народная музыка. Все персонажи, участвующие в празднике, приплясывая, проходят в центр круга и останавливаются лицом к зрителям, Емеля залезает на печь. Дети и взрослые встречают их аплодисментами.

Скоморох. Внимание! На нашем празднике играет оркестр  русских народных инструментов!

Музыкально – образное  упражнение «Оркестр».

Под русскую народную мелодию «Ах, вы сени, мои сени», по показу персонажей, все дети и взрослые имитируют игру на гармошке, дудочке, балалайке, ложках, колокольчиках.

Емеля «играет» на  настоящих инструментах, сидя на печке.

Скоморох. Три месяца хозяйничала Зима на Руси,  пора и честь знать. Пришла пора  Зиму провожать, а Весну - Красну с Масленицей  встречать. По русскому обычаю, поклонимся Матушке-Зиме (по показу Скомороха дети и взрослые  прикладывают правую руку к груди и отпускают поклон до земли).

Зима. И вам, низкий поклон. Да, приходят мои последние денёчки. Ребятки, разрешите мне с Дедом Морозом и Снегурочкой до конца праздника остаться, уж больно у вас весело!

Скоморох. Мы сегодня добрые – оставайтесь. А сейчас, давайте позовём Весну - Красну!

Ребёнок. Жаворонки, жаворонки, прилетайте к нам! Приносите нам Весну - Красну,

Красно солнышко, тёпло гнёздышко!

Скоморох. Посмотрите, ребятки, не летят ли жаворонки, не несут ли они Весну - Красну? (Дети смотрят на небо) Не видно, наверное, ещё холодно для перелётных птиц. Давайте сами, все вместе, дружно, громко позовём Весну - Красну!

Все: Весна - Красна! Весна - Красна!

Звучит фольклорная песня «А мы Масленицу дожидали».

Скоморох. Весна идёт! Весне дорогу!  Выход Весны с Масленицей в руках.  

                    Какие чудеса сегодня случаются: Зима с Весною встречаются!

Весна проходит вдоль детей, устанавливает Масленицу в «сугроб» (центр площадки).

Скоморох. Радость-то какая! Весна с Масленицей пришла!

                    Эх, ноги ходят ходуном, не стоят на месте,

                    Русский танец Барыня мы станцуем вместе!

Музыкально - ритмические  упражнения под мелодию «Барыня» вокруг Масленицы.

Музыка сначала играет медленно, затем темп ускоряется.

 Примерные движения:

 - медленные повороты головы вправо-влево;

 - поднимание и опускание одного плеча, потом другого;

 - одновременное поднимание и опускание плеч;

 - руки на поясе, притопывать одной ногой, потом другой;

 -  «топотушка»;    

 - руки на поясе, полуприседания с поворотами вправо-влево;

 - «тарелочки»- скользящие хлопки вытянутыми вперёд руками;

-  поочерёдное выставление ноги вперёд на пятку, руки на поясе;

-  руки  «полочкой», поочерёдное выбрасывание ног вперёд;

- похлопывание ладошками по коленям, груди, пяткам.

На последний куплет персонажи  вовлекают взрослых в центр круга, организуя задорную пляску. По окончании музыки, все персонажи, кроме Весны, расходятся из центра площадки к зрителям (детям  своих групп).

Скоморох. А к Масленице у нас и блины поспели!

                   А ну-ка Весна, всё, что есть в печи - гостям мечи!

Звучит русская народная песня «Блины».

Весна достаёт из печи блины на красивом блюде, подносит их гостям, гости принимают угощение (не едят), поздравляют всех с Масленицей.

1ребёнок.  Мы Масленицу ожидали, дорогую гостьюшку встречали,

                   Блинами гору устилали, сверху маслицем поливали!

2 ребёнок. Как на масленой неделе в потолок блины летели!

                    Ой, блины, блины, блины,  вы блиночки,  мои!

Скоморох. Чтобы блин вкусить, надо его заслужить, показать какие вы ловкие, быстрые, сильные, дружные ребята. Покажите? Дети: да!

Тогда берёмся за руки и отправляемся на свои участки, где вас ждут весёлые игры и соревнования!

Звучат фольклорные хороводы «Заинька», «Кострома».

Дети  и взрослые по группам, во главе с персонажем с эмблемой,  друг за другом уходят с центральной площадки на участки для прогулок детей.

Совет:  для лучшей организации, дети старшего возраста (пока уходят младшие) могут поводить хороводы, походить «змейкой».

2 часть /участки для прогулок детей/

Сказочные персонажи проходят на участки в каждую группу, загадывают загадки, проводят народные  подвижные игры и  физические упражнения  разной степени интенсивности, соответствующие возрасту и физической подготовленности  детей. Воспитатели организуют ребят, могут выступать в роли ведущих. В забавах и играх участвуют взрослые (члены семей детей и сотрудники детского сада). В младшем дошкольном возрасте все игры и упражнения дети делают вместе с персонажем, в старшем - к объяснению правил игры, показу упражнений привлекаются ребята.

Совет: для выбора ведущих  в играх, детям лучше использовать короткие считалки. Например,  Шла машина из Тамбова, потеряла три вагона

Раз, два, три водить будешь ты.

                     Доктор едет на свинье, балалайка на спине;

Балалайка загреми, ты, Серёженька (Алёнушка, Танюшенька…) води.

За морями, за горами, за дремучими лесами

На пригорке теремок, на дверях висит замок,

Ты за ключиком иди и замочек отомкни.

Чтобы разделиться на две команды, дети устраивают жеребьевки ( жеребьевные сговорки). Двое, условившись, кто из них будет как называться, берутся за руки, остальные по одному проходят в, образованные таким образом, воротца и отвечают на вопрос, становясь на сторону того, чье название выбрал. Например.

Конь вороной остался под горой. Какого коня, сивого или золотогривого?

Наливное яблочко или золотое блюдечко?
Сахару кусочек  или красненький платочек?

Прощаясь, персонаж  обязательно хвалит детей, отмечает их положительные психофизические  (быстрота, ловкость, сила и т.д.) и морально - волевые качества (организованность,  доброжелательность, умение договариваться и т. д.).

В течение праздника, все персонажи, по очереди, должны поиграть со всеми детьми. Воспитатель следит за самочувствием детей своей группы. Если дети устали (замёрзли), не дожидаясь конца праздника,  группа вместе с родителями уходят в детский сад. Заключительная часть для них проходит в помещении ДОУ.

Примерное распределение материала для сказочных персонажей.

ЗИМА                                        Каждый год с холодным ветром прихожу я к вам сама

                                                    Я из снега, из метели, а зовут меня………………Зима!

Пособия: шуршащие белые султанчики - 10 шт., конусы- 4шт.

/Младший дошкольный возраст/

Зима. Ребята, а вы не замёрзли?

Свои ручки мы погреем, мы хлопаем  скорее (хлопают).

Ножки тоже мы погреем, мы потопаем  сильнее (топают).

Не боитесь вы мороза? (нет).

Не боитесь вы метели? (нет).

Как снежинки закружились (кружатся)

И на землю опустились (приседают).

Все ребятки покружились и в «снежинок» превратились, а взрослые превращаются в «ветер» (воспитатель раздаёт султанчики).

Игра «Сугроб» на ориентацию в пространстве.

Дети и взрослые выполняют действия по рассказу и показу Зимы.

Зима. Зимою ветер как дунет…..(взрослые шуршат султанчиками). Разлетелись снежинки в разные стороны, летают, летают (дети бегают по всей площадке врассыпную), остановились, покружились, покружились и на землю опустились (приседают), а ветер снова  как дунет…(шуршат), разлетелись снежинки, собрались снежинки в сугроб (дети собираются вокруг воспитателя).

Воспитатель. Ветер, ветер, помоги, ты снежинки разгони!

Зима. Ветер как дунет…(взрослые шуршат).

Дети старшего возраста собираются в несколько сугробов вокруг ориентиров - конусов. Зима устраивает соревнование, какой сугроб будет больше (по количеству детей) и быстрее соберётся на раз, два, три (считает).

Игра «Два мороза» /старший дошкольный возраст/

Задачи: упражнять детей в беге с увёртыванием, умении чётко соблюдать правила игры, развивать воображение.

С помощью русских народных считалок, дети выбирают 2-х ведущих: мороз Красный нос и мороз Синий нос. Все дети стоят с одной стороны площадки, Зима - на противоположной стороне, в центре площадки - 2 мороза.

1ребёнок. Я мороз – Красный нос

2 ребёнок. Я мороз – Синий нос

Зима. Кто из вас не побоится в путь - дороженьку пуститься?

Дети хором. Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз.

Зима. Раз, два, три – беги!

Дети бегут с одной стороны площадки на другую, а морозы  стараются заморозить (осалить детей). Те дети, до кого дотрагиваются морозы, замирают на месте (замораживаются, превращаются в ледяные скульптуры).

Зима рассматривает скульптуры, хвалит  за оригинальность, предлагает морозам разморозить детей. Морозы дотрагиваются султанчиками до скульптур, они «отмирают», возвращаются ко всем детям. Игра повторяется несколько раз, ведущие меняются. Совет: чтобы не снижать темп игры, считалки  для выбора морозов могут быть совсем короткими, например, раз, два, три – морозом будешь ты.

ДЕД МОРОЗ И  СНЕГУРОЧКА

Упражнение  на внимание «Заморожу» /младший дошкольный возраст/

Дед Мороз. Подставляйте все ладоши, я сейчас их заморожу.

Дедушка проходит вдоль детей, старается дотронуться до ладошек, дети быстро прячут их за спину, снова показывают, прячут.

Дед Мороз. Выставляйте-ка сапожки, заморожу ваши ножки!

Дети выставляют вперёд одну ногу, Дед Мороз старается своим посохом дотронуться до ноги, дети убирают её  и выставляют снова.

Упражнение с подпрыгиванием «Поймай снежинку»

Пособия: большая Снежинка привязана на верёвке длиной 1 м., один конец которой прикреплен к палке длиной 1 метр. Совет: для того, чтобы малыши не сталкивались, лучше  взять 4 Снежинки (в каждую руку Деду Морозу и Снегурочке).        Снегурочка предлагает детям поймать Снежинку. Дети, подпрыгивая, стараются схватить снежинку.

Упражнение в метании вдаль и в цель /для всех дошколят/.

Инвентарь: расписные вёдра со снежками (голубыми мячиками) - 50 штук, верёвка, обручи, обтянутые мишурой - 2 штуки.

Воспитатель предлагает всем детям показать Деду Морозу и Снегурочке, как здорово  за зиму дети научились бросать снежки.

Организация. Дети, с помощью взрослых, выстраиваются на веранде  в шеренгу.

Снегурочка и Дед мороз проходят с вёдрами вдоль детей. Дети берут по 2 снежка.

На расстоянии 2-3 метров от детей взрослые натягивают  верёвку (в зависимости от возраста детей). Дед Мороз и Снегурочка отходят от детей на 6-10 метров. Воспитатель уточняет, что дети будут бросать далеко, через верёвку, сначала правой, потом левой рукой, даёт  детям команды: подняли правую руку (проверяет), бросили снежок, то же левой.

Дед  Мороз. Ай, да молодцы! Подняли руки вверх, похлопали себе в ладоши.

По команде  воспитателя: взяли снежки! Взрослые опускают верёвку,  дети бегут, подбирают снежки и возвращаются назад, в шеренгу.

Дед Мороз. Да, вижу,  далеко вы умеете бросать, а в мои волшебные круги снежками сможете попасть?

Дед Мороз  и Снегурочка  (с двух сторон) проходит вдоль детей, подставляя обручи, дети по очереди стараются в них попасть.

 Матрёшка                          Всем на свете нравится  девица -  красавица

                                              Яркие сапожки у русской… ……  Матрёшки!

Хороводная игра «Ровным кругом» /младший дошкольный возраст/

Ход игры. Дети, вместе со взрослыми, берутся за руки, становятся в хоровод вокруг Матрёшки, идут по кругу со словами:

Ровным кругом, друг за другом, будем дружно мы шагать,

Что Матрёшка покажет, то и будем выполнять  (останавливаются).

Матрёшка  показывает движение – дети повторяют, затем снова идут по кругу.

 Примерные движения:

- присели-встали;

- попрыгали;

- подняли 1 ножку, постояли, опустили;

- руки в стороны, кружение на месте в одну сторону, остановка, в другую;

- погладили умные головки;

- улыбнулись.

Упражнение с бегом на внимание «Кто быстрей возьмёт ложку?» 

 /начиная со средней группы/.

Пособия: расписные деревянные ложки – 30 штук, бубен.

Матрёшка раздаёт детям по 1 деревянной ложке, предлагает полюбоваться, рассмотреть на ней роспись (ягоды, листья, цветы).

Ход игры. Все (в кругу)  кладут ложку перед собой на землю, делают шаг назад и поворачиваются друг за другом. Матрёшка играет в бубен, дети бегут друг за другом по кругу. Когда  бубен замолкает, дети останавливаются, берут ложку и поднимают вверх. Кто первый, тот и  молодец! В средней группе молодцы все.

В старших – каждый раз воспитатель убирает по 1, 2, 3 ложки, кому не досталась, тот на 1 игру выбывает, затем снова становится в круг.

Игра «Блины, оладушки» /старший дошкольный возраст/.

Задачи: упражнять детей  в ориентации в пространстве, умении согласовывать  свои действия с действиями товарищей, развивать  психофизические качества: ловкость, быстроту.

Матрёшка. Ребята, а вы знаете из чего пекут блины и оладушки? (ответы детей). А чем отличаются блины от оладушек? (блины – большие,  оладушки  - маленькие). А какой формы и блины и оладушки? Правильно, круглой.

Матрёшка сравнивает блины и оладушки с тёплым и ярким весенним солнышком.

Напоминает правила игры: вы все сейчас будете мукой и бегать врассыпную, как будто я рассыпала муку, а когда я скажу слово блин, возьмитесь за руки и сделайте 1 большой круг – блин, а если я скажу - оладушки, вы берётесь за руки по 3 человека, получится много маленьких оладушек.

Ход игры.  Матрёшка. Я рассыпала муку и пеку, пеку, пеку (бег врассыпную),

Угощу я всех детей, угощу я всех гостей вкусным … (пауза)  блином! (1 круг)

Молодцы, какой большой и, наверное, очень вкусный получился блин!

Я рассыпала муку и пеку, пеку, пеку (бег врассыпную),

Угощу я всех детей, угощу я всех гостей вкусными …(пауза)  оладушками (круги).

Матрёшка  хвалит детей, кто быстрей всех взялся за руки. Можно организовать соревнование, какой оладушек испечётся быстрее? (соберётся в круг).

Возможные варианты игры.

Матрёшка: какие-то маленькие оладушки у нас получаются, давайте собираться по 4 человека (по 5, вместе со взрослыми).

ЕМЕЛЯ С КАРУСЕЛЬЮ          В русских сказках я бываю и на печке отдыхаю,

                                                         На весёлой карусели  всех  прокатит вас…   Емеля!

Игра «Карусель» / для всех/

Упражнение в ходьбе и беге в разном темпе, не наталкиваясь, согласовывая движения с текстом.

Дети становятся в круг вокруг карусели, которую держит Емеля.

Взрослые помогают детям взяться детям левой рукой за концы ленточек карусели (ручки), повернуться друг за другом по ходу движения (против часовой стрелки).

Хором. Еле - еле, еле -  еле закружились карусели,

             (дети медленно двигаются по кругу),

             А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом (бегут) – 2,3 раза

             Тише, тише, не спешите, карусель остановите (дети замедляют шаги),

              Раз- два, раз- два вот и кончилась игра (останавливаются).

Игра повторяется 2-3 раза.

Советы: если ребёнок теряет ленточку, взрослые помощники быстро выводит его из игры на 1 круг, чтобы не мешать остальным играющим.

Дети старшего возраста берут ручки ленточек  карусели  в правую руку и поворачиваются в другую сторону (по часовой стрелке). Игра повторяется.

Если дети очень хорошо двигаются, ведущему (Емеле) можно продлить бег словами: кружится, кружится, каруселька кружится,            

 дружатся, дружатся, все ребятки дружатся.

ЗАЯЦ                                                       Ушки у меня торчат, лапки от страха дрожат,

                                                                   Быстрый  попрыгай-ка, зовут меня…. . Зайка!

Игра « Зайцы и волк» /младший  дошкольный возраст/

Основное движение – прыжки на двух ногах.

Пособия: разноцветные  обручи, 2 шапочки волка (большие, чтобы надеть на шапку)

Заяц  раскладывает разноцветные обручи (норки) врассыпную (по полянке), Волк (воспитатель)  прячется в укрытие.

Ход игры. Заяц. Больше нет  у нас ребят, превратились все в зайчат.

Зайчата вместе с персонажем садятся на корточки, каждый в свою норку.

Дети вместе с зайцем выполняют упражнения по тексту.

                  Зайка беленький сидит и ушами шевелит,

                  Вот так, вот так он ушами шевелит – 2 раза (показывают).

         Зайке холодно сидеть (встали зайчата) надо лапочки погреть,

         Вот так, вот так надо лапочки погреть (хлопают) – 2 раза

              Зайке холодно стоять надо зайке поскакать (выпрыгнули из норки)

              Вот так, вот так надо зайке поскакать (прыгают по полянке) – 2 раза.

По команде воспитателя: Волк идёт! Волк выходит из укрытия ловить зайцев, а они прячутся в свои норки (прыгают в обруч и приседают).

Игра «Бездомный заяц» /старший дошкольный возраст/

С помощью русской народной считалки, дети выбирают 1-2 волка, они прячутся.

Ход игры. Ведущий. Больше нет  у нас ребят, превратились все в зайчат.

Зайчата садятся на корточки каждый в свою норку (обруч).

Ведущий. Зайцы в норках загрустили, погулять они решили.

Зайцы выпрыгивают из норок и скачут по всей полянке.

По команде ведущего:  Волк идёт! Волк выходит из укрытия ловить зайцев, а они прячутся  в свои норки (прыгают в обруч и приседают).

Ведущий по ходу игры убирает по 1обручу, кому норки не досталось – убывает на 1 игру, затем снова присоединяется к играющим.

Заяц – ребёнок может пустить в свою норку дружка, которому не хватило норки.

Игра «Зайцы и волк» №2 с верёвкой /старший дошкольный возраст/

Основные движения: подлезание, прыжки, бег.

Участок разделён на 2 части (одна - нора, другая полянка), посередине натянута верёвка (с двух сторон её держат взрослые).

Ведущий объясняет, что все зайцы дружно живут в одной большой норе (стоят), чтобы выйти из неё, надо присесть и осторожно  пролезть под верёвкой, не задев её.

Ход игры. Дети хором.  Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать

              (подлезают под верёвку, подпрыгивают « ловят снежинки»)

              Зайцы волка не боятся, на полянке веселятся (прыгают по всей полянке).

По команде ведущего: Волк идёт! Волк выбегает из укрытия ловить зайцев, (взрослые  поднимают верёвку), а все зайцы бегут  в нору.

В младших группах Волк не дотрагивается до детей, в средних дотрагивается, но отпускает, со старшего возраста можно ловить детей и выводить на 1 игру.

ЛИСА                                                  Всех обманываю ловко, очень хитрая плутовка,

                                                              Хвост пушистый – краса, а зовут меня ...    Лиса!

Пособия: кегли, конусы  или большие кубики (ориентиры) – 10 штук.

Лиса. Как  вы думаете, для чего мне нужен такой пушистый хвост? (ответы детей) Сейчас, я вас сейчас научу, как нужно заметать следы.

Упражнение «Лисий хвост» (бег змейкой, со старшей группы – на скорость).

Для детей младшего дошкольного возраста ориентиры расставляются врассыпную по всей площадке. Задача детей пробежать с одной стороны площадки на другую, не задев ориентиры.

Вместе с Лисой дети упражняются в беге змейкой.

Для старших дошкольников ориентиры расставляются по прямой, обозначается линия старта. Дети, с помощью считалок (русское народное творчество), делятся на две команды, придумывают названия командам. Например, Снежинка, Сосулька, Солнышко, Ветерок. Организуются эстафеты  между командами, чья команда быстрей пробежит змейкой между ориентиров. Взрослые помогают детям соблюдать правила соревнования.

Игра «Хитрая лиса» /старший дошкольный возраст/

Лиса. Я знаю, что вы, ребята, тоже очень хитрые, из вас могут получиться отличные лисята! Лиса предлагает детям самим рассказать правила игры.

Ход игры. Дети стоят в кругу плечо к плечу, с закрытыми глазами.  Лиса проходит сзади них и незаметно дотрагивается до любого ребенка, теперь он становится «хитрой лисой». По сигналу, дети открывают глаза, хитро смотрят друг на друга, трижды спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» (тихо, громко, тихо)  и внимательно следят за лицом каждого, выдаст ли себя лиса? Лиса - ребёнок выпрыгивает в круг со словами: «Я здесь!» и начинает ловить детей. Когда лиса поймает 2-3 ребенка, игра заканчивается. При повторении игры пойманные дети снова становятся в круг, считалочкой  выбирают другую лисичку.

МЕДВЕДЬ                                             Мёд люблю,  живу в лесу, лапу я зимой сосу.

Шерсть моя блестит, как медь, а зовут меня …  Медведь!

Атрибуты: корзина с шишками – 30 шт., канат – 10 метров.

Упражнения в бросании вдаль, беге, силе, действий по команде взрослого /младший  дошкольный возраст/

Медведь. Ребята, а вы умеете ходить  как я, вперевалочку? (дети показывают)

А стишок про меня знаете?

Образное упражнение «Мишка».

Дети хором читают стихотворение «Мишка косолапый….», одновременно с текстом выполняют движения вместе с Мишкой  (ходят вперевалочку, приседают, топают)

Медведь. Посмотрите, сколько шишек я набрал в лесу. Медведь показывает корзину с шишками  и «случайно» их рассыпает.

Воспитатель. Давайте поиграем с Мишкой, бросим шишки далеко-далеко.

Дети подбирают шишки и бросают их вдаль. Медведь бегает, старается собрать шишки, дети бросают их в другую сторону.

Медведь. Ох, устал я, уж очень вы быстрые, да ловкие.

Воспитатель предлагает детям пожалеть Медведя, помочь собрать шишки в его корзину. Медведь благодарит детей, садится на пенёк и засыпает.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, Мишка набегался, устал и уснул. Как же так? Мы хотим ещё с ним поиграть. Давайте разбудим Мишку. Дети топают, хлопают.

Медведь просыпается, рычит, старается догнать малышей (не ловит!). Они убегают к воспитателю.

Игра «У медведя во бору» /средняя группа/

Медведь  находит себе на участке «берлогу» и прячется в ней. Все дети - на веранде «домике». Вместе с воспитателем дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь не спит, и на нас рычит.

После того, как дети произнесут слова, Медведь выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. До кого Медведь дотрагивается, становится медвежонком и идет в берлогу. При повторении игры Медведь ловит детей вместе с медвежонком.

Медведь. Да, быстро вы бегаете, я так не умею. Зато, я самый сильный!

Воспитатель. Наши дети  тоже сильные.

Медведь. А, вот, я сейчас посмотрю, какие вы сильные. Кто канат перетянет, тот и сильнее.

Народная забава «Перетягивание каната»

Организация. Младший дошкольный возраст. Взрослые помогают детям взяться за одну сторону каната, становятся между ними. Медведь берётся за другую сторону каната. По команде Медведя: раз, два, три – тяни, начинается перетягивание. Дети всегда побеждают - перетягивают канат на свою сторону. Если ребёнок падает, игра останавливается.

Старшие дети  меряются богатырской силой: перетягивают канат командами, взрослые соревнуются с детьми (медведь стоит в центре каната). Перед началом игры Медведь вместе с детьми уточняет правила соревнования, главное из которых, по команде: замри, все прекращают тянуть канат!

Воспитатель помогает организовать команды: дети рассчитываются на первый, второй, придумывают смешные названия командам. После 2-х раз перетягивания, команды  меняются сторонами. Побеждает Дружба! Все обнимаются.

Совет: лучше, если обе команды будут выигрывать по очереди  (хитрят взрослые, присоединяясь к проигрывающим детям).

Весна                                                Тает снежок, ожил лужок, день прибывает?

                                                           Это я, Весна, наконец-то к вам пришла!

Дети рассказывают народные приметы, связанные с приходом весны, кричат заклички, например: солнышко, вёдрышко, выгляни красное из-за горы, выгляни солнышко до вешней поры!

Игра - шутка на внимание «Прилетели птицы» /для всех/

Правила игры. Если Весна произносит названия птиц, дети машут руками «крыльями»,  если -другие слова, дети  прячут руки за спину.

Прилетели птицы: голуби, вороны, макароны!

Прилетели птицы: аисты, грачи, кирпичи!

Прилетели птицы: ласточки, стрижи, колючие ежи!

Скоморох во второй части праздника контролирует смену ведущих персонажей на участках. Если в какой-то группе их не оказалось, сам организует русские народные игры: «Ручеёк», «Золотые ворота», «Горелки» и др.

В празднике могут участвовать дополнительные персонажи.

Сказочница.  Дети вспоминают русские народные сказки, рассказывают старинные пословицы и поговорки, скороговорки. Например, мамаша  Ромаше  дала сыворотки из-под простокваши; Маланья болтушка молоко болтала – болтала, да не выболтала; У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки, хороши кармашки на рубашке Ивашки.

Бабушка –Загадушка.  Дети и взрослые загадывают друг другу загадки.

Снеговик организует катание детей на санках со снежных горок,   проводит упражнения на равновесие и ориентацию: ходьба по снежным валам и лабиринту, для детей старшего дошкольного возраста устраивает спортивные  соревнования по ходьбе на лыжах, эстафеты с санками.

- Волк  (игра «Волки во рву) и др.

Советы: на празднике не следует проводить игры, где дети могут спрыгивать в сугробы, валяться в снегу, например, «Взятие крепости», «Царь горы»;

катание детей  на лошадях лучше устроить в другой день Масленицы.

3 часть  /заключительная/

На участки детей, начиная с младшего дошкольного возраста, сказочные персонажи везут русскую печку (на полозьях или роликах, в зависимости от погоды), с шутками - прибаутками угощают детей и взрослых  блинами (заслужили!), фотографируются.

Детей старшего дошкольного возраста Скоморох вновь зазывает на центральную площадку (там много места) и устраивает народные забавы «Бег в семейных штанах», « Разрывные цепи», «Бой петухов», и др.

Список литературы.

  1. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
  2. Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  4. Соломенникова  О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. Наглядно-демонстративный материал по теме «Русская масленица Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  5. Тихонова М.В., Смирнова Н С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  6. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленица веселая"

Конспект НОД по познавательному развитию для средне-младшей группы....

Праздник, посвященный проводам русской зимы "Масленица весела, всех на игры увела"

О традициях календарных праздников русского народа, связанных с играми, песнями, прибаутками, весельем и шутками....

Сценарий Масленицы на улице для всех возрастных групп детского сада «Веселая масленица. Встреча весны».

Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям. Данный материал может быть использован инструкторами по физической культуре, воспитателями, музыкальными руководителями ДОУ....

Отчет о проведении масленицы "Веселая масленица"

Отчет проведения праздника масленица...

Масленица -веселый праздник!

Наша встреча праздника....

Спортивное развлечение на масленицу "Веселые блинчики"

Цель: oказывать oбщеукрепляющее вoздействие на oрганизм ребенка.Задачи: совeршенствовать двигатeльные навыки и кooрдинацию движений в пространстве;создавать радостноe настроeние у детей, развивать лов...

Сценарий фольклорного развлечения «Масленица весела — всех на игры увела»

Сценарий фольклорного развлечения«Масленица весела — всех на игры увела»     Воспитатель: Холова Е.ДЦель м...