"Широкая Масленица"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Гарбера Надежда Леонидовна

Развлечение для воспитанников старшей разновозрастной группы малокомплектного детского сада.Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Ознакомление с национальными традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НООД  

«ПРОЩАЙ, МАСЛЕННИЦА»

ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ (4 -7 ЛЕТ) МДОУ ДМИТРИЕВСКОГО ДЕТСКОГО САДА

ВОСПИТАТЕЛЬ ГАРБЕРА НАДЕЖДА ЛЕОНИДОВНА

Методическая разработка интегрированного занятия по теме

«Прощай, Масленица для детей от 4 – 7 лет.

Цель: Познакомить детей с традиционными русскими праздниками,

Задачи.

1. Расширить и углубить знания детей о христианском празднике «Масленица», развивать понимание названия праздника.

 2. Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

 3. Побуждать детей к выражению своих чувств, отношения к празднику в изобразительной деятельности, конструировании.

 4. Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.

Образовательные:

- создать условия для вовлечения детей в НООД

- знакомить с русским народным праздником Масленица, её значением, символами, традициями;

- знакомить с русскими народными играми; побуждать воспитанников к игре, соблюдению правил, использованию закличек, считалок;

Развивающие:

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

- развивать любознательность;

- развивать ловкость, выносливость, выдержку;

- развивать умение  двигаться в хороводе, согласовывать движения с музыкой, использовать элементы народных танцев в играх;

- развивать связную речь детей (ответы на вопросы,  проговаривание пословиц, поговорок, считалок), правильно их интонировать;

- развивать творческие навыки;

- обогащать и активизировать словарный запас;

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, любовь к родному краю;

- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

- вызвать положительные эмоции на используемый музыкальный материал, репродукции картин русских художников, сюрпризные моменты;

Предварительная работа:

- рассматривание картин с изображением народных праздников;

- знакомство с русским народным фольклором (пословицы, поговорки, потешки, считалки, скороговорки, заклички, загадки);

- знакомство с русскими народными играми;

- разучивание русских народных песен и частушек;

- изготовление Масленицы (из соломы);

Материалы, инструменты, оборудование:

- шары;

- птички;

- стол, покрытый скатертью;  

- самовар;

- чайный сервиз,

- связка баранок,

-  шапка-ушанка;  

- чучело Масленицы;

- бубен;

- «солнышко»;  

- пенопластовые «кирпичи»;

- «снежки»;

- свеча светильник;

- народные костюмы (платки, сарафаны, кепки).

Демонстрационный материал:

плакат «Блинные фантазии», репродукция картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Раздаточный материал:

- подносы с геометрическими фигурами, фломастеры, салфетки.

Интеграция областей:

 - познавательное развитие (знакомство с русским народным праздником Масленица, её значением, символами, традициями);

- социально – коммуникативное  развитие (общение по теме, игры с правилами, выполнение поручений);

- художественно-эстетическое развитие (конструирование, рассматривание картины, музыкально-подвижные игры, исполнение народных песен, частушек, рисование);

- речевое развитие  (ответы на вопросы, проговаривание считалок, пословиц, поговорок, ситуативный разговор, инсценировка);

- физическое развитие  (подвижные игры, игровые упражнения).

Используемые технологии:

- Здоровьесберегающие технологии

Формы организации:

- подвижная игра, игра – соревнование.

- Технологии проектирования

Формы организации:

- работа в группах;

- беседы, дискуссии;

- метод наблюдения.

- Технология исследовательской деятельности

Формы организации:

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- использование художественного слова;

- дидактическая игра;

- трудовые поручения, действия.

- Социоигровые технологии

Формы организации:

- игра с правилами;

- игра – соревнование.

Литература:

- Детские праздники и развлечения. Г. Йошкар-Ола 1996

- Праздники на Руси. Марина Межиева

- Традиционные праздники и развлечения в детском саду. З.Ф. Аксёнова

- Народные праздники в детском саду. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова

- Забавы для малышей. М.Ю. Картушина

- Сценарии праздников, тематических развлечений в детском саду. Т.А. Лунева  

Дети играют, свободно перемещаются по группе.

Группа украшена по-весеннему: шарами, птичками. У стены стоит стол, покрытый скатертью. На столе стоит самовар, чайный сервиз. Всё оформлено в русском народном стиле.

В группу входит воспитатель в красивом платке, тем самым, привлекая внимание детей.

Воспитатель: Какой красивый платок. Дети, а как вы думаете, а  зачем я его  надела?

(ответы)

Воспитатель: Какое время года скоро наступит?

Дети. Весна.

Воспитатель.  Правильно ребята, но пока она ещё не наступила, в последние зимние дни, мы с вами будем отмечать очень весёлый, озорной праздник.

Этот праздник к нам идёт

Он весну с собой несёт,

С играми, весельем,

Вкусным угощеньем!

Скажите, какой у нас скоро весёлый, весенний праздник?

(ответы детей)

Масленица. Праздник проводов зимы холодной, праздник встречи весны ясной.

Масленица- праздник, где игры и затеи составляют главное его содержание. Вот поэтому этот праздник был, самым любимым и отмечали его всем миром, всем народом - и стар, и млад. Дети, я вас приглашаю вместе встретить этот праздник. Вы согласны?

Дети. Да!

Воспитатель. На праздник люди нарядно одеваются. Вы хотите нарядиться? Давайте и мы с вами нарядно оденемся.

(Девочки- платочки, мальчики - кепки.)

Собирайся, народ! Весна красная идёт!

Кто желает веселиться? Становитесь в хоровод!

« Вдоль по улице метелица метёт…»

Вдоль по улице метелица метёт,

Скоро все она дорожки заметёт.

Припев: Ой, жги, жги, жги, говори,

               Скоро все она дорожки заметёт.

Собирайся, одевайся веселей,

В лес поедем за дровами поскорей.

Припев:

Топорами мы ударим дружно в лад,

Только щепочки по лесу полетят.

Припев:

А из леса мы тихонечко пойдём,

Да ногами- то притопывать начнём.

Припев:

Каблуками мы ударим дружно враз,

Эй, мороз, теперь не страшен ты для нас!

Припев:

Воспитатель. Потрогайте, ребята, свои ладошки. Какие они у вас, горячие?

Дети. Да.

Воспитатель. Молодцы! А что может быть ещё горячим?

(ответы детей).

Воспитатель. А можно сказать, что весна горячая?

Дети. Да!

Воспитатель. Весна - горячее время года. Много работ у людей начинается. О весенних работах мы расскажем Дедушке Мазаю.

Будем Масленицу встречать.

Дружно, весело играть!

Игра «Здравствуй, дедушка Мазай».

Водящего выбираем считалкой: Делом нужным занят грач,

                                                        Ходит в поле, словно врач,

                                                        Лечит пашни и поля:

                                                        «Где болит, скажи, земля?»

Дети подходят к выбранному «Дедушке Мазаю». На голове у него шапка- ушанка

Дети: Здравствуй, дедушка Мазай, на солнышко вылезай!

Дедушка Мазай:  

Здрасьте, детки, где вы были?

Что вы видели?

Забыли?

Дети: Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!

Посовещавшись, ребята, вместе с воспитателем показывают пантомиму на тему «Весенний трудовой процесс»: вскапываем лопатами землю, разбрасываем семена, поливаем из лейки, вырываем сорняки -   « Мазай»  - отгадывает.

Воспитатель. А знаете ли вы пословицы о труде? Ну что ж, я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!

Труд человека кормит,      а лень портит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Маленькое дело, лучше большого безделья

Не сиди, сложа руки, не будет в доме скуки.

Поспешишь - людей насмешишь.

Умелые руки не знают скуки.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Была бы охота - будет ладиться работа.

Окончил дело - гуляй смело.

Землю красит солнце, а человека труд.

Посмотрите! Пока мы тут разговоры вели, к нам сама Масленица пожаловала! Встречайте её песней весёлою!

«Весенняя песенка»

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных.

( Воспитатель вносит соломенное чучело, изображающее Масленицу.)

Хором: Здравствуй, сударыня Масленица! ( Кланяемся.)

Воспитатель. Наступил теперь твой час,

Ты порадуй - ка всех нас!  (Ставит на приготовленное заранее место)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло. Давайте, ребята, поиграем!

Игра «Гори, гори, ясно!» 

( Дети встают в круг, один ребёнок считалкой выбирает водящего).

Считалка: Тили-тели

                   Птички пели.

                   Взвились, к лесу полетели.

                   Стали птички гнёзда вить.

                   Кто не вьёт, тому водить!

Проводится игра, 2 -3 раза, дети садятся на заранее приготовленные места (расписные стулья).

Воспитатель. А теперь -  моя загадка.

                         Вы послушайте, ребятки?

Скажи, кто таков - Иван Громоков?

Сел на конь и поехал в огонь!

(ответы детей)

Воспитатель. Блины начинали печь с понедельника и ели их целую неделю. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления, который держался в строжайшем секрете. Некоторые я знаю. Сейчас с вами поделюсь. Раньше тесто ставили на снеговой воде, на дворе, на вечерней заре, когда всходит месяц, да приговаривали: Месяц ты, месяц,

                                             Золотые рожки,

                                             Выгляни в окошко,

                                             Подуй на опару.

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, почему на Масленицу пекли именно блины? (ответы детей)

Воспитатель. Замечательно, дети, как много вы знаете! Блин такой же круглый, горячий, румяный, как солнышко. Блин называют младшим братом солнца.

Воспитатель предлагает детям потрогать солнышко (игрушка из ткани), дети любуются солнышком.

Воспитатель:

Много поговорок сложили люди о блинах. Давай те мы с вами прикоснёмся к солнышку, и каждый скажет поговорку о блинах (Дети  передают друг другу солнышко, при этом говорят поговорки.)

1. Без блинов и не масленица.

2. Блин брюха не портит.

3. Не всё коту масленица.

4. У Маланьи с маслом и оладьи.

5. Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Воспитатель. Не только поговорки слагали люди, но и сочиняли песни.

( Исполняется русская народная песня

 «Блины» в обработке А. Абрамского.)

Блины

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Припев: Ой, блины, блины, блины.

                Вы блиночки мои.

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Припев:

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Припев:

На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

Припев:

«Гости, будьте же здоровы.

Вот блины мои готовы.

Припев:

Воспитатель. Ну что ж, будем Масленицу встречать, да блинами угощать! А где же блины- то взять?

(ответы детей)

Воспитатель предлагает свой вариант.

Дети идут к столам. На столах лежат подносы  с частями разрезанного картонного круга. Дети садятся и начинают собирать блины из частей  - геометрических фигур  (по сложности, в зависимости от возраста детей).

Воспитатель:

Давайте, поколдуем,

На блины подуем,

Быстро отвернёмся, за руки возьмёмся.

Скажем вместе:

Дети хором, медленно

– Блин, пекись! В целый, круглый превратись!

В это время подкладывает целые круги. Дети, проявляя фантазию, раскрашивают эти блины. (Звучит музыка)

Воспитатель: Как здорово! Полюбуйтесь своими работами.  Обращается к детям средней группы.

Возьмите свои блины и покажите такую красоту малышам

Дети средней группы уходят, чтобы показать свои блины младшим друзьям.

Дети старшей группы прикрепляют их на плакат «Блинные фантазии». Просто блинная фантазия у нас получилась!

А у меня есть ещё одна красивая картина! Подойдите, пожалуйста, ко мне и посмотрите на неё.

Воспитатель. На масленицу было принято строить снежные крепости и устраивать шуточные битвы. У художника В. И. Сурикова есть картина «Взятие снежного городка».

( Дети подходят и рассматривают эту картину.)

Комментарии: Мы видим большую стену, построенную из снега и льда. Её нужно было разрушить. Это весёлое, лёгкое произведение, рождающее ощущение необычного внутреннего подъёма и настоящего праздника. Вокруг царит веселье. На состязание храбрецов пришло посмотреть полгорода. На фоне белого искрящегося снега толпа выглядит особенно нарядно и празднично.

Взятие снежного городка -  было главным событием,  которое говорило о конце зимы и приходе весны.

Что за славный денёк?

Собирается народ!

В игры зимние играть

Да себя потешать.

Игра «Взятие снежного городка». Дети строят стену из пенопластовых «кирпичей», делятся на две команды и начинают бросать в стену «снежки». «Снежки»  сделаны из ваты. После разрушения стены, слышны крики восторга и радости.

Все ребята - удальцы,

В зимних играх молодцы!

Хорошо мы порезвились!

Мы смеялись, веселились!

А теперь, пришла пора,

Спеть частушки,  детвора!

Частушки

1.

Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие!

2

Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?!

3.

Я на Масленку катался,

Трое саней изломал.

Ворона коня замучил,

И, милашку покатал.

4.

Купи, тётя, мне коня,

Вороные ножки.

Буду девочек катать

По большой дорожке.

5

У меня четыре шали,

Пятая пуховая.

Не одна я боевая,

Все мы здесь бедовые.

6

Как на масленой неделе

Со стола блины летели,

И сметана и творог-

Всё летело под порог!

Воспитатель: Масленица, прощай!

                         Нас блинами угощай

                        А на тот год  в гости к нам,

                        Ты опять приезжай!

Воспитатель подходит к самовару «наливает чай».

В самоваре чая нет,

Та лежит кило конфет!  Достаёт из самовара угощения и все идут пить чай


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД (мастер-класс) по художественно-эстетическому развитию "Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы"

Представлен конспект организованной образовательной деятельности в рамках празднования Масленицы...

Конспект занятия "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"

Конспект организоанной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"...

Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».

В сценарий  праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"

Праздник "Широкая Масленица" для детей старшего дошкольного возраста. День первый - "Встреча"музыкальные нарезки к празднику на моей странице...

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"

Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"...

Сценарий праздника «Масленица широка, Масленица золота"» на улице (в помещении) для детей разновозрастной группы

Цель и задачи:Знакомство детей с народным праздником Масленица, с устным народным творчеством, песнями, плясками, с народными игрушками;Расширять представления о разнообразии традиций и обычаев народо...

Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»

Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к с...