фольклорный праздник "Посиделки"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Романенко Татьяна Ивановна

Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами  русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.).

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаями гостеприимства, интерес к русскому фольклору. обогащать словарь народными пословицами и поговорками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №162»

Фольклорный праздник

Тема:

«Посиделки»

        

Подготовила:

                                                                                                                                                   Воспитатель

                                                             Романенко Т.И.

I квалификационная категория                                                                                                                 

г. Сухиничи, 2016 г.

Цель: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи. С предметами старинного русского быта ( печь,  прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаями гостеприимства, интерес к русскому фольклору,  обогащать словарь народными пословицами, поговорками.

Занятие проводится в русской избе.( У в хода в избу детей встречает Хозяюшка.)

Хозяюшка: «Русь деревянная – края дорогие.

                      Здесь издавна русские люди живут.

                      Они прославляют жилища родные.

                      Раздольные русские песни поют»…

(звучит русская народная песня)

- А знаете, ребята, почему Русь называли деревянной? (ответы детей) Давным – давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома назывались избами.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь. Горница у меня небольшая, да красивая. Теплый дух идет от печки, а в углу сундук стоит, много он добра хранит. (дети рассаживаются по лавкам)

Ребята,  как вы думаете,  что в избе было самое главное? (ответы детей)

 Конечно же печь. Затрещит мороз во дворе, завоет ветер в трубах, а у печки тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? Она отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, раньше мылись.

Не зря в старину говорили:

                      «Печь нам – мать  родная»,

                      «У печи  все красное лето».

Зимой в мороз даже кур держали.

Ребята, а какие загадки про печь вы знаете?

(ответы детей)

                 1. «Шуба в избе, рукав на улице».

                 2. «Стоит изба из кирпича.

                       То холодна, то горяча.

                       Накормишь – живет,

                       Напоишь – умрет».

                3.   «Бабушка седа – бела,

                       Зимой всем мила,

                      А как лето наступает,

                      Про бабушку забывают».

Звучит русская народная песня «Прялица».

Хозяйка: В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долги зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда не было, девушки пряли и пели песни.

Были в избе и другие предметы. А каких предметах я вам сейчас загадаю загадки?

                                    «Не бык, а бодает,

                                      Не ест , а еду хватает.

                                     Что схватит – отдает,

                                     А сам в угол идет. (ухват)

«Черный конь скачет» (кочерга)

«Он по горнице гуляет,

Пыль и мусор собирает». (веник)

                                «Никогда не ест, а только пьет да кипяток льет» (самовар)

Хозяюшка: Кто может показать,  как пользоваться этими пред метами? (дети показывают)

Хозяюшка: Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы. Дети говорят пословицы и объясняют их )

- Без труда не выудишь и рыбку из пруда».

- Хочешь есть калачи не сиди на печи».

- «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

- «Рабочие руки не знают скуки».

Воспитатель:  Наша Хозяюшка в дому,

                        Что оладушек в меду.

                        Она подает, она прибирает,

                        Она одна за все отвечает.

Хозяюшка:

                       Я иду , иду. Иду самовар в руках несу,

                       Самовар в руках несу прибауточки пою.

(подходит к печи, обращается к ней и говорит)

                       Ой, ты,  печка-сударыня,

                       Помоги нам, боярыня:

                       Ты свари, испеки,

                       Обогрей, освети,

                       Помоги и спаси,

                       В дом богатство принеси.

(Достает из печи пироги и блины, угощает всех детей)

После угощения дети благодарят Хозяюшку и исполняют частушки.

Хозяюшка:  Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаек. А помогали мне в этом мои помощники: печка-барыня, самовар-дружище, у которого сверху дыра, снизу – дыра, а посередине огонь да вода; да вот эти четыре братца: одним кушаком подпоясаны( показывает на стол) Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?

Ребенок: Спасибо вам, Хозяюшка!

Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем.

(Все благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются и уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорная гимнастика

Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим,  музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...