"Заплету я косу русую". праздник Троицы для старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему
Знакомить детей с народными праздниками, играми.Способствовать всестороннему развитию творческих способностей воспитанников средствами русского фольклора.Формировать у дошкольников чувство патриотизма - любовь к родному краю, к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Заплету я косу русую»
Праздник Троицы для детей старшей группы
Цель:
- Знакомить детей с народными праздниками, народными традициями.
Задачи:
- Знакомить детей с малыми фольклорными формами, с народными играми
- Способствовать всестороннему развитию творческих способностей воспитанников средствами русского фольклора
- Формировать у дошкольников чувство патриотизма – любовь к природе, родному краю.
Интеграция образовательных областей:
- «Речевое развитие»
- «Социально – коммуникативное развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Физическое развитие»
Оборудование и материалы:
- Фонограмма песен «Во поле береза стояла…», «Земелюшко – чернозем»
- Ленточки, платочки
- Костюмы для ведущей, деда Егора, Аленки
- Музыкальные инструменты: балалайка, дудочка, трещотки, ложки
- Веник, туесок.
Под русскую народную музыку дети располагаются на площадке вокруг березки.
Ведущий:
И не в некотором это было царстве,
И не в некотором государстве,
А в нашем это царстве –государстве!
Жила-была березушка. Спала она крепким сном всю зимушку. А весна – красна пришла, солнышко пригрело, теплым ветерком обвеяло и проснулась наша красавица. Проснулась, огляделась, сережками украсилась, к празднику приготовилась. А праздник этот – Святая Троица – праздник русской березки.
Дети читают стихи.
«Березка»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
А.Прокофьев
«Береза»
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
И.Токмакова
Ведущий: Березонька – подружка,
Немного отдохни
И хоровод «Березка
Ты с нами посмотри.
Ау! Ау! Аукаем,
По сырым борам приаукиваем
К березке пойдем,
Хоровод заведем!
русская народная закличка.
Дети исполняют хоровод «Ай да березка» муз.Т.Потапенко, сл. Ж.Агаджановой
Ведущий:
Этот праздник - не простой,
Троицей зовется он.
С раннего утра все ребятишки в деревне в этот день пели закличку
Коси коса, пока роса,
Роса долой, коса домой.
Роса любит лопаточку,
Лопатка - песок,
Косец – пирожок.
Пели эту закличку, потому что начинался в деревне сенокос, и с раннего утра уходили отцы и матери в луга траву косить. Ребятишки от родителей не отставали, в лес за грибами да ягодами ходили, заготовки к долгой зиме делали.
Физкультурная минутка
«Косари»
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда
Делай «раз» и делай «два».
Дети делают движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища впереди стоящей ноги.
Дети берутся за руки и заводят хоровод вокруг березки.
«Земелюшко – чернозем» р.н.песня.
- Земелюшко – чернозем -2 р. Дети идут по кругу, взявшись за Чернозем, чернозем руки топаюшим шагом.
Земелюшко – чернозем
- Тут березка выросла – 2 р. Повернуться лицо в круг, плавно
Выросла, выросла. поднимать руки снизу вверх
Тут березка выросла. «выросла береза»
- На березке листочки – 2р. Подняв руки вверх, дети плавно
Листочки, листочки покачивают кистями рук.
На березе листочки.
- Под березой травонька – 2р. Наклонившись, дети водят
Травонька, травонька направо-налево опущенными
Под березкой травонька руками, как бы «поглаживая траву»
- На травоньке цветики – 2р. Дети берутся за руки, образуют
Цветики, цветики общий круг, который идет
На травоньке цветики вправо.
- Рвали цветы со травы – 2р. Дети, стоя нагибаются,
Со травы, со травы правой рукой срывают «цветок»
Рвали цветы со травы и перекладывают в левую руку.
- Плели венки из цветов – 2р. Общий круг делится на несколько
Из цветов, из цветов маленьких кружков, вращающиеся
Плели венки из цветов в правую сторону («веночки»)
Ведущий: Давайте, ребята, полюбуемся нашей березкой, украсим ее цветными ленточками.
Станем мы березоньку украшать,
Ленточки в косички заплетать.
Ленточки шелковые
В косоньки зеленые.
По р.н.м. дети привязывают ленточки к веткам с помощью воспитателя.
Ведущий: Ребята, а листочки у березы, на самом деле, душистые. И березовые листочки, и почки – целебные, для здоровья полезные. Березовые отвары, весенний березовый сок люди с давних времен используют как целебный напиток.
На площадке появляется дед Егор и его внучка Аленка.
Дед:
Здравствуйте, внучатки! Я – дед Егор, а это моя внучка Аленушка. Мы пришли к вам из деревни Березовка.
Ведущий: Какое славное название у деревни. У вас, наверное, много берез растет?
Аленка: У нас в Березовке – целая березовая роща! А мы эту рощу называем соловьиной, потому что в ней живут и звонко поют весной соловьи.
На березке средь ветвей
Поселился соловей.
Солнце вечером уйдет –
Соловей уже поет.
Звонкие да длинные
Трели соловьиные.
От заката до рассвета
Не смолкает песня эта.
Ю.Макаров
Дед: Мы загадок много знаем,
Их сейчас вам загадаем.
Отгадаете – тогда
Будет новая игра.
Загадки
- Стоят столбы белые, на них шапочки зеленые? (береза)
- Как называется место, где растет много берез? (березовая роща)
- И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая...(Березка)
Дед: У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Игра «Перетягивание каната»
Дед: Ребята, почему про березу говорят: «Летом от жары спасает, а зимой согревает?»
Ответы детей.
Ведущий: В самый жаркий летний день
Мы спешим укрыться в тень,
А в трескучие морозы
Печку топим мы березой
Из березки, говорят,
Жарче всех дрова горят.
Дедушка Егор вздыхает
Ведущий: Что вздыхаешь, дед Егор?
Дед: Потерял в лесу топор!
Как мне быть без топора?
Выручайте, детвора!
Помогите, ребятишки,
Нарубить к зиме дровишки!
Упражнение Дровосеки»
Е. Железновы. Логоритмика
Выполняется по показу воспитателя.
1-2,1-2,
Засучили рукава. Поглаживание правой и левой руки
1-2,1-2,
Рубим мы в лесу дрова. Махи рук сверху вниз
1-2,1-2
Рубим мы дрова без спешки, Махи рук сверху вниз
1-2,1-2,
Разлетаются полешки. Дети встают врассыпную на площадке
Никто из нас не ленится – соберем поленницу.
Аленка: Ой! Беда, беда, беда!
Разбежались все дрова!
Нужно постараться
В поленницу собраться!
Игра «Собери поленницу»
Под музыку дети бегают по площадке. С окончанием музыки – выстраиваются в шеренгу – поленницу.
Ведущий: Дедушка Егор, а чем ваша Березовка славится?
Дед: В каждой избе можно встретить в хозяйстве изделия из бересты – так называется кора березы.
Мы пойдем с тобой в лесок,
Возьмем в руки туесок.
Туесок берестяной,
Он для ягоды лесной.
Дед: А я вам, ребятки, загадаю загадки.
Загадки
- Стоит Антошка на одной ножке (гриб)
- На березовой опушке стоят вкусные подружки,
Желтые сестрички, кто это…? (лисички)
- На пне березовом, ребята, -
На ножках тоненьких ….. (опята)
Ведущий: А теперь в лесок пойдем, грибов и ягод наберем.
Поиграем мы в игру «У медведя во бору»
Подвижная игра «У медведя во бору»
Ведущий: А чем славится еще Березовка?
Дед: Березовка славится народными музыкальными инструментами: берестяными рожками, дудочками – погудочками, балалайками.
Возьму в руки балалайку,
Дудочку – Аленка,
Балалайка – поиграй-ка,
А вы, пойте звонко.
Звонкие , резные,
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
П.Синявский
Игра детей на ложках.
Хоровод «Во поле береза стояла…»
Ведущий: По березой ягоды, грибы растут,
Средь ветвей березы птицы гнезда вьют.
Дед: А про веники березовые забыли? Про русскую баню, где парятся с веничком, помните?
Ответы детей. Дед достает веник березовый.
Диалог «Веник»
Дети: Веник, веник, где бывал?
Веник, веник, что видал?
Веник: Я без дела не лежал,
Я работал – подметал.
Я в избе просторной пол
До соринки весь подмел.
Дети: Веник, веник, где бывал?
Веник, веник, что видал?
Веник: Я без дела не лежал,
В русской бане погулял
По спинкам по розовым
Листиком березовым.
Дети: Веник, веник, где бывал?
Веник, веник, что видал
Веник: Я без дела не лежал –
От меня козел бежал.
С огородной грядки,
Мчался без оглядки.
А теперь и вы, ребятки,
Убегайте без оглядки.
Игра «Ловишки»
Ведущий: Хороший у тебя веник, дед Его.
Дед: Да уж, попариться веничком я люблю. Вот и сейчас нам с Аленкой в Березовку пора возвращаться. По дороге грибов насобираем, дома суп сварим с грибами. Приходите в гости.
А на прощанье – поклон тебе, русская березка, зеленей нам всем на радость!
Кланяются до земли и уходят.
Ведущий: Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
И.Агеева
Под березкой нашей
Весело попляшем.
Пляска «Кадриль» музыка народная.
Используемая литература:
Аксенова З.Ф. «Традиционные праздники и развлечения в детском саду» ТЦ «Сфера»2003
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду» Мозаика-Синтез 2008 Москва
Орлова А.В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду»
Учебное пособие «Календарные обрядовые праздники»
Рыжова Оксана Анатольевна
Воспитатель высшей категории
МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №6 «Дубок»
П. Кировский, Лотошинского района, Московской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Пасха" для старших дошкольников
Сценарий праздника "Пасха" для старших дошкольников...

праздник Троица - развлечение . Старший Дошкольный возраст.
Праздник Троица.(летнее развлечение)Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение младших школьников к основам православной культуры, ориентированное на воспитание у ...

Сценарий Праздника Осени для старших дошкольников. «РАЗНОЦВЕТНАЯ ОСЕНЬ».Музыкальный руководитель Гутова Надежда Николаевна
— Вы обо мне? А вот и я!Привет осенний вам, друзья!Вы рады встретиться со мной?Вам нравится наряд лесной?Я пришла на праздник к вамПеть и веселиться. Я хочу со всемиЗдесь крепко подружиться!...

Сценарий праздника * Марта для старших дошкольников
В сценарии предложен ход мероприятия, примерный репертуар....

Праздник Осени для старших дошкольников "Осень ищет таланты"
Мой авторский сценарий. В основе осеннего праздника - творческий конкурс между детьми и родителями. Будет интересено и весело всем....

Сценарий Праздника Осени для старших дошкольников. "Разноцветная осень"
Дети под музыку заходят в зал, садятся на стульчики. Ведущая: — Добрый день, друзья дорогие!В этом зале уже не впервыеМы проводим праздник осенний,И сегодня настал час веселья! ...

Сценарий праздника «Масляная неделя» Сценарий народного фольклорного праздника «Масленица» для старших дошкольников ДОУ
Сценарий праздника «Масляная неделя»Сценарий народного фольклорного праздника «Масленица» для старших дошкольников ДОУ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2...