Консультация для родителей "Развиваем внимание у дошкольников"
консультация (подготовительная группа) на тему

Кучерова Татьяна Петровна

Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека, так как благодаря ему познавательные процессы направляются и сосредотачиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность.

Посредством внимания происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается к сведению, другая игнорируется. Внимание обладает некоторыми свойствами:

1.     Объем – количество информации, способной удержаться в сознании.

2.     Сосредоточенность – возможность сконцентрироваться на каком-либо объекте.

3.     Устойчивость – способность долгое время сохранять сосредоточенность.

4.     Переключаемость – осмысленное переведение концентрации с одного объекта на другой.

5.     Распределение – рассредоточение внимательности при одновременном выполнении нескольких дел.

Нарушение любого из этих свойств  приводит к аномалиям в развитии внимания у детей.

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) внимание – это концентрация на чем-то, что выделяется какими-либо особенностями. Например, предметы, вызывающие яркий эмоциональный фон, затрагивающие интеллектуальные и моральные чувства (красочные цвета, гармоничные звуки, приятные запахи), рефлекторно привлекают внимание.

Особенности внимания детей дошкольного возраста Причины возникновения непреднамеренного внимания:

·         внезапное действие и сила раздражителя (резкий звук, вспышка света);

·         новизна предмета;

·         движение;

·         контрастные особенности цвета, формы, величины предметов.

У детей дошкольного возраста пассивное внимание является доминирующим, и оно частично зависит от усвоения и дифференциации новых знаний. Малыш узнает о том, что в мире существует множество видов животных, насекомых, растений, что бывают разные здания, а люди могут отличаться цветом кожи. Сначала детям новые знания дают взрослые, а затем кроха сам начинает обращать внимание не только на что-то яркое и примечательное, но и на что-то необычное, что ему еще не встречалось.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_razvivayte_vnimanie_detey.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека, так как благодаря ему познавательные процессы направляются и сосредотачиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность.

Посредством внимания происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается к сведению, другая игнорируется. Внимание обладает некоторыми свойствами:

  1. Объем – количество информации, способной удержаться в сознании.
  2. Сосредоточенность – возможность сконцентрироваться на каком-либо объекте.
  3. Устойчивость – способность долгое время сохранять сосредоточенность.
  4. Переключаемость – осмысленное переведение концентрации с одного объекта на другой.
  5. Распределение – рассредоточение внимательности при одновременном выполнении нескольких дел.

Нарушение любого из этих свойств  приводит к аномалиям в развитии внимания у детей.

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) внимание – это концентрация на чем-то, что выделяется какими-либо особенностями. Например, предметы, вызывающие яркий эмоциональный фон, затрагивающие интеллектуальные и моральные чувства (красочные цвета, гармоничные звуки, приятные запахи), рефлекторно привлекают внимание.

Причины возникновения непреднамеренного внимания:

  • внезапное действие и сила раздражителя (резкий звук, вспышка света);
  • новизна предмета;
  • движение;
  • контрастные особенности цвета, формы, величины предметов.

У детей дошкольного возраста пассивное внимание является доминирующим, и оно частично зависит от усвоения и дифференциации новых знаний. Малыш узнает о том, что в мире существует множество видов животных, насекомых, растений, что бывают разные здания, а люди могут отличаться цветом кожи. Сначала детям новые знания дают взрослые, а затем кроха сам начинает обращать внимание не только на что-то яркое и примечательное, но и на что-то необычное, что ему еще не встречалось.

 Первоначально произвольное (преднамеренное, активное) внимание формируется вне личности малыша: как бы ни развивалось непроизвольное, это не приведет к возникновению произвольного внимания. Активное внимание формируется у детей вследствие коммуникации со взрослыми. Однако, несмотря на особенности и качественные различия с пассивным вниманием, активное тоже связано с увлечениями, ощущениями и сложившимся опытом крохи.

Произвольное внимание у ребенка возникает тогда, когда ему нужно проявить волю, чтобы сосредоточиться на предмете, с которым необходимо совершить какие-либо действия. Значительную роль тут играет психическое состояние малыша. Если он утомлен или болен, перевозбужден или находится в плохом настроении – все это все это может ослабить способность сосредоточиться и сконцентрироваться.

Изначально детям присуще только непроизвольное внимание, они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое, яркое и целиком оказываются под властью внешних впечатлений. Пускать на самотек развитие произвольного внимания у ребенка ни в коем случае не рекомендуется.

Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность. Развивая и повышая устойчивость внимания ребенка, родители одновременно помогают ему овладеть навыком сосредоточенности и стать более усидчивым. Хорошо развитое внимание у ребенка - залог успешного обучения в школе! Существует огромное количество игр, заданий и упражнений на развитие внимания. Здесь собраны игры и упражнения на развитие всех свойств и видов внимания (зрительного, слухового и двигательного) для детей дошкольного возраста.

Играя в игры на развитие внимания с детьми, используйте принцип «от простого к сложному». Следите за тем, чтобы задания были не слишком сложны для ребёнка, чтобы он с ними справлялся и не терял веры в свои силы. Если интерес ребенка к игре пропал – не настаивайте, предложите ему эту игру в следующий раз. Не забывайте хвалить малыша за успех и правильные решения.

Во многие игры на развитие внимания можно играть как дома, так и на улице или в поездках и путешествиях. Все игры, собранные здесь, можно использовать, занимаясь как с одним ребенком, так и с группой детей. Кроме того игры подходят для развлечения детей на праздниках и днях рождениях. Взрослые могут быть не только ведущими, но и активными участниками, показывать пример детям. Благодаря этим играм детские праздники можно сделать весёлыми и полезными для развития детей. Придумайте вознаграждения для участников игр, только помните, что проигравших детей быть не должно, все дети получают одинаковые призы, каждому найдите похвальные слова.

Игры и упражнения на развитие слухового внимания у детей

Игра «Слушаем слова»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. И игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.
Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.


Игра «Топ-хлоп»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть. И игра начинается.
Чем младше ребёнок, тем проще должны быть фразы - понятия. Например, для трёхлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую», «Люди ходят на руках». Для пятилетнего малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребёнка, чтобы ему было одновременно и не сложно угадывать правильные фразы и не скучно.


Игра «На стол! Под стол! Стучать!» 
Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, малыш будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.


Игра «Нос - пол - потолок» 
Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.


Игра «Найди пару»
Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц.
Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это носки, малышу надо будет выбрать пары носков. Если это полоски, значит, ему надо будет подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц.
Для трёхлетних детей будет достаточно 3 - 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.
Если в игре участвует несколько детей, то можно выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар. Также можно разбить детей на команды и устроить соревнование, какая из команд быстрее подберёт пары.


Игра «Собираем урожай»
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки.
Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите малыша собрать какой-то один овощ или фрукт. Если детей несколько, то каждому даётся своё задание. В этом случае количество «сортов» вырезанных овощей и фруктов должно быть равным количеству детей. И количество разных фигур должно быть одинаковым. 
Если детей много, то разделите их на команды. Пусть они соревнуются, чья команда быстрее соберёт свой урожай. Чтобы детям было интереснее собирать урожай, им можно выдать корзиночки.

Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать для сценариев детских праздников.

Игра «Лови - не лови»
Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить. 
Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.


Игра «Сделай правильно»
Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх - четырех раз.


Игра «Послушай и сделай как я»
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.


Игра «Умеет ходить или нет»
Договоритесь с малышом, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» - говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово. 
В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» - вариаций игры может быть достаточно много.


Игра «Аисты - лягушки»
Договоритесь с детьми, что сейчас они будут ходить по кругу и превращаться в аистов или лягушек. Если вы хлопнете в ладоши один раз, дети должны превратиться в аистов: встать на одну ногу, руки в стороны. Если вы хлопнете в ладоши два раза, дети превращаются в лягушек: садятся на корточки, руки опускают на пол между ногами. Если вы хлопнете три раза, дети продолжают ходьбу по кругу. 
Начинайте игру: сначала приучайте детей к определённой смене движений, а потом старайтесь их запутать.


Игра «Зайчики, медведи, галки»
Договоритесь с детьми, что по команде «Зайчики» дети будут прыгать как зайчики, по команде «Медведи» - косолапить как медведи, по команде «Галки» - махать руками. Постепенно задания можно усложнять добавляя новых животных: «Раки» - надо пятиться назад. «Лошади» - скакать как на лошадке.


Игра «Говорим шёпотом»
Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите малыша за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».


Игра «Тихо - громко»
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также, чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать.
Начинайте игру. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» - говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» - громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «Все маршируют» - говорите шёпотом. «Ходим на носочках» - говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса неожиданно. 
Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под шёпот и маршировать под громкий голос.


Игра «Колокольный звон»
Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите малышу с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик. 
Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух – трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.
Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они будут по очереди хлопать в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показываете вы. Каждые несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.


Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»
Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.
Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.


Игра «Угадай, чей звук»
Для игры понадобятся музыкальные игрушки и разные предметы, например: дудочка, деревянные ложки, бубен, бумага. Для начала хватит трёх предметов, и постепенно их можно будет увеличивать.
Обсудите с малышом, что разные предметы издают разные звуки. Продемонстрируйте ему, как шуршит бумага, как стучат ложки, как звучит дудочка, как стучит бубен. Предложите ему поиграть в игру, в которой он будет угадывать, что звучит. Затем сядьте спиной друг к другу и начинайте производить разные шумы и звуки разными предметами. Малыш должен, не оборачиваясь, называть, чем произведен звук.

Игра «Найди повтор»
Договоритесь с ребёнком, что сейчас вы будете говорить разные слова и вам нельзя повторяться. Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если вдруг вы повторили какое-нибудь слово и пусть он вам скажет, какое слово вы повторили. Начинайте игру: «река, слон, мяч, слон» - говорите вы. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши на втором слове «слон». 
Чем младше ребёнок, тем короче должна быть последовательность слов между повторами. Усложняйте игру, только когда ребёнок хорошо угадывает повторы через одно - два слова.

Игра «Заяц и черепаха»
Для игры понадобится бубен. Расскажите детям, что заяц бегает быстро, а черепаха ползает медленно. Можно показать картинки зайца и черепахи. Предложите детям поиграть в зайчиков и черепах. Объясните, что когда вы будете быстро стучать в бубен, надо бегать быстро, как зайчики. Когда бубен звучит медленно, надо ходить очень медленно, как черепаха. Начинайте играть в бубен и старайтесь неожиданно менять темп стука. 
Эту игру можно разнообразить, предлагая детям под разный ритм изображать разных животных

Игра «Что не так?»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете читать ему стихи, а ему надо внимательно слушать и исправлять вас, если в стихах есть ошибка. Читайте ребёнку короткие стихотворения, можно из двух строчек. В каждом стихотворении меняйте последнее слово так, чтобы потерялся смысл стиха. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть стишок.
Примеры стихотворений:
Вьётся из печи дымок,
Печётся вкусный в ней САПОГ. (правильно - пирог)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: « Развитие внимания у дошкольников»

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается...

Консультация для родителей: « Развитие внимания у дошкольников»

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице."Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наб...

Консультация для родителей "Развитие зрительного внимания у дошкольников"

В консультации для родителей рассказано о важности развития зрительного внимания. В ней представлены игры и упражнения для развития зрительного внимания дошкольников 3-5 лет, которые можно использоват...

Консультация для родителей : "Развитие внимания у дошкольников"

В данной консультации даны игры на развитие внимания дошкольников....

Консультация "Развитие внимания у дошкольников"

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего м...

Консультация для родителей: « Развитие внимания у дошкольников»

Большинство родителей, в семье которых есть дошкольники, слышали фразу: "Для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен быть хорошо подготовлен. " Но далеко не все задумываются о ...

консультация для родителей "Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания"

Помочь в развитии внимания смогут специальные задания и упражнения, наиболее эффективные из которых приводятся в статье. Кроме того, они будут способствовать развитию зрительного и слухового восприяти...