МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»использование фольк
план-конспект занятия на тему

Юдина Альбина Витальевна

использование фольклора на музыкальных занятиях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.  Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Фольклор - народное творчество, чаще всего устное,  это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Люди, создавшие народные песни, танцы, легенды, сказки, обряды когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей.

Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Что же относится к детскому фольклору?

Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички — обращения к явлениям природы  (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Спеть закличку «Ой, кулики» 

Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным

Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки. Например игра «Гори, гори, ясно», «Ворон» и др.

А какие виды фольклора вы используете в своей работе с детьми?

Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки".

Детский фольклор черпает материал для детей из разных источников.

Прежде всего — это то, что, взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его.

Это и поэзия пестовании ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нем

Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях — почти все дети любят, когда их поглаживют по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди — это язык эмоционального общения.

То, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

   Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.


Виды народного фольклора

 Народные песни

Главным образом внимание детей надо обратить на русские народные песни, так как это исконно русская культура. Песни - самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поет весь народ, от мала до велика. Поистине, песня - душа народа. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.

С помощью народных песен у детей будут развиваться вокальные навыки: правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому будут способствовать различные распевы, которые всегда пристутсвуют в русских народных песнях. «Как у наших у ворот», «Со вьюном я хожу»

Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Колыбельная

В глубокой древности появились колыбельные песни. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению.

Колыбельная -ниточка любви, связывающая мать и дитя.

Колыбельные песни - удивительный дар прошлого. Однако современные мамы почти не поют колыбельных: не знают их и не умеют их петь, ссылаются на занятость, считают, что темп жизни вытеснил колыбельные, поэтому ребенок должен привыкать к современным ритмам... Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола "баять", "баить" -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: "шептать", "заговаривать". Колыбельные байки - это ещё и древние заговоры, "обереги", с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.

Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку - обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.

Давайте разучим одну из таких песенок:

"У кота-воркота колыбелька хорошая.

Я коту-воркоту тихо песенку спою".

В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют.

Люли, люли, люли,

Прилетали гуленьки,

Стали гули ворковать,

Нашу деточку качать.

Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как "Сон", "Дрема", "Угомон".

Русские танцы, хороводы

Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения (ковырялочка, топотушки, вертушки) помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык. На занятиях мы разучиваем такие хороводы: «Светит месяц», «На горе-то калина», «Сударушка», «Вологодские кружева»

Народные игры

Игра для ребенка — это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли. Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга или показать быстроту движений, ловкость.     Предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Гори,гори, ясно», «Ворон»

Календарные праздники

Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством.

Игра на русских народных музыкальных инструментах

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у детей большой интерес. Я вам хочу сейчас предложить поиграть в оркестре народных инструментов. «Русские наигрыши»

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.




Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие во второй младшей группе

«Прогулка в зимний лес»

Цель: Формировать у детей чувства ритма, продолжать различать двухчастную форму, согласовывать движения с музыкой, координацию движений, ориентировку в пространстве,  развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук. Продолжать знакомить детей с дикими животными, их повадками, особенностями. Закреплять знания о том. Чем питаются, где живут. Воспитывать интерес к животным, желание им помогать.

Зал украшен под зимний пейзаж. Ёлки, деревья, сугробы, подёлкой сидит зайчик, под деревом на пеньке сидит лисичка, а в берлоге лежит медведь.

Ход занятия.

Дети заходят в зал под спокойную музыку.

Воспитатель: - Посмотрите сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

                      Приветственная игра «Здравствуйте, ладошки»

Музыкальный руководитель: - Детки, мы с вами сегодня пойдём гулять по зимнему лесу. А чтобы не замёрзнуть нам нужно одеться потеплее. (садятся на стульчики или на скамейку и поют песенку, имитируя одевание).

1. Наденут все малышки тёплые штанишки

Так, так и вот так –  тёплые штанишки.

2. Наденут все детишки валенки-малышки,  

Так, так и вот так – валенки-малышки.

3. Наденут все малышки новое пальтишко

Так, так и вот так – новое пальтишко.

Музыкальный руководитель:- Ну, вот мы и готовы.  (Идут под хрустальную музыку в «лес».)

(останавливаются) Детки, посмотрите, сколько в лесу сугробов снег насыпал, но есть и тропинки которые протоптали звери. Под музыку по сугробам будем идти большими шагами, а по тропинке – маленькими.

Упражнение «Большие и маленькие ноги».

Вос-ль: - Вот мы и попали в зимний лес. Как здесь красиво! А кто живёт в лесу? ( дети отвечают).

Воспитатель замечает зайчика под ёлкой.

Вос-ль: - Ой, смотрите, кто сидит под ёлочкой? (Зайка)  А где зайка живёт? (В лесу). Давайте поздороваемся с ним. Какая цветом у зайчика шубка зимой? (белая), а летом? ( серая). Правильно. Ой, да у зайки под ёлочкой погремушки лежат, давайте с ними потанцуем.

Пляска с погремушками.

Вос-ль: - Поплясали, разогрелись, а теперь пойдём дальше.

«Большие и маленькие ноги»

Вос-ль: - Смотрите, лисичка нам на встречу идёт.

Лиса: - Здравствуйте, детки! Я очень рада видеть. А где я живу? (ответ детей)

Какие молодцы знаете, что я как и зайка живу в лесу. Мы с зайкой очень любим играть в нашу любимую игру «Зайцы и лиса». Поиграете с нами?

«Зайцы и лиса»

Вос-ль: - Убежали зайчики от Лисы.  

Вос-ль: - Холодно, Лисонька, у вас в лесу, у деток ручки замёрзли.

Лиса: - А вы их погрейте.

Пальчиковая гимнастика

Лиса: - (прислушивается, потихоньку звучит р.н.м.) Но что это? Что за музыка звучит?

Вос-ль: - Кто там ходит по дорожке?

Кто играет на гармошке?

Это мишенька-медведь.

Мы его научим петь.

Песня-танец.

Вос-ль: - Дети, мишка зимой должен спать в своей берлоге, но он вылез , и ушёл гулять. Ты, Миша, возвращайся в свою берлогу, а то мама тебя потеряет, и будет беспокоиться. ( укладывают медведя спать в берлогу). А нам пора возвращаться в д/с.

Зашагали ножки, топ, топ, топ.  

Т.Сауко Программа музыкально-ритмических движений «Топ-хлоп, малыши»

Вос-ль: - Ну, вот и вернулись мы. Жарко в д/с надо нам раздеться.

       Поют песенку.

 1. Снимут все малышки тёплые штанишки,

Так, так и вот так – тёплые штанишки.

2. Снимут все детишки валенки-малышки.

Так, так и вот так тёплые штанишки.

3. Снимут все малышки новое пальтишко.

Так, так и вот так – новое пальтишко.

Вос-ль: - Ребята, где мы с вами сегодня побывали? А кого мы видели? А это дикие или домашние животные?

  Хвалит детей угощает их.   

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"

Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток,создавая яркие образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые создания дети начинают постигать-а лучше сказать, вспо...

народная кукла как средство приобщения к народной культуре

кукла самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. куклы имитируют взрослый ми...

Консультация для родителей "Народная кукла как средство приобщения к народной культуре"

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не тольк...

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"...

Консультация для родителей"Народная кукла как средство приобщения к народной культуре"

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не тольк...

Консультация для родителей "Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре"

КОНСУЛЬТАЦИЯдля родителей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»...

"Формирование духовно - нравственных качеств старших дошкольников средствами приобщения к народной культуре" конкурс СОТ

Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками «Калмыцкая кибитка», «Русская изба», где собраны необходимые методические и дидактические пособия, разработана циклогр...