Посиделки на Покров
материал на тему

Демагина Елена Валентиновна

Совместное празднично-событийное мероприятие в рамках тематической недели "Русская изба. Покров".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki_na_pokrov.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

Действующие лица:

Воспитатели:

1-й ведущий

2-й ведущий 

Родители воспитанников:

Хозяин,

Хозяйка,

Мать,

Отец,

Матушка Василиса

Дети старшей и подготовительной групп.

Цель: приобщить детей к культуре русского народа, семейным обычаям и традициям.

Задачи:

  • расширять знания о традициях и обычаях проведения календарно-обрядового праздника Покров;
  • развивать музыкальные и творческие способности посредством разных видов музыкальной деятельности (песенной, музыкально-игровой и танцевальной, игры на русских народных музыкальных инструментах);
  • воспитывать интерес к праздничной культуре русского народа, эмоциональную отзывчивость;
  • формировать желание принимать участие в совместных выступлениях.

Предварительная работа:

  • объяснить происхождение и значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы;
  • подобрать и разучить с детьми русские народные песни, танцы, пословицы и поговорки;
  • разработать сценарий праздника и распределить роли;
  • обучить игре на деревянных ложках, трещотках, свистульках, дудочках;
  • провести экскурсии в музее детского сада «Русская изба».

Оборудование: традиционные русские костюмы; колоски, осенние ветки (по кол-ву детей); пяльцы, прялка с веретеном, ложки, трещотки, свистульки, дудочки; тесто (настоящее)

(Музыкальный зал оформлен в стиле традиционного убранства русской избы: печки, половики, прялки, лавки, домашняя утварь. Зал поделен на три горницы: в 1-горнице – прялки: во 2-й горнице – ложки; в 3-й горнице на столе стоит миска с тестом, покрытая скатертью. Звучит  «Песня о малой Родине» (муз. Н. Орловой)[1]. Дети, в русских костюмах, с колосками и осенними ветками в руках, заходят в зал.)

«Песня о малой Родине» Н. Орлова

(дети под песню входят в зал)

1-й ребенок: Убран хлеб, и тише стало,

Жарко дышат закрома.

Поле спит, оно устало,

Осень к нам пришла сама.

2-й ребенок: От осени к лету поворота нету!

3-й ребенок: Осеннее ненастье – семь погод на дворе:

Сеет, веет, кружит, мутит, рвет,

Сверху льет, а снизу метет.

4-й ребенок: Осень играм не помеха.

Айда играть! Песни петь да плясать!

5-й ребенок: Когда?

6-й ребенок: На ту осень, лет через восемь.

Дети (хором): Нет, сейчас хотим!

1-й ведущий: Во что играть будем?

7-й ребенок: В «Уголки»! Ой нет, в «Плетень»!

1-й ведущий: Первое слово дороже второго! Шла метла, второе слово подмела, а первое оставила. Будем в «Уголки» играть!

(Дети подготовительной группы встают в круг по двое,

дети старшей группы отходят в сторону.)

Игра «Уголки» (подготовительная группа)

Дети встают кругом по двое друг за другом, как в игре «Третий лишний». Один ребёнок-лишний, он идёт покупать уголок. Те дети, которые стоят внутри круга – уголки, снаружи – продавцы. Покупатель подходит к любому продавцу и происходит диалог.

 - Кум, кумок, продай уголок!

- А что дашь?

- Голик да веник, да сто рублей денег!

- Согласен!

Участники ударяют по рукам и бегут вокруг всего круга в разные стороны, кто первый добежит до «уголка». Нужно встать впереди «уголка», тот, кто прибежал последним, становится покупателем. Продавцу может быть предложено, например: «Сорок сорокушек солёных мокрушек!», «Сорок амбаров мороженых тараканов!», «Чайник без дна, только ручка одна!» и т.п.

2-й ведущий:                                А теперь и в «Плетень» поиграем!

Становись, кому не лень,

Заплетем сейчас плетень!

Игра «Плетень» (дети старшей группы) 

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).

(В зал заходят Хозяин и Хозяйка в русских костюмах,

зазывают детей домой.)

Отец: Эй, Вовка, домой иди да братьев за собой веди!

Мать: Наталья, домой иди, сестренок за собой веди!

Мальчик из старшей группы: Иду, иду! (Машет рукой.)

Девочка из старшей группы: Бегу, бегу и Машу с Варварой веду!

(Под русскую народную мелодию «Калинка» дети расходятся по горницам: 1-я горница – к матушке Василисе (с прялками) – девочки подготовительной группы; 2-я горница – к отцу (с ложками) – мальчики подготовительной группы; 3-я горница – к матери (с тестом) – воспитанники старшей группы.)

Хозяйка: Ну вот, все по домам разбрелись. Скучно будет теперь.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Хозяин: Ох, что-то разговорилась моя хозяйка.

Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Хозяйка: И правда, хватит говорить, лучше увидеть все да услышать.

(Под русскую народную мелодию «Горница» Хозяйка подходит к 1-й горнице с прялками,

Хозяин – ко 2-й горнице с ложками.)

Хозяйка (обращается к маме): Здравствуй, соседушка! Веселья вам да радости!

Матушка Василиса: Здравствуй, соседушка, проходи в нашу светлицу поработать да повеселиться.

Хозяйка: Благодарствую. А скажи, соседушка, что ваши девчата делают?

Матушка Василиса: Наши девицы – рукодельницы,

Рукодельницы – не бездельницы.

(Девочки из подготовительной группы, Матушка Василиса и Хозяйка занимаются рукоделием и ведут беседу.)

 

1-я девочка (с пяльцами): Я пяльцы взяла, в посиделки пришла.

2-я девочка (с куделькой): А у меня куделька – работы на недельку.

Хозяйка: А у меня веретешко – попряду-ка я немножко.

Стану прясть-попрядывать,

Да на вас на всех поглядывать.

Вот и прялка есть, где бы мне сесть?

3-я девочка: Вот здесь присаживайтесь, пожалуйста.

(Хозяйка садится около прялки на лавку.)

Хозяйка: От скуки бери дело в руки.

4-я девочка: Умные руки не знают скуки.

5-я девочка: Была бы охота – будет ладиться работа.

6-я девочка: Какова пряха – такова на ней и рубаха.

Хозяйка: Правильно говорите. Никогда не сидела русская женщина без работы. Ведь надо было и нитку спрясть, и ткань соткать, и одежду сшить. А затем расшить ее красиво, чтобы получился такой костюм, как на мне. А там работа легче ведется, где песня звонкая льется. Ну-ка, девицы-красавицы, будем песню запевать да ниточку в клубок мотать. А вы, ребята, нам помогайте, песню вместе с нами запевайте.

(Девочки с Мамой и Хозяйкой прядут пряжу и исполняют русскую народную песню «Прялца». Остальные дети подпевают.)

Хозяйка: Ай да ладная песня наша. С хорошей доброй песней любое дело спорится. Ну-ка, девицы, выходите да работу свою покажите.

(Воспитанницы подготовительной группы исполняют русский народный хоровод с платками.)

Хозяйка: Нет радости краше усталости. И так круглый год в работе крестьянской. С Богом начинают – руками заканчивают. Хорошему делу красна цена! Умел народ трудиться, умел и веселиться. Ой, что это там, у ворот, собирается народ? Вьется, вьется хоровод.

(Дети из подготовительной группы исполняют русский народный танец «Сударушка». После танца садятся на стулья. Во 2-й горнице мальчики из подготовительной группы берут ложки. Хозяин с поклоном обращается к ним.)

Хозяин: Низкий поклон вам, соседи дорогие – люди мастеровые. Я смотрю, вы тоже делом заняты.

1-й мальчик: Да, мы ложки строгаем.

2-й мальчик: Оживает все вокруг от тепла искусных рук!

3-й мальчик: Полон гостей будет дом, коль работать с огоньком.

Мальчики из подготовительной группы исполняют и инсценируют русскую народную песню «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской».

В конце играют на ложках, трещотках, дудочках.

1-й ведущий обращается ко 2-му ведущему 

1-й ведущий: Ой, смотри-ка, у тебя на сарафане ниточка.

2-й ведущий: Какая ниточка?

1-й ведущий: Зелененькая.

2-й ведущий: А я знаю, к чему она прицепилась.

1-й ведущий: К хороводу. Сколько хочешь ты гуляй, хоровод затевай!

(Воспитанники старшей группы исполняют хоровод под русскую народную песню «На горе то-калина».)

Хозяйка: Ну вот, наплясались и напелись. А теперь посидим рядком да поговорим ладком. Праздник нынче у нас – Покров Пресвятой Богородицы, первое зазимье. Он покрывает землю где листком, где снежком. С Покрова хозяева начинают утеплять избу на зиму, запасать дрова, первый раз топить печь – «загонять» тепло в дом. В народе говорят: «Покров, натопи нашу избу без дров», «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, землю снежком, а хозяина добром». В Покров день крестьяне вспоминали и почитали Пресвятую Богородицу. Просили у нее помощи в зазимье – укрыть народ от мороза и холода, уберечь его от других бед и ненастий, от одиночества в зимний вечерок, от зла.

(В 3-й горнице Мама обращается к воспитанникам старшей группы.)

Матушка Василиса: Ну-ка, детки, сядем вместе

Да замесим с вами тесто!

Засучите рукава!

(Засучивает рукава, начинает замешивать тесто.) 

Ручкой – раз, ручкой – два.

Дети вместе с матушкой Василисой месят тесто.

Ребенок из старшей группы: Будем печь мы хлебушек

Для бабушек и дедушек,

Для мамушек и кумушек,

Отцов-молодцов да для детишек –

Девчонок и мальчишек.

Дети смотрят, как матушка Василиса формует тесто в каравай.

Матушка Василиса: Ну вот, готово. Пусть печется хлебушек духмяный да румяный, сытный и вкусный. Пойду в печь его поставлю. (Уходит из зала.)

Хозяйка: Вот, ребятушки, Покров.

Вот и нам гуляночка,

Скоро, скоро заиграет

Звонкая тальяночка.

( Дети подготовительной группы под русскую народную песню «Я на балалаечку ленточку повешу» исполняют парную пляску с балалайками)

Под русскую народную песню «Горница» Хозяйка и матушка Василиса выносят каравай.)

Матушка Василиса: Тепло да уютно в нашей избе.

Вот и каравай поспел –

Вкусный, румяный да сытный.

Хозяйка: Вот так мы и живем,

Хлеб да пряники жуем,

Медом запиваем,

Гостей поджидаем.

1-й и 2-й ведущий (хором): Как в старые добрые времена –

Приглашаем вас всех к чаю

Да к сдобному караваю.


[1] См.: Справочник музыкального руководителя. 2012. № 3. С. 58. Минусовка – фл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посиделки на Покров

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы...

Фольклорный праздник "Посиделки на Покров"

Развлечение  на основе фольклорного материала...

сценарий развлечения "Посиделки на Покров"

Приобщение к народным праздникам...

Сценарий праздника "Осенние посиделки на Покров"

Данный материал будет полезен воспитателям работающим с воспитанниками старшего возраста. Данный праздник фольклорный. Содержит материал о празднике....

Посиделки на покров. "Чем богаты, тем и рады!"

Сценарий осеннего праздника...

"Посиделки на Покров"

"Посиделки на Покров"-фольклорный праздник для детей старшей группы. Приобщение к русской народной культуре....

Посиделки на Покров.

Сценарий для детско-родительского клуба....