Посиделки на Покров
материал на тему
Совместное празднично-событийное мероприятие в рамках тематической недели "Русская изба. Покров".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki_na_pokrov.docx | 41.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Действующие лица:
Воспитатели:
1-й ведущий
2-й ведущий
Родители воспитанников:
Хозяин,
Хозяйка,
Мать,
Отец,
Матушка Василиса
Дети старшей и подготовительной групп.
Цель: приобщить детей к культуре русского народа, семейным обычаям и традициям.
Задачи:
- расширять знания о традициях и обычаях проведения календарно-обрядового праздника Покров;
- развивать музыкальные и творческие способности посредством разных видов музыкальной деятельности (песенной, музыкально-игровой и танцевальной, игры на русских народных музыкальных инструментах);
- воспитывать интерес к праздничной культуре русского народа, эмоциональную отзывчивость;
- формировать желание принимать участие в совместных выступлениях.
Предварительная работа:
- объяснить происхождение и значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы;
- подобрать и разучить с детьми русские народные песни, танцы, пословицы и поговорки;
- разработать сценарий праздника и распределить роли;
- обучить игре на деревянных ложках, трещотках, свистульках, дудочках;
- провести экскурсии в музее детского сада «Русская изба».
Оборудование: традиционные русские костюмы; колоски, осенние ветки (по кол-ву детей); пяльцы, прялка с веретеном, ложки, трещотки, свистульки, дудочки; тесто (настоящее)
♫(Музыкальный зал оформлен в стиле традиционного убранства русской избы: печки, половики, прялки, лавки, домашняя утварь. Зал поделен на три горницы: в 1-горнице – прялки: во 2-й горнице – ложки; в 3-й горнице на столе стоит миска с тестом, покрытая скатертью. Звучит «Песня о малой Родине» (муз. Н. Орловой)[1]. Дети, в русских костюмах, с колосками и осенними ветками в руках, заходят в зал.)
«Песня о малой Родине» Н. Орлова
(дети под песню входят в зал)
1-й ребенок: Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома.
Поле спит, оно устало,
Осень к нам пришла сама.
2-й ребенок: От осени к лету поворота нету!
3-й ребенок: Осеннее ненастье – семь погод на дворе:
Сеет, веет, кружит, мутит, рвет,
Сверху льет, а снизу метет.
4-й ребенок: Осень играм не помеха.
Айда играть! Песни петь да плясать!
5-й ребенок: Когда?
6-й ребенок: На ту осень, лет через восемь.
Дети (хором): Нет, сейчас хотим!
1-й ведущий: Во что играть будем?
7-й ребенок: В «Уголки»! Ой нет, в «Плетень»!
1-й ведущий: Первое слово дороже второго! Шла метла, второе слово подмела, а первое оставила. Будем в «Уголки» играть!
(Дети подготовительной группы встают в круг по двое,
дети старшей группы отходят в сторону.)
Игра «Уголки» (подготовительная группа)
Дети встают кругом по двое друг за другом, как в игре «Третий лишний». Один ребёнок-лишний, он идёт покупать уголок. Те дети, которые стоят внутри круга – уголки, снаружи – продавцы. Покупатель подходит к любому продавцу и происходит диалог.
- Кум, кумок, продай уголок!
- А что дашь?
- Голик да веник, да сто рублей денег!
- Согласен!
Участники ударяют по рукам и бегут вокруг всего круга в разные стороны, кто первый добежит до «уголка». Нужно встать впереди «уголка», тот, кто прибежал последним, становится покупателем. Продавцу может быть предложено, например: «Сорок сорокушек солёных мокрушек!», «Сорок амбаров мороженых тараканов!», «Чайник без дна, только ручка одна!» и т.п.
2-й ведущий: А теперь и в «Плетень» поиграем!
Становись, кому не лень,
Заплетем сейчас плетень!
Игра «Плетень» (дети старшей группы)
Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).
(В зал заходят Хозяин и Хозяйка в русских костюмах,
зазывают детей домой.)
Отец: Эй, Вовка, домой иди да братьев за собой веди!
Мать: Наталья, домой иди, сестренок за собой веди!
Мальчик из старшей группы: Иду, иду! (Машет рукой.)
Девочка из старшей группы: Бегу, бегу и Машу с Варварой веду!
♫(Под русскую народную мелодию «Калинка» дети расходятся по горницам: 1-я горница – к матушке Василисе (с прялками) – девочки подготовительной группы; 2-я горница – к отцу (с ложками) – мальчики подготовительной группы; 3-я горница – к матери (с тестом) – воспитанники старшей группы.)
Хозяйка: Ну вот, все по домам разбрелись. Скучно будет теперь.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Хозяин: Ох, что-то разговорилась моя хозяйка.
Хороша веревка длинная, а речь короткая.
Хозяйка: И правда, хватит говорить, лучше увидеть все да услышать.
♫(Под русскую народную мелодию «Горница» Хозяйка подходит к 1-й горнице с прялками,
Хозяин – ко 2-й горнице с ложками.)
Хозяйка (обращается к маме): Здравствуй, соседушка! Веселья вам да радости!
Матушка Василиса: Здравствуй, соседушка, проходи в нашу светлицу поработать да повеселиться.
Хозяйка: Благодарствую. А скажи, соседушка, что ваши девчата делают?
Матушка Василиса: Наши девицы – рукодельницы,
Рукодельницы – не бездельницы.
(Девочки из подготовительной группы, Матушка Василиса и Хозяйка занимаются рукоделием и ведут беседу.)
1-я девочка (с пяльцами): Я пяльцы взяла, в посиделки пришла.
2-я девочка (с куделькой): А у меня куделька – работы на недельку.
Хозяйка: А у меня веретешко – попряду-ка я немножко.
Стану прясть-попрядывать,
Да на вас на всех поглядывать.
Вот и прялка есть, где бы мне сесть?
3-я девочка: Вот здесь присаживайтесь, пожалуйста.
(Хозяйка садится около прялки на лавку.)
Хозяйка: От скуки бери дело в руки.
4-я девочка: Умные руки не знают скуки.
5-я девочка: Была бы охота – будет ладиться работа.
6-я девочка: Какова пряха – такова на ней и рубаха.
Хозяйка: Правильно говорите. Никогда не сидела русская женщина без работы. Ведь надо было и нитку спрясть, и ткань соткать, и одежду сшить. А затем расшить ее красиво, чтобы получился такой костюм, как на мне. А там работа легче ведется, где песня звонкая льется. Ну-ка, девицы-красавицы, будем песню запевать да ниточку в клубок мотать. А вы, ребята, нам помогайте, песню вместе с нами запевайте.
♫(Девочки с Мамой и Хозяйкой прядут пряжу и исполняют русскую народную песню «Прялца». Остальные дети подпевают.)
Хозяйка: Ай да ладная песня наша. С хорошей доброй песней любое дело спорится. Ну-ка, девицы, выходите да работу свою покажите.
♫(Воспитанницы подготовительной группы исполняют русский народный хоровод с платками.)
Хозяйка: Нет радости краше усталости. И так круглый год в работе крестьянской. С Богом начинают – руками заканчивают. Хорошему делу красна цена! Умел народ трудиться, умел и веселиться. Ой, что это там, у ворот, собирается народ? Вьется, вьется хоровод.
♫(Дети из подготовительной группы исполняют русский народный танец «Сударушка». После танца садятся на стулья. Во 2-й горнице мальчики из подготовительной группы берут ложки. Хозяин с поклоном обращается к ним.)
Хозяин: Низкий поклон вам, соседи дорогие – люди мастеровые. Я смотрю, вы тоже делом заняты.
1-й мальчик: Да, мы ложки строгаем.
2-й мальчик: Оживает все вокруг от тепла искусных рук!
3-й мальчик: Полон гостей будет дом, коль работать с огоньком.
♫Мальчики из подготовительной группы исполняют и инсценируют русскую народную песню «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской».
В конце играют на ложках, трещотках, дудочках.
1-й ведущий обращается ко 2-му ведущему
1-й ведущий: Ой, смотри-ка, у тебя на сарафане ниточка.
2-й ведущий: Какая ниточка?
1-й ведущий: Зелененькая.
2-й ведущий: А я знаю, к чему она прицепилась.
1-й ведущий: К хороводу. Сколько хочешь ты гуляй, хоровод затевай!
♫(Воспитанники старшей группы исполняют хоровод под русскую народную песню «На горе то-калина».)
Хозяйка: Ну вот, наплясались и напелись. А теперь посидим рядком да поговорим ладком. Праздник нынче у нас – Покров Пресвятой Богородицы, первое зазимье. Он покрывает землю где листком, где снежком. С Покрова хозяева начинают утеплять избу на зиму, запасать дрова, первый раз топить печь – «загонять» тепло в дом. В народе говорят: «Покров, натопи нашу избу без дров», «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, землю снежком, а хозяина добром». В Покров день крестьяне вспоминали и почитали Пресвятую Богородицу. Просили у нее помощи в зазимье – укрыть народ от мороза и холода, уберечь его от других бед и ненастий, от одиночества в зимний вечерок, от зла.
(В 3-й горнице Мама обращается к воспитанникам старшей группы.)
Матушка Василиса: Ну-ка, детки, сядем вместе
Да замесим с вами тесто!
Засучите рукава!
(Засучивает рукава, начинает замешивать тесто.)
Ручкой – раз, ручкой – два.
Дети вместе с матушкой Василисой месят тесто.
Ребенок из старшей группы: Будем печь мы хлебушек
Для бабушек и дедушек,
Для мамушек и кумушек,
Отцов-молодцов да для детишек –
Девчонок и мальчишек.
Дети смотрят, как матушка Василиса формует тесто в каравай.
Матушка Василиса: Ну вот, готово. Пусть печется хлебушек духмяный да румяный, сытный и вкусный. Пойду в печь его поставлю. (Уходит из зала.)
Хозяйка: Вот, ребятушки, Покров.
Вот и нам гуляночка,
Скоро, скоро заиграет
Звонкая тальяночка.
♫( Дети подготовительной группы под русскую народную песню «Я на балалаечку ленточку повешу» исполняют парную пляску с балалайками)
Под русскую народную песню «Горница» Хозяйка и матушка Василиса выносят каравай.)
Матушка Василиса: Тепло да уютно в нашей избе.
Вот и каравай поспел –
Вкусный, румяный да сытный.
Хозяйка: Вот так мы и живем,
Хлеб да пряники жуем,
Медом запиваем,
Гостей поджидаем.
1-й и 2-й ведущий (хором): Как в старые добрые времена –
Приглашаем вас всех к чаю
Да к сдобному караваю.
[1] См.: Справочник музыкального руководителя. 2012. № 3. С. 58. Минусовка – фл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Посиделки на Покров
Сценарий развлечения для детей подготовительной группы...
Фольклорный праздник "Посиделки на Покров"
Развлечение на основе фольклорного материала...
сценарий развлечения "Посиделки на Покров"
Приобщение к народным праздникам...
Сценарий праздника "Осенние посиделки на Покров"
Данный материал будет полезен воспитателям работающим с воспитанниками старшего возраста. Данный праздник фольклорный. Содержит материал о празднике....
Посиделки на покров. "Чем богаты, тем и рады!"
Сценарий осеннего праздника...
"Посиделки на Покров"
"Посиделки на Покров"-фольклорный праздник для детей старшей группы. Приобщение к русской народной культуре....
Посиделки на Покров.
Сценарий для детско-родительского клуба....