Посиделки.Зимние праздники в народных традициях
методическая разработка (старшая группа) по теме
Досуговое мероприятие для старшего дошкольного возраста. Знакомство с народными традициями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 14
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«ПОСИДЕЛКИ»
зимние праздники в народных традициях
Составила
воспитатель Петрина Н.В
Посиделки.
Задачи:
- познакомить детей посиделками, как явлением старорусского быта;
- закрепить представление о традиционных видах труда мальчиков и девочек на Руси;
- формировать интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в современную жизнь;
- развивать смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость;
Ход:
Раздается стук в дверь.
Хозяйка: (открывает, встречает) Проходите, гости дорогие. Красному гостю - красное место на наших посиделках!
Входят девочки, в руках корзинки с рукоделием, продуктами.
Девочки: Здравствуй, хозяйка! Мир вам и мы к вам.
Хозяйка: Давно вас, красавицы, поджидаю. Где вы загуляли?
Девочка: А мы покуда пирогов напекли, семечек нажарили, вот и припозднились.
Хозяйка: Садитесь, касатушки! У меня самовар давно готов. А что же мальцов с вами нет?
Девочка: Не споткнутся, прибегут. Была бы роща, а соловьи найдутся!
Девочки рассаживаются, каждая достает принесенное с собою рукоделие: вязание, вышивание, бисероплетение и т.п.
За дверью раздается смех, топот, стук в дверь. Входят мальчики.
Мальчик: Здравствуйте, хозяева, а вы нас ждали?
Девочка: Ждали, ждали, все жданки съели. (Все смеются)
Хозяйка: проходите, гости дорогие, рассаживайтесь. Удобно ли вам, всем места хватило?
Мальчик: В тесноте, да не в обиде!
- А ты, Федул, что губы надул?
«Федул»: Кафтан прожег!
Мальчик: Зашить можно?
Федул: Иглы нет!
Мальчик: А велика ли дыра?
Федул: Остался ворот, да рукава! (все смеются)
Хозяйка: В прежние времена в крестьянских семьях рано приучали к труду, потому, что родители понимали - тот , кто умеет и любит трудиться, никогда не пропадет. Об этом даже в пословицах и поговорках говориться. Давайте вспомним их вместе.
- ребенок: Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
- ребенок: От скуки бери дело в руки.
- ребенок: Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
- ребенок: Не за свое дело не берись, за своим не ленись.
Хозяйка: Девочек учила мать всему тому, что сама умела, без помощи детей родителям было бы туго. С шести лет девочки осваивали прялку, шили, вышивали, а к 12-ти годам помогали вести домашнее хозяйство, носили воду, стирали, доили коров, стряпали, присматривали за младшими детьми.
Ну-ка, девочки, покажите свое умение.
Девочки исполняют песню «Прялица»
Хозяйка: А мальчиков учил отец выполнять по дому мужскую работу. С 5-6 лет мальчики ездили верхом на лошади, гоняли скот на водопой, помогали пахать, ходить на охоту, кормить скотину, убирать за ней, овладевали косой, серпом, топором.
А не помогут ли мальчики нашу печку жарче растопить? Надо нам из леса дровишек привезти. «Запевайте, девочки, песню веселей, запрягайте, мальчики, в сани лошадей!»
Исполняют песню-инсценировку «Метелица»
Хозяйка: Делу - время, потехе - час.
А не поиграть ли нам сейчас?
Девочка: Будем в заиньку играть, по считалки выбирать.
Тара – бара
Домой пора,
Коров доить,
Тебе водить.
Проводится русская народная игра «Заинька». ( В это время один ребенок ложится у печки спать).
Хозяйка: Много в народе пословиц о трудолюбии, а вот послушайте еще одну: «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда!»
Уж не про нашего ли Дрему она?
1 - Ребенок: Дрема дремлет, спать хочет.
Тебе полно, Дрема, дремать,
Тебе пора, Дрема, вставать.
2-ребенок: Вставай, Дрема, колокольцы звенят.
Вставай, Дрема, часы говорят.
Все: Люди сходятся, в хоровод становятся.
Игра «Сидит Дрема»
Дрема: Мне давно бы встать,
Мне бы кругом походить,
Мне людей посмотреть,
Мне себя показать.
Воспитатель: Как у наших у ворот
собирается народ!
Девочки: Не хотели мы плясать
Стояли и стеснялися.
А гармошки заиграли -
Мы не удержалися.!
Танец «Русский танец с выходом» (Русская народная песня «Выйду на улицу»)
Воспитатель: Красны девицы, да добры молодцы!
Собирались, наряжались,
На гулянье отправлялись!
Ребенок: Будем, будем ходить
Коляду заводить.
Ребенок: Коляда, коляда,
Всех зовет за ворота.
Дети встают в две шеренги, исполняют коляду.
«Ой, колюшечка, шевелюшечка!»
Хозяйка: А мой кум - куманек
Далеко живет,
Почему куманек ко мне в гости не идет?
Воспитатель: Ну-ка, ребятушки, расскажите хозяйке, почему дед Матвей свою куму не навещает.
Дети исполняют русскую народную игру «Дома ль дед Матвей?»
Хозяйка: А теперь сядем рядком
Да поговорим ладком!
Воспитатель: А наши красны девицы
Печь блины то мастерицы?
Девочка одевает фартук, берет миску с «тестом», мешает и приговаривает:
Дубы, дубочки
Напеку блиночки,
Блиночки горячи,
Не хотят сидеть в печи,
Блинчики румяные
С маслицем, сметаною.
Хозяйка: Никанориха из ближнего села
Говорил сосед: «Счастливая была…»
- -- ребенок: Да на баране сено важивала,
Да руковицей воду нашивала.
2 - ребенок: Никанориха телегу продала,
Да, на те деньги балалайку завела.
В балалаечку наигрывает,
Пляшет, пляшет, приговаривает.
3 - ребенок: Не хочу, да я, кухарничать,
лучше буду самоварничать.
4 - ребенок: Не успела самовар вскипятить,
Тут козел в огород вскочил,
Никанориха ругается,
А козел-то улыбается.
Воспитатель: Ну, ребята и девчата, покажите, как там было!
Дети играют в русскую народную игру «Никанориха»
Хозяйка: Хороши у нас девчата, Краше, лучше не найдешь!
Девочка: Вот хожу я по двору,
На мне алый сарафанчик,
Раздувает ветерок
На головушке платок!
Девочка: Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд!
Хозяйка: Нашим хлопцам покажитесь,
В русском танце закружитесь.
Девочки исполняют танец с павловскими платками.
Воспитатель: Знаю я вы все подружки,
Мастерицы петь частушки.
И вы ,парни, не зевайте,
Девчатам тоже помогайте. (Мальчики берут инструменты- ложки, трещотки)
Девочка: У нас частушки не простые,
Надо слушать, не зевать,
Как споем мы вам частушку,
Вам придется допевать,
Хозяйка: А допеть частушки ваши мы других гостей попросим. Они у нас смышленые, господа - ученые!
Дети исполняют частушки – загадки.
Воспитатель: Хорошо мы посидели, отдохнули, пора и честь знать.
Хозяйка: В старину на любых посиделках добры - молодцы выбирали себе подружку,
красну - девицу, а для этого водили специальные хороводы.
Гости, все вставайте в круг!
А кто из добрых молодцев подружку будет выбирать?
(Выбирается ребенок)
Я хожу, я брожу кругом города
Я секу, я рублю мечом ворота,
Я ищу себе, красну - девицу,
Красну - девицу найду,
Ей колечко подарю.
Хоровод «Царевич - королевич»
Хозяйка: Играми, да плясками сыт не будешь.
Славился наш народ гостеприимством,
Да угощением знатным.
Чем же, гости дорогие, вас угостить?
Дети: Спасибо, хозяюшка, за добрые слова, но…
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели!
Хозяйка: Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы! (выносит поднос с блинами)
Воспитатель: Тары, бары, растобары,
Выпьем чай из самовара!
Дети (кланяются в пояс): Так будьте здоровы, живите богато, а мы уезжаем до дома, до хаты!
«ВСЯКОМУ ДЕЛУ – ВЕНЕЦ, А НАШИМ ПОСИДЕЛКАМ – КОНЕЦ!»
ГДОУ детский сад № 14 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей " Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям"
консультация...
Консультация для воспитателей ДОУ «Значение русских народных праздников в приобщении детей к народным традициям»
Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...
Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям
Нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования....
Консультация «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»
Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей....
Методическая разработка «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»
Консультация для родителей...
"Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям."
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №69 Кировского района г. Санкт - Петербурга "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным тр...
Статья. "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям"
Статья. "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям"...