Посиделки.Зимние праздники в народных традициях
методическая разработка (старшая группа) по теме

Петрина Наталья Владимировна

Досуговое мероприятие для старшего дошкольного возраста. Знакомство с народными традициями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 14

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«ПОСИДЕЛКИ»

зимние праздники                                  в народных традициях

   Составила  

воспитатель Петрина Н.В

Посиделки.

Задачи: 

  • познакомить детей  посиделками, как явлением старорусского быта;
  • закрепить представление о традиционных видах труда мальчиков и девочек на Руси;
  • формировать интерес к отечественной бытовой культуре, желание вносить ее отдельные элементы в  современную жизнь;
  • развивать смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость;

Ход:

Раздается стук в дверь.

Хозяйка: (открывает, встречает) Проходите, гости дорогие. Красному гостю - красное место на наших посиделках!

Входят девочки, в руках корзинки с рукоделием, продуктами.

Девочки: Здравствуй, хозяйка! Мир вам и мы к вам.

Хозяйка: Давно вас, красавицы, поджидаю. Где вы загуляли?

Девочка: А мы покуда пирогов напекли, семечек нажарили, вот и припозднились.

Хозяйка: Садитесь, касатушки! У меня самовар давно готов. А что же мальцов с вами нет?

Девочка: Не споткнутся, прибегут. Была бы роща, а соловьи найдутся!

Девочки рассаживаются, каждая достает принесенное с собою рукоделие:  вязание, вышивание, бисероплетение и т.п.

За дверью раздается смех, топот, стук в дверь. Входят мальчики.

Мальчик: Здравствуйте, хозяева, а вы нас  ждали?

Девочка:  Ждали, ждали, все жданки съели.  (Все смеются)

Хозяйка: проходите, гости дорогие, рассаживайтесь. Удобно ли вам, всем места хватило?

Мальчик:     В тесноте, да не в обиде!

                      - А ты, Федул, что губы надул?

«Федул»:       Кафтан прожег!

 Мальчик:    Зашить можно?

Федул:          Иглы нет!

Мальчик:     А велика ли дыра?

Федул:         Остался ворот, да рукава! (все смеются)

Хозяйка: В прежние времена в крестьянских семьях рано приучали к труду, потому, что родители понимали - тот , кто умеет и любит  трудиться, никогда не пропадет. Об этом  даже в пословицах и поговорках говориться. Давайте вспомним их вместе.

  1. ребенок: Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
  2. ребенок: От скуки бери дело в руки.
  3. ребенок: Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
  4. ребенок: Не за свое дело не берись, за своим  не ленись.

Хозяйка: Девочек учила мать всему тому, что сама умела, без помощи детей родителям было бы туго. С шести лет девочки осваивали прялку, шили, вышивали, а к 12-ти годам помогали вести домашнее хозяйство, носили воду, стирали, доили коров, стряпали, присматривали за  младшими детьми.

Ну-ка, девочки, покажите свое умение.

Девочки исполняют песню «Прялица»

Хозяйка: А мальчиков учил отец выполнять по дому мужскую работу.  С 5-6 лет мальчики ездили верхом на лошади, гоняли скот на водопой, помогали пахать, ходить на охоту, кормить скотину, убирать за ней, овладевали косой, серпом, топором.

А не помогут ли мальчики нашу печку  жарче растопить? Надо нам    из леса дровишек  привезти. «Запевайте, девочки, песню веселей, запрягайте, мальчики, в сани лошадей!»

Исполняют песню-инсценировку «Метелица»

Хозяйка: Делу - время, потехе - час.

А не поиграть ли нам сейчас?

Девочка: Будем в заиньку играть, по считалки выбирать.

Тара – бара

Домой пора,

Коров доить,

Тебе водить.


Проводится русская народная игра «Заинька». ( В это время один ребенок ложится у печки спать).

Хозяйка: Много в народе пословиц о трудолюбии, а вот послушайте еще одну: «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда!»

Уж не про нашего ли Дрему она?

1 - Ребенок:  Дрема дремлет, спать хочет.

Тебе полно, Дрема, дремать,

Тебе пора, Дрема, вставать.

2-ребенок:    Вставай, Дрема, колокольцы звенят.

Вставай, Дрема, часы говорят.

Все: Люди сходятся, в хоровод становятся.

Игра «Сидит Дрема»

Дрема:           Мне давно бы встать,

Мне бы кругом походить,

Мне людей посмотреть,

Мне себя показать.

Воспитатель: Как у наших у ворот

                          собирается народ!

Девочки: Не хотели мы плясать

                  Стояли и стеснялися.

                   А гармошки заиграли -

                   Мы не удержалися.!

Танец «Русский танец с выходом»                                                                          (Русская народная песня «Выйду на улицу»)

Воспитатель:  Красны девицы, да добры молодцы!

                            Собирались, наряжались,

                            На гулянье  отправлялись!

Ребенок: Будем, будем ходить

                  Коляду заводить.

Ребенок: Коляда, коляда,

                  Всех зовет за ворота.

Дети встают в две шеренги, исполняют коляду.

«Ой, колюшечка,  шевелюшечка!»

Хозяйка:       А мой кум - куманек

Далеко живет,

Почему куманек ко мне в гости не идет?

Воспитатель: Ну-ка, ребятушки, расскажите хозяйке, почему дед Матвей свою куму не навещает.

Дети исполняют русскую народную игру «Дома ль дед Матвей?»

Хозяйка: А теперь сядем рядком

                  Да поговорим ладком!

Воспитатель: А наши красны девицы

                           Печь блины то мастерицы?

Девочка  одевает  фартук, берет миску с «тестом», мешает и приговаривает:

Дубы, дубочки

Напеку блиночки,

Блиночки горячи,

Не хотят сидеть в печи,

Блинчики румяные

С маслицем, сметаною.

Хозяйка: Никанориха из ближнего села

                  Говорил сосед: «Счастливая была…»

  1. --  ребенок: Да на баране сено важивала,

                     Да руковицей воду нашивала.

       2 - ребенок: Никанориха телегу продала,

                               Да, на те деньги балалайку завела.

                               В балалаечку наигрывает,

                               Пляшет, пляшет, приговаривает.

       3 - ребенок:    Не хочу, да я, кухарничать,

                               лучше буду самоварничать.

       

       4 - ребенок:      Не успела самовар вскипятить,

                      Тут козел в огород вскочил,

                      Никанориха ругается,

                       А козел-то улыбается.

Воспитатель: Ну, ребята и девчата,  покажите, как там было!

Дети играют в русскую народную игру «Никанориха»

Хозяйка: Хороши у нас девчата, Краше, лучше не найдешь!

Девочка:       Вот хожу я по двору,

На мне алый сарафанчик,
Раздувает ветерок

На головушке платок!

Девочка:       Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд!

Хозяйка: Нашим хлопцам покажитесь,

                  В русском танце закружитесь.

Девочки исполняют танец с павловскими платками.

Воспитатель:         Знаю я вы все подружки,

Мастерицы петь частушки.

И вы ,парни, не зевайте,

Девчатам тоже помогайте. (Мальчики берут инструменты- ложки, трещотки)

Девочка:                  У нас частушки не простые,

Надо слушать, не зевать,

Как споем мы вам частушку,

Вам придется допевать,

Хозяйка: А  допеть частушки ваши мы других гостей попросим. Они  у нас смышленые, господа - ученые!

Дети исполняют частушки – загадки.

Воспитатель: Хорошо мы посидели, отдохнули, пора и честь знать.

Хозяйка: В старину на любых посиделках добры - молодцы выбирали себе подружку,  

красну - девицу, а для этого водили специальные хороводы.

Гости, все вставайте в круг!

А кто из добрых молодцев подружку будет выбирать?

(Выбирается ребенок)

Я хожу, я брожу кругом города

Я секу, я рублю мечом ворота,

Я ищу себе, красну - девицу,

Красну - девицу найду,

Ей колечко подарю.

Хоровод «Царевич - королевич»

Хозяйка: Играми, да плясками сыт не будешь.

Славился наш народ гостеприимством,

Да угощением знатным.

Чем же,  гости дорогие, вас угостить?

Дети: Спасибо, хозяюшка, за добрые слова, но…

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели!

Хозяйка: Гости, будьте все здоровы,

                 Вот блины мои готовы! (выносит поднос с блинами)

Воспитатель: Тары, бары, растобары,

                           Выпьем чай из самовара!

Дети (кланяются в пояс): Так будьте здоровы, живите богато, а мы уезжаем до дома, до хаты!

«ВСЯКОМУ  ДЕЛУ – ВЕНЕЦ, А  НАШИМ  ПОСИДЕЛКАМ – КОНЕЦ!»

ГДОУ детский сад № 14 Красногвардейского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Значение русских народных праздников в приобщении детей к народным традициям»

Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...

Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям

Нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования....

Консультация «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей....

"Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям."

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №69 Кировского района г. Санкт - Петербурга "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным тр...

Статья. "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям"

Статья. "Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям"...