Фольклорное мероприятие "Праздник косичек" в подготовительной группе
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Фольклорное мероприятие на 8 Марта «Праздник косичек» в
подготовительной группе
ЗАДАЧИ:
Развивающие:
развивать диалогическую и выразительную речь у детей; развивать память, сообразительность; совершенствовать навыки свободного общения со взрослыми, сверстниками в процессе двигательной активности, бесед на заданную тему;
Воспитательные:
воспитывать интерес к русским народным традициям. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстнику, умение согласовывать свои действия с действиями других.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о царе Салтане», русск. нар. «Марья – краса долгая коса», «Сказка о Василисе, золотой косе, непокрытой красе и об Иване Горохе». Отгадывание загадок, разучивание песен, стихов по теме праздника. Создание выставки рисунков любимых литературных героев.
МАТЕРИАЛЫ:
Для монекена: ленты, расчески, заколки, банты, резинки; русская изба, шум. инстр., платки, 2монекена, рукоделие.
ХОД ПРАЗДНИКА:
(На переднем плане - русская изба, ведущий и три чтеца встречают детей в зале)
Ведущий
Здравствуйте, гости дорогие!
Милости просим!
Я очень рада, что вы ко мне зашли,
Для посиделок время нашли.
Пришли сюда скуку разогнать,
Повеселиться, поиграть!
Для посиделок есть важная причина.
Пусть не обижаются мальчишки и мужчины…
Ведь 8Марта-женский день
Нам женщин поздравлять не лень!
1.
Наш детский сад поздравить рад
Всех мам на всей планете,
Спасибо маме говорят
И взрослые, и дети.
2.
В добрый день – 8Марта
Мамам нашим шлём привет
«Мама» - слово дорогое
В слове том – тепло и свет.
3.
Всё готово к празднику
Так чего ж мы ждём?
Мы весёлой песенкой
Праздник наш начнём.
« Песенка – капель»
Ведущий! (девочки выходят, садятся за рукоделие)
В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали зимние вечера вместе:– устраивали посиделки, чтоб на людей посмотреть и себя показать.
Кто вязал, кто вышивал, кто шил, а молодёжь пела да плясала. Весело было.
И мы с вами собрались сегодня на посиделки.
По обычаям старинным
Все ходили в платьях длинных,
И гостей встречать умели,
Своих нарядов не жалели.
Низко кланяются им
Пола чуть рукой касаясь
И приятно улыбаясь.
С давних пор краса девицы
Не румяна, не ресницы,
Всюду русская краса – с лентой длинная коса.
Косы заплетались по- разному. Русская девушка плела одну косу и тихонько приговаривала: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса». Каждая девушка славилась своей косой: чем больше коса, тем краше девица. Татарские девушки плели две косы, казашки носили четыре косички, туркменки и узбечки – шестнадцать. Но все сходились в одном: старались показать свою красоту и богатство волос.
1. Ой, Ты Свет-краса, русая коса,
Коса длинная, сила дивная.
На вечерней зореньке
Мама дочке косы намывала,
Намывала косоньки,
Да приговаривала:
«Расти косонька до пят,
Все волосоньки в ряд,
Расти косонька, не путайся,
Дочка, маму слушайся! »
2.Я учусь плести косички,
Не себе, своей сестричке!
На три прядки разделю
Русых локонов длину.
Прядку влево, прядку вправо,
Третью снизу вверх кладу.
Начинаю всё сначала
Потихоньку, не спешу.
Раз за разом, прядка к прядке
И коса уже видна,
Аккуратно лентой яркой
Завершается она.
3. Ветерок порхал как птичка
Без хлопот и без забот.
Угодил в мои косички-
Заблудился в них на год!
У меня их ровно десять.
Посчитай-ка, вот висят…
Посмотреть мои косички
Прибегает весь детсад!
Ведущий
За шутками да за рукоделием люди коротали зимние вечера. Я попрошу девочек занять места в зале.
А сейчас мы проведём конкурс: «Коса – девичья краса». Приглашаем поучаствовать 2 мамы.
Конкурс для мам участниц
(В течение 10- минут сделать прическу на монекене, используя предложенный материал: расчески, заколки, банты, придумать название причёски.)
Ведущий
Пока мамы делают причёски, ребята исполнят частушки про косу - девичью красу.
Частушки
1Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно.
Пропоем мы вам частушки
Очень замечательно!
2Я косичку заплела
Длинную до пояса
Колокольчики вплела
В золотые волосы.
3Ох, коса твоя коса,
Всему городу краса!
И ребята за косой
Так и вьются за тобой.
4Мама сделала укладку
Причесала кудри гладко
Ну и я возьму расчёску
Тоже сделаю причёску.
5 Заплела Алена сразу
Десять бантиков в косе,
Чтоб приятно было глазу
И завидовали все!
6Как приятно выбирать
Шёлковые ленты
От мальчишек – шалунишек
Слушать комплименты.
7 Мы пропели вам частушки
Громко пели, от души
Хороши наши частушки
И вы тоже хороши.
Ведущий
Желанными гостями на посиделках были пословицы. Вот тут и начиналось настоящее состязание.
Пословицы
Воспитатель начинает пословицу, а дети ее заканчивают. В конце делают вывод: Слово – коса имеет несколько значений.
Коса – (девичья краса)
Русая коса до шелкова (пояса)
Коси коса, пока ( роса);
Красна девушка косами, а солдат (орденами)
Хорош соловей голосом, а девица (волосом)
В старину любили рассказывать сказки. У них не было автора, их сочинял народ, поэтому их называли народными. Они передавались из уст в уста, т. е рассказывались.
Красота девичьей косы была воспета во многих сказках народов мира. Она не только украшает, но и помогает в трудных ситуациях, имеет волшебную силу.
Воспитатель зачитывает отрывки из сказок, а дети называют героиню и называют сказку.
Игра «Угадай сказку».
1.
А у князя жёнка есть, что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
(Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди)
2.
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были царь с царицей. И была у них единственная дочь Марья – краса. Жили они хорошо и счастливо.
(Марья – краса – долгая коса)
3.
Много было у ней и нарядов цветных, каменьев дорогих, но царевна скучала, душно ей было в тереме. А волосы у ней были густые, златошёлковые, в косу связанные, ничем не покрытые.
И царевну стали величать-Золотая коса, непокрытая краса.
(Сказка о Василисе, золотой косе, непокрытой красе и об Иване Горохе)
Ведущий
Настало время представить мамам свои оригинальные причёски на монекене.
«Дефиле причесок»
(Мамы представляют прически, их название. Ведущий оценивает красоту плетения косы)
Ведущая
Не зря говорится: «Руса коса - девичья краса»
А сейчас, честной народ,
Заведём мы хоровод.
Хоровод наш не простой,
А с длинной русою косой.
Русский хоровод с платками
Ведущий
А теперь я предлагаю отгадать загадки. Про кого же они?
Загадки
Кто трудится дома весь день напролёт?
Кого ваша мамочка мамой зовёт? (Бабушка)
Сказки вечером прочтёт, чтобы вы уснули,
Утром завтракать зовёт – папина мамуля? (Бабушка)
Ведущий
Правильно. Это ваша бабушка.
Девочка
Мама кос не заплетает,
Ну, а я и не прошу:
Все мои родные знают -
Я бантов не выношу!
Утром встану, ною: — Больно,
Не хочу я кос плести…
И чуть что кричу: — Довольно,
Не завязывай хвосты!
Только бабушка не знает,
Что причесок не терплю:
Мне косички заплетает,
Я же… мультики смотрю.
И когда она успела
Столько бантиков вплеcти?
На себя я посмотрела -
Чудо! Глаз не отвести!
Песня: «Бабушка моя»
Ведущая
Как у наших у ворот собирается народ.
Кому бубны, кому ложки,
А кому весёлые гармошки.
Шумовой оркестр: «Жили у бабуси»- русск.нар.мелодия
В старину девушки и женщины никогда не ходили простоволосые, т. е. с непокрытой головой. Выставлять волосы на показ считалось очень неприличным. На Руси с давних пор носят головной убор. Волосы прикрывали платками, которые завязывали различными способами.
На посиделках и гуляньях девушки носили платок, просто накинув его на плечи.
проговорить в группе:
А вот еще один способ. Девушка надевала на голову кокошник, поверх кокошника повязывала платок двумя соседними концами, а два других конца свисали с плеч свободно на спину. В зависимости от достатка владелицы платок этого типа могли украшать драгоценными камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой.
Ведущий
Старалась рассказать вам увлекательно,
И слушали меня вы все внимательно.
Мне осталось лишь узнать:
Вы сумеете платочек завязать?
Игра – соревнование «Завяжи платок»
(5 участников завязывают мамам русский платок кто красивее)
Ведущий
А еще на Руси любили загадывать загадки. Попробуйте их угадать:
Загадки
1.Шипит и кипит, всем чай пить велит.(самовар)
2. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают. (Жидкое тесто, блин)
3. Рот открывает, что дают, глотает.
Зимой она ест и фырчит,
А летом - голодная стоит.(печь)
Ведущий
В народе говорили: печь нам мать родная, потому что она и согревала, и кормила, пекла хлеб, изгоняла хворь - простуду. А чаепитие из самовара было непременным условием русской жизни. В каждом доме, на каждом столе красовался самовар. За самоваром собирались семьей, гостей привечали. А вот и угощение к чаю. (конфеты)
Праздник наш уже кончаем
Что же нам ещё сказать
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать.
Не болейте, не старейте,
Не сердитесь никогда
Вот такими молодыми
Оставайтесь навсегда.
Песенка для мамы
Делу время, потехе час.
Под весёлый перепляс распрощаемся сейчас.
(Под русскую народную музыку дети выходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорный досуг в подготовительной группе "Летнии посиделки"
Летний фолклорный досуг для подготовительной группы...
Масленица - фольклорный праздник для подготовительной группы детского сада
Масленица - фольклорный праздник для подготовительной группы детского сада...
Конспект занятия на фольклорном материале в подготовительной группе " Веселые посиделки"
Задачи: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; развивающие: восп...
Сценарий фольклорного праздника для подготовительной группы "Рождественские колядки"
Воспитание духовности и формирование эстетического сознания дошкольников в процессе ознакомления с русским праздником- Колядки....
"Тещины посиделки" - фольклорное развлечение для подготовительных групп
фольклорное развлечение для подготовительных групп...
Фольклорный праздник в подготовительной группе "Посиделки"
Фольклорный праздник в подготовительной группе "Посиделки"...
Фольклорный праздник для подготовительной группы «ЯРМАРКА»
Цель: формирование интереса и уважения к мордовскому этносу, музыкальным традициям, воспитание любви к малой Родине.Задачи:Образовательные: Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковск...