Фольклорный праздник "Сороки"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект праздника весеннего равноденствия «Сороки»
Задачи:
1. Познакомить детей с историей, обычаями и традициями празднования календарного праздника «Сороки».
2. Приобщать детей к народным традициям и обычаям.
3. Развивать фантазию, воображение, творческие способности.
4. Создать радостное, праздничное настроение, вовлекая детей в исполнение стихов, песен, закличек, хороводов.
5. Воспитывать интерес к русской культуре.
Методы и приемы:
Словесный - рассказ педагога, заучивание наизусть стихов, закличек, прозы, отгадывание загадок.
Наглядный: использование рисунков.
Практический: изготовление жаворонков, рисование картин, игры. театрализация, хороводы.
Оборудование: народные костюмы, предметы старины для оформления интерьера, шапочки птиц (грач, синица, дятел, скворец, сорока), птички-свистульки, поднос с жаворонками, деревянные ложки, муз. инструменты: металлофоны, свирель, трещотка, бубен, обруч с лентами, детские рисунки-иллюстрации весенних месяцев.
Предварительная работа: беседа с детьми об истории праздника, разучивание песен, стихов, танцев, игр; подготовка фонограмм; изготовление жаворонков.
Ход праздника:
Дети входят в зал под народную музыку, становятся полукругом:
Ребенок: Эх, сторонушка родная!
Дорогая сторона,
До чего же ты прекрасна,
Наша русская земля!
Ребенок: Ой, могучий дуб лесной, реки и дубравы!
Я люблю свой Курский край, и цветы, и травы!
Ребенок: Старину мы уважаем, старину мы бережем!
Дружно мы весну встречаем
И с поклоном приглашаем
Всех, кто любит веселиться
И смеяться и резвиться!
Ведущий: «Долго длится зимняя пора на Руси-вот уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Мечтают все о том, что прогонит тепло стужу лютую. С надеждой ожидают люди прихода весны, но робки и неуверенны ее первые шаги. Не хочет зима расставаться с белым могуществом, то и дело дает о себе знать. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд - закликание весны. В народе говорили:
Когда вода разольется,
Когда лес зазеленеет,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
Давайте и мы будем сегодня весну закликать."
Ребенок: Благослови, мати, весну закликати,
Весну закликати, зиму провожати.
Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог!
Ребенок: Весна, весна, проснись ото сна!
А ты , зима, ступай за моря!
Надоела ты нам, надоскучила,
Наши рученьки приморозила.
Ребенок: Нам, зима, ты надоела!
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла.
Ребенок: Нет ни хлеба, ни картошки,
Самовар стоит на ножке,
Чай я выпил, сахар съел,
Самовар на кол надел.
Дети(вместе): Ау, ау, аукаем-весну приаукаем
Март, март-солнцу рад.
Апрель, апрель-открой дверь!
Май, май-сколько хочешь гуляй!
Ребенок: «В марте хозяйки пекли из остатков муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощение. Люди верили, что мороз, наевшись, уйдет в чужедальние края и уведет с собой зиму."
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес.
А теперь убирайся подобру-поздорову!
Ведущий: «В старину говорили, что песни-«веснянки» замыкают зиму. Давайте и мы поможем зиме уйти до следующего года, споем ей русскую народную песню «Весняночка».
Забегает девочка-сорока:
-Я быстрая птица, прилетела к вам
Сквозь чащи лесные назло ветрам
Хорошую весть я вам принесла
Зимы уже нет! Пришла весна!
Я сорока-белобока о весне стрекотала,
Ох, устала я, устала....
Ведущий: «Оставайся, сорока, у нас на празднике. Сегодня необычный день, сегодня «Сороки». В этот день на Руси весну встречали. Бывалые люди сказывали, что в этот день из теплых стран прилетает сорок разных птиц: «Сорок сороков птиц летят, весну несут»,-говорили крестьяне. Отсюда и название праздника «Сороки».
А сейчас посмотрим, как вы умеете узнавать перелетных птиц».
Сядем рядышком на лавку - вместе с вами посидим.
Загадаю вам загадки - кто смышленый - поглядим.
Всех перелетных птиц черней
Чистит землю от червей.
Вдоль по крышам мчится вскачь,
А зовется птица.... (грач)
Эту птицу знает всякий-
На шесте ее дворец.
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день …. (скворец).
Жить чужим птенцам мешает.
А своих она бросает.
И в лесу возле опушки
счет годам ведет… ( кукушка).
Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце.
Сама птичка мала, а за морем была (ласточка).
Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей.
Все вокруг ему внимает-
А певец тот -... (соловей).
В синем небе голосок
Словно тоненький звонок (жаворонок).
Ведущий: «Да, загадки вы хорошо отгадываете, а знаете ли вы поговорки, в которых есть названия птиц?»
-Жаворонок день начинает, а соловей завершает.
-Глаза соколиные, да мысли куриные.
-Слово-не воробей, вылетит - не поймаешь.
-Глаз как у орла, да смекалка мала.
-Увидел скворца - весну встречай.
Ведущий: «Ребята, я вчера в лесу была, да услышала, как зимующие птицы вели разговор с перелетными. Очень интересный разговор....»
Инсценировка
СКВОРЕЦ: Здравствуй, птичка-невеличка,
Здравствуй, добрая синичка!
ГРАЧ: Здравствуй, дятел, наш приятель
ДЯТЕЛ: Расскажите, птицы, где вы побывали, что вы повидали?
СКВОРЕЦ: В жарких странах-жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нету.
ГРАЧ: Бродят там слоны-великаны,
Целый день кричат обезьяны,
Под деревьями вьются лианы,
Там кокосы растут и бананы.
ДЯТЕЛ: Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем вы там дружили в странах незнакомых?
СКВОРЕЦ: Мы скучали по деревне, по звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям, по соседу-воробью.
СИНИЧКА: Ну, а мы по вам скучали,
С нетерпением вас ждали.
Будем вместе гнезда вить,
Да птенцов выводить!
СИНИЧКА: Дети, гнезд не разоряйте,
Птичий дом не трогайте,
Яичек теплых не берите,
Нас, друзья, вы берегите!
Ребенок: Мы не станем разорять гнезда у пернатых
Птичьи песни пусть звенят на радость всем ребятам!
Ведущий: «Оказывается, что не только люди скучают по дому и родному краю, но и птицы тоже».
Тара-тара-тарара-идут девки со двора.
Будут петь да плясать-всех вокруг забавлять.
Танец «Порушка-Параня»
Звучат трели жаворонка.
Ведущий: «А больше всех крестьянин любил звонкого жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться ото сна. И 22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек-жаворонков, пекли их, мазали душистым медом. У кого не было теста, т. е. лепили из глины, мастерили из бумаги, украшали их. Выпеченных жаворонков давали сначала коровам-в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые варежки, валенки да тулупы. Важная роль отводилась детям - они первыми выходили на улицу, подбрасывали вверх своих птичек и закликали жаворонков, а с ними и весну. Мы с ребятами тоже вылепили жаворонков из соленого теста, красиво их раскрасили - птички у нас получились как настоящие! Вот с ними мы сегодня и будем жаворонков закликать (дети берут птичек в руки и поют с ними заклички)».
Ой, вы, жаворонки, жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье:
Первое - коровье,
Второе - овечье,
Третье - человечье.
Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам, принесите нам весну теплую,
Унесите от нас зиму холодную!
Нам холодная зима надоскучила,
Руки-ноги отморозила!
Жаворонки, прилетите,
Весну-красну принесите,
Принесите весну на своем хвосту.
На сохе, бороне, на овсяном снопе.
Ведущий: «Ни один праздник на Руси не обходился без веселых игр и забав».
Русская народная игра «Утка и селезень»
Ведущий: «А молодые парни и девушки выходили в поле, водили хороводы и прославляли весну:
«Уж ясно солнышко припекло-припекло.
И повсюду золото разлило-разлило.
Ручейки на улице все журчат, все журчат.
Журавли курлыкают, и летят, и летят.
Расцвели подснежники, да в леске, да в леске.
Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке».
Ребенок-девочка (в руках на рушнике тарелка с вылепленными жаворонками):
Приди, весна! Весна красная!
Приди, весна, с радостью!
Со льном высоким, с корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Входит Весна: Я-Весна-красна!
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду -в поле и в лесу -
Людям радость я несу.
Вы , ребята, не скучайте -
Весну красную встречайте!
Ведущий: «Заждались мы, тебя, Весна! Очень рады твоему приходу! И сейчас будем в ложки мы бить, да тебя веселить!
Ведь давно известно, что русская песня дух бодрит. Где песня поется, там весело живется».
Хоровод с весной «Как под наши ворота» с деревянными ложками
Весна: «Пришла я к вам не одна, со мною и весенние месяцы пришли. А вы знаете, как их зовут? (дети называют). А в старину у месяцев были другие имена, сейчас они сами о себе расскажут».
Дети — месяцы рассказывают о себе
МАРТ: Первый весенний месяц - март - протальник.
В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет.
И расцвел подснежник в срок - первый мартовский цветок!
Апрель: Второй месяц - апрель - снегогон. Гонит апрель последний снег со двора, проливает первые весенние дождички.
Последний снег в апреле тает - все рады солнцу и весне.
Весна в апреле прилетает с веселой ласточкой к тебе.
Май: Последний месяц весны - май-травень. Месяц зеленой травы и душистых цветов. Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Весна: «Вот такие у меня помощники замечательные!»
Ведущий: «Издавна на Руси любили веселиться. Как музыка заиграет, глаза засияют, щеки запылают, ноги сами в пляс идут. Эй, музыканты игровые, ударьте в инструменты шумовые!»
Играет оркестр народных инструментов
Ведущий: «Ребята, а вам не кажется, что мы что-то забыли? Вот и весна к нам пришла, а погода все какая-то неясная!»
Дети: «Солнышка нет на небе»
Ведущий: «Верно! А что за весна без ясного солнышка? Давайте солнышко зазывать будем»
Дети: Солнышко, солнышко! Красное ведрышко!
Высоко взойди, далеко посвети:
На темные лесочки, на сырые борочки,
На речку, на поля, на синие моря,
На зеленый огород и на весь народ!
Пеки, пеки, солнышко, красное ведрышко,
Рано-рано вставай, нас лучами согревай!
Будем петь мы и плясать-красно солнце прославлять!
Хоровод, песня «Солнышко» (со свистульками)
После песни солнце на центральной стене выглядывает из-за тучи.
Весна: Из-за тучи, да тучи брызжут солнышка лучи!
Ярче вы, лучи, сияйте и земельку согревайте!
Зеленейте, стебельки! Расцветайте, все цветки!
А чтоб было веселей-ты тепла нам не жалей!
Ведущий: «Пришла весна-отворяй ворота! Становись-ка, народ, в весенний хоровод!"
Игра «Заря-заряница» с Весной
Ведущий: «По старинному обычаю печеных жаворонков надо было съесть-прочитать закличку и съесть булочку-птичку, тогда и весна придет теплая».
Ребенок (в руках поднос с печеными жаворонками):
Приходи, Весна, с радостью, с великой сладостью!
Дети: Со сладостью!
С рожью зернистой!
С овсом кучерявым!
С ячменем усатым!
Со просом! Со гречею!
Приходи, Весна, с радостью!
С хлебами обильными! (раздает жаворонков)
Дети с птичками в руках поют закличку:
-Весна-красна, на чем пришла?
-На жердочке, на бороздочке.
-Кулики, жаворонки, прилетайте к нам в одонки.
Ведущий: А вас, гости дорогие, люди добрые! С Весной!
С первыми птицами! С теплым светом!
С хлебородным летом!
Пусть будет славным урожай-рожь и жито! Чтоб всем было сыто! А теперь приглашаем вас отведать наших печеных жаворонков. Угощайтесь, да не забудьте сказать закличку!
Угощаем всех присутствующих булочками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фольклорная гимнастика
Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим, музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...
Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице
Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»
Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...
Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"
Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА
КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...
Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"
Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...
- Мне нравится (1)