Фольклорный праздник "Сороки"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Бушуева Ольга Викторовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soroki-konspekt_prazdnika_2.odt28.82 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект праздника весеннего равноденствия «Сороки»

Задачи:

1. Познакомить детей с историей, обычаями и традициями празднования календарного праздника «Сороки».

2. Приобщать детей к народным традициям и обычаям.

3. Развивать фантазию, воображение, творческие способности.

4. Создать радостное, праздничное настроение, вовлекая детей в исполнение стихов, песен, закличек, хороводов.

5. Воспитывать интерес к русской культуре.

Методы и приемы:

Словесный - рассказ педагога, заучивание наизусть стихов, закличек, прозы, отгадывание загадок.

Наглядный: использование рисунков.

Практический: изготовление жаворонков, рисование картин, игры. театрализация, хороводы.

Оборудование: народные костюмы, предметы старины для оформления интерьера, шапочки птиц (грач, синица, дятел, скворец, сорока), птички-свистульки, поднос с жаворонками, деревянные ложки, муз. инструменты: металлофоны, свирель, трещотка, бубен, обруч с лентами, детские рисунки-иллюстрации весенних месяцев.

Предварительная работа: беседа с детьми об истории праздника, разучивание песен, стихов, танцев, игр; подготовка фонограмм; изготовление жаворонков.

Ход праздника:

Дети входят в зал под народную музыку, становятся полукругом:

Ребенок: Эх, сторонушка родная!

Дорогая сторона,

До чего же ты прекрасна,

Наша русская земля!

Ребенок: Ой, могучий дуб лесной, реки и дубравы!

Я люблю свой Курский край, и цветы, и травы!

Ребенок: Старину мы уважаем, старину мы бережем!

Дружно мы весну встречаем

И с поклоном приглашаем

Всех, кто любит веселиться

И смеяться и резвиться!

Ведущий: «Долго длится зимняя пора на Руси-вот уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Мечтают все о том, что прогонит тепло стужу лютую. С надеждой ожидают люди прихода весны, но робки и неуверенны ее первые шаги. Не хочет зима расставаться с белым могуществом, то и дело дает о себе знать. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд - закликание весны. В народе говорили:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленеет,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

Давайте и мы будем сегодня весну закликать."

        Ребенок: Благослови, мати, весну закликати,

        Весну закликати, зиму провожати.

        Пусть зима уходит впрок,

        Весну пустит на порог!

Ребенок: Весна, весна, проснись ото сна!

А ты , зима, ступай за моря!

Надоела ты нам, надоскучила,

Наши рученьки приморозила.

        Ребенок: Нам, зима, ты надоела!

        И весь хлеб у нас поела,

        Все дрова у нас пожгла,

        С крыш солому унесла.

Ребенок: Нет ни хлеба, ни картошки,

Самовар стоит на ножке,

Чай я выпил, сахар съел,

Самовар на кол надел.

        Дети(вместе): Ау, ау, аукаем-весну приаукаем

        Март, март-солнцу рад.

        Апрель, апрель-открой дверь!

        Май, май-сколько хочешь гуляй!

Ребенок: «В марте хозяйки пекли из остатков муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощение. Люди верили, что мороз, наевшись, уйдет в чужедальние края и уведет с собой зиму."

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овес.

А теперь убирайся подобру-поздорову!

Ведущий: «В старину говорили, что песни-«веснянки» замыкают зиму. Давайте и мы поможем зиме уйти до следующего года, споем ей русскую народную песню «Весняночка».

Забегает девочка-сорока:

-Я быстрая птица, прилетела к вам

Сквозь чащи лесные назло ветрам

Хорошую весть я вам принесла

Зимы уже нет! Пришла весна!

Я сорока-белобока о весне стрекотала,

Ох, устала я, устала....

Ведущий: «Оставайся, сорока, у нас на празднике. Сегодня необычный день, сегодня «Сороки». В этот день на Руси весну встречали. Бывалые люди сказывали, что в этот день из теплых стран прилетает сорок разных птиц: «Сорок сороков птиц летят, весну несут»,-говорили крестьяне. Отсюда и название праздника «Сороки».

А сейчас посмотрим, как вы умеете узнавать перелетных птиц».

Сядем рядышком на лавку - вместе с вами посидим.

Загадаю вам загадки - кто смышленый - поглядим.

        Всех перелетных птиц черней

        Чистит землю от червей.

        Вдоль по крышам мчится вскачь,

        А зовется птица.... (грач)

                Эту   птицу знает всякий-                

                На шесте ее дворец.

                Червяков птенцам таскает,

                Да трещит весь день …. (скворец).

        Жить чужим птенцам мешает.

        А своих она бросает.

        И в лесу возле опушки

        счет годам ведет… ( кукушка).

        Спереди у птички шильце,

        Позади у птички вильце.

Сама птичка мала, а за морем была (ласточка).

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей.

Все вокруг ему внимает-

А певец тот -... (соловей).

        В синем небе голосок

        Словно тоненький звонок (жаворонок).

Ведущий: «Да, загадки вы хорошо отгадываете, а знаете ли вы поговорки, в которых есть названия птиц?»

-Жаворонок день начинает, а соловей завершает.

-Глаза соколиные, да мысли куриные.

-Слово-не воробей, вылетит - не поймаешь.

-Глаз как у орла, да смекалка мала.

-Увидел скворца - весну встречай.

Ведущий: «Ребята, я вчера в лесу была, да услышала, как зимующие птицы вели разговор с перелетными. Очень интересный разговор....»

Инсценировка

СКВОРЕЦ: Здравствуй, птичка-невеличка,

                Здравствуй, добрая синичка!

        ГРАЧ: Здравствуй, дятел, наш приятель

        ДЯТЕЛ: Расскажите, птицы, где вы побывали, что вы повидали?

СКВОРЕЦ: В жарких странах-жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

        ГРАЧ: Бродят там слоны-великаны,

        Целый день кричат обезьяны,

        Под деревьями вьются лианы,

        Там кокосы растут и бананы.

ДЯТЕЛ: Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили в странах незнакомых?

СКВОРЕЦ: Мы скучали по деревне, по звенящему ручью,

        По скворечне, по деревьям, по соседу-воробью.

СИНИЧКА: Ну, а мы по вам скучали,

        С нетерпением вас ждали.

        Будем вместе гнезда вить,

        Да птенцов выводить!

        

СИНИЧКА: Дети, гнезд не разоряйте,

        Птичий дом не трогайте,

        Яичек теплых не берите,

        Нас, друзья, вы берегите!

Ребенок: Мы не станем разорять гнезда у пернатых

        Птичьи песни пусть звенят на радость всем ребятам!

Ведущий: «Оказывается, что не только люди скучают по дому и родному краю, но и птицы тоже».

Тара-тара-тарара-идут девки со двора.

Будут петь да плясать-всех вокруг забавлять.

Танец  «Порушка-Параня»

Звучат трели жаворонка.

Ведущий: «А больше всех крестьянин любил звонкого жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться ото сна. И 22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек-жаворонков, пекли их, мазали душистым медом. У кого не было теста, т. е. лепили из глины, мастерили из бумаги, украшали их. Выпеченных жаворонков давали сначала коровам-в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые варежки, валенки да тулупы. Важная роль отводилась детям - они первыми выходили на улицу, подбрасывали вверх своих птичек и закликали жаворонков, а с ними и весну. Мы с ребятами тоже вылепили жаворонков из соленого теста, красиво их раскрасили - птички у нас получились как настоящие! Вот с ними мы сегодня и будем жаворонков закликать (дети берут птичек в руки и поют с ними заклички)».

        Ой, вы, жаворонки, жавороночки,

        Летите в поле, несите здоровье:

        Первое - коровье,

        Второе - овечье,

        Третье - человечье.

Жаворонки, жаворонки,

Прилетите к нам, принесите нам весну теплую,

Унесите от нас зиму холодную!

Нам холодная зима надоскучила,

Руки-ноги отморозила!

        Жаворонки, прилетите,

        Весну-красну принесите,

        Принесите весну на своем хвосту.

        На сохе, бороне, на овсяном снопе.

Ведущий: «Ни один праздник на Руси не обходился без веселых игр и забав».

 Русская народная игра «Утка и селезень»

Ведущий: «А молодые парни и девушки выходили в поле, водили хороводы и прославляли весну:

«Уж ясно солнышко припекло-припекло.

И повсюду золото разлило-разлило.

Ручейки на улице все журчат, все журчат.

Журавли курлыкают, и летят, и летят.

Расцвели подснежники, да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке».

Ребенок-девочка (в руках на рушнике тарелка с вылепленными жаворонками):

        Приди, весна! Весна красная!

        Приди, весна, с радостью!

        Со льном высоким, с корнем глубоким,

        С хлебом обильным!

Входит Весна: Я-Весна-красна!

                Бужу землю ото сна.

                Наполняю соком почки,

                На полях ращу цветочки.
                        Прогоняю с речек лед,

                Светлым делаю восход.

                Всюду -в поле и в лесу -

                Людям радость я несу.

                Вы , ребята, не скучайте -

                Весну красную встречайте!

Ведущий: «Заждались мы, тебя, Весна! Очень рады твоему приходу! И сейчас будем в ложки мы бить, да тебя веселить!

Ведь давно известно, что русская песня дух бодрит. Где песня поется, там весело живется».

Хоровод с весной «Как под наши ворота» с деревянными ложками

Весна: «Пришла я к вам не одна, со мною и весенние месяцы пришли. А вы знаете, как их зовут? (дети называют). А в старину у месяцев были другие имена, сейчас они сами о себе расскажут».

Дети — месяцы рассказывают о себе

МАРТ: Первый весенний месяц - март - протальник.

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет.

И расцвел подснежник в срок - первый мартовский цветок!

Апрель: Второй месяц - апрель - снегогон. Гонит апрель последний снег со двора, проливает первые весенние дождички.

Последний снег в апреле тает - все рады солнцу и весне.

Весна в апреле прилетает с веселой ласточкой к тебе.

Май: Последний месяц весны - май-травень. Месяц зеленой травы и душистых цветов. Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Весна: «Вот такие у меня помощники замечательные!»

Ведущий: «Издавна на Руси любили веселиться. Как музыка заиграет, глаза засияют, щеки запылают, ноги сами в пляс идут. Эй, музыканты игровые, ударьте в инструменты шумовые!»

 Играет оркестр народных инструментов

Ведущий: «Ребята, а вам не кажется, что мы что-то забыли? Вот и весна к нам пришла, а погода все какая-то неясная!»

Дети: «Солнышка нет на небе»

Ведущий: «Верно! А что за весна без ясного солнышка? Давайте солнышко зазывать будем»

Дети: Солнышко, солнышко! Красное ведрышко!

        Высоко взойди, далеко посвети:

        На темные лесочки, на сырые борочки,

        На речку, на поля, на синие моря,

        На зеленый огород и на весь народ!

Пеки, пеки, солнышко, красное ведрышко,

Рано-рано вставай, нас лучами согревай!

Будем петь мы и плясать-красно солнце прославлять!

Хоровод, песня «Солнышко» (со свистульками)

После песни солнце на центральной стене выглядывает из-за тучи.

Весна: Из-за тучи, да тучи брызжут солнышка лучи!

        Ярче вы, лучи, сияйте и земельку согревайте!

        Зеленейте, стебельки! Расцветайте, все цветки!

        А чтоб было веселей-ты тепла нам не жалей!

Ведущий: «Пришла весна-отворяй ворота! Становись-ка, народ, в весенний хоровод!"

Игра «Заря-заряница» с Весной

Ведущий: «По старинному обычаю печеных жаворонков надо было съесть-прочитать закличку и съесть булочку-птичку, тогда и весна придет теплая».

Ребенок (в руках поднос с печеными жаворонками):

Приходи, Весна, с радостью, с великой сладостью!

Дети: Со сладостью!

С рожью зернистой!

С овсом кучерявым!

С ячменем усатым!

Со просом! Со гречею!

Приходи, Весна, с радостью!

С хлебами обильными! (раздает жаворонков)

Дети с птичками в руках поют закличку:

-Весна-красна, на чем пришла?

-На жердочке, на бороздочке.

-Кулики, жаворонки, прилетайте к нам в одонки.

Ведущий: А вас, гости дорогие, люди добрые! С Весной!

С первыми птицами! С теплым светом!

С хлебородным летом!

Пусть будет славным урожай-рожь и жито! Чтоб всем было сыто! А теперь приглашаем вас отведать наших печеных жаворонков. Угощайтесь, да не забудьте сказать закличку!

Угощаем всех присутствующих булочками.

         

        

                

                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорная гимнастика

Предложенная технология знакомства с народным устно-поэтическим,  музыкально-песенным, игровым творчеством на занятиях физической культуры по своему характеру является развивающе – обучающей и на...

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...