Ведущая и дети в русских народных костюмах входят в зал. Около стены стоит стол с куличами и пасхальными яйцами; выставка поделок детей к Пасхе.
Действующие лица:
Взрослые-Ведущая, Ангел.
Дети - Батюшка, Матушка, Алёнушка, Иванушка, гуси-лебеди, Зайчишка, Медвежонок, Речка.
Цель проекта: познакомить детей с традициями празднования праздника Пасхи, воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре.
Оборудование и материалы: окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола, горка для катания яиц, сувениры.
формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста; приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребёнка через поиск и внедрение эффективных форм работы.
Задачи:
• Воспитательные: приобщение к истокам культурных традиций русского народа.
Образовательные: ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.
Развитие внимания и наблюдательности, концентрации движений.
• развитие и обогащение речи дошкольников, эрудиции и интеллекта;
• организация работы с родителями по привлечению их к воспитанию детей в семье.
• Учить двигаться свободно, непринуждённо, выразительно передавать фольклорные образы.
• Ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.
• Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности.
• Развивать внимание и наблюдательность,концентрацию движений.
• Развивать и обогащать речь дошкольников, эрудицию и интеллект.
• Развивать у детей творческое воображение, память, учить вживаться в художественный образ.
• Дать представление о смысле сказки, сопереживать его героям.
• Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу.
• Формироватьчувство успешности для каждого отдельного ребёнка.
Вид проекта: краткосрочный, групповой,творческо- информационный.
Время реализации проекта: 11.04.2015 – 12.05.2015г.
Участники проекта: воспитанники старших групп, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Аннотация к проекту:
Пасха - самый радостный праздник. И это не случайно, так как основы российской культуры нераздельны с историей христианства, в частности с православной и классической музыкой. Такой праздник приобщает дошкольников к нравственным началам и вечным ценностям: семья, любовь, доброта,правда. Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является культурное воспитание и образование детей. Подобные мероприятия воспитывают подрастающее поколение духовно-нравственно, учат любить свою культуру и страну.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка № 7
Г. Курганинск.
Творческо-информационный проект с воспитанниками старшей группы
«Веселится народ-праздник Пасхи у ворот!»
составила музыкальный руководитель:
Качуровская Елена Юрьевна
Курганинск-2015.
Паспорт проекта «Веселится народ-праздник Пасхи у ворот!»
Цель проекта: познакомить детей с традициями празднования праздника Пасхи, воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре.
Оборудование и материалы: окрашенные яйца, яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола, горка для катания яиц, сувениры.
формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста; приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребёнка через поиск и внедрение эффективных форм работы.
Задачи:
• Воспитательные: приобщение к истокам культурных традиций русского народа.
Образовательные: ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.
Развитие внимания и наблюдательности, концентрации движений.
• развитие и обогащение речи дошкольников, эрудиции и интеллекта;
• организация работы с родителями по привлечению их к воспитанию детей в семье.
• Учить двигаться свободно, непринуждённо, выразительно передавать фольклорные образы.
• Ознакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.
• Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности.
• Развивать внимание и наблюдательность,концентрацию движений.
• Развивать и обогащать речь дошкольников, эрудицию и интеллект.
• Развивать у детей творческое воображение, память, учить вживаться в художественный образ.
• Дать представление о смысле сказки, сопереживать его героям.
• Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу.
• Формироватьчувство успешности для каждого отдельного ребёнка.
Вид проекта: краткосрочный, групповой,творческо- информационный.
Время реализации проекта: 11.04.2015 – 12.05.2015г.
Участники проекта: воспитанники старших групп, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Аннотация к проекту:
Пасха - самый радостный праздник. И это не случайно, так как основы российской культуры нераздельны с историей христианства, в частности с православной и классической музыкой. Такой праздник приобщает дошкольников к нравственным началам и вечным ценностям: семья, любовь, доброта,правда. Одним из важнейших направлений в преодолении бездуховности значительной части общества является культурное воспитание и образование детей. Подобные мероприятия воспитывают подрастающее поколение духовно-нравственно, учат любить свою культуру и страну.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
• Составление паспорта проекта
• Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания стихов
• Подбор презентаций для просмотра
• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Выполнение проекта.
• Проведение с детьми бесед о российской армии, о защитниках нашей Родины
• Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
• Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов)
• Рассматривание картин, составление дидактического альбома, просмотр видеофильмов и презентаций.
• Оформление выставок.
• Рисование рисунков, раскрашивание картинок на военную тематику, выпуск стенгазеты, изготовление подарков к празднику.
3 этап. Результаты.
• Подготовка к празднику, посвящённому Пасхе. (разучивание танцев, песен,хороводов, игр)
• Проведение праздника «Веселится народ - праздник Пасхи у ворот!».
Ведущая и дети в русских народных костюмах входят в зал. Около стены стоит стол с куличами и пасхальными яйцами; выставка поделок детей к Пасхе.
Действующие лица:
Взрослые-Ведущая, Ангел.
Дети - Батюшка, Матушка, Алёнушка, Иванушка, гуси-лебеди, Зайчишка, Медвежонок, Речка.
Ход праздника Пасхи «Веселится народ – праздник Пасхи у ворот»:
Ведущая: Дети в русских народных костюмах вместе с ведущей входят в зал, становятся полукругом.
Ведущая: Доброе утро! Весной многие верующие отмечают большой праздник, который называется Светлая Пасха. Во всех церквях торжественно звонят колокола.
Распушила ветки верба,
Песни ласточек слышны,
Праздник света, праздник веры
Есть у ласковой весны.
Колокольным перезвоном
Славят люди праздник тот,
С добрым словом и поклоном
Обнимается народ.
Жив Христос! Христос воскресе! -
Носит тёплый ветерок.
Праздник пасхи так чудесен,
сердцу каждому урок
Звучит мелодия пасхальная дети в русских народных костюмах вместе с ведущей входят в зал, становятся полукругом.
Ребенок: В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела.
«Живы – жить щебечут птицы,
И поют колокола.
Ребенок: На столе кулич душистый,
Горка крашенных яиц,
В этот праздник, светлый чистый
Не увидишь хмурых лиц.
Ребенок: Приходит Пасха с красотой,
С любовью чистой, нежной.
И озаряет нас с тобой
И светом и надеждой.
Ребенок: Радуйтесь, ликуйте, люди,
Счастливы теперь мы будем,
Ведь любовь пришла с небес.
В этот день Христос воскрес.
Ведущая: Пасха - святой церковный праздник, и появился он сразу после смерти и воскресения Иисуса Христа. Праздник Пасхи длится целую неделю. В эти дни люди совершают добрые поступки, чтобы снять грех с душ людских. Пасха - это святые дни доброты и утешения. Люди прощают друг другу обиды, ходят на могилы умерших, чтобы почтить их добрым словом. В эти дни люди делают добро для животных, а птиц выпускают из клеток. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!» И отвечают: «Воистину воскрес!»
Песня «Светлая Пасха»
1.Вот и Пасха к нам пришла –
Праздник милый для меня!
Сколько радости принёс
И печали он унёс!
2.Вот уж птицы прилетели
Прямо к Пасхе подоспели –
Хорошо! Весна пришла –
Светлый праздник принесла.
3.Приготовлюсь к четвергу
Яйца красить помогу
Подарю своим друзьям
И скажу: «Раскрасил сам».
4.Воскресение Христово
Все поют и славят Бога
Вы на Пасху собирайтесь
Чуду все вы удивляйтесь.
Ведущая: К празднику Пасхи готовятся заранее. Убирают и украшают свои дома ветками вербы. А что обязательно готовят к Пасхе? Кто знает? (Ответы).
Да, пекут куличи, из творога и изюма делают вкусную сладкую пасху, и красят яички. Дарят их друг другу и христосоваются (целуются три раза). Сегодня я хочу рассказать вам пасхальную сказку. А вы садитесь прямей да слушайте!
Давайте заглянем одним глазком в одну очень известную семью. Жили-были в одной деревеньке в домике с расписными ставнями матушка и батюшка, и было у них двое детей: дочка Алёнушка, да сынок Иванушка. Дело было перед самой Пасхой.
В аудиозаписи звучит русская народная мелодия “Пойду ль я”. Из домика выходят Матушка, Батюшка, дочка Алёнушка, братец Иванушка.
Батюшка: Доченька, мы с матушкой на рынок пойдём, а ты дома приберись да за братцем пригляди - одного его не оставляй.
Матушка: А я тебе для праздника новый платочек куплю на рынке.
Алёнушка: Хорошо, матушка, хорошо, батюшка. Я все сделаю.
Ведущая: Только матушка с батюшкой ушли, в окошко уже подружки заглядывают, на улицу зовут играть.
Звучит мелодия песни “Красный сарафан” Муз. Бурениной. Выходят 6 девочек зовут Алёнушку.
Подружки:
Выйди, Алёнка, из ворот, из ворот.
Выйди, Алёнка, в хоровод, в хоровод!
Алёнушка (с грустью):
Нет, подружки не могу, не могу:
Братца Ваню берегу, стерегу!
Подружки:
На крылечке серый кот, серый кот, -
Пусть он Ваню бережет, стережет.
Алёнушка:
Серый котик, поскучай, поскучай,
С братцем Ваней поиграй, поиграй!
Ведущая: Не удержалась Алёнушка, позабыла, что ей папа с мамой говорили.
Алёнушка(подбегает к избе и обращается к Иванушке): Ты здесь посиди, поиграй, а я к подружкам схожу.
Иванушка: Дома, Алёнушка, не прибрано!
Алёнушка: Ничего, успеем! Я быстро!
(Аленушка убегает к подружкам, они кружатся, поют закличку)
Подружки и Алёнушка Игра «Гори, гори ясно!»
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле.
Погляди на небо, звёзды горят,
Журавли кричат.
Гу – гу! Убегу.
Раз, два, не воронь.
А беги, как огонь.
Ведущая (тревожно): А в это время налетели гуси-лебеди.
В аудиозаписи звучит музыка “Баба Яга” Мусоргский. Выбегают 2 мальчика, изображая птиц.
Ведущая (тревожно): Схватили братца и унесли.
Гуси-лебеди берут Иванушку под руки и уводят его за ширму. Появляется Алёнушка.
Алёнушка: Иванушка! Иванушка! Где ты? Ах, гуси-лебеди, это они унесли моего братца! Я их догоню!
Ведущая:
Среди берёз зелёных,
среди цветов, полян
Ты все бежишь –
и ноги босые мнут траву.
Мелькает твой, Алена,
яркий сарафан
И все зовешь в тревоге:
Алёнушка: “Иванушка! Ayуууууу!”
Ведущая: Бежит Аленушка по лесу, а куда бежит - и сама не знает. Видит на пути - зайчишка.
Зайчишка: (жалобно)Аленушка, помоги, мне пожалуйста, заноза в лапку попала. Болит лапка, ходить не могу.
Алёнушка Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!
Ведущая: Бежит Аленушка дальше, а навстречу ей Медведь
Медведь: (жалобно) Аленушка, помоги! Запутался я в сети!
Алёнушка: Вот еще! Некогда мне, своего горя хватает!
Ведущая: Бежит Аленушка дальше, бежит по лесной опушке. Только видит: течёт речка неглубокая, а дорогу ей преградили камни огромные.
Речка: Милая, Аленушка! Помоги! Убери с моей дороги камни, чтобы я смогла дальше бежать.
Алёнушка: Вот еще! У самой беда, некогда о вас думать!
Ведущая: Бежала так Аленушка, а куда бежала - сама не знала. Совсем заблудилась, устала. А вокруг деревья стеной стоят. Испугалась Аленушка, села на пенек, да и заплакала.
Алёнушка: Бедная я, несчастная, никому ненужная! Ох! Бедная я, несчастная!
(В аудиозаписи звучит “Утренняя молитва” Чайковского. Из-за занавеса выходит ангел и тихо подходит к Алёнушке).
Ангел: Как же ненужная? Нужная, Аленушка! И Господу Богу, и Пресвятой Богородице нужная! И родным своим нужная! А вот то, что бедная да несчастная - это верно. Потому что тот, кто своих друзей бросает да забывает - тот сам себя бедным да несчастным делает.
Алёнушка: А кто же мои друзья? Кого я забыла? Весь день с подружками была, в горелки играла. А потом все по лесу бежала…
Ангел: Вспомни, Аленушка, с чего начались твои беды? Что тебе матушка с батюшкой наказывали?
Алёнушка: Дома убраться да за Иванушкой посмотреть… Ах, что же я наделала – не послушалась!
Ангел: Аленушка, а когда тебя Зайчишка, Медведь, Реченька о помощи попросили - ты и помогла?
Алёнушка: Стыдно мне... Никому я не помогла.
Алёнушка: (обращаясь к Ангелу):
А тебя я сама узнала! Ты - мой Ангел- Хранитель.(обнимает). Про тебя мне мама много рассказывала. Прости меня, мой светлый Ангел, и помоги мне!
Ангел: Конечно, Алёнушка, ведь я поэтому и здесь, чтобы помочь тебе! Танец ангелов
Ангел: Вот твой братец Иванушка, береги его!
Алёнушка: Иванушка! (радостно обнимаются)
Иванушка: Алёнушка! Гуси-лебеди посадили меня на лужок, а сами полетели из озера воды напиться, сейчас за мной вернутся.
Алёнушка: Не бойся, Иванушка, бежим отсюда. А по дороге будем Ангелу-Хранителю молиться.
Ведущая: И побежали Аленушка и братец Иванушка в обратный путь - к родительскому дому.
А по пути они все дела исправили, освободили ручеёк.
Ручеек: Ай, люли, ай люли,
Наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше –
Получилась красота!
Получились непростые
Золотые ворота!
Через них, как ручеек,
Побежит детей поток.
Игра «Ручеек»
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор - "ручеек". Игрок, которому не досталась пара, идет к "истоку" ручейка и произносит такие слова: Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй миленький дружок!
После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками, ищет себе пару. Найдя пару, взявшись за руки, новая пара вдвоем пробираются в конец "ручейка", а тот, кто остался без пары, идет в начало "ручейка" и проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему понравился. "Ручеек " должен двигаться быстро.
Для завершения игры использую следующие слова, которые произносят все играющие хором:
Ты дружок остановись ("ручеек" останавливается)
И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу и кланяются)
Хорошо мы поиграли
И друзей своих узнали.
Ведущий: Дальше побежали Аленушка и братец Иванушка и медвежонку помогли:
Медвежонок: Выходи наш хоровод,
Развлекай честной народ,
Песни пой и пляши,
Веселися от души!
Танец «Чебатуха»
Ведущий: Дальше побежали Аленушка и братец Иванушка и зайчиху из беды выручили.
Зайчишка: Девчонки да мальчишки!
Озорные ребятишки!
Выходите поиграть,
Яйца красные катать!
Игра-хоровод «Катись, яичко!»
Дети встают в большой круг. Водящий отдаёт одно яйцо любому ребёнку, второе яйцо – ребёнку в противоположной части. Со словами песенки – считалки дети начинают передавать яйцо по кругу в любую сторону.
Дети поют: Катись, катись, яичко,
По нашему кружочку.
Найди, найди, яичко,
Для себя дружочка!
С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яичко водящему, тот говорит:
Вы в кружочек выходите,
И вдвоём для нас спляшите!
Ведущая: А тут и колокола зазвонили - Аленушка да Иванушка к родному дому добежали. А дома их матушка и батюшка уж ждут.
Алёнушка (подходит к родителям): Простите меня, батюшка и матушка! (Под русскую народную музыку “Полянка” родители обнимают детей).
Ведущая: Обрадовались папа и мама, что детушки их живы и здоровы. С тех пор Аленушка очень послушной стала. А если кто о помощи просил, никогда мимо не проходила.
Ребёнок: «Малиновый звон над рекою плывёт.
Служба пасхальная в храмах идёт.
Слышно везде, раздаётся оркестр:
«Христос воскрес!»
Все дети отвечают:
«Воистину воскрес!»
Дети исполняют песню "Пасха".
1.Мы на Пасху все пойдём, все пойдём, все пойдём,
Куличи мы понесём, понесём, понесём!
Припев: Сдобные куличи принимай скорее,
Аппетиты хороши, ешьте веселее!
2. Мы на Пасху все пойдём, все пойдём, все пойдём,
Мы яички понесём, понесём, понесём!
Припев: Все яички от души, принимай скорее,
Аппетиты хороши, ешьте веселее!
Ребёнок: «Христос воскрес!» - поёт земля,
Моря и горы, и поля…
И им в ответ звучит с небес:
«Воистину воскрес!»
Ведущая: И мы с вами обменяемся яичками, пожелаем друг другу всего хорошего. До новых встреч!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. БрыжинскийВ.С. Серебряныецепочки/Эрзянскиеимокшанскиенародные
игрыихороводывавторскомизложенииисценарнойразработке. – Саранск:
Мордовскоекнижноеизд-во, 2002.
2. ГомоноваЕ.А. Веселыепесенкидлямалышейкруглыйгод– Ярославль:
Академияразвития, 2000.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспектызанятийи
сценариикалендарно-обрядовыхпраздников. – Детство-Пресс, 1999.
4. ИсайкинаИ.А. Мордовскиенародныеигры. – МО РМ, МРИО, 1993.
5. КарпушинаЛ.П., АбудееваН.Б. Освоениемузыкальногоискусства
Мордовиивдошкольныхобразовательныхучреждениях. МО РМ, МРИО,
2009.
6. КапушинаЛ.П., ЕрюшкинаО.С. Хрестоматиякпрограмме«Валдоня» –
Саранск,2007.с116.
7. Пасхальноеяичко//Музыкальныйруководитель– №2 – 2009 – С. 52-54.
8. Интернет- источник: SolNet. EE – Солнышко, детскийпортал.
9. ШорыгинаТ.А. Весенниепраздники: сборниксценариевснотным
приложением. – М.: «ИздательствоГНОМ иД», 2000
Дополнительный материал:
Танец «Чебатуха»
Не хотели выходить,
Стояли мы стеснялись,
А гармошка заиграла,
Мы не удержались.
Очень любим мы смеяться,
Петь и веселиться –
Чтобы было вам смешно –
Решили нарядиться.
Шире круг, шире круг.
Дайте круг по шире!
Не одни идём плясать –
Нас ещё четыре!
Выйду я на лавочку,
Возьму я балалаечку,
Как ударю по струне –
Девочки все бегут ко мне!
Ой, подруга дорогая,
Выходи со мной плясать,
Мы заставим гармониста
Полтора часа играть.
Вся природа ожила
Ведь пришла весна – красна
Дети весело играют
И частушкой потешают!
Стихи о Пасхе-Елена Шаламонова.
О чём звонят колокола?
О мире на планете,
К любвии дружбе призвала
Молитва на рассвете.
О чём звонят колокола?
О состраданьи к людям,
Мы их ошибки и дела
С обидой не осудим.
О чём звонят колокола?
О доброте сердечной.
пусть помощь наша и мала.
На полбеды залечит.
О чём звонят колокола?
О радости безмерной.
Как птице дал господь крыла,
Так даст нам силы вера.