СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «КОЛЯДКИ»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Мурзагалиева Озипа Бахтакалиевна

1.     Цель. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками.

 

2.     Задачи:

3.     - закреплять знания детей о русских народных праздниках; 

4.     -учить эмоционально и выразительно исполнять колядки;

5.     - развивать эстетические эмоции детей;

6.     - ритмический слух и творческие способности;

-воспитывать уважение к народным традициям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyada.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14» 

413093 Саратовская область, город Маркс

Проспект Строителей 29

тел. (884567)5- 27 -19

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«КОЛЯДКИ»

Выполнила :Буканова М.В.

Цель. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками.

Задачи:

- закреплять знания детей о русских народных праздниках;  

-учить эмоционально и выразительно исполнять колядки;

- развивать эстетические эмоции детей;

- ритмический слух и творческие способности;

-воспитывать уважение к народным традициям.

Оформление зала:

Русская изба, трон для Зимы, новогодняя ёлка, в стороне  находится ширма для кукольного спектакля.

Оборудование:

Скакалка со снежинкой; шапочка для козы; парик и метла для Бабы-Яги;

Корзиночка  с предметами для гадания: миска со святой водой; мочалка;

Куклы би-ба-бо: дед, баба; накидки и шапки для зимних месяцев; свеча;

Дождь для снежинок; лошадка на палочке; музыкальный центр; флешка;

Два подноса и мешок  для угощений; шарик с хмурым лицом в платке.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

  • Ведущий
  • Зима
  • Дети в костюмах зимних месяцев.
  • Ряженые – дети в костюмах Козы, Бабы-Яги.
  • Куклы: Дед, Баба Агафья

Дети и гости входят в зал под русскую народную песню “ Ах, вы сени, мои сени” в обработке В. Герчик.

Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, здравствуйте гости дорогие! Рада видеть вас такими нарядными и весёлыми. Как быстро летит время! Совсем недавно мы матушку осень чествовали, а теперь наступил черёд красавицы зимы! Давайте исполним зимнюю песню.

«ЗИМНЯЯ ПЕСЕНКА» муз. М. Красева.

Вед: Скажите ребята, а вы зимушку любите? (Ответы детей.)

 Я так и знала! Поэтому и пригласила её на праздник, но что-то не видно её среди гостей. Но я вижу здесь зимних посланников три месяца. Ребята, вы помните, как они называются?

(Ответы детей).

Ведущий. Давайте-ка у них всё разузнаем.

Под русскую народную мелодию в обработке Р. Рустамова “ Пойду ль я, выйду ль я…” входят декабрь, январь и февраль кланяются

Декабрь. Меня в старину студнем называли и говорили так: “Декабрь год кончает, а зиму начинает”. Я первый зимний месяц! Всё успею побелить, замостить, загвоздить и саням ход дать!

Январь. А меня в старину называли трескуном, просинцом, переломом зимы. Потому что январь – году начало, зиме середина. Январь – зимы государь, всему году запевала.

Февраль. Январю – морозы, февралю – метели! Вьюги да метели повсюду полетели; бегут по свету, а следа нету. Не зря меня называли метельником, бокогреем и свадебником.

Ведущий. Что-то зимушка у нас задерживается, что делать не подскажете?

Месяцы. Давайте её вместе кликать!

Все. Приходи, зима!
Приходи красна,
С морозами трескучими,  снегами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, с колядой,
С масленицей молодой!

Под русскую народную мелодию в обработке Ю. Слонова “Сударушка” входит зима.

Зима. Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости дорогие! Не замёрзли?

Я зима – краса,
Ледяная коса,
В белом платье до пят
Буду тешить ребят.
И вместе с вами на празднике веселиться.
Где мои снежинки, лёгкие пушинки?

«ТАНЕЦ ЗИМЫ И СНЕЖИНОК»

Муз. Л. Делиба, «Вальс».

(девочки садятся на места, дождик собрать).

Ведущий. Мороз невелик, да стоять не велит. Выходите в хоровод! Будем зиму чествовать!

Исполняется хоровод под русскую народную песню

ХОРОВОД «КАК НА ТОНЕНЬКИЙ ЛЕДОК» обр. М. Иорданского.

Зима. Ой, спасибо, ребята, порадовали вы меня! А приметы зимние вы знаете? Как можно догадаться о приближении морозов?

  • Зимой дым столбом – к морозу.
  • Кошка в клубок – мороз на порог.
  • Если она скребёт пол – будет ветер или метель.
  • Туманный круг около солнца тоже к метели.
  • А если лес зимой шумит или снегирь под окном чирикает – ожидай оттепели. Молодцы!

Ведущий. А я ещё одну примету знаю, чем выше вы сейчас прыгните, тем лучше будет урожай.

Зима. Давайте поиграем! Я льдинку, снежинку сейчас закручу, а вы прыгайте и не касайтесь, чтобы посевы от холода не погибли.

Игра скакалка: Зима раскручивает вокруг себя привязанную к ленте снежинку, приговаривая:

Чтоб был долог колосок,
Чтобы  вырос лён  высок,
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши!

Дети прыгают как можно выше, чтобы снежинка их не задела.

Игра: Бег в мешках.

(Выбирают двух детей.  Прыгают  вперёд в мешках,

Бегут в мешках, возвращаясь обратно).

Ведущий. Зимушка-зима, что ты нам принесла?

Зима. Глубокие снега,
Святые вечера,
Рождество, колядку,
День с курину  пятку.

Ведущий. Зима за морозы, мужик – за праздники.

Давайте вспомним их.

Ответы детей.

Зима. Конечно ребята, сначала мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января.

Ведущий. Это очень торжественный, светлый и радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа сына божьего.

Дети - солисты выходят в центр зала и  исполняют

песню «РОЖДЕСТВО» муз. и сл. Шемчук.

Зима. В святочные дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения, ходили в гости.

Ведущий. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины да лапти, выполнять грязную работу запрещалось. Потому что эти дни считались святыми.

Зима. В эти дни принято было колядовать. Пройтись по деревне с песнями-колядками прославляя Христа и будущий урожай, желая всем добрым людям счастья и здоровья.

Ведущий. Зимушка, присядь на трон, отдохни, давай посмотрим, как наши ребятки в деревню колядовать ходили.

Выходят колядовщики с песней “Уродилась коляда…” подходят к ширме, стучат.

Колядовщики: Здравствуй, тётушка Агафья! Позволь колядку спеть!

Из-за ширмы появляется кукла “ Агафья”.

Агафья: Добрым гостям всегда рада!

Колядовщики. Поют колядку №1. 

Уродилась коляда
Накануне Рождества

Припев:  Ой, Коляда, Коляда, Колядица моя!

Открывайте окно,
Запускайте Рождество!

Припев:  Ой, Коляда, Коляда, Колядица моя!

Открывайте двери,
Поднимай с постели.

Припев: Ой, Коляда, Коляда, Колядица моя!

Агафья. Принимайте угощение!

Колядовщики: (кладут угощение в мешок) С Новым годом! С новым счастьем, с Рождеством Христовым! Дай бог тому, кто в этом дому! Вам и каша густа, вам и мёд на уста!

Теперь пойдём к Иванову двору. (Подходят к другому краю ширмы, стучат)

Колядовщики: Эй, хозяева! Подымайтесь, просыпайтесь! Пришла коляда, отворяй ворота!

Из-за ширмы появляется кукла “Дед”.

Дед. Иду, иду! Здравствуйте люди добрые!

Колядовщики: Дед Иван, послушай нашу колядку!

Дети исполняют колядку № 2:

Коляда-маляда, прикатила молода.
Мы искали коляду во Ивановом двору.
Как на улице Мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать:
Или тепленький пирог, или маслице-творог,
Или денежку копьем, или рубль серебром.

Дед. Молодцы! Вот вам угощение - сыр да печение! Пряники, конфетки, кушайте детки!

Колядовщики: Будьте здоровы,  счастливы будьте, живите без бед много-много лет! А теперь пойдём в избушку на краю деревни. (Стучат в дверь избушки) 

Колядовщики. Эй, хозяева, вставайте!

Голос из дома: Это кто тут орёт, спать не даёт?

Колядовщики. Это мы, колядовщики!

Голос из дома. И охота вам в такой мороз с тёплой печки вставать, петь да колядовать! Уходите, а то я вас метлой!

Колядовщики. Кто не даст лепёшки, завалим окошки! Кто не даст пирога, сведём корову за рога! Кто не даст хлеба, уведём деда! Кто не даст ветчины, тому расколем чугуны! А коня за хвост уведём на мороз! ( Колядовщики со смехом убегают).

Ведущий. Ох, и грозные обещания! Даже мороз по коже!

Зима. Люди верили, что после таких слов не будет удачи в доме! Поселится здесь старушка - завидушка!

Игра с воздушным шариком, на котором изображено хмурое лицо, повязанное платком. Дети перебрасывают шар из рук в руки. В конце игры, ведущий незаметно протыкает его иглой.

Ведущий. Ой, старушка – завидушка, от жадности лопнула. Вот что с жадными людьми бывает. Но среди наших гостей таких нет.

Ведущий. Чтобы урожай был хорошим, мы сегодня высоко прыгали, но есть ещё одна примета – чтобы капуста уродилась большая, да плотная в святки наматывали заветный клубочек. А ну-ка добры молодцы, да красны девицы, выходите сюда, да проявите свою ловкость.

Игра - наматывание клубочка. Играющие наматывают клубок до тех пор, пока дети говорят слова:

Капуста виласта,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пузаста.

Зима. Молодцы, хороший будет урожай!

Вед: Самым весёлым развлечением на колядках было «ряжение».

Ряженые колядовали с  песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были медведь, цыган, коза, баба-яга.

Под русскую народную песню в обработке Н. Метлова “Ой, вставала я ранешенько…” шумно входят ряженые.

Ряженые. 

Как зашли, мы зашли, да в чужую хату!
Здравствуйте, ребята! Щедрый день, добрый день!
Не браните коляду, не журите коляду!
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Вот она козуля, рождественская бодуля
Где рогом поведёт там жито взойдёт!

Проходи-ка детвора в рождественские ворота!

Игра “ К нам коза пришла…”. Двое взрослых образуют ворота. Через ворота дети проходят с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.

К нам коза пришла, коляду привела.
Сама прошла, всех детей провела,
А самого маленького оставила.

Р.н. игра «Баба – Яга».

( Баба-Яга стоит в центре круга с метлой на одной ноге;

Дети идут по кругу и говорят слова:

Бабка - Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала.

Вышла на улицу, раздавила курицу,

Пошла на базар и купила самовар.

Вышла на лужайку, испугалась зайку.

Дети разбегаются, Баба - Яга своей метлой  салит детей).

Ведущий. (Обращаясь к ряженым) Спасибо за хорошее настроение! Примите от нас угощение! Ведущий подает ряженым поднос с печеньем и конфетами. (Кладут угощение в мешок).

Ряженые. Удачи вам в Новом году и веселья! (Ряженые уходят).

Ведущий. Зимушка, а ты знаешь, что раньше гадали во все дни святок, но главный вечер для предсказаний был в Крещенье.

Зима. Так давайте погадаем!

Ребенок. Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили…

Ведущий. В этой маленькой корзинке что угодно для души. Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

ЛЕНТА – К долгой, счастливой жизни

ПУГОВИЦА – Жить в большой семье

МОНЕТА – К богатству

ЩЕПКА – Крепкое здоровье

КАРТОШКА – Ждёт большое счастье

ГВОЗДЬ – На пороге гость

СКРЕПКИ – К новым друзьям

СЕРДЕЧКО – к любви

КЛЮЧИК – к новоселью

КОЛЁСИКО – к покупке и выигрышу машины

ЦВЕТОЧЕК – к подарку

КОНФЕТКА – к сладкой жизни.

Зима. В последний день святок собирали снег для умывания и для бани. Люди верили, что он целебный, может прибавить красоты и здоровья.

Ведущий. А ночью шли за водой на реку или озеро, самые смелые окунались в прорубь, считали, что всё это обладает чудесной силой. Люди верили, что в крещенскую ночь небеса открываются и если загадать желание, то оно непременно сбудется. У нас тоже есть святая вода и сейчас Зимушка всех окропит.

Зима обходит всех детей и гостей со свечой и обрызгивает святой водой.

Ведущий. Всем людям добрым желаем добра, золота и серебра! Пышных пирогов, медовых блинов! Чтоб здоровыми все были, чтобы много лет прожили!

Зима. Хорошо я сегодня повеселилась! Спасибо за приглашение!

Давайте поводим на прощание хоровод.

ХОРОВОД «НОВЫЙ ГОД»

Муз. И. Рябцевой, Оли Рябцевой,

слова Н. Шахина.

 Зима: А теперь  мне пора делами заниматься, свои владения осмотреть.

Уходит под русскую народную мелодию в обработке Ю. Слонова “Сударушка”.

Ведущий. Наш праздник подошел к концу! Но хорошее настроение останется с нами! А сейчас загадайте желание и оно пусть оно сбудется!

Дети  идут в группу пить чай с угощением.

Список литературы. 

  1. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание. СПб. Детство-Пресс, 1998 г.
  2. Музыкальный руководитель № 6, 2005 г. Приложение 7.
  3. Русский народный календарь / О.В. Третьякова. М. Метафора.-2006 г.
  4. Михайлова М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры развлечения. Ярославль: Академия развития, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник для старших дошкольников "Семик"Сценарий..

К празднику практически не нужна подготовка, проводится на улице .Развлечение получилось интересным и самобытным.Дети с интересом играли в старинные игры в окружении березок.Особенно на них трогательн...

Сценарий фольклорного праздника по теме “Рождественские колядки” в средней группе

Фольклорное развлечение, с использованием всех видов музыкальной деятельности, посвященное празднику «Рождественские колядки»....

Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников

Сценарий развлечения о проведении праздничной традиционной ярмарке....

СЦЕНАРИЙ Фольклорного праздника для детей дошкольников 5-7 лет «Святочные колядки»

СЦЕНАРИЙФольклорного праздника для детей дошкольников 5-7 лет «Святочные колядки»...

«Тамбовская околица» Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников.

Цель данного мероприятия: сождание условий для формирования и комплексного развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игрового фольклора. В п...

Сценарий фольклорного праздника с детьми "Святки-Колядки"

В настоящее время многие дошкольники отмечают народные, обрядовые праздники совместно со взрослыми. Но не всегда дети понимают , какими особенностями обладает тот или иной праздник, знают историю возн...