Паспорт проекта "Волшебный мир сказки".
проект по развитию речи (старшая группа) по теме
Все ребята любят сказки. Древние традиции народа заложены в народных сказках. Недаром говорят: сказка - ложь - да в ней намёк - добрым молодцам урок. Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_mir_skazki.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта.
«Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое,
ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой, яркой,
овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить
детское мышление, детскую речь, как определенную ступень
человеческого мышления и речи»
В.А. Сухомлинский
Вид проекта: творческо – исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
Объект исследования: сказки.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников, специалисты детского сада.
Тематическое поле: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность темы: В наше время моральные ценности во многих семьях стали более материальны, они преобладают над духовными. Родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребёнка, не ходят с ним в библиотеку. Им порой кажется более удобным посмотреть сокращённый фильм по произведению в интернете или купить видеокассету сомнительного качества. Исчезла из семейного воспитания удивительно важная и ценная традиция семейного чтения, которая не только развивала ребёнка, его речь, но и позволяла каждому члену семьи высказаться по содержанию прочитанного, определить ценности, близкие этой семье, особенностям её уклада. Современные дети погружены в искусственный визуальный мир телевидения, компьютеров и видео. Непосредственно же рассказанная сказка стимулирует внутренний взор. Но самое главное состоит в том, что сказка притягивает к себе лишь потому, что доставляет удовольствие, как ребенку, так и родителю.
В сказке заложены морально-нравственные ценности, она развивает навыки общения, любознательность, воображение, формирует представление об объектах окружающего мира.
Сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
В художественно-эстетическом развитии сказка стимулирует ребенка к творческой деятельности.
. В речевом развитии сказка обогащает словарь ребёнка, знакомит его с разными культурами, традициями.
Цель проекта: повышение интереса детей и их родителей к чтению художественной литературы (народных и литературных сказок).
Задачи проекта:
- Формирование представлений детей о сказке, как жанре художественной литературы.
- Развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей.
- Создание условий для активной поисковой и творческой деятельности детей.
- Знакомство с различными видами сказок и развитие умения различать их.
- Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать интерес к чтению, любовь к художественной литературе.
- Воспитывать желание создавать образ сказочного героя с помощью доступных художественных средств (драматизация, рисование, конструирование).
- Создавать условия для проявления фантазии в создании творческих работ.
Предполагаемый результат:
- Детьми получены знания о сказке, как жанре художественной литературы.
- Повысился интерес детей и их родителей к чтению сказок.
- Дети научились различать виды сказок, узнавать героев, характеризовать их.
Предварительная работа:
- Чтение народных и литературных сказок.
- Беседы по сказкам.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Анкетирование детей и родителей.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое обеспечение:
- Н.В.Бабинова «Тематические фольклорные вечера для дошкольников»;
- О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников»;
- В.А.Деркунская «Проектная деятельность дошкольников»;
- О.Ф.Васькова «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»;
- Е.П.Климова «Художественно – эстетическое развитие дошкольников».
- М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»;
- О.А.Скоролупова «Игра – как праздник!»;
- Л.В.Минкевич «Родительские собрания в детском саду. Старший дошкольный возраст»;
- материалы интернета.
Материально – технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:
- подбор художественной литературы;
- экспонаты музейного уголка детского сада;
- подбор наглядного материала;
- подготовка материалов для продуктивной деятельности;
- дидактические игры по теме, раскраски, пазлы;
- выставки книг, рисунков, поделок, альбомов;
- театральные куклы, маски, костюмы, ширмы, декорации;
- магнитофон с аудиозаписями.
Работа с родителями по проекту.
- Информировать о задачах и содержании данного проекта.
- Вовлечь в работу по ознакомлению детей с народными и литературными сказками: принять участие в создании выставки рисунков по мотивам сказок, подготовке карнавальных костюмов.
- Консультации для родителей «Сказки в жизни ребёнка», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».
- Папки – передвижки для родителей «Что нам расскажет сказка?», «Роль сказки в развитии речи детей».
- Анкетирование по ознакомлению со сказками дома.
Продукт проектной деятельности:
- Выставка – презентация совместных творческих работ родителей с детьми: книжки – малышки с придуманными сказками, рисунки, поделки.
- Книжная выставка «Моя любимая сказка».
- Презентация карнавальных костюмов на «Новогоднем маскараде».
Этапы проведения и реализации проекта:
- Информационно – накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта;
- Подбор методической литературы, литературы для детей, материально – технических ресурсов;
- Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов.
- Организационно – практический:
Формы и методы реализации проекта:
Образовательная область | Виды детской деятельности | Формы работы |
«Речевое развитие» | коммуникативная | - Чтение народных сказок: «Лиса и кувшин», «Заяц – хвастун», « Бычок – смоляной бочок», «Сивка – бурка», «Гуси – лебеди», «Морозко», «Каша из топора», «Как Иван – дурак дверь сторожил»; - Чтение литературных сказок: «Бременские музыканты», «Бабушка Метелица» бр. Гримм, «Красная шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах» Ш.Перро, «Сказка про храброго зайца Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост» Д.Мамина-Сибиряка, «Серебряное копытце» П.Бажова, «Федорино горе» К.Чуковского; - их обсуждение, пересказ и инсценирование; - самостоятельное составление сказок «Сочиняем вместе с мамой»; - загадывание загадок о сказках и сказочных героях; - заучивание реплик героев сказки, присказок. |
«Социально – коммуникативное развитие» | игровая | - Оформление книжного уголка книгами с любимыми сказками и рисунками по мотивам сказок; - дидактические игры: «Найди героя», «Собери героя», «Из какой сказки?», «Найди пару», «Чья тень?» - сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Театр», «Играем в сказку». - словесные игры: «Угадай героя», «Бюро забытых вещей», «Салат из сказок», «Продолжи сказку»; - сказочные викторины; - игры – драматизации в театральном уголке. |
«Познавательное развитие» | познавательно-исследовательская | Беседы: «Что такое сказка?», «Сказка в дом приходит», «Какие бывают сказки», «Сказка – ложь, да в ней намёк», «Чему учат сказки», «Волшебные предметы». |
«Художественно-эстетическое развитие» | продуктивная | Рисование: - рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам; - иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения; Лепка: - «Мой любимый сказочный герой»; Аппликация: - панно «На поляне сказок» с использованием мятых салфеток; Ручной труд: - фигурки настольного театра из бросового материала; Музыка: - прослушивание произведения П. И. Чайковского - "Детский Альбом" |
«Физическое развитие» | двигательная | - русские народные игры; - спортивное развлечение «По дороге сказки». |
- Презентационно – завершающий:
- - выставка продуктов детской деятельности по теме;
- - оценка этапов реализации проекта.
4. Контрольно – рефлексивный:
- - подведение итогов.
- Перспективный план НОД.
- Реализация проекта «Волшебный мир сказки».
- Сентябрь.
Тема | Совместная деятельность педагога с детьми. | Самостоятельная детская деятельность | Взаимосвязь с родителями. |
«Сказка в дом приходит». П./с.: познакомить детей со сказкой, как жанром художественной литературы. Выявить отношение детей и их родителей к чтению сказок. Выяснить, какие сказки чаще читают детям дома. | Беседы: «Назови свою любимую сказку», «Что такое сказка?», «Сказка в дом приходит», «Сказки о животных». Чтение художественной литературы: Р.н.с. «Лиса и кувшин», «Заяц – хвастун», «Бычок – смоляной бочок», «Три медведя», «Маша и медведь». Разучивание п./и. «Гуси», «У медведя во бору». | Рассматривание иллюстраций сказок о животных разных художников. Д./и. «Найди героя», «Найди пару». Рассказывание сказок с помощью картинок на фланелеграфе. Продуктивная деятельность: рисование «Моя любимая сказка». | Анкетирование родителей «Сказка в жизни Вашего ребёнка». Стендовая информация «Какие вопросы следует задавать ребёнку во время рассматривания картинок в книге?» Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка». |
- Октябрь.
Тема | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная детская деятельность | Взаимосвязь с родителями. |
«Какие бывают сказки?» П./с.: расширить представления детей о видах сказочного жанра. | Беседы: «Какие бывают сказки?», «Волшебные сказки», «Волшебные помощники». Чтение художественной литературы: «Сивка – бурка», «Конёк – горбунок», «Гуси – лебеди», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Иван – Царевич и Серый волк». Изготовление книжки – малышки. Загадывание загадок о героях сказок. | Рассматривание иллюстраций к волшебным сказкам. Д./и. «Чья тень?», «Бюро забытых вещей». С./р. игра «Играем в сказку». Продуктивная деятельность: лепка «Мой любимый сказочный герой», рисование «Домашняя птица в народных сказках». | Организовать родителей на участие в совместной с детьми выставке рисунка на тему «Моя любимая сказка». Стендовая информация «Как обсуждать с ребёнком прочитанное произведение?» Консультация «Как и когда рассказывать сказки?» |
- Ноябрь.
Тема | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная детская деятельность | Взаимосвязь с родителями |
«Чему учат сказки?» П.\с.: учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок. | Беседы: «Чему учат сказки?», «Сказка – ложь, да в ней намёк». Чтение художественной литературы: «Кот, лиса и петух», «Колосок», «Три поросёнка», «Золушка», «Красная шапочка». Изготовление панно «Волшебный мир сказки». Спортивное развлечение «По дороге сказки». Загадывание загадок о героях сказок. | Рассматривание иллюстраций к волшебным сказкам. Д./и. лото «У сказки в гостях», «Собери героя». Словесная игра «Исправь ошибку». С./р. игра «Библиотека». Продуктивная деятельность: лепка «Сказочные животные». | Сочинение сказки «Сочиняем вместе с мамой» и оформление книжки – малышки, сделанной ребёнком в детском саду. |
- Декабрь.
Тема | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная детская деятельность | Взаимосвязь с родителями. |
«Волшебный мир сказки» П.\с.: Развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы. |
Викторина: «В мире много сказок». Новогодний бал – маскарад. Чтение художественной литературы: «Снегурочка», «Два мороза», «Морозко», «Госпожа Метелица», «Снежная королева». | Продуктивная деятельность: рисование «Герои сказки «Морозко». Познавательные игры – лото «Герои русских сказок», «Угадай сказку». С.\р.игра «Играем в сказку». | Подготовка сказочного костюма для ребёнка на бал-маскарад и его презентации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт группы № 4 «Сказка»
Каждому ребенку от природы дано быть умным, здоровым и счастливым человеком. Задача взрослых помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его познать окружающий мир. ...
Метод проектов в ДОУ. Руководитель: Лазарева С.А., старший воспиатель.Консультация для педагогов и родителей: "Что такое лэпбук?" Автор: Переверзева А.С., воспитатель. Паспорт лэпбука "Сибирские сказки" Автор: Полугрудова Л.И., воспитатель
Современная педагогика предлагает перенести акценты с пассивной модели обучения (ребенок выступает в роли «объекта» обучения, то есть слушает и смотрит) на активную (ребенок выступ...
ПАСПОРТ ЛЕПБУКА «ЗИМНИЕ СКАЗКИ»
Лэпбук «Зимние сказки» поможет вспомнить и в игровой форме закрепить знания детей зимних сказок, рождественских и новогодних историй. Задания лэпбука способствуют развитию у детей внимания, воображени...
Паспорт проекта «Добрые сказки К.И.Чуковского»
Дошкольное образование – важнейшая ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы и создает базу для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому очень важно правильно организовать ...
Паспорт старшей группы Сказка
Группа - центр жизнедеятельности воспитанников ДОУ. Центром всей методической работы группы является предметно-пространственная и развивающая среда. Ей принадлежит ведущая роль в у...
Паспорт проекта "Мастерская сказки"
Познавательный, практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Данный проект создает условия для разнообразной речевой практики детей, способствуе...
Паспорт творческого проекта "Сказка в гости к нам спешит!"
Интерес к книге, к чтению у детей с каждым годом снижается, поэтому вопросы формирования у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания. Данн...