Паспорт проекта "Волшебный мир сказки".
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

Кравчук Татьяна

Все ребята любят сказки. Древние традиции народа заложены в народных сказках. Недаром говорят: сказка - ложь - да в ней намёк - добрым молодцам урок. Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо присмотреться и прислушаться к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_skazki.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта.

«Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое,

 ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой, яркой,

 овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить

 детское мышление, детскую речь, как определенную ступень

человеческого мышления и речи»

 В.А. Сухомлинский

Вид проекта: творческо – исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный.

Объект исследования: сказки.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников, специалисты детского сада.

Тематическое поле: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность темы:        В наше время моральные ценности во многих семьях стали более материальны, они преобладают над духовными. Родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребёнка, не ходят с ним в библиотеку. Им порой кажется более удобным посмотреть сокращённый фильм по произведению в интернете или купить видеокассету сомнительного качества. Исчезла из семейного воспитания удивительно важная и ценная традиция семейного чтения, которая не только развивала ребёнка, его речь, но и позволяла каждому члену семьи высказаться по содержанию прочитанного, определить ценности, близкие этой семье, особенностям её уклада. Современные дети погружены в искусственный визуальный мир телевидения, компьютеров и видео. Непосредственно же рассказанная сказка стимулирует внутренний взор. Но самое главное состоит в том, что сказка притягивает к себе лишь потому, что доставляет удовольствие, как ребенку, так и родителю.
      В сказке заложены морально-нравственные ценности, она развивает навыки общения, любознательность, воображение, формирует представление об объектах окружающего мира.
     Сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
     В художественно-эстетическом развитии сказка стимулирует ребенка к творческой деятельности.
.       В речевом развитии сказка обогащает словарь ребёнка, знакомит его с разными культурами, традициями.

Цель проекта: повышение интереса детей и их родителей к чтению художественной литературы (народных и литературных сказок). 


Задачи проекта:

  • Формирование представлений детей о сказке, как жанре художественной литературы.
  • Развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей.
  • Создание условий для активной поисковой и творческой деятельности детей.
  • Знакомство с различными видами сказок и развитие умения различать их.
  • Вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать интерес к чтению, любовь к художественной литературе.
  • Воспитывать желание создавать образ сказочного героя с помощью доступных художественных средств (драматизация, рисование, конструирование).
  • Создавать условия для проявления фантазии в создании творческих работ.

Предполагаемый результат:

  • Детьми получены знания о сказке, как жанре художественной литературы.
  • Повысился  интерес детей и их родителей к чтению сказок.
  • Дети научились различать виды сказок, узнавать героев, характеризовать их.

Предварительная работа:

  • Чтение народных и литературных сказок.
  • Беседы по сказкам.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Анкетирование детей и родителей.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое обеспечение:

  1. Н.В.Бабинова «Тематические фольклорные вечера для дошкольников»;
  2. О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников»;
  3. В.А.Деркунская «Проектная деятельность дошкольников»;
  4. О.Ф.Васькова «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»;
  5. Е.П.Климова «Художественно – эстетическое развитие дошкольников».
  6. М.Д.Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»;
  7. О.А.Скоролупова «Игра – как праздник!»;
  8. Л.В.Минкевич «Родительские собрания в детском саду. Старший дошкольный возраст»;
  9. материалы интернета.

Материально – технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:

  1. подбор художественной литературы;
  2. экспонаты музейного уголка детского сада;
  3. подбор наглядного материала;
  4. подготовка материалов для продуктивной деятельности;
  5. дидактические игры по теме, раскраски, пазлы;
  6. выставки книг, рисунков, поделок, альбомов;
  7.  театральные куклы, маски, костюмы, ширмы, декорации;
  8. магнитофон с аудиозаписями.

Работа с родителями по проекту.

  • Информировать о задачах и содержании данного проекта.
  • Вовлечь в работу по ознакомлению детей с народными  и литературными сказками: принять участие в создании выставки рисунков по мотивам сказок, подготовке карнавальных костюмов.
  • Консультации для родителей «Сказки в жизни ребёнка», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».
  • Папки – передвижки для родителей «Что нам расскажет сказка?», «Роль сказки в развитии речи детей».
  • Анкетирование по ознакомлению со сказками дома.

Продукт проектной деятельности:

  1. Выставка – презентация совместных творческих работ родителей с детьми: книжки – малышки с придуманными сказками, рисунки, поделки.
  2. Книжная выставка «Моя любимая сказка».
  3. Презентация карнавальных костюмов на «Новогоднем маскараде».

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Информационно – накопительный:
  • Изучение интереса детей для определения целей проекта;
  • Подбор методической литературы, литературы для детей, материально – технических ресурсов;
  • Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов.
  1. Организационно – практический:

Формы и методы реализации проекта:

Образовательная область

Виды детской деятельности

Формы работы

«Речевое развитие»

коммуникативная

- Чтение народных сказок:

«Лиса и кувшин», «Заяц – хвастун», « Бычок – смоляной бочок», «Сивка – бурка», «Гуси – лебеди», «Морозко», «Каша из топора», «Как Иван – дурак дверь сторожил»;

- Чтение литературных сказок: «Бременские музыканты», «Бабушка Метелица» бр. Гримм, «Красная шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах» Ш.Перро, «Сказка про храброго зайца Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост» Д.Мамина-Сибиряка, «Серебряное копытце» П.Бажова, «Федорино горе» К.Чуковского; - их обсуждение, пересказ и инсценирование;

- самостоятельное составление сказок «Сочиняем вместе с мамой»;  

- загадывание загадок о сказках и сказочных героях;

- заучивание реплик героев сказки, присказок.

«Социально – коммуникативное развитие»

игровая

- Оформление книжного уголка книгами с любимыми сказками и рисунками по мотивам сказок;

- дидактические игры: «Найди героя», «Собери героя», «Из какой сказки?», «Найди пару», «Чья тень?»

- сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Театр», «Играем в сказку».

- словесные игры: «Угадай героя», «Бюро забытых вещей», «Салат из сказок», «Продолжи сказку»;

- сказочные викторины;

- игры – драматизации в театральном уголке.

«Познавательное развитие»

познавательно-исследовательская

Беседы: «Что такое сказка?», «Сказка в дом приходит», «Какие бывают сказки», «Сказка – ложь, да в ней намёк», «Чему учат сказки», «Волшебные предметы».

«Художественно-эстетическое развитие»

продуктивная

Рисование:

- рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам;

- иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения;

Лепка:

- «Мой любимый сказочный герой»;

Аппликация:

- панно «На поляне сказок» с использованием мятых салфеток;

Ручной труд:

- фигурки настольного театра из бросового материала;

Музыка:

- прослушивание произведения П. И. Чайковского - "Детский Альбом"

«Физическое развитие»

двигательная

- русские народные игры;

- спортивное развлечение «По дороге сказки».

  1. Презентационно – завершающий:
  • - выставка продуктов детской деятельности по теме;
  • - оценка этапов реализации проекта.

      4. Контрольно – рефлексивный:

  • - подведение итогов.
  • Перспективный план НОД.
  • Реализация проекта «Волшебный мир сказки».
  • Сентябрь.

Тема

Совместная деятельность педагога с детьми.

Самостоятельная детская деятельность

Взаимосвязь с родителями.

«Сказка в дом приходит».

П./с.: познакомить детей со сказкой, как жанром художественной литературы. Выявить отношение детей и их родителей к чтению сказок. Выяснить, какие сказки чаще читают детям дома.

Беседы:

«Назови свою любимую сказку»,

«Что такое сказка?»,

«Сказка в дом приходит»,

«Сказки о животных».

Чтение художественной литературы:

Р.н.с. «Лиса и кувшин»,

«Заяц – хвастун», «Бычок – смоляной бочок»,

«Три медведя», «Маша и медведь».

Разучивание п./и. «Гуси», «У медведя во бору».

Рассматривание иллюстраций сказок о животных разных художников.

Д./и. «Найди героя», «Найди пару».

Рассказывание сказок с помощью картинок на фланелеграфе.

Продуктивная деятельность: рисование «Моя любимая сказка».

Анкетирование родителей «Сказка в жизни Вашего  ребёнка».

Стендовая информация «Какие вопросы следует задавать ребёнку во время рассматривания картинок в книге?»

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».

  • Октябрь.

Тема

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная детская деятельность

Взаимосвязь с родителями.

«Какие бывают сказки?»

П./с.: расширить представления детей о видах сказочного жанра.

Беседы:

«Какие бывают сказки?», «Волшебные сказки», «Волшебные помощники».

Чтение художественной литературы: «Сивка – бурка», «Конёк – горбунок»,

«Гуси – лебеди», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка»,

«Иван – Царевич и Серый волк».

Изготовление книжки – малышки.

Загадывание загадок о героях сказок.

Рассматривание иллюстраций к волшебным сказкам.

Д./и. «Чья тень?», «Бюро забытых вещей».

С./р. игра «Играем в сказку».

Продуктивная деятельность: лепка «Мой любимый сказочный герой», рисование «Домашняя птица в народных сказках».

Организовать родителей на участие в совместной с детьми выставке рисунка на тему «Моя любимая сказка».

Стендовая информация «Как обсуждать с ребёнком прочитанное произведение?»

Консультация «Как и когда рассказывать сказки?»

  • Ноябрь.

Тема

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная детская деятельность

Взаимосвязь с родителями

«Чему учат сказки?»

П.\с.: учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок.

Беседы:

«Чему учат сказки?»,

«Сказка – ложь, да в ней намёк».

Чтение художественной литературы:

«Кот, лиса и петух»,

«Колосок»,

«Три поросёнка», «Золушка», «Красная шапочка».

Изготовление панно «Волшебный мир сказки».

Спортивное развлечение «По дороге сказки».

Загадывание загадок о героях сказок.

Рассматривание иллюстраций к волшебным сказкам.

Д./и. лото «У сказки в гостях», «Собери героя».

Словесная игра «Исправь ошибку».

С./р. игра «Библиотека».

Продуктивная деятельность: лепка «Сказочные животные».

Сочинение сказки «Сочиняем вместе с мамой» и оформление книжки – малышки, сделанной ребёнком в детском саду.

  • Декабрь.

Тема

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная детская деятельность

Взаимосвязь с родителями.

«Волшебный мир сказки»

П.\с.: Развивать умение делать обобщения,  простейшие умозаключения и выводы.

 

Викторина:

«В мире много сказок».

Новогодний бал – маскарад.

Чтение художественной литературы: «Снегурочка», «Два мороза», «Морозко», «Госпожа Метелица», «Снежная королева».

Продуктивная деятельность: рисование «Герои сказки «Морозко».

Познавательные игры – лото «Герои русских сказок», «Угадай сказку».

С.\р.игра «Играем в сказку».

Подготовка сказочного костюма для ребёнка на бал-маскарад и его презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт группы № 4 «Сказка»

Каждому ребенку от природы дано быть умным, здоровым и счастливым человеком. Задача взрослых помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его познать окружающий мир. ...

Метод проектов в ДОУ. Руководитель: Лазарева С.А., старший воспиатель.Консультация для педагогов и родителей: "Что такое лэпбук?" Автор: Переверзева А.С., воспитатель. Паспорт лэпбука "Сибирские сказки" Автор: Полугрудова Л.И., воспитатель

   Современная педагогика предлагает перенести акценты с пассивной модели обучения (ребенок выступает в роли «объекта» обучения, то есть слушает и смотрит) на активную (ребенок выступ...

ПАСПОРТ ЛЕПБУКА «ЗИМНИЕ СКАЗКИ»

Лэпбук «Зимние сказки» поможет вспомнить и в игровой форме закрепить знания детей зимних сказок, рождественских и новогодних историй. Задания лэпбука способствуют развитию у детей внимания, воображени...

Паспорт проекта «Добрые сказки К.И.Чуковского»

Дошкольное образование – важнейшая ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы и создает базу для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому очень важно правильно организовать ...

Паспорт старшей группы Сказка

Группа - центр жизнедеятельности воспитанников ДОУ. Центром всей методической работы группы является предметно-пространственная и развивающая среда. Ей принадлежит ведущая роль в у...

Паспорт проекта "Мастерская сказки"

Познавательный, практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Данный проект создает условия для разнообразной речевой практики детей, способствуе...

Паспорт творческого проекта "Сказка в гости к нам спешит!"

     Интерес к книге, к чтению у детей с каждым годом снижается, поэтому вопросы формирования у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания. Данн...