Зимующие птицы
методическая разработка (средняя группа) на тему

Иванова Раисия Ивановна

Недостаточные представления детей о зимующих птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Моркинский детский сад № 7»

Экологическое  развлечение в средней группе

Тема: “Зимующие  птицы”

                                                                  Выполнила: воспитатель

Иванова Раисия Ивановна

Морки  2015

Ход праздника

Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
 
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
 
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?

Хором:

Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.

Ведущий: Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?

Ответы детей. 

Ведущий: Огромное значение имеют птицы в природе сохраняя от насекомых-вредителей растения, помогают в их опылении. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.

Ведущий: Ребята, к нам пришло письмо. Прочтем! (воспитатель зачитывает письмо)

«Мудрый Филин созывает птиц на слет. Слет состоится на лесной опушке. »

Ведущий: А что такое слет?   Что такое лесная опушка?

Ведущий: Ребята, а вы хотели бы попасть на слет птиц? Для этого вы должны превратиться в птиц. Возьмите эмблему с изображением птицы и приклейте к груди.

 Вокруг себя повернитесь в птиц превратитесь и на лесной опушке очутитесь.

Музыкальное произведение Вивальди «Времена года» «Зима»

Ведущий: Слышите, на лесной опушке звучит музыка. Давайте послушаем.

Ведущий: Какое время года услышали? (зима)

 Ведущий: Какая погода описана музыкой (холодно, мороз трескучий, ветер студеный.)

 Ведущий: Какая картина лесной опушки видится вам?

Появляется филин.

Филин: Здравствуйте! Замерзли! Морозы настали, задуло холодом, землю снегом запорошило. Одни птицы улетели. Как таких птиц называют? (перелетные)

А для тех, кто собрался здесь, настало трудное время. Как нас назвать одним словом? (зимующие). Почему нас так называют?  Замерзли? Давайте разомнемся – поиграем!

Игра “Зимующие, перелётные птицы”

Называю зимующую птицу –вы летаете, а перелетную – садитесь на корточки.

 После игры дети садятся на стулья, а филин останавливает сороку.

Инсценировка «Сорока и Филин»

-Здравствуй, Сорока!   Ты сегодня  впрямь красавица. 

Сорока: Конечно, я красавица!  Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

 Где бывала, куда летала?

- Летом в темном лесу жила, осенью – на светлой опушке.

-А теперь куда?

-В деревню, милок, в деревню.

-Чем же плохо тебе в лесу?

-Да как же, милок, да как же?

Птичьи гнезда давно опустели, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого!

-чем же в деревне – то хорошо?

-Да как же, милок, да как же? У собаки косточку стяну, в мусорнице объедков накопаю. Я птица негордая.

Диалог с птицами

Филин: День белый на дворе, а я птица какая? (ночная). Плохо я днем вижу, летите-ка ко мне воробьи поближе.

-  Рассказывайте, как спасаетесь от холода? Что едите? 

Воробей:  Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.   Пшено и просо –  моя любимая еда. Не откажусь и от хлебной крошки.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. - Ягоды рябины и калины –  моя любимая пища

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Моя любимая пища - шишки.

Филин: Летите ко мне птицы, у которых есть свой праздник (синицы) - Как называется ваш праздник (синичкин день). Когда он празднуется? (осенью, 12 ноября) Что делали люди в синичкин день? (вывешивали кормушки, пытаясь прикормить птиц к дому т. к. считалось, что синицы приносят удачу).

- Какое ваше любимое лакомство? Часто ли вы лакомитесь им?

 Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.  Я ни минуты не сижу  спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

Люблю полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе. Мы очень полезные  птицы. Круглый год мы очищаем  леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедаем столько корма, сколько весим сами.  Живем мы стайками по 10 – 15 штук.
Филин: Вороны, летите поближе. Расскажите о себе.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. 

Филин:. Да, нелегко нам будет выжить в эту суровую зиму. Давайте попросим помощи у людей. Я приготовил послание (передает сверток детям). Вы летите и доставьте его людям.  Пока звучат голоса птиц над опушкой покружитесь, а как смолкнут в деток превратитесь!

Звучит запись «Голоса птиц» (под музыкальное сопровождение дети «летают» по группе, по окончании садятся на стулья)

Воспитатель: Ребята вернулись. Что это у вас в руках. Прочитаю.

«Люди, помогите нам в эту суровую зиму! Нам без вас трудно!

Ваши друзья – зимующие птицы».

Воспитатель: Ребята, а представьте себе, что может быть, если все птицы замерзнут?

(Птицы не будут радовать нас своим пением; будут гибнуть растения, т. к. птицы поедают вредных насекомых; птицы помогают растениям размножаться – будет мало растений; птицы –вестники радости.  Каждый год они на крыльях приносят весну.)

 Воспитатель: Да как мы можем помочь нашим верным друзьям? (Строить кормушки и подкармливать)

Чтение стихотворения

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну.

 

 НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

Воспитатель: Сейчас  я  взмахну своим  волшебным  перышком и  вы что – то  увидите.

Звучит  музыка. Сценка «Доживем  до  весны».

Вылетает  Воробей  и  Синица.

Синица:

Птичья  жизнь  зимой  ужасна!

Против  нас  мороз, бураны,

Да  еще  и  хулиганы!

Нас  выслеживают  кошки,

И  во  рту  с утра  ни  крошки!

Червячков  и  мошек  нет.

А  без  них  -  какой  обед?!

Ой, как  трудно  жить  на  свете!

Что  нам  делать? Кто  ответит?

Появляется  сорока.

Сорока:

Добрый  день, синичка, здравствуй!

Чик -  Чирикин  как  дела?

Ой, не  терпится  похвастать –

Я  сегодня  принесла  

Сногсшибательную  весть:

Будет  всем  нам что  поесть.

Рассказала  мне  подружка

Про  какие – то  кормушки.

Дескать, дети  есть  такие –

Ну,  совсем  совсем, не  злые,

А,   как  раз  наоборот –

Помогают  птицам!

Вот!

Воробей  недовольно:

Перестань  трещать  сорока,

О  еде, о  жизни  легкой,

Да  еще  о  добрых  детях.

Сказки  нет  глупей  на  свете.

Не  поверю  никогда

Будто  где – то  ждет  еда!

Никому  мы  не  нужны.

Эх, дожить  бы  до  весны

!

Синичка  задумчиво:

А  вот  я  бы  полетела.

Что – то  кушать  захотела,

Я  еще  два  дня  назад.

Кто  со  мною  в  детский  сад?

Воробей:

Так  и  быть, я  полечу-

Я  всю  зиму  есть  хочу.

Все  улетают  на  кормушки.

Через  некоторое  время  появляются  не  спеша  синичка  и  воробей.

Синица:

Ах, какой  чудесный  пир!

Я  теперь  люблю  весь  мир!

Был  жестоким  день  обычный,

Оказалось, не  со  зла.

Людям  я  не  безразлична!

Я  нужна  им! Ну  дела!

Воробей:

Да, в  саду  я  убедился:

На  сороку  зря  сердился.

И  теперь  уж  наяву

До  весны  я  доживу!

А  весной  мы  дружно  вместе

Будем  петь  вам, люди, песни,

Защищать  от  злой  беды

Огороды  и  сады.

Ведь  на  сытый- то  желудок

Нам, пернатым, ерунда.

И  любое  время  суток,

и  снега  и  холода!»

Обращается  к  синичке:

Ты  со  мной  согласна?

Синица :

Да!

Я, сосед,  с  тобой  согласна!

Как  на  свете  жить  прекрасно!

Птицы  улетают.

Воспитатель: ребята, расскажите, а  какие  кормушки  вы  изготовили  для птиц?

Кормушку сделаю для птиц.
Для воробьев и для синиц.
Пакет возьму от молока.
И дырки сделаю в боках..
Насыплю крошек и крупы.
Чтоб пировали воробьи.
Чтоб птички в гости прилетали.
И никогда не голодали.

Сделаем кормушки

Насыплем зернышки

Пусть не голодают

Зимой воробышки

Воспитатель: Молодцы.  Но  ведь  птицы  зимуют  не  только  рядом  с  нами. Многие  из  них  боятся  людей  и  не  покидают  леса. Каких  зимующих  лесных  птиц  Вы  знаете.

Клест.

Кружат  снежные  метели,

По  ночам трещит  мороз,

На  вершине  пышной  ели

Лущит  шишку  яркий  клест.

Он  мороза  не  боится ,

Не  страшна  ему зима!

Сосны, ели  дарят  птице

Золотые  семена.

Сорока.

Всюду  я  летаю,

Все  на  свете  знаю.

Знаю  каждый  куст  в  лесу,

Новость  на  хвосте  несу.

Может  быть  меня  за  это

И  зовут  лесной  газетой. 

Дятел

Доктор  дятел  есть  в  лесу,

Бережет  его  красу.

Заболеет  старый  дуб,

Дятел  носом  стук, да  стук.

Под  корой  наверняка

Он  отыщет  червяка

Дятел  носом  стук, да  стук,

Дятел  лесу  верный  друг.

 СВИРИСТЕЛИ

Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.

Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.

ПОПОЛЗЕНЬ

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис. 
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки 
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”

Я - проворная синица

Мне на месте не сидится,

Я мороза не боюсь:

Вместе с солнышком проснусь.

Чи-чи, чи-чи

Вашкерак кынел, Вачий…_

Киса толын муралта

А Вачий гын папалта.

Я- воробушек обычный.

К русской зимушке привычный.

 Снегири

Мы зовемся снегири!

Наши грудки- цвет зари!

Прилетели мы зимой,

Мы не любим летний зной.

Нам морозы не беда,

Семена для нас еда.

Есть рябина, ясень, клен,

Подорожник, вкусный лен.

Мы на месте не сидим,

А летаем и едим!

Ведущий: Ай, да   молодцы!  И  про  лесных  птиц  все  знаете. А  я вот  слышала, что внимательные  и наблюдательные  люди  даже могут  с  помощью  птиц  и  погоду  предсказывать. А родители знаете  такие  приметы?

рассказывают  приметы:

1.    Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
2.    Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
3.    Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
4.    Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
5.    Ворона кричит зимой – к метели.
6.    Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
7.    Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
8.    Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
9.    Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
10.  Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
11.Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.
 

Ведущий: А теперь поиграем в игру “Озорные воробьи”.

Из числа зрителей выбираются 2 «воробья», перед ними листы белой бумаги А4 или обручи. «Воробьи» прыгают в обручи, кто быстрее прибудет к финишу. И так несколько раз.

Ведущий: Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим Птичий концерт.


Игра “Птичий концерт” (На внимание)


Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.



•    Воробьи – чирик – чирик
•    Синицы – тинь – тинь
•    Ворона – кар – кар
•    Дятел – тррр – тррр
•    Снегирь – дю – дю – дю
•    Клёст – цок – цок – цок
•    Свиристель – тюр –тюр – тюр


Ведущий: Славный у нас получился концерт.  Вы  молодцы. Много  знаете  о  птицах, помогаете  птицам в  самое  трудное  для  них  время. Поэтому – я  хочу  вас  наградить.

вручает  детям  свидетельство «Другу  птиц».

Ведущий: Дружите  с    птицами, помогайте, оберегайте  их  везде  и  всегда, и  тогда  окружающий  нас  мир  будет  прекрасен.

Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

Ведущий. Ребята, вот вам семейное задание:


Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц.
Готовиться к встрече перелётных птиц, весной;

 изготовить скворечники,

 продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц.