Зимующие птицы
методическая разработка (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Моркинский детский сад № 7»
Экологическое развлечение в средней группе
Тема: “Зимующие птицы”
Выполнила: воспитатель
Иванова Раисия Ивановна
Морки 2015
Ход праздника
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Хором:
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.
Ведущий: Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?
Ответы детей.
Ведущий: Огромное значение имеют птицы в природе сохраняя от насекомых-вредителей растения, помогают в их опылении. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.
Ведущий: Ребята, к нам пришло письмо. Прочтем! (воспитатель зачитывает письмо)
«Мудрый Филин созывает птиц на слет. Слет состоится на лесной опушке. »
Ведущий: А что такое слет? Что такое лесная опушка?
Ведущий: Ребята, а вы хотели бы попасть на слет птиц? Для этого вы должны превратиться в птиц. Возьмите эмблему с изображением птицы и приклейте к груди.
Вокруг себя повернитесь в птиц превратитесь и на лесной опушке очутитесь.
Музыкальное произведение Вивальди «Времена года» «Зима»
Ведущий: Слышите, на лесной опушке звучит музыка. Давайте послушаем.
Ведущий: Какое время года услышали? (зима)
Ведущий: Какая погода описана музыкой (холодно, мороз трескучий, ветер студеный.)
Ведущий: Какая картина лесной опушки видится вам?
Появляется филин.
Филин: Здравствуйте! Замерзли! Морозы настали, задуло холодом, землю снегом запорошило. Одни птицы улетели. Как таких птиц называют? (перелетные)
А для тех, кто собрался здесь, настало трудное время. Как нас назвать одним словом? (зимующие). Почему нас так называют? Замерзли? Давайте разомнемся – поиграем!
Игра “Зимующие, перелётные птицы”
Называю зимующую птицу –вы летаете, а перелетную – садитесь на корточки.
После игры дети садятся на стулья, а филин останавливает сороку.
Инсценировка «Сорока и Филин»
-Здравствуй, Сорока! Ты сегодня впрямь красавица.
Сорока: Конечно, я красавица! Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
Где бывала, куда летала?
- Летом в темном лесу жила, осенью – на светлой опушке.
-А теперь куда?
-В деревню, милок, в деревню.
-Чем же плохо тебе в лесу?
-Да как же, милок, да как же?
Птичьи гнезда давно опустели, яичка не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого!
-чем же в деревне – то хорошо?
-Да как же, милок, да как же? У собаки косточку стяну, в мусорнице объедков накопаю. Я птица негордая.
Диалог с птицами
Филин: День белый на дворе, а я птица какая? (ночная). Плохо я днем вижу, летите-ка ко мне воробьи поближе.
- Рассказывайте, как спасаетесь от холода? Что едите?
Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись. Пшено и просо – моя любимая еда. Не откажусь и от хлебной крошки.
Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.
Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. - Ягоды рябины и калины – моя любимая пища
Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Моя любимая пища - шишки.
Филин: Летите ко мне птицы, у которых есть свой праздник (синицы) - Как называется ваш праздник (синичкин день). Когда он празднуется? (осенью, 12 ноября) Что делали люди в синичкин день? (вывешивали кормушки, пытаясь прикормить птиц к дому т. к. считалось, что синицы приносят удачу).
- Какое ваше любимое лакомство? Часто ли вы лакомитесь им?
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое. Я ни минуты не сижу спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.
Люблю полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе. Мы очень полезные птицы. Круглый год мы очищаем леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедаем столько корма, сколько весим сами. Живем мы стайками по 10 – 15 штук.
Филин: Вороны, летите поближе. Расскажите о себе.
Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
Филин:. Да, нелегко нам будет выжить в эту суровую зиму. Давайте попросим помощи у людей. Я приготовил послание (передает сверток детям). Вы летите и доставьте его людям. Пока звучат голоса птиц над опушкой покружитесь, а как смолкнут в деток превратитесь!
Звучит запись «Голоса птиц» (под музыкальное сопровождение дети «летают» по группе, по окончании садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята вернулись. Что это у вас в руках. Прочитаю.
«Люди, помогите нам в эту суровую зиму! Нам без вас трудно!
Ваши друзья – зимующие птицы».
Воспитатель: Ребята, а представьте себе, что может быть, если все птицы замерзнут?
(Птицы не будут радовать нас своим пением; будут гибнуть растения, т. к. птицы поедают вредных насекомых; птицы помогают растениям размножаться – будет мало растений; птицы –вестники радости. Каждый год они на крыльях приносят весну.)
Воспитатель: Да как мы можем помочь нашим верным друзьям? (Строить кормушки и подкармливать)
Чтение стихотворения
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!
На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.
Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!
Воспитатель: Сейчас я взмахну своим волшебным перышком и вы что – то увидите.
Звучит музыка. Сценка «Доживем до весны».
Вылетает Воробей и Синица.
Синица:
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра ни крошки!
Червячков и мошек нет.
А без них - какой обед?!
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока.
Сорока:
Добрый день, синичка, здравствуй!
Чик - Чирикин как дела?
Ой, не терпится похвастать –
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам что поесть.
Рассказала мне подружка
Про какие – то кормушки.
Дескать, дети есть такие –
Ну, совсем совсем, не злые,
А, как раз наоборот –
Помогают птицам!
Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете.
Не поверю никогда
Будто где – то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны
!
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что – то кушать захотела,
Я еще два дня назад.
Кто со мною в детский сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
Все улетают на кормушки.
Через некоторое время появляются не спеша синичка и воробей.
Синица:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый- то желудок
Нам, пернатым, ерунда.
И любое время суток,
и снега и холода!»
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синица :
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
Птицы улетают.
Воспитатель: ребята, расскажите, а какие кормушки вы изготовили для птиц?
Кормушку сделаю для птиц.
Для воробьев и для синиц.
Пакет возьму от молока.
И дырки сделаю в боках..
Насыплю крошек и крупы.
Чтоб пировали воробьи.
Чтоб птички в гости прилетали.
И никогда не голодали.
Сделаем кормушки
Насыплем зернышки
Пусть не голодают
Зимой воробышки
Воспитатель: Молодцы. Но ведь птицы зимуют не только рядом с нами. Многие из них боятся людей и не покидают леса. Каких зимующих лесных птиц Вы знаете.
Клест.
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится ,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели дарят птице
Золотые семена.
Сорока.
Всюду я летаю,
Все на свете знаю.
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть меня за это
И зовут лесной газетой.
Дятел
Доктор дятел есть в лесу,
Бережет его красу.
Заболеет старый дуб,
Дятел носом стук, да стук.
Под корой наверняка
Он отыщет червяка
Дятел носом стук, да стук,
Дятел лесу верный друг.
СВИРИСТЕЛИ
Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.
Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.
Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.
ПОПОЛЗЕНЬ
Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”
Я - проворная синица
Мне на месте не сидится,
Я мороза не боюсь:
Вместе с солнышком проснусь.
Чи-чи, чи-чи
Вашкерак кынел, Вачий…_
Киса толын муралта
А Вачий гын папалта.
Я- воробушек обычный.
К русской зимушке привычный.
Снегири
Мы зовемся снегири!
Наши грудки- цвет зари!
Прилетели мы зимой,
Мы не любим летний зной.
Нам морозы не беда,
Семена для нас еда.
Есть рябина, ясень, клен,
Подорожник, вкусный лен.
Мы на месте не сидим,
А летаем и едим!
Ведущий: Ай, да молодцы! И про лесных птиц все знаете. А я вот слышала, что внимательные и наблюдательные люди даже могут с помощью птиц и погоду предсказывать. А родители знаете такие приметы?
рассказывают приметы:
1. Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
2. Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
3. Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
4. Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
5. Ворона кричит зимой – к метели.
6. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
7. Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
8. Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
9. Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
10. Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
11.Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.
Ведущий: А теперь поиграем в игру “Озорные воробьи”.
Из числа зрителей выбираются 2 «воробья», перед ними листы белой бумаги А4 или обручи. «Воробьи» прыгают в обручи, кто быстрее прибудет к финишу. И так несколько раз.
Ведущий: Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим Птичий концерт.
Игра “Птичий концерт” (На внимание)
Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.
• Воробьи – чирик – чирик
• Синицы – тинь – тинь
• Ворона – кар – кар
• Дятел – тррр – тррр
• Снегирь – дю – дю – дю
• Клёст – цок – цок – цок
• Свиристель – тюр –тюр – тюр
Ведущий: Славный у нас получился концерт. Вы молодцы. Много знаете о птицах, помогаете птицам в самое трудное для них время. Поэтому – я хочу вас наградить.
вручает детям свидетельство «Другу птиц».
Ведущий: Дружите с птицами, помогайте, оберегайте их везде и всегда, и тогда окружающий нас мир будет прекрасен.
Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.
Ведущий. Ребята, вот вам семейное задание:
Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц.
Готовиться к встрече перелётных птиц, весной;
изготовить скворечники,
продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц.