Сценарий фольклорного праздника "У околицы"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Праздник предназначен для детей подготовительной группы. Сценарий праздника разработан по рассказу Ушинского "Как рубашка в поле выросла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_rubashka_v_pole_vyrosla.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Сказка»»
п. Приволжский Волжский муниципальный район
Республика Марий Эл
У околицы
(сценарий фольклорного праздника по мотивам рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»)
Автор сценария Леонтьева И.Ю.
Подготовили и провели:
Музыкальный руководитель Леонтьева И.Ю.
Инструктор по физической культуре Краевая М.В.
Воспитатели: Шульпина Н.Е., Павлова Н.К.
Праздник показан на районном методическом объединении подготовительных, старших, средних групп
Дата проведения 2.12.08.
Руководитель РМО _____________________Уржумцева Ираида Ивановна
2008г
Идея праздника заключается в воспитании у дошкольников уважение к истории своего народа, знакомства с предметами народной культуры и быта. Праздник посвящен определению эстетической сущности русской народной рубашки и выявлению ее художественных взаимодействий с широким полем народной культуры, в частности фольклором, на основе единства эстетического идеала.
Что бы заключительный праздник был успешным необходимо поэтапно подготовить детей, повысить их интеллектуальный и эмоциональный уровень. Курс проведения мероприятия рассчитан на две недели. Заключительный праздник основан на большой предварительной работе.
Предварительная работа.
- Беседы о крестьянском быте с использованием устного народного творчества (поговорки, скороговорки, загадки, пословицы, считалки и.т.д.);
- Знакомство с народными играми, хороводами, песнями;
- Подготовка атрибутов и декораций к празднику;
- Пошив народных костюмов.
Оформление.
- на центральной стене изображение поля, подготовленное детьми;
- изображение стены дома;
- изгородь
- предметы домашнего быта (топор, коса, серп, и.т.д)
Оборудование и материалы:
- расписные лодки (пара) по количеству детей
- платочки для девочек
- веночки для девочек
- куклы из льна 2 штуки
- слайды по рассказу Ушинского «Как рубашка в поле выросла»
- поясок
-два веретена с нитью
Репертуар:
Русские народные наигрыши, Песня-игра «Как у дяди Якова» р.н.м. ,«Милый мой хоровод» р.н.п, «Дуня тонкопряха» р.н.п, хоровод «Лен-ленок», поговорки, приметы, загадки, игры «веретено», «поясок», «кукла», «я веселая ткачиха».
Ход праздника:
Звучат русские народные наигрыши, дети входят в зал их встречает д. Яков одетый в нарядную рубаху.
Д.Яков: здравствуйте гости дорогие, не проходите мимо, заходите! (кланяется)
Ведущий: Здравствуйте, хлеб да соль! (кланяется вместе с детьми д. Якову, и гостям.)
Звучит народная песня-потешка «Как у дяди Якова»
Д.Яков: Это вы чего, про меня, что ли песню поете?
Ведущий: Про тебя, про тебя! А, что это д. Яков такой нарядный сегодня?
Д.Яков: Так моя Дуняша для меня рубаху новую сшила. А каждая новая рубаха для меня праздник.
Ведущий: некая невидаль новая рубаха! Сейчас в магазинах какую хочешь рубаху можно купить!
Д.Яков: Э нет! Моя то рубаха, в поле выросла!
Ведущий: Как это?
Д.Яков: А-а-а! То-то, не знаете. Да ну ладно, так уж и быть расскажу. Только вы внимательно слушайте, да мне помогайте, на вопросы мои отвечайте.
Ведущий: Ребята садитесь поудобнее, да внимательно слушайте, о чем вам д. Яков будет рассказывать.
(Рассказ сопровождается слайдами)
Давным-давно это было, не было не фабрик, не больших машин. Люди для себя одежду сами шили. Ох уж и тяжелая была эта работа, да не простая. Моя матушка для всей семьи шила одежду. А как сошьет новую рубаху, так праздник для всей семьи был. Самая любимая рубаха для меня, была Льняная, уж больно она к телу приятна.
Д.Яков: а кто из вас знает, что значит льняная рубаха?
Дети: это значит что, рубашка, сшитая из льняной ткани!
Д.Яков: Верно! На Руси, в старину, рубаха, сшитая из льняного полотна, считалась самой добротной. Льняное полотно еще называли «Северный шелк». Посмотрите, как лен выглядит! Рассматривание картины
Воспитатель: Я загадку загадаю
Слушайте внимательно
Отгадать ее должны
Её вы обязательно.
Свет цветочек в сыру землю зашел
Синю шапочку нашел
Дети: (лен)
А теперь ваша очередь ребята загадки нашим гостям загадывать.
1 ребенок: Сам жиляной, ножки глиняные
Головка масляная
2 ребенок: Маленький, сухонький весь мир оденет.
3 ребенок: Топили, колотили, мяли,
Трепали, рвали, крутили,
Ткали и на стол постилали.
4 ребенок: Голову едят, тело бросают, а кожу носят.
5 ребенок: Верчусь, верчусь, не потею, только более толстею.
(веретено)
(Проводится игра «Веретено»)
Д.Яков: ну ребята молодцы, вижу, вы много знаете, да умеете, тогда усаживайтесь слушать дальше….
«Видел я, как отец горстями по полю маленькие блестящие зерна разбрасывал?
Ведущий: А как?
Д. Яков: Вот как!
(дети все вместе исполняют попевку вместе с движением рук под р.н.м. «Пойду ль я выдуль, я»)
Сеем, сеем мы, ленок (имитируют движения, как берут семена из лукошка)
Вот так, вот так (разбрасывают семена)
Будет долог и высок (разводят руки в стороны, поднимают руки вверх)
Ох, как, ох, как (притоп, руки на пояс)
Д.Яков: Спросил я? что ты тятя делаешь? А он мне отвечал: да вот сею ленок, вырастет тебе рубашка новая! Задумался я тогда, никогда не видел чтобы, рубашка в поле выросла?
Ведущий: Д. Яков покажи и ты нам что это за чудо семена из которых рубашка может вырасти!
Д.Яков проносит лукошко семенами льна, детям дается возможность потрогать, и рассмотреть
Недели через две из таких вот зерен появилась в поле полоска шелковистой травы, и подумал я тогда « Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!» Эх, как давно это было…
Дети выходят и импровизируют танец вместе с Д.Яковом, приглашая всех гостей. Звучит русская народная плясовая
Д.Яков: несколько раз мы всей семьей ходили полоть всходы и всякий раз родители приговаривали « Славная у тебя рубашечка будет». Прошло еще несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней, показались голубые цветочки, как глаза у моей матушки…
Девочка читает стихотворение В. Ашихминой
Полюшко широкое
Там где лен, цветет
Туда меня дороженька
Знакомая ведет
Синие цветочки
Так к друг другу льнут
Как будто на полянке
Хоровод ведут
(Девочки исполняют хоровод с веночками « Лен, мой лен»)
ДЯков: Когда цветочки опали, то на их месте показались зеленые головки.
Ведущий: Наши ребята знают много примет о выращивании льна
Д.Яков: С удовольствием послушаю
1 ребенок: Светлый и ясный февраль предвещает хороший урожай льна
2 ребенок: Длинные капельники – долгий лен
3 ребенок: Если во время сева льна, по небу тянуться длинные полосы дождевых туч, то лен уродится чистый с красивыми волокнами и будет тяжел
4 ребенок: лен надо сеять, когда на кустах цветут последние цветы
5 ребенок: Лен хорошо сеять в теплую погоду, после полудня и заборонить до вечера. Тогда не будет сорных трав
6 ребенок: Овсы и льны в августе смотри
Д.Яков: до чего ж народ умный пошел, слушайте дале…
Когда головки забурели и подсохли, матушка с сестрами повыдергали весь лен с корнями, навязали снопов и поставили их на поле подсохнуть
А после работы, хороводы в поле водили, да такие песни спевали, до сих пор слышу эти звонкие голоса тех времен…
(Запевает сам Милый мой хоровод… Э-э-эх)
Ведущий: знаем мы такую песню, а ну ребята заводи хоровод!!!!
(Исполняется хоровод « Милый мой хоровод» р.н.м)
Д.Яков: Когда лен подсох, то стали у него головки отрезать, а потом топили в речке безголовые пучки и еще камнем сверху надавливали чтобы не всплыл. А недели через две вынимали лен из реки сушили немного и начинали колотить сначала доской, потом трепалом, да так что от бедного льна кострика во все стороны летела.
(Демонстрация картинок доска, трепало)
Вытрепавши, начинали лен чесать железными гребнями, пока он не сделался мягким и шелковистым.
(демонстрация слайдов железных гребней)
Ведущий: послушай пожалуйста какие ребята пословицы о льне знают
1 ребенок: Сколько в поле не родится, все в доме пригодиться.
2 ребенок: У льна-долгунца два лица: семя на племя, а нить на ткань.
3 ребенок: Кто посеет лен – пожнет золото
4 ребенок: Чем лен доле, волокна будет боле
5 ребенок: Чем челнок дольше, тем доход больше.
6 ребенок: Будет лен, так будешь и силен
7 ребенок: Колхозный лен трудом силен.
Д.Яков: я тоже знаю пословицу:
Лен доходная культура, это деньги и натура
Матушка все приговаривала «славная у тебя рубашечка выйдет»
Я тогда подумал, это на волоски больше походит чем на рубашечку
Итак из вылежанного льна получали вот такую паклю, волокно для полотна.
Ведущая: а что это у тебя д. Яков за игрушки, на куклы похожие.
Д.Яков: а это куклы моей сестрицы Танюши, вот берегу, как память о детстве. Раньше игрушки делали, из чего придется, вот из пакли тятя смастерил для моих сестер кукол. А давайте и мы с вами поиграем!
Ведущий: в куклы что ли?
Д.Яков: да нет,… знаю я одну интересную народную игру «Кто быстрее?»
(Проводится игра «Кто быстрее построит свое звено.)
Д.Яков: Настали длинные зимние вечера Матушка с сестрицами надели лен на гребни и стали из него нитки прясть. Это нитки, а где же рубашечка? Подумал я. Пришла зима, весна, лето-красное, осень наступила. Установил отец в избе крОсна, натянул на него основу и начали ткать. Забегал проворно челнок между нитками вот так!
(Проводится игра «Я веселая ткачиха»)
Смотрел я, внимательно как из ниток холст получается.
Когда холст был котов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст белый, белый. Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек.
Ведущий: посмотрите, какие рубашки шили
( просмотр слайдов)
Модели были простые, удобные в работе. А на праздник украшалась рубаха, вышивкой, разными подвесками.
Д.Яков: верно так и было! Надевали мы на рождество новые рубашки белые как снег. Вот так и выросла в поле рубашка!
(Входит Дуня)
Дуняша: ой да у нас гости. Здравствуйте мои милые, здравствуйте мои хорошие.
Дуняша: Чем это ты Яков детей потешаешь?
Д.Яков: а пусть они тебе об этом сами расскажут?
(Исполняется песня «Дуня – тонкопряха»)
Дуняша: ну и молодцы, только вот про одну деталь. Яков мой совсем забыл.
Рубахи подпоясывались – пояс издревле представлялся сильным и действенным оберегом. Его ткали, вышивали узорами, украшали. Я как раз сегодня такой поясок закончила вышивать и предлагаю вам с ним поиграть.
( Проводится игра «Поясок»)
Пока дети играют д. Яков уходит и приходит с самоваром
Самовар пыхти,
самовар кипит.
Всем чаю с баранками
Испить велит
Д.Яков: мы вас с моей Дуняшей приглашаем вас всех к чаю баранками да крендельками.
(Под музыку дети проходят по центру, показывая свой костюм, кланяются, прощаясь с гостями, и уходят в группу, где накрыт стол)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника "Пришла весна - земля проснулась"
Интересный фольклорный весенний праздник для детей старшего дошкольного возраста с необычной инсценировкой сказки "Репка". Сценарий будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям...
Сценарий фольклорного развлечения "Труд - кормит, лень - портит"
Вечер фольклорного развлечения для детей старшего возраста с инсценировкой сказки "Кому горшки мыть"....
Сценарий фольклорного праздника "Широкая Масленица"
В нашем детском саду проходят фольклорные праздники. Предлагаю Вашему вниманию сценарий одного из них....
Сценарий фольклорного развлечения "Осенние посиделки"
Сценарий для детей второй младшей группы с использованием русских народных игр, песен, танцев....
Сценарий фольклорного праздника "Колядки"
Данный сценарий рекомендован музыкальным руководителем МБДОУ для детей старших подготовительных групп. Он направлен на развитие творческих способностей детей, на расширение детского кругозора, на восп...
«Тамбовская околица» Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников.
Цель данного мероприятия: сождание условий для формирования и комплексного развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-игрового фольклора. В п...