Праздник Масленица
материал (старшая группа) на тему

Никифорова Татьяна Михайловна

Всем хорошо известна Масленица с ее языческими обрядами, в первую очередь со сжиганием чучела Масленицы. Но, на наш взгляд, этот языческое действо оказывает негативное влияние на детей и наносит травму неокрепшей детской психике, так как чучело Масленицы (обычно очень красивое и привлекательное) совершенно немотивированно и жестоко уничтожается. Православный смысл масленичной недели – расставание со скоромной пищей и грехами, вхождение в Великий Пост. Поэтому мы стараемся объяснить детям, что такое Прощеное Воскресение, помочь им осознать неправильные стороны их поведения, раскаяться в своих поступках и попросить прощения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_maslenitsa.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник Масленица

Всем хорошо известна Масленица с ее языческими обрядами, в первую очередь со сжиганием чучела Масленицы. Но, на наш взгляд, этот языческое действо оказывает негативное влияние на детей и наносит травму неокрепшей детской психике, так как чучело Масленицы (обычно очень красивое и привлекательное) совершенно немотивированно и жестоко уничтожается. Православный смысл масленичной недели – расставание со скоромной пищей и грехами, вхождение в Великий Пост. Поэтому мы стараемся объяснить детям, что такое Прощеное Воскресение, помочь им осознать неправильные стороны их поведения, раскаяться в своих поступках и попросить прощения.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

  • Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
  • .
  • Обогащать духовный мир детей.
  • Обобщить и закрепить  знания детей о празднике «Масленица».
  • Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  •  Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Интеграция с другими образовательными областями:

Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.  Дает детям возможность понять  всю глубину, широту и глубокий смысл этого  веселого и немножко грустного праздника.   Поэтому и  возникла идея в  проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Материал и оборудование - музыка: «Масленица» - наряженная кукла из соломы.

Костюмы для взрослых: 2 казачьих костюма, костюм «козы» , «медведя», Матрена Семеновна.

Костюмы для детей: казачьи костюмы.

Музыкальные инструменты: ложки.

Электронная презентация: «Широкая Масленица»

Техническое средство обучения: музыкальный центр, интерактивная доска.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Выходят ведущие в казачьих  костюмах.

ВЕДУЩАЯ 1 : (под медленную мелодию)

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

ВЕДУЩАЯ 2:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним казачьи обычаи,

Вспомним нашу старину!

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ О МАСЛЕНИЦЕ

ВЕДУЩАЯ 1:

Собирайтесь, гости дорогие,

Старые и молодые,

Весь люд честной.

На пир квасной.

С песнями да плясками,

Частушками да сказками.

ВЕДУЩАЯ 2:

С блинчиками подовыми,

Оладушками медовыми,

Да с русским квасом,

Да с переплясом.

( дети входят ТАНЕЦ «Масленица»)

ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ. (ДЕТИ)

Казак: Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

УГОЩАЮТ ГОСТЕЙ КАРАВАЕМ.

Ведущий 1:

  Дай Бог тому,
Кто к нашему дому!
Дорогим гостям,
Милым детушкам!
Дай Господь вам житье ясно!
Да здоровье красно!
Сколько гостей собралось в нашем дому! Какие все красивые да нарядные. А что мы собрались праздновать?

Дети: Масленицу!

Ведущий: А что же такое Масленица?

ДЕТИ: Это неделя перед Великим Постом, время гуляний, веселья, игр, угощений богатых.

ВЕДУЩИЙ 2:          

 Есть таланты на Дону,

Говорю уверенно!

  Раз народ еще поет-

 Знать- не все потеряно .

                       ПЕСНЯ « ВОШЛА В ИЗБУ ДЕВИЦА»

ВЕДУЩИЙ: 

Чем мы будем на Масленицу  гостей угощать?

Дети:

Испекли пшеничные.
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать.
Пироги пшеничные?
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.


Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся .

Ведущий2:

Чудесное угощение мы собрали на стол. Надо бы и гостей чудесных позвать. А знаете ли вы, что за горами, за лесами, за широкими долами живет добрая бабушка Матрена Семеновна? Знает она много игр, загадок, хороводов, а уж блины печь какая мастерица! Давайте позовем ее к нам в гости.

Дети: Давайте, давайте.

Ведущий1:

Как же нам ее позвать? Вот мы испечем большой блин и отправим его за Матреной Семеновной. Раз, два, три, начинаем печь блины.


ПЕСНЯ «РАЗРУМЯНЫМИ БЛИНАМИ…»

Ведущий достает обруч, обтянутый желтой гофрированной бумагой. Это блин.

Ведущий1:

Какой большой красивый блинок у нас получился! Отправляем его за Матреной Семеновной.
Ты катись, катись, блинок,
В раскрасивый теремок,
На крылечко расписное,
На оконце золотое.
А кто в тереме живет,
Пусть на праздник к нам придет

Ведущий2:

А чтобы блинок с пути не сбился, ему помочь надо.

Эх, широка казачья душа!

        И где бы ни были в глуши,

 В руки брали просто ложки

 И играли  от души!

     Выступает ансамбль ложкарей под мелодию песни «А я млада»


Выкатывают блин за дверь, слышен звон колокольчиков, в зал входит Матрена Семеновна.

М.С.:

Едет Масленица дорогая,
Наша гостюшка годовая.
На саночках расписных,
На лошадках вороных.
Едет к нам она с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
С блинами, с пирогами
Да с оладьями.

Здравствуйте, детки дорогие! Как я рада всех видеть! Будем Масленицу весело праздновать?

Дети: Да, будем!

М.С.: Так давайте с вами сначала песню споем, масленицу позовем

ПЕСНЯ «А МЫ МАСЛЕНИЦУ ДОЖИДАЛИСЬ…»

Вдруг в зал вбегает Коза.

Коза: Это же надо! Какое безобразие! Они тут с сырной горы катаются, а про меня забыли! Как за молоком приходить – так пожалуйста, а как на праздник взять – так нет!

М.С.: Это, ребятки, моя коза. Она хоть и сердитая, да молочко дает вкусное. А ты, Коза, погоди ругаться, на тебя ребята смотрят. Мы очень рады, что ты пришла. Не сердись, а лучше с ребятами поиграй.

Коза: Хорошо. Я буду песенку петь и движения вам показывать, а вы за мной повторяйте.
Как по улице воробышек гуляет –
Вот так он гуляет, он гуляет.
Как он с камешка на камешек порхает –
Вот так он порхает, он порхает.
Вот устал воробей, утомился –
Вот так утомился, утомился.
Как на камешек воробышек садился –
Вот так он садился, он садился.
Да как стал воробей засыпати –
Вот так засыпати, засыпати.
Да как стал он крыла поднимати –
Вот так поднимати, поднимати.
Он другому воробью поклонился –
Вот так поклонился, поклонился.
Как плясать наш воробышек пустился –
Вот так он пустился, он пустился.

Звучит русская плясовая мелодия, все танцуют. В зале появляется Медведь.

Медведь: Что за музыка? Что за шум? Почему вы меня разбудили?

Ведущий1:  Прости, Мишенька. У нас с ребятами масленичные гулянья.

Медведь: Масленичные? Значит у вас и масло есть? И сыр? И блины?

Дети: Есть! Есть!

Медведь: А меня накормите?

Дети: Накормим!

М.С.: Мы тебе, Медведь, сейчас испечем и пирожки, и блиночки.

Дети становятся вокруг Медведя и поют ему песенку, делая руками движения, как будто лепят пирожки. На последних словах руки поднимаются вверх.
Тушки, тутушки,
Испечем ватрушки,
Лапти – лапоточки,
Испечем блиночки,
А пшеничный пирожок
На сметане замешен
И высо-о-о-ко подошел.

Медведь (делая вид, что пробует у детей пирожки): Вот это пирожки! Дайте-ка этот попробую. А теперь - этот. Хорошие пирожки!

М.С.: Поел, Мишка?

Медведь: Поел.

М.С.: А теперь что будешь делать?

Медведь: Спать лягу.

М.С.: А потом? Когда проснешься?

Медведь: Опять буду есть. Правда, хорошо, ребята? Поел – поспал, поспал – поел, что еще нужно?

Коза: Смотрите, какой смешной Медведь! Ничего не умеет, только есть да спать.

Медведь (обиделся): Почему это я ничего не умею. Я могу поиграть с ребятами.

Ребята становятся в линию, Медведь отворачивается от них и делает вид, что спит. Ребята потихоньку подходят к нему, приговаривая:

У Медведя во бору
Грибы – ягоды беру.
Найду грибок,
Положу в кузовок.
А Медведю лохматому –
Листа гнилого,
Моху сухого. 
Медведь неожиданно поворачивается и говорит: Кто в лесу гуляет?
Кто мне спать мешает?

Дети должны присесть на корточки и затаится. Медведь опять отворачивается. Дети снова подходят к нему, если кто-то не успел присесть, Медведь его забирает к себе. Если Медведь никого не смог забрать, в конце игры он говорит: Нету никого
Возле дома моего,
Пойду опять
На печке спать.

Игра заканчивается. Если позволяет помещение, Медведь может «заметить» детей и побегать за ними. К концу игры Коза начинает завидовать, сначала она пытается помешать Медведю, а потом начинает топать ногами и возмущаться.

Коза: Ах, так! Я сейчас тебя, Медведь, забодаю! Я так хорошо с ребятами играла, а ты пришел, съел наши пирожки, еще и поймать детей хочешь. Уходи!

Медведь: Это ты уходи! А то выдеру тебя, как сидорову козу. Я лучше умею играть с ребятами.

Коза: Нет, я!

Медведь: Нет, я!
Они спорят и чуть ли не дерутся друг с другом. Потом решают обратиться за помощью к ребятам.

Коза: Кто за меня? Кричите громче и топайте ногами!

Медведь: Кто за меня? Кричите и топайте!

М.С.: Стоп, стоп, стоп! Что это за безобразие вы тут устроили?

Ведущий2 :  Коза, Медведь! Как вам не стыдно. Сами ругаетесь и ребят этому учите.

Медведь: А как же нам узнать, кто лучше?

М.С.: Давайте-ка мы будем загадки отгадывать. Кто все загадки отгадает, тот и победил.

Все: Давайте.

Матрена Семеновна загадывает загадки. Коза и Медведь ответы дают неверные, а дети отгадывают все правильно.

М.С.: Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто.)
Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег.
Ешь да пей,
Да гостям налей
И коту не пожалей.
(Молоко.) 
Лоснятся у него бока,
Он сотворен из молока,
В нем бывает много дыр,
Все мы очень любим …
(Сыр.)
Захотели мы поесть,
Напечем их горок шесть,
Наедимся, как слоны.
Очень любим мы …
(Блины.)
Белая бочка,
Нет на ней ни сучочка.
Может разбиться,
А может свариться.
(Яйцо.) 
Растопили мы снежок,
Показался там лужок,
Лес проснулся ото сна,
Это к нам пришла …
(Весна.) 
Какие ребята молодцы! Все загадки отгадали.

Коза: Прости меня, Мишенька, что я с тобою ссорилась (кланяется Медведю).

Медведь: Прости меня, Коза, что я на тебя сердился (кланяется Козе).

Коза и Медведь: Простите нас, ребята, что мы вас учили кричать, топать ногами, привлекали к нашей ссоре.

М.С.: Простим Козу и Медведя?

Коза: Ах, как хорошо стало на душе!

Ведущая 2 :

Чтоб потешить вашу душу

И в душе оставить след,

Предлагаю спеть частушки,

Лучше этих песен нет.

А вы миша и козочка подпевайте нам.

ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:

1. Эх, топни нога, топни правенькая,

    Я плясать пойду, хоть и маленькая.

   Пойду плясать по соломушке,

   Раздайся, народ, по сторонушке!

2.Шире круг, шире круг

   Дайте круг пошире.

   Не одна иду плясать,

   Нас идёт четыре.

3. Не хотела  я плясать,

   Стояла и стеснялася,

   А гармошка заиграла,

   Я не удержалася.

4.А у нас во дворе

   Квакали лягушки,

   А я с печи башмаком,

   Думала- подружки.

5.По деревне я шла

   И Ванюшку видела-

   Под кустом сидел и плакал:

   Курица обидела.

6. Я плясала в три ноги,

   Потеряла сапоги,

   Оглянулася назад:

   Сапоги мои лежат.

7. Сидит ёжик на берёзе-

   Белая рубашечка.

   На головке сапожок,

   На ноге фуражечка.

8. Если б не было воды,

   Не было б и кружки,

   Если б не было девчат,

   Кто бы пел частушки?

9. Мы частушки вам пропели

   Хорошо ли плохо ли,

  А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали.

Медведь: Петь то вы мастаки, а плясать умеете?

Ведущий 1:

  На Дону всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа казачества.

          Обойди хоть всю планету,

          Лучше казачьей пляски нету.

            Балалайка и гармонь

            Разжигают в нас огонь!

Исполняется пляска « ЯРМАРКА»

ВЕДУЩАЯ 1:

        В небе будто от побелки

Засветился млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

                    Где пришлось нам отдохнуть

                     Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

                     

 Жизнь такая- не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

ВЕДУЩИЙ 2: (ПОД МЕДЛЕННУЮ МЕЛОДИЮ)

            В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

"Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться".

Медведь: Матрена Семеновна, а пока еще Масленица идет, можно я детишек и гостей сладеньким угощу?

М.С.: Конечно, можно! И у меня полна корзина подарков да угощений! Милости прошу!

Матрена Семеновна дарит детям подарки. Потом она, Коза и Медведь прощаются со всеми и уходят. Ведущий приглашает детей и гостей к столу.

ПОД ПЕСНЮ «ПРОЩАЙ МАСЛЕНИЦА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Масленица. История праздника Масленица

Масленица.  История праздника МасленицаМасленица называется различно, и все эти названия означают одно и то же. По причине воздержания от мяса произошло назва...

Праздник масленицы в детском саду. Презентация "Масленица"

Открываем широкую масленицуСценарий развлечения для детей разновозрастной группы . Стихи, песни, заклички, игры. Презентация используется в ходе подготовки к мероприятию....

Праздник масленицы "Ах! Масленица"

«Ах! Масленица!» - древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней. Отмечается в течении недели. Каждый день имеет название: Понедельник- встреча, вторник -...

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.

♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...