Праздник Масленица
материал (старшая группа) на тему
Всем хорошо известна Масленица с ее языческими обрядами, в первую очередь со сжиганием чучела Масленицы. Но, на наш взгляд, этот языческое действо оказывает негативное влияние на детей и наносит травму неокрепшей детской психике, так как чучело Масленицы (обычно очень красивое и привлекательное) совершенно немотивированно и жестоко уничтожается. Православный смысл масленичной недели – расставание со скоромной пищей и грехами, вхождение в Великий Пост. Поэтому мы стараемся объяснить детям, что такое Прощеное Воскресение, помочь им осознать неправильные стороны их поведения, раскаяться в своих поступках и попросить прощения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_maslenitsa.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник Масленица
Всем хорошо известна Масленица с ее языческими обрядами, в первую очередь со сжиганием чучела Масленицы. Но, на наш взгляд, этот языческое действо оказывает негативное влияние на детей и наносит травму неокрепшей детской психике, так как чучело Масленицы (обычно очень красивое и привлекательное) совершенно немотивированно и жестоко уничтожается. Православный смысл масленичной недели – расставание со скоромной пищей и грехами, вхождение в Великий Пост. Поэтому мы стараемся объяснить детям, что такое Прощеное Воскресение, помочь им осознать неправильные стороны их поведения, раскаяться в своих поступках и попросить прощения.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
- Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
- .
- Обогащать духовный мир детей.
- Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Интеграция с другими образовательными областями:
Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Материал и оборудование - музыка: «Масленица» - наряженная кукла из соломы.
Костюмы для взрослых: 2 казачьих костюма, костюм «козы» , «медведя», Матрена Семеновна.
Костюмы для детей: казачьи костюмы.
Музыкальные инструменты: ложки.
Электронная презентация: «Широкая Масленица»
Техническое средство обучения: музыкальный центр, интерактивная доска.
Ожидаемые результаты проекта:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Выходят ведущие в казачьих костюмах.
ВЕДУЩАЯ 1 : (под медленную мелодию)
Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я, твой потомок дальний.
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный…
Святую память славы той
От молодого поколенья
Давно уж кроет пеленой
Туман холодного забвенья…
ВЕДУЩАЯ 2:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним казачьи обычаи,
Вспомним нашу старину!
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ О МАСЛЕНИЦЕ
ВЕДУЩАЯ 1:
Собирайтесь, гости дорогие,
Старые и молодые,
Весь люд честной.
На пир квасной.
С песнями да плясками,
Частушками да сказками.
ВЕДУЩАЯ 2:
С блинчиками подовыми,
Оладушками медовыми,
Да с русским квасом,
Да с переплясом.
( дети входят ТАНЕЦ «Масленица»)
ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ. (ДЕТИ)
Казак: Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Казачка: Жива традиция.
Жива- от поколенья старшего.
Важны обряды и слова,
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь,
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
УГОЩАЮТ ГОСТЕЙ КАРАВАЕМ.
Ведущий 1:
Дай Бог тому,
Кто к нашему дому!
Дорогим гостям,
Милым детушкам!
Дай Господь вам житье ясно!
Да здоровье красно!
Сколько гостей собралось в нашем дому! Какие все красивые да нарядные. А что мы собрались праздновать?
Дети: Масленицу!
Ведущий: А что же такое Масленица?
ДЕТИ: Это неделя перед Великим Постом, время гуляний, веселья, игр, угощений богатых.
ВЕДУЩИЙ 2:
Есть таланты на Дону,
Говорю уверенно!
Раз народ еще поет-
Знать- не все потеряно .
ПЕСНЯ « ВОШЛА В ИЗБУ ДЕВИЦА»
ВЕДУЩИЙ:
Чем мы будем на Масленицу гостей угощать?
Дети:
Испекли пшеничные.
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать.
Пироги пшеничные?
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся .
Ведущий2:
Чудесное угощение мы собрали на стол. Надо бы и гостей чудесных позвать. А знаете ли вы, что за горами, за лесами, за широкими долами живет добрая бабушка Матрена Семеновна? Знает она много игр, загадок, хороводов, а уж блины печь какая мастерица! Давайте позовем ее к нам в гости.
Дети: Давайте, давайте.
Ведущий1:
Как же нам ее позвать? Вот мы испечем большой блин и отправим его за Матреной Семеновной. Раз, два, три, начинаем печь блины.
ПЕСНЯ «РАЗРУМЯНЫМИ БЛИНАМИ…»
Ведущий достает обруч, обтянутый желтой гофрированной бумагой. Это блин.
Ведущий1:
Какой большой красивый блинок у нас получился! Отправляем его за Матреной Семеновной.
Ты катись, катись, блинок,
В раскрасивый теремок,
На крылечко расписное,
На оконце золотое.
А кто в тереме живет,
Пусть на праздник к нам придет
Ведущий2:
А чтобы блинок с пути не сбился, ему помочь надо.
Эх, широка казачья душа!
И где бы ни были в глуши,
В руки брали просто ложки
И играли от души!
Выступает ансамбль ложкарей под мелодию песни «А я млада»
Выкатывают блин за дверь, слышен звон колокольчиков, в зал входит Матрена Семеновна.
М.С.:
Едет Масленица дорогая,
Наша гостюшка годовая.
На саночках расписных,
На лошадках вороных.
Едет к нам она с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
С блинами, с пирогами
Да с оладьями.
Здравствуйте, детки дорогие! Как я рада всех видеть! Будем Масленицу весело праздновать?
Дети: Да, будем!
М.С.: Так давайте с вами сначала песню споем, масленицу позовем
ПЕСНЯ «А МЫ МАСЛЕНИЦУ ДОЖИДАЛИСЬ…»
Вдруг в зал вбегает Коза.
Коза: Это же надо! Какое безобразие! Они тут с сырной горы катаются, а про меня забыли! Как за молоком приходить – так пожалуйста, а как на праздник взять – так нет!
М.С.: Это, ребятки, моя коза. Она хоть и сердитая, да молочко дает вкусное. А ты, Коза, погоди ругаться, на тебя ребята смотрят. Мы очень рады, что ты пришла. Не сердись, а лучше с ребятами поиграй.
Коза: Хорошо. Я буду песенку петь и движения вам показывать, а вы за мной повторяйте.
Как по улице воробышек гуляет –
Вот так он гуляет, он гуляет.
Как он с камешка на камешек порхает –
Вот так он порхает, он порхает.
Вот устал воробей, утомился –
Вот так утомился, утомился.
Как на камешек воробышек садился –
Вот так он садился, он садился.
Да как стал воробей засыпати –
Вот так засыпати, засыпати.
Да как стал он крыла поднимати –
Вот так поднимати, поднимати.
Он другому воробью поклонился –
Вот так поклонился, поклонился.
Как плясать наш воробышек пустился –
Вот так он пустился, он пустился.
Звучит русская плясовая мелодия, все танцуют. В зале появляется Медведь.
Медведь: Что за музыка? Что за шум? Почему вы меня разбудили?
Ведущий1: Прости, Мишенька. У нас с ребятами масленичные гулянья.
Медведь: Масленичные? Значит у вас и масло есть? И сыр? И блины?
Дети: Есть! Есть!
Медведь: А меня накормите?
Дети: Накормим!
М.С.: Мы тебе, Медведь, сейчас испечем и пирожки, и блиночки.
Дети становятся вокруг Медведя и поют ему песенку, делая руками движения, как будто лепят пирожки. На последних словах руки поднимаются вверх.
Тушки, тутушки,
Испечем ватрушки,
Лапти – лапоточки,
Испечем блиночки,
А пшеничный пирожок
На сметане замешен
И высо-о-о-ко подошел.
Медведь (делая вид, что пробует у детей пирожки): Вот это пирожки! Дайте-ка этот попробую. А теперь - этот. Хорошие пирожки!
М.С.: Поел, Мишка?
Медведь: Поел.
М.С.: А теперь что будешь делать?
Медведь: Спать лягу.
М.С.: А потом? Когда проснешься?
Медведь: Опять буду есть. Правда, хорошо, ребята? Поел – поспал, поспал – поел, что еще нужно?
Коза: Смотрите, какой смешной Медведь! Ничего не умеет, только есть да спать.
Медведь (обиделся): Почему это я ничего не умею. Я могу поиграть с ребятами.
Ребята становятся в линию, Медведь отворачивается от них и делает вид, что спит. Ребята потихоньку подходят к нему, приговаривая:
У Медведя во бору
Грибы – ягоды беру.
Найду грибок,
Положу в кузовок.
А Медведю лохматому –
Листа гнилого,
Моху сухого.
Медведь неожиданно поворачивается и говорит: Кто в лесу гуляет?
Кто мне спать мешает?
Дети должны присесть на корточки и затаится. Медведь опять отворачивается. Дети снова подходят к нему, если кто-то не успел присесть, Медведь его забирает к себе. Если Медведь никого не смог забрать, в конце игры он говорит: Нету никого
Возле дома моего,
Пойду опять
На печке спать.
Игра заканчивается. Если позволяет помещение, Медведь может «заметить» детей и побегать за ними. К концу игры Коза начинает завидовать, сначала она пытается помешать Медведю, а потом начинает топать ногами и возмущаться.
Коза: Ах, так! Я сейчас тебя, Медведь, забодаю! Я так хорошо с ребятами играла, а ты пришел, съел наши пирожки, еще и поймать детей хочешь. Уходи!
Медведь: Это ты уходи! А то выдеру тебя, как сидорову козу. Я лучше умею играть с ребятами.
Коза: Нет, я!
Медведь: Нет, я!
Они спорят и чуть ли не дерутся друг с другом. Потом решают обратиться за помощью к ребятам.
Коза: Кто за меня? Кричите громче и топайте ногами!
Медведь: Кто за меня? Кричите и топайте!
М.С.: Стоп, стоп, стоп! Что это за безобразие вы тут устроили?
Ведущий2 : Коза, Медведь! Как вам не стыдно. Сами ругаетесь и ребят этому учите.
Медведь: А как же нам узнать, кто лучше?
М.С.: Давайте-ка мы будем загадки отгадывать. Кто все загадки отгадает, тот и победил.
Все: Давайте.
Матрена Семеновна загадывает загадки. Коза и Медведь ответы дают неверные, а дети отгадывают все правильно.
М.С.: Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто.)
Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег.
Ешь да пей,
Да гостям налей
И коту не пожалей.
(Молоко.)
Лоснятся у него бока,
Он сотворен из молока,
В нем бывает много дыр,
Все мы очень любим …
(Сыр.)
Захотели мы поесть,
Напечем их горок шесть,
Наедимся, как слоны.
Очень любим мы …
(Блины.)
Белая бочка,
Нет на ней ни сучочка.
Может разбиться,
А может свариться.
(Яйцо.)
Растопили мы снежок,
Показался там лужок,
Лес проснулся ото сна,
Это к нам пришла …
(Весна.)
Какие ребята молодцы! Все загадки отгадали.
Коза: Прости меня, Мишенька, что я с тобою ссорилась (кланяется Медведю).
Медведь: Прости меня, Коза, что я на тебя сердился (кланяется Козе).
Коза и Медведь: Простите нас, ребята, что мы вас учили кричать, топать ногами, привлекали к нашей ссоре.
М.С.: Простим Козу и Медведя?
Коза: Ах, как хорошо стало на душе!
Ведущая 2 :
Чтоб потешить вашу душу
И в душе оставить след,
Предлагаю спеть частушки,
Лучше этих песен нет.
А вы миша и козочка подпевайте нам.
ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:
1. Эх, топни нога, топни правенькая,
Я плясать пойду, хоть и маленькая.
Пойду плясать по соломушке,
Раздайся, народ, по сторонушке!
2.Шире круг, шире круг
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идёт четыре.
3. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
4.А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печи башмаком,
Думала- подружки.
5.По деревне я шла
И Ванюшку видела-
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
6. Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
7. Сидит ёжик на берёзе-
Белая рубашечка.
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
8. Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
9. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим
Чтоб вы нам похлопали.
Медведь: Петь то вы мастаки, а плясать умеете?
Ведущий 1:
На Дону всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа казачества.
Обойди хоть всю планету,
Лучше казачьей пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь!
Исполняется пляска « ЯРМАРКА»
ВЕДУЩАЯ 1:
В небе будто от побелки
Засветился млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!
Жизнь такая- не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!
ВЕДУЩИЙ 2: (ПОД МЕДЛЕННУЮ МЕЛОДИЮ)
В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще мёда.
Не знаю как другой, но я
Весь- слух, весь- жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Пусть облетели тополя,
Я у степной твержу криницы:
"Благословенной будь земля,
Где довелось и мне родиться".
Медведь: Матрена Семеновна, а пока еще Масленица идет, можно я детишек и гостей сладеньким угощу?
М.С.: Конечно, можно! И у меня полна корзина подарков да угощений! Милости прошу!
Матрена Семеновна дарит детям подарки. Потом она, Коза и Медведь прощаются со всеми и уходят. Ведущий приглашает детей и гостей к столу.
ПОД ПЕСНЮ «ПРОЩАЙ МАСЛЕНИЦА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...
Масленица. История праздника Масленица
Масленица. История праздника МасленицаМасленица называется различно, и все эти названия означают одно и то же. По причине воздержания от мяса произошло назва...
Праздник масленицы в детском саду. Презентация "Масленица"
Открываем широкую масленицуСценарий развлечения для детей разновозрастной группы . Стихи, песни, заклички, игры. Презентация используется в ходе подготовки к мероприятию....
Праздник масленицы "Ах! Масленица"
«Ах! Масленица!» - древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней. Отмечается в течении недели. Каждый день имеет название: Понедельник- встреча, вторник -...
Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»
Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...
«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.
♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...
Широкая Масленица! Тематический праздник!Цель: Повышать интерес к традициям русских праздников. Задачи: Изучить традицию проведения старинного праздника «Масленица» Квест Игра •Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27672359","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...