Праздник "Навруз"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Праздник «Навруз»
Для средних, старших и подготовительных групп
Навруз - на земле нет такого народа, который бы не отмечал и не гордился бы своими праздниками. Ибо в праздник концентрируется история народа, его язык, психология, её специфические формы художественного творчества. Навруз - новогодний праздник мусульман, празднуется в день весеннего солнцестояния - 21 марта. Навруз - означает «новый день». В этот день дети ходили по домам, собирали праздничные угощения, рассказывали стихи хозяевам, желали здоровья и благополучия им и их семьям, ходили в гости, веселились, звучала музыка, песни и шутки.
Цель. Приобщение детей к национальной культуре и традициям татарского народа.
Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально- положительное отношение к праздникам, дать знания о величии татарского народа.
Развивать у детей стремление к активному участию в праздниках
Предварительная работа. Беседы с детьми о традициях татарского народа, рассматривание иллюстраций- национальные костюмы, изделия татарской кулинарии, художественно- прикладное искусство.
Костюмы: Наврузбика, Солнышко, Медведь ,Лиса, Заяц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Праздник "Навруз" | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русскоязычным детям
Праздник «Навруз»
Для средних, старших и подготовительных групп
Навруз - на земле нет такого народа, который бы не отмечал и не гордился бы своими праздниками. Ибо в праздник концентрируется история народа, его язык, психология, её специфические формы художественного творчества. Навруз - новогодний праздник мусульман, празднуется в день весеннего солнцестояния - 21 марта. Навруз - означает «новый день». В этот день дети ходили по домам, собирали праздничные угощения, рассказывали стихи хозяевам, желали здоровья и благополучия им и их семьям, ходили в гости, веселились, звучала музыка, песни и шутки.
Цель. Приобщение детей к национальной культуре и традициям татарского народа.
Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально- положительное отношение к праздникам, дать знания о величии татарского народа.
Развивать у детей стремление к активному участию в праздниках
Предварительная работа. Беседы с детьми о традициях татарского народа, рассматривание иллюстраций- национальные костюмы, изделия татарской кулинарии, художественно- прикладное искусство.
Костюмы: Наврузбика, Солнышко, Медведь ,Лиса, Заяц.
(Под музыку дети заходят в зал и садятся).
Ведущий1: Исәнмесез, балалар! Хәерле көн! Бүген бездә Нәүрүз бәйрәме.
Нәүрүз сүзе яңа көн дигәнне аңлата.
Ведущий2: Навруз – это период пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних полевых работ. Навруз – это праздник урожая, людей труда, мирной жизни. Навруз – это гимн родной природе, праздник всеобщего согласия. А хозяйкой этого праздника является Наврузбика. Нәүрүз котлы булсын!
Ведущая1: Әйдәгез балалар бергә кабатлыйбыз. Нәүрүз котлы булсын!
Дети: Нәүрүз котлы булсын! (Стук в дверь. Заходят Медведь, Лиса,
Заяц).
Ведущий1: Нәрсә булды сезгә урман дуслары?
Медведь: Здравствуйте, друзья! Мы ищем весну – Наврузбику.
Мы голодные, в лесу нам холодно.
Ведущий 2: Весна уже наступила, очень скоро станет тепло.
Появятся первые цветочки, почки распустятся. Давайте с нами поиграем в игру
“Воробей и дети”, и вам будет весело.
(Игра “Воробей и дети”, 12 старшая группа).
Медведь: Спасибо вам! Мы пойедм дальше и поищем Наврузбику.
Заяц: Вы не видели Наврузбику? Нам скучно.
Ведущий 1: Тиздән, тиздән Нәүрүзбикә килә. Сез җыр тыңлап алыгыз һәм сезгә күңелле булачак. .
(Песня “Уяталар” муз. М. Минхазева, сл. Р. Валеевой,
подготовительная группа ).
Заяц: Спасибо вам! Мы пойдем дальше и поищем Наврузбику.
Лиса: Вы не видели Наврузбику? Мы очень устали. Зимой нам и
холодно, и голодно.
Ведущий 2: Отдохните, садитесь. Посмотрите, как мы танцуем.
( татарская народная музыка). подготовит. группа.
Лиса: Спасибо вам! Мы пойдем дальше и поищем Наврузбику.
Все звери вместе: Вы не видели Наврузбику?
Ведущий 1: Безнең җырны тыңлагыз, бәлки килеп тә җитәр?! (Песня “Бииләр итек-читекләр” муз. М. Минхазева, сл.
Ш.Галиева 11 старшая группа ).
Ведущий2: Дети, давайте позовем Солнышко и спросим у него:
Ведущий1:
- Кояш, кояш, чык, чык!
Безгә җылы бик кирәк.
Болыт, болыт, кач, кач!
Без уйнарбыз җылыткач.
Кояш, кояш, чык, чык!
Солнышко: Здравствуйте, друзья! Зачем вы звали меня?
Ведущий2: Мы ищем весну – Наврузбику.
Солнышко: Ах, да! Весна уже наступила. Но сейчас только начало весны. Ау Наврузбики дел много. Она будит от зимней спячки поля, луга,
леса. Приближается уже и к городу.
Солнышко: А вы звали весну? Ну, давайте
позовем хозяйку весны – Наврузбику.
Дети: Наврузбика! Наврузбика! Наврузбика!
(Под музыку заходит Наврузбика).
Наврузбика: Здравствуйте, друзья мои! Здравствуйте, дети! Исәнмесез,
барыгыз да!
Дети: Исәнмесез!
Наврузбика: Много морей я пересекла, наконец-то к вам пришла. С
праздником вас поздравляю, здоровья и счастья вам желаю.
(Песня “Яз җитә”муз. Д.Файзи, сл.Ф.Карима).
Наврузбика: Спасибо, что вы меня пригласили на праздник и ждали.
(Обращается к лесным зверям). А вы, мои лесные друзья, не
печальтесь! Я прошла свои владения. В лесу тепло, все
просыпается, птицы прилетели, почки раскрылись, и вам, и всем
будет хорошо. А теперь я вам предлагаю игру
( )
3 команды: команда Зайца, Лисы и Медведя,
Наврузбика: А какие времена года вы любите?
Дети: Зиму, весну, лето, осень.
Наврузбика: Молодцы, ребята! Любите все времена года: за тепло, за снег,
первую зеленую травку, за желтые листочки.
Наврузбика: Что ж, ребята, весело у вас, а мне дальше пора идти: согревать
землю, помогать людям сеять новый урожай. Примите мои
угощения! (Раздает детям угощения и уходит).
Ведущий2: Вот и встретили мы с вами праздник Навруз. Пели, плясали,
играли, пора и честь знать.
(Общий танец татарская плясовая).
Литература.
1. Г. Гараева.Үз җырыбыз булсын әле. Яр Чаллы.1993.
2. К.В. Закирова. Хрестоматия. Иң матур сүз.Казан: Мәгариф. 2000.
3. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. Программа воспитания и
обучения в детском саду. Москва. Мозаика- Синтез .2006
4. Встаньте, дети, встаньте в круг! Казань. Магариф.2003
5. Воспитание и обучение в детском саду. Казань.Магариф.2009.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по позновательно-речевому направлению развития воспитанников №107 «Салават купере»
Праздник «Навруз»
Для средних, старших и подготовительных групп
Составили воспитатели по
обучению детей татарскому языку
Галимова А. И., Овчинникова Р.Ф.
г. Набережные Челны
2015