Праздник "Навруз"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Праздник «Навруз»

Для средних, старших и подготовительных групп

 

    Навруз - на земле нет такого народа, который бы не отмечал и не гордился бы своими праздниками. Ибо в праздник концентрируется история народа, его язык, психология, её специфические формы художественного творчества. Навруз - новогодний праздник мусульман, празднуется в день весеннего солнцестояния - 21 марта. Навруз - означает «новый день». В этот день дети ходили по домам, собирали праздничные угощения, рассказывали стихи хозяевам, желали здоровья и благополучия им и их семьям, ходили в гости, веселились, звучала музыка, песни и шутки.

    Цель. Приобщение детей к  национальной культуре и традициям  татарского народа.

Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально- положительное отношение к праздникам, дать знания о величии татарского народа.

Развивать у детей  стремление  к активному  участию в праздниках

    Предварительная работа. Беседы с детьми о традициях татарского народа, рассматривание иллюстраций- национальные костюмы, изделия татарской кулинарии, художественно- прикладное искусство.

   Костюмы: Наврузбика, Солнышко, Медведь ,Лиса, Заяц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Праздник "Навруз"49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русскоязычным детям

Праздник «Навруз»

Для средних, старших и подготовительных групп

    Навруз - на земле нет такого народа, который бы не отмечал и не гордился бы своими праздниками. Ибо в праздник концентрируется история народа, его язык, психология, её специфические формы художественного творчества. Навруз - новогодний праздник мусульман, празднуется в день весеннего солнцестояния - 21 марта. Навруз - означает «новый день». В этот день дети ходили по домам, собирали праздничные угощения, рассказывали стихи хозяевам, желали здоровья и благополучия им и их семьям, ходили в гости, веселились, звучала музыка, песни и шутки.

    Цель. Приобщение детей к  национальной культуре и традициям  татарского народа.

Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально- положительное отношение к праздникам, дать знания о величии татарского народа.

Развивать у детей  стремление  к активному  участию в праздниках

    Предварительная работа. Беседы с детьми о традициях татарского народа, рассматривание иллюстраций- национальные костюмы, изделия татарской кулинарии, художественно- прикладное искусство.

   Костюмы: Наврузбика, Солнышко, Медведь ,Лиса, Заяц.

            (Под музыку дети заходят в зал и садятся).

    Ведущий1: Исәнмесез, балалар! Хәерле көн! Бүген бездә Нәүрүз бәйрәме.

Нәүрүз сүзе яңа көн дигәнне аңлата.

    Ведущий2:  Навруз – это период  пробуждения природы, наступления тепла                             и начало весенних  полевых работ. Навруз – это праздник урожая, людей труда,  мирной жизни. Навруз – это гимн родной природе, праздник всеобщего согласия. А хозяйкой этого праздника является Наврузбика. Нәүрүз котлы булсын!

    Ведущая1: Әйдәгез балалар бергә кабатлыйбыз. Нәүрүз котлы булсын!

    Дети:        Нәүрүз котлы булсын! (Стук в дверь. Заходят Медведь, Лиса,

Заяц).

   Ведущий1: Нәрсә булды сезгә урман дуслары?                                                  

   Медведь:  Здравствуйте, друзья! Мы ищем весну – Наврузбику.

Мы   голодные, в лесу нам холодно.

Ведущий 2:   Весна уже наступила, очень скоро станет тепло.

Появятся  первые   цветочки, почки распустятся. Давайте с нами поиграем в игру

“Воробей и дети”, и вам будет весело.

(Игра “Воробей и дети”, 12 старшая группа).

    Медведь:  Спасибо вам! Мы пойедм дальше и поищем Наврузбику.

   Заяц:         Вы не видели Наврузбику? Нам скучно.

   Ведущий 1:  Тиздән, тиздән Нәүрүзбикә килә. Сез җыр тыңлап алыгыз һәм сезгә күңелле булачак.                  .

(Песня “Уяталар” муз. М. Минхазева, сл. Р. Валеевой,

подготовительная группа ).

   Заяц:         Спасибо вам! Мы пойдем дальше и поищем Наврузбику.

  Лиса:         Вы не видели Наврузбику? Мы очень устали. Зимой нам и

холодно, и голодно.

Ведущий 2:     Отдохните, садитесь. Посмотрите, как мы танцуем.

( татарская народная музыка). подготовит. группа.

   Лиса:           Спасибо вам! Мы пойдем дальше и поищем Наврузбику.

   Все звери вместе: Вы не видели Наврузбику?

   Ведущий 1:     Безнең җырны тыңлагыз, бәлки килеп тә җитәр?!                    (Песня “Бииләр итек-читекләр” муз. М. Минхазева, сл.

Ш.Галиева  11 старшая группа ).

   Ведущий2: Дети, давайте позовем Солнышко и спросим у него:

   Ведущий1:

  • Кояш, кояш, чык, чык!

Безгә җылы бик кирәк.

Болыт, болыт, кач, кач!

Без уйнарбыз җылыткач.

Кояш, кояш, чык, чык!

    Солнышко: Здравствуйте, друзья! Зачем вы звали меня?

   Ведущий2: Мы ищем весну – Наврузбику.

   Солнышко: Ах, да! Весна уже наступила. Но сейчас только начало весны. Ау Наврузбики дел много. Она будит от зимней спячки поля, луга,

леса. Приближается уже и к городу.

   Солнышко:  А вы звали весну? Ну, давайте

позовем хозяйку весны – Наврузбику.

   Дети:        Наврузбика! Наврузбика! Наврузбика!

(Под музыку заходит Наврузбика).

   Наврузбика: Здравствуйте, друзья мои! Здравствуйте, дети! Исәнмесез,

барыгыз да!

   Дети:         Исәнмесез!

   Наврузбика: Много морей я пересекла, наконец-то к вам пришла. С

праздником вас поздравляю, здоровья и счастья вам желаю.

(Песня “Яз җитә”муз. Д.Файзи, сл.Ф.Карима).

   Наврузбика: Спасибо, что вы меня пригласили на праздник и ждали.

(Обращается к лесным зверям). А вы, мои лесные друзья, не

печальтесь! Я прошла свои владения. В лесу тепло, все

просыпается, птицы прилетели, почки раскрылись, и вам, и всем

будет хорошо. А теперь я вам предлагаю игру

(                        )

3 команды: команда Зайца, Лисы и Медведя,

   Наврузбика: А какие времена года вы любите?

   Дети:        Зиму, весну, лето, осень.

   Наврузбика: Молодцы, ребята! Любите все времена года: за тепло, за снег,

первую зеленую травку, за желтые листочки.

   Наврузбика: Что ж, ребята, весело у вас, а мне дальше пора идти: согревать

землю, помогать людям сеять новый урожай. Примите мои

угощения! (Раздает детям угощения и уходит).

   Ведущий2: Вот и встретили мы с вами праздник Навруз. Пели, плясали,

играли, пора и честь знать.

(Общий танец татарская плясовая).

Литература.

1. Г. Гараева.Үз җырыбыз булсын әле. Яр Чаллы.1993.

2. К.В. Закирова. Хрестоматия. Иң матур сүз.Казан: Мәгариф. 2000.

3. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. Программа воспитания и

обучения в детском саду. Москва. Мозаика- Синтез .2006

4. Встаньте, дети, встаньте в круг! Казань. Магариф.2003

5. Воспитание и обучение в детском саду. Казань.Магариф.2009.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по позновательно-речевому направлению развития воспитанников №107 «Салават купере»

Праздник «Навруз»

Для средних, старших и подготовительных групп

                                                                             

                                                                               Составили воспитатели по                    

                                                                               обучению детей татарскому языку

                                                                               Галимова А. И., Овчинникова Р.Ф.

г. Набережные Челны

2015