Проект «Пасха. От Вербного воскресенья до Красной горки»
проект (средняя группа) на тему
Краткосрочный проект который позволяет приобщить детей к традициям через знакомство с одним из народных праздников – Пасхой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Пасха. От Вербного воскресенья до Красной горки» | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Пасха. От Вербного воскресенья до Красной горки»
Разработала: Воспитатель МДОУ детский сад «Берёзка» с. Иогач
Кыргызакова А.В.
Тип проекта: информационно – игровой.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.
Вступление.
Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью возрождения утраченных обычаев, культуры и традиций народов России.
Гипотеза
Данный проект позволяет приобщить детей к традициям через знакомство с одним из народных праздников – Пасхой.
Цель: создание условий для знакомства детей с обычаями и традициями христианского праздника Пасха.
Задачи:
Систематизировать и углубить представления детей о светлом празднике Пасха
Повысить интерес детей к обычаям и традициям, которые зародились много веков назад.
Познакомить с традиционной кухней Православного праздника.
Развивать музыкальную культуру.
Воспитывать интерес к народному творчеству.
Обогащать словарный запас.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Ожидаемые результаты для детей:
- проявляет интерес к празднику Пасхи;
-отличает крашенки от писанок, знает их значение;
- использует различные виды художественного творчества при оформлении макета яйца;
-принимает активное участие в проведении праздника
Ожидаемые результаты для родителей:
-проявляет интерес к совместной деятельности с ребёнком по данной теме;
-помогает развивать творческие способности ребёнка;
-изготавливает, совместно с ребёнком, поделку по теме;
-приобщает ребёнка к семейным традициям приготовления и празднования Пасхи.
Финансово экономические обоснования.
Для реализации данного проекта понадобиться ноутбук, проектор с экраном, картон для изготовления макетов яиц, цветной картон, гофрированная бумага, коричневого цвета, ватные диски, рамка для картины, для выполнения коллективной работы «Верба», презентация на тему «Крашенки и писанки» .
Этапы проекта.
1.Подготовительный:
Подбор информации по теме. Изучение воспитателем традиций и обычаев празднования Вербного воскресенья, Пасхи и Красной горки на Руси и в наше время. Разработка сценария праздника, распределение ролей, репетиции песен, танцев и сценок. Выявить степень заинтересованности детей и родителей в праздновании этих праздников. Определение уровня умений и знаний детей по теме. (Приложение1). Формирование основной части проекта от интересов детей.
2.Основной.
Дни недели. Тема и цель совместной деятельности. | Методы и приёмы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Понедельник «Скоро праздник Светлой Пасхи» Цель: знакомство с традициями и обычаями проведения Пасхи | Наглядный метод Беседа Рассказ воспитателя | Выводит на экран картинку, где двое обмениваются крашенными яйцами. Задаёт вопросы по содержанию. Рассказывает о предстоящем празднике. | Рассматривают. Отвечают на вопросы. Слушают рассказ воспитателя |
Вторник Рассматривание веток вербы, подготовка к выполнению коллективной работы «Верба» Цель: расширение знаний о значении вербы в быту христиан. Домашнее задание «Поделка к Светлой Пасхи». Цель: приобщение родителей как участников образовательных отношений к получению дополнительных знаний о празднике. | Наглядный Беседа Продуктивный метод Работа с родителями | Показывает ветки вербы. Предлагает выполнить коллективную работу « Верба», показывает, что для этого нужно. Предлагает детям совместно с родителями сделать поделку. | Рассматривают, узнают с какого дерева ветки, трогают их, нюхают… Скручивают из коричневой гофрированной бумаги веточки, вырезают из ватных дисков почки вербы. Выполняют дома с родителями поделку. |
Среда Выполнение коллективной работы «Верба». Цель: закрепление навыков работать коллективно. | Продуктивный метод | Контролирует процесс работы. | С помощью кисти и клея приклеивают бумажные ствол и ветки, по очереди наклеивают по несколько почек. Два ребёнка вырезают по облаку и приклеивают их. Несколько детей работают над солнцем из пшена. |
Четверг Презентация «Крашенки и писанки». Окрашивание яиц к празднику. Цель: ознакомление детей с некоторыми видами раскрашивания пасхальных яиц. Опыт «Смешивание красок». Цель: показать результат смешивания красной и синей красок. | Наглядный Наглядно - продуктивный метод. Наглядно - Исследовательский | Показывает и комментирует презентацию «Писанки и крашенки». Показывает процесс покраски яиц с помощью пищевой краски. (Зелёной, синей, жёлтой, красной). Кладёт очередное яйцо в баночку с синей краской и «нечаянно» проливает туда красную краску. Смешивает два оставшихся цвета (жёлтый и зелёный) | Смотрят и выполняют задания: определяют где писанки, а где крашенки. Наблюдают за процессом, вместе произносят «волшебные» слова: кручу верчу, красный (жёлтый, зелёный, синий) цвет получить хочу. Наблюдают, определяют получившийся цвет воды и яйца. Делают выводы. Предлагают смешать два оставшихся цвета, наблюдают за результатом, делают вывод, что при смешивании жёлтого и зелёного цвет остаётся зелёным, только более насыщенным. |
Пятница Праздник: «Пасха. От Вербного воскресенья до Красной горки». Цель: создание условий для расширения знаний о традициях и обычаях празднования Пасхи, вызывать желание продолжать традиции. (Приложение 2) | Совместно со вторым воспитателем подготавливает всю атрибутику к празднику и оформляет зал. Выступают в качестве ведущих. | Рассказывают стихи, поют песни, танцуют танцы подгруппами, показывают сказку, принимают участие в играх. | |
Понедельник Раскрашивание макета яйца. Цель: создание условий для реализации своих творческих способностей. | Беседа Продуктивный метод | Спрашивает, как украшали на Пасху яйца дома? Предлагает раскрасить макеты яиц по своему желанию. | Рассказывают о вариантах оформления яиц, рассматривают принесённые яйца. Раскрашивают макеты яиц на своё усмотрение. |
3.Заключительный.
1) Оформление выставки поделок на тему «Светлый праздник Пасха».
(Приложение 3)
2) Оформление презентации по итогам проекта.
Приложение 1.
Мониторинг знаний детей о празднике Пасха проводился с помощью вопросов в таблице.
№ | Ф.И. ребенка | 1. знает традиции и обычаи праздника. | 2. знает и объясняет разницу между разными видами украшения пасхальный яиц.(писанки, крашенки, ) | 3. знает народные приметы связанные с праздником пасхи. | 4. знает стихи о Пасхе. |
1 |
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Пасха. От Вербного воскресенья, до Красной горки. Конспект праздника в средней группе |
Цель: расширение знаний детей о традициях и обычаях празднования христианского праздника Пасхи, начиная с Вербного воскресенья и, заканчивая Красной горкой.
Оборудование: лотки с товаром для ярмарки, 4 цветных платка, макеты раскрашенных яиц, ветки вербы, корзина с крашенными яйцами, костюмы Бабки, Деда, Курочки-Рябы, Мышки, большое яйцо папье- маше, 2 желобка для катания яиц, яйца киндер-сюрприз на каждого ребёнка.
Ход мероприятия.
(Дети и гости сидят в зале. Выходят воспитатели в русских народных сарафанах).
Воспитатель. Читает стихотворение Т.Сикачёвой «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Воспитатель.
Здравствуйте, уважаемые гости! Поздравляем вас с праздником Святой Пасхи! Сегодня мы предлагаем вспомнить традиции этого праздника!
Как всем известно, за неделю до Пасхи празднуют Вербное воскресенье.
Посмотрите, ребята, на эти веточки. С какого они дерева? Правильно с вербы. С давних времён существует поверье, что это расцветающее, полное сил дерево может передавать здоровье, силу и красоту тем, кто его коснётся.
А веточки вербы, особенно распустившиеся почки, считались целебными, наделёнными особой силой.
(Дети прикасаются к веткам)
Воспитатель. Вот поэтому есть обычай в Вербное воскресенье хлестать с утра ветками друг друга, в первую очередь детей, приговаривая:
Верба, верба, верба хлёст,
Верба хлёст бьёт до слёз,
Верба синя бьёт не сильно,
Верба красна бьёт напрасно,
Верба бела бьёт за дело,
Верба хлёст бьёт до слёз!
Не я бью, верба бьёт!
Верба хлёст бьёт до слёз!
Воспитатель. В народной медицине почки вербы дают пожевать от зубной боли и при лихорадке.
Воспитатель. На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары и ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить всевозможные сладости, игрушки, а так же повеселиться.
(5 детей выходят к заранее подготовленным торговым лоткам)
Ребёнок.
У нашего Якова товару хватит всякого!
Тары-бары-растобары расторгуем все товары!
Ребёнок.
Нитки, катушки, селёдочные кадушки!
Красивые платочки, мелкие гвоздочки!
Ребёнок.
Вот орешки, хорошие орешки, вкусные на меду.
Давай в шапку накладу!
Ребёнок.
Подходи бедный, подходи богатый!
Подходи тонкий, подходи пузатый!
Ребёнок.
Пряники печатные, конфеты сахарные!
Как куснёшь, так и уснёшь!
Как вскочишь, так и захохочешь!
(Звучит музыка, «красны девицы» и «добры молодцы» гуляют по ярмарке. Воспитатель подходит к торговцам платочками и достаёт цветные платочки.)
Воспитатель. Ой, девочки, а вот платки разноцветные, да шёлковые – голубые, алые, лиловые…
(Девочки покупают платки .)
1Девочка. Вы подруженьки, любимые, вы красавицы – забавницы!
Сходитесь на лужок, да встанем все в кружок!
(Встают полукругом)
2Девочка. Как нам, девушкам, хоровод собирать?
Как нам танцы танцевать?
Без парней –то нам не весело!
(Под весёлую плясовую выходят мальчики важной походкой и встают к своей паре)
Танец с платками __________________________
Ребёнок.
Золотая вербушка,
Не расти, верба, во ржи,
Расти в поле на межи.
Ветер вербу не берёт,
Соловей гнезда не вьёт
Воспитатель.
Расти, верба, у наших ворот,
Для тебя танцевать пойдёт народ.
Танец – хоровод «Как у наших у ворот»
Воспитатель. Из собранных веточек вербы составляли букет и ставили в вазу, веря, что она сохранит здоровье в семье, принесёт семейное благополучие. А прошлогодний букет из вербы сжигали или отправляли вниз по течению с пожеланиями, что бы всё плохое уходило безвозвратно.
Танец с вербами под музыку «Светит месяц»._________________
Воспитатель. А вот и долгожданный день Святой Пасхи. Семья собирается возле накрытого стола, рассматривают крашенки, писанки, играют ими и соревнуются на самое крепкое яйцо.
Воспитатель. Поздравив друг друга в семье, шли в гости к соседям, знакомым и славили приход Пасхи. Входящие говорили «Христос воскрес!», а домочадцы отвечали «Во истину воскрес!» Обменивались яйцами и трижды целовались.
Танец с макетами раскрашенных яиц._______________________________
(Включить тихонько колокольный звон, дети читают стихи.)
Ребёнок.
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная Земля!
Тихая долина разгоняет сон
И за лесом синим замирает звон.
Ребёнок.
В храмах радостный трезвон
Сообщает людям он,
Что настал великий час –
Праздник праздников у нас!
Ребёнок.
Поселились птицы в гнёздах,
Снег растаял, как свеча,
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича.
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес
И, меня целуя, папа говорит:
«Христос воскрес!»
(Воспитатель читает стихотворение А.Майкова «Христос воскрес», дети слова «ХВ» второй раз произносят вместе.)
Воспитатель.
Повсюду благовест гудит, из всех домов народ валит.
Заря глядит уже с небес - «Христос воскрес!»
(Вместе) «Христос воскрес!»
С полей уж снят покров снегов и реки рвутся из оков.
И зеленеет ближний лес – «ХВ!» (Вместе) «ХВ!»
Вот просыпается земля и одеваются поля.
Весна идёт, поля чудес «ХВ!» (Вместе) «ХВ!»
Песня о весне_____________________________________________
Сказка «Пасхальное яичко»
-А мы сейчас с вами посмотрим сказку. (За столом сидят дед и баба)
Воспитатель.
Жили - были в одной деревушке
Старичок со своею старушкой.
Дружно жили они не тужили,
Вместе в церковь в субботу ходили,
Вместе хозяйство вели,
Вместе пекли пироги.
Баба : Дед, ты печку затопил?
Сегодня я затею пир.
Ведь праздник пасхи наступил.
Дед : А я уж выбился из сил.
Дров наколол, воды наносил,
Печку давно для тебя натопил.
Баба : Ай да, помощник! И я не дремала.
Тесто поставила, клюкву намяла,
Сахар насыпала. Вкусный пирог
В печку сажу я, поспеет он в срок.
Сладкого морса в кувшинчики налили.
Дед: Бабка, мы яйца покрасить забыли!
Баба : ну, это беда, не беда!
Курочка Ряба, иди к нам сюда!
(Появляется Курочка Ряба с золотым яйцом)
Курочка Ряба : Здравствуй, дед, и здравствуй баба!
Постаралась Кура Ряба.
Вы не слушали меня,
А говорила я не зря :
Ко Христову дню я яичко принесу.
Да яйцо - то не простое, принесла вам золотое!
Баба : Дед, яйцо горит, как жар.
Дед: Я подумал, что пожар!
Баба : Жалко красить золотое,
Пусть оно стоит такое,
А тебе, моя хохлушка,
Я зерна насыплю в кружку.
Дед: Ну а я воды налью,
Тоже Рябу похвалю.
(Дед, баба и довольно кудахтающая Курочка Ряба уходят. Появляется мышка.)
Воспитатель.
Всё бы ладно, но детишки,
В доме том жила и мышка.
Она по полу бежала и яичко увидала.
Мышка:Что за странное яйцо?
Словно жар горит оно!
С ним немножко поиграю,
Лапкой трону, покатаю.
(Роняет и разбивает яичко). Ой, пока не видят дедка с бабой,
Мышке ноги делать надо!
(Убегает) .(Входят Дед и Баба. Замечают разбитое яйцо).
Баба: Вот так горе! Вот беда!
Это Мышка, Дед, она!
Дед: Что же делать? Как тут быть?
Баба: Будем, старый, слезы лить! (Дед и Баба плачут. Входит Курочка Ряба с корзиной, где крашеные яйца).
К. Р. : Не плачь, Дед! Не плачь, Баба!
Принесла вам Кура Ряба Яички другие, не золотые, а цветные!
Дед, Баба :Спасибо, хохлатушка, Курочка Ряба!
К. Р. : Яйца катайте, Пасху встречайте!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие яйца принесла нам Курочка Ряба.
Всю неделю ходили в гости и дарили яйца которые могли быть настоящими, или деревянными, стеклянными и т.д. В конце недели, в следующее воскресенье праздновали «Красную горку». В этот день принято было играть в разные игры и, обязательно, играли с яйцами.
Воспитатель.
Девчонки и мальчишки, озорные ребятишки выходите поиграть, яйца красные катать.
1Игра «У кого дольше прокрутится яйцо»
2Игра «Мячом сбить яйца, выложенные в ряд»
3 Ирга «Катание яиц с горки» (чьё яйцо укатится дальше или перед горкой на ровной площадке разложить мелкие игрушки, н-р киндер-сюрпризы, дети катят яйцо, и если оно заденет игрушку, то ребёнок её забирает.)
Воспитатели вместе: (С подносов в руках на котором кулич и крашенные яйца или киндер яйца)
Мы на Пасху идём, куличи в руках несём!
Ай, тари-тари-тари вам яичко принесли:
Жёлтые, красные, яйца-то разные.
Вы яйца съедайте, Пасху нашу вспоминайте!
(Дарят детям яйца)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вербное воскресенье. Вербный базар.
Развлечение для детей с использованием средств народной оздоровительной педагогики....
Музыкально- тематическое развлечение для подготовительной группы."Встреча весенних календарно- обрядовых праздников в детском саду. Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха".
Музыкально- тематическое развлечение для старшего дошкольного возраста....
Обучаемся дистанционно Рекомендации родителям и фотоотчет по теме «Вербное воскресенье и Пасха»
Уважаемые родители! Пасха может стать очень ярким и интересным праздником для детей. Пасха для детей – это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно, еще не до конца понимают и...
С Вербным Воскресеньем и наступающей Пасхой
За неделю до Пасхи в воскресенье празднуется праздник, иначе называемый Вербным воскресением....
Проект: " Пасха – Светлое Христово Воскресение»
Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но не все...
"Пасха. От Вербного воскресенья, до Красной горки"
quot; Пасха. От Вербного воскресенья, до Красной горки", в целях расширения знаний детей о традициях и обычаях празднования христианского праздника Пасха, начиная с «Вербного воскресе...
«Вербное воскресенье. Светлая Пасха»
Согласно Священному писанию, за неделю до своего воскресения Иисус Христос торжественно въехал в Иерусалим. Его встречали как Сына Божия, так как накануне он совершил чудо, воскресив...