22 марта "Сороки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Знакомство с праздником «Сороки». Изготовление жаворонка из соленого теста».
Цель занятия: Познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника, с народными играми. Закрепить знания детей о традициях народного праздника «Сороки». Вызвать у детей интерес к народному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
«Познание»: Продолжать знакомить детей с историей и традициями русского народа посредством слайдовой презентации.
Закрепить знания детей о праздновании народного праздника «Сороки – встреча весны» с помощью викторины. «Коммуникация»: Продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы. Закрепить умение детей читать весенние заклички.
«Художественное творчество»: Учить детей создавать образ жаворонка из соленого теста.
Развивающие:
«Художественное творчество»: Развивать фантазию, воображение, творческие способности, вовлекая воспитанников в исполнение стихов, закличек.
«Коммуникация»: Активизировать и пополнять словарный запас.
Развивать навыки свободного общения с взрослыми и сверстниками.
Воспитательные: «Познание»: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы.
Воспитывать желание больше узнавать о традициях наших предков. Воспитывать интерес к народной культуре.
Интеграция:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Оборудование: ноутбук, флеш – карта с презентацией «Праздник Сороки», атрибуты для игр, соленое тесто, стеки.
Задачи:
- Раскрыть возможности народного творчества;
- Побудить в детях желание изготавливать различные изделия;
- Научить ребят изготавливать жаворонка из соленого теста;
- Развивать коммуникативные навыки;
- развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать интерес к народным традициям;
- вызвать эмоциональный положительный отклик у учащихся на собственную творческую деятельность.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей. Дети встают в круг.
Воспитатель:
В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.
Вот и все собрались!
Пора весну звать, весну звать-величать!
Дети ходят по кругу, держась за руки, читают закличку.
Весна, весна красная! Приди весна с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью:
Со льном высоким, с корнем глубоким,
с дождями сильными, с хлебами обильными.
Молодцы, ребята, хорошо весну позакликали. А теперь я предлагаю покататься вам вот на этой весёлой карусели (воспитатель берёт карусель поднимает её вверх, дети берутся левой рукой за кончики лент и под весёлую музыку крутят карусель).
Хорошо мы с вами на карусели прокатились, давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.
Игра «Золотые ворота»
Дети проходят цепочкой через ворота и садятся на свои места.
Воспитатель: Вот как весело прокатились мы на нашей карусели, а теперь, садитесь, пожалуйста, поудобнее на свои места, посидим рядком, да поговорим ладком.
Слайд 2. Воспитатель:
Дети, послушайте загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят по крышам капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: это весна.
Слайд 3. Воспитатель: Правильно. А назовите признаки весны
Дети называют :проталины, капель, ручей, подснежник, грач, мать-и-мачеха , почки, солнце, скворец, скворечник, оттепель, одуванчик…).
Слайд 4. Воспитатель: Ребята, назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)
А о каком месяце издавна в народе говорили: «Пришел месяц - капельник и зима заплакала». О каком месяце речь? (ответ детей – о месяце март). Какое время года он начинает? ( Март начинает весну) Почему он капельник? (солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна, наступает ранняя весна).
Воспитатель: Молодцы, ребята. На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Весну закликали несколько раз.
Слайд 5. Закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это подсказывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.
Слайд 6. Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу о старинном празднике встречи весны, который празднуют на Руси с давних пор 22 марта.
Вслед за Масленицей в марте совершался обряд встречи весны. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день. На Руси праздновали праздник Сороки.
Слайд 7. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц. Ребята, птиц прославлял не только простой народ. О птицах поэты слагали стихи, художники писали картины. Вот, например, посмотрите на картину великого художника Александра Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» (дети рассматривают картину).
Слайд № 8. Первая из прилетающих птиц – жаворонок или кулик. Больше всего ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна. (После показа слайда звучит трель жаворонка). Послушайте песню лесного жаворонка.
Слайд № 9. Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков или куликов. Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом. Вместо глаз вставляли угольки, горох, гречишные зерна. Птичек смазывали растопленным сахаром.
Слайд №10. Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных, «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы, кричали, закликая жаворонков и весну.
В некоторых деревнях сельские ребятишки собирали 40 щепочек, выбегали рано утром босые на двор и старались их перебросить через кровлю, так как существовало поверье, что птицы кладут в гнездо 40 щепочек, а девочки завязывали на тесёмке 40 узелков, чтобы все желания сбылись.
И сейчас в разных сёлах, деревнях русский народ чтит традиции и празднует этот замечательный народный праздник.
Воспитатель: Ребята, вы познакомились с народным праздником - Сороки. Вам понравилось? А сейчас, чтобы наши глазки не утомились, давайте чуть – чуть отдохнём. Встаньте на ноги – спина ровная, голова прямая, работаем только глазами.
«Сорока» (педагог выполняет гимнастику для глаз при помощи игрушки - сороки).
Хлопотунья белобока. По лесу летает Вести собирает. Вправо-влево, вправо-влево Все летает то и дело. С веточки на веточку Отлетает чуточку. Вверх и вниз, верх и вниз. Лишь смотреть ты не ленись. Затрещит и застрекочет, Будто кто ее щекочет. Ну, сорока – егоза, Мы зажмурили глаза. Поскорей улетай Ты нам больше не мешай. | -проследить глазами за движением птицы «далеко - близко» 6- 8 раз; -движение глаз вправо-влево 6-8 раз; -движение глазами вверх вниз 6-8 раз -проследить глазами по кругу в одну и другую сторону; - поморгать и зажмурить глаза. |
Молодцы, а сейчас садитесь удобно – вас ждёт сюрприз – занимательная викторина. Далее с помощью викторины воспитатель проверяет усвоение материала детьми (4 вопроса). Слайды № 12-15. Вопросы к викторине:
- Какой праздник празднуют 22 марта? (Сороки, Масленица, Пасха).
- Какая птица одной из первых помогала природе пробуждаться от сна? (жаворонок, воробей, грач, ласточка).
- Что хозяйки пекли на праздник Сороки? (блинчики, пирожки, каравай, жаворонков).
- Что делали дети в праздник Сороки? (Дети закликали жаворонков и весну, водили хороводы вокруг ёлки, собирали 40 шишек.)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, я думаю, вы дома обязательно расскажете своим родным и близким о старинном русском празднике – Встреча Весны или Сороки. Понравилось ли вам рассказ о празднике? Что больше всего запомнилось?
Далее детям предлагается поиграть в народные игры
«Летели птички – ростом невелички»:
Летели птички – ростом невелички (Дети машут руками, как крыльями)
Как они летели – все люди глядели (Подставляют ладошку к глазам и поворачиваются).
Как они садились – все люди дивились (Приседают, встают, пожимают плечами).
Как они вставали – крепко целовали (Встают, посылают воздушные поцелуи).
Игра «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.
После игры дети усаживаются на свои места. Воспитатель предлагает детям изготовить жаворонков из соленого теста. Показывает приемы работы. Дети делают птиц.
Последовательность работы:
1. Готовое соленое тесто педагог делит на небольшие полоски.
2. Каждому ребенку дается полоска, которую нужно раскатать так, чтобы получился тонкий валик.
3. Полученный валик завязывают узелком.
4. Один из концов узелка будет головкой птички, вставьте туда две бусинки (можно взять бисер) вместо глаз.
5. Другой конец узла – хвостик. Хвостик нужно немного расплющить и надавить на него вилкой (или несколько раз спичкой), получатся птичьи перышки.
6. Теперь птичку нужно просушить.
Воспитатель: Ребята, красиво у нас получилось? (да).
Рефлексия: А теперь, ребята, возьмите птичек и если:
- вам всё понравилось, вам было весело и интересно, то посадите вашу летящую птичку к окошку, пусть порадуется солнышку,
- если вы немного устали и вам чуть – чуть взгрустнулось, то посадите вашу птичку на ветку дерева,
- а если вам было сегодня грустно и неинтересно, то посадите птичку около дерева.