Вечер подвижных игр "Фестиваль народной игры".
методическая разработка на тему

Сценарий спортивного развлечения. За основу взято проведение народных гуляний.Проводится в форме игры. Подробно описаны правила некоторых народных игр: "Кострома", "Пчёлы и ласточка". Формирование патриотических чувств, уважительногоотношения к культуре родной страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_festival_narodnoy_igry.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с "Золотой петушок" с. Бутырки

Вечер подвижных игр 

«Фестиваль народной игры»

Руководитель: Хлебникова И.А.

май 2014 года

Цели:

- формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей;

- создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.

Программное содержание:

Образовательное направление:

Приобщать к истокам игрового  фольклора;

Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносливость.

Оздоровительное направление:

Способствовать внедрению физической культуры;

Предоставить детям возможность разрядки негативных эмоций и статичности ребенка, а также способствовать оздоровлению  его организма;

Развитие физических (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств; совершенствование моторного аппарата;

Способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Воспитательное направление:

Формировать творчески развитую, активную личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;

Способствовать сплочению детей в коллективе, а также возможности раскрытия всем детям: замкнутым стать более раскованными, а очень коммуникабельным – получить широкое поле для реализации своих способностей и возможностей;

Формировать устойчивое и заинтересованное  и уважительное отношение к культуре родной страны, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

Предварительная работа: выбор и разучивание народных игр, беседы о народных играх, подготовка презентации.

 Музыкальный репертуар: танец “Русский перепляс” Русские наигрыши, обработка Г.Разоренного, финальная песня "Мы - это будущее".

Оборудование:  Зонтик – “карусель”, музыкальный центр, СД записи с фонограммой песен, танцев разных народов, костюмы скоморохов.

Технологии:  здоровьесберегающие технологии:

- ритмопластика,  технология спортивного досуга, подвижные игры;

- технология личностно-ориентированного подхода;

-мультимедийная  технология.

Ход праздника.

Под музыку русских наигрышей дети входят в зал.

Ведущий: Здравствуйте, ребята, дорогие

                   Маленькие и большие.

                    Здравствуйте, гости!

                    Милости просим.

                К нам на праздник поспешите,

                    С нами пойте и пляшите.

                    Только галок не ловите.

                     Веселей на нас смотрите!

Ведущий выносит народную забаву "карусель". Под музыку дети начинают кататься на каруселях (взрослый держит яркий зонт,  которому привязаны яркие ленты).

Ведущий: Раз, два, подхватите!

Три, четыре, раскрутили!

Пять, шесть, семь, восемь!

С карусели слезьте, просим!

Ведущий: Игра – пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых! Игры бывают самые разнообразные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же -  народные.

        Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

        С помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни народов,  потому что они сохраняют свой народный колорит и неповторимый игровой фольклор. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения часто сопровождаются потешками, считалками, жеребьевками.

Ведущий: Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Все вы играм рады,

Будут и награды!

Ведущий:

В прятки наши детки любят играть

Прячьтесь, а я буду искать!

1, 2, 3, 4, 5 –

Я иду искать

Я по комнате хожу

Я ребят не нахожу

Где ж мои ребятки?

Дети: Вот они!

Ведущий: Хоть сума моя проста

С виду вроде бы пуста,

Ну-ка, Саша, подойди

В сумку руку опусти.

(Саша достаёт из сумки атрибут игры. Проходит игра «». Игру проводит воспитатель младшей группы).

Ведущий:

Так играть умеет всяк,

А умеет ли вот так?

(Проходит игра «        ». Проводит игру воспитатель средней группы.)

Ведущий:   И представит нам русскую народную игру «Пчелы и ласточка» группа «Пчелки». Внимательно слушайте правила игры и запоминайте их.

        Игра «Пчелы и ласточка»  

Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песню. По окончании песни ласточка говорит:         Ласточка встанет,

                Пчелку поймает.

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры: пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

         Игра «Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь.

Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети – льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются кто, с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры: выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер» или «Мороз». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

        Игра называется «Важенка и оленята»

На площадке нарисованы несколько кругов. В каждом из них находится важенка и  двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята.

Объясняет каждому,

Все, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины –

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова: «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры: движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

         Игра «День и ночь»

На некотором расстоянии друг от друга проводится две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – «Ночь», а команда девочек – «День». По команде «Ночь!», мальчики ловят девочек, а по команде «День!», девочки ловят мальчиков.

Правила игры: Осаленные переходят в команду соперника.

        Игра «Конное поло»        

На площадке длиной 8-12 м проводят стартовую и финишную линии. В середине площадки на расстоянии 1 м друг от друга чертят 2-3 круга диаметром 40-50 см. Между стартовой и финишной линиями вдоль этих кругов с обеих сторон на расстоянии 1 – 1,5 м проводят линии метания.

Игроки  делятся на две команды, по 5 -6 человек в каждой и строятся  в колонны у стартовой линии.  У каждого игрока мяч (мешочек) малого размера. Первой  игрок команды, по сигналу скачет на лошади (палке с изображением головы лошади) вдоль линии метания и на ходу старается попасть мячом в один из начерченных кругов, после чего скачет до линии финиша, возвращается обратно к своей команде и передает лошадку следующему игроку.

Игру продолжает второй игрок первой команды и так далее. Каждое попадание в круг дает команде 1 очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Правила игры: последующий игрок вступает в игру после того, как получит «лошадь». Метание мяча в круг должно происходить в движении.

        Игра «Решето»

 Играющие становятся в ряд. Один из участников игры остается вне ряда – он решето. Решето подходит к стоящему первым в ряду и говорит:

- «Сей, сей решето!». 

Тот спрашивает: «Что ты хочешь, решето?»

Решето отвечает: «Мелкую муку».

 Играющий, к которому обратился игрок – решето, произносит: «Беги за ней!» После этого решето бежит за участником игры, стоящим в ряду последним,  и старается его поймать. Тот убегает и стремиться встать первым в ряду. Если ему это удается, то он спасен. Если же решето поймает убегающего, то они меняются ролями, бывшее решето становится в ряд первым.

Правила игры: нельзя выбегать из ряда прежде, чем будут произнесены все слова.

        Игра «Заплетайся плетень».

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10-15 см. Игроки – плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети – плетень читают:

Заяц, заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:

«Иди назад, в лес, осинку погрызи!». И они выбывают из игры. Дети – плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

«Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас!».

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями.

Правила игры: побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Ведущий: Теперь же сыграем в русскую  народную игру  «Золотые ворота».

        Игра «Золотые ворота».

Вначале игры с помощью считалки  выбирают двух водящих. Они будут «Солнцем» и «Луной». Эти игроки становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «Ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота.

Водящие («Солнце» и «Луна») речитативом повторяют скороговорку:

 «Золотые ворота,

 Пропускают не всегда,

Первый раз прощается,

 второй раз - запрещается,

А на третий раз,

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что «ворота» закрываются в конце стихотворения, спешат быстрее проскочить в них. Водящие тоже могут ускорять темп произнесения: так вся игра становится более динамичной и неожиданной.

Пойманный игрок становится сзади «Луны» или «Солнца», и игра продолжается вновь до тех пор, пока все игроки не будут распределены на две команды.

Дальше команды устраивают между собой соревнования в перетягивании каната ( или взявшись за руки).

Ведущий: У кого там хмурый вид?

                            Снова музыка звучит!

                            Собирайся детвора,

                            Ждет нас русская игра.

Давайте выберем Кострому, как? А считалочкой!

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветы,

Мы играем – водишь ты!

А ну честной народ, становись в хоровод!

Дети встают в круг, берутся за руки.  В центре находится водящий – Кострома. Играющие идут по кругу и говорят слова на распев.

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

Дома Кострома?

Кострома -Дома!

Дети -Что делаешь?

Кострома -Нитки пряду!

(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

Дома Кострома?

Кострома -Дома!

Дети -Что делаешь?

Кострома -Клубки мотаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

Дома Кострома?

Кострома -Дома!

Дети -Что делаешь?

Кострома -Поработала - пообедаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

Дома Кострома?

Кострома -Дома!

Дети -Что делаешь?

Кострома -Легла, да уснула...

(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)

(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

Дома Кострома?

Кострома -Дома!

Дети -Что делаешь?

Кострома -Проснулась - попрыгаю!

(Все дети прыгают)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

Дома Кострома?

Кострома -Дома!

Дети -Что делаешь?

Кострома -Сейчас догонять вас буду!

(Все разбежались кто куда).

Дети разбегаются в разные стороны, водящий - догоняет, первый пойманный становится Костромой. Игра повторяется.

Молодцы у нас ребята!

Смелые, умелые, дружные и сильные!

Ведущий: Ребята, на нашем празднике скоморохи были?

На карусели катались?

В игры играли?

Скоморохи: Добрым молодцам, красным девицам

Для потехи, для игры

Разноцветные шары!

(Скоморохи дарят детям шары)

Звучит музыка «Мы - будущее нашей страны». Дети опять «катаются» на карусели.

Ведущий: Расставаться нам пора,

Вспоминайте нас всегда!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные русские народные игры

Подвижные русские народные игры для старшей группы....

Методическая разработка "Мастер-класс "Подвижные и народные игры для детей дошкольного возраста"

Весёлые подвижные игры  - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы н...

Открытое мероприятие: подвижная русская народная игра: "Игра с медведем".

laquo;Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого,мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим черезродные и национальные явления». В. Белинский...

презентация "подвижные русские народные игры"

презентация картотеки с русскими народными играми, по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников...

Доклад "Подвижные и народные игры в воспитании здорового образа жизни у участников образовательного процесса"

Подвижная игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. ...

Конспект мастер-класса «Методы и приемы организации подвижной русской народной игры «Пирожок»»

Цель: Закреплять умение участвовать в русской народной подвижной игре «Пирожок»...