Пасхальная встреча
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Мареева Юлия Евгеньевна

Сценарий утренника в подготовительной группе. Праздник был показан в рамках кустового методического объединения и получил высокую оценку специалистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paskhalnaya_vstrecha.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Утренник в подготовительной группе «Пасхальная встреча»

Цель:

Воспитывать уважение к традициям, обычаям русского народа.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с православными праздниками (Пасхой), обычаями русского народа;
  • Учить играть в русские народные игры;
  • Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом;
  • Инсценировать сказку,
  • Выразительно рассказывать стихотворения;
  • Закрепить представления детей о весенних изменениях в природе;
  • Познакомить детей с символикой украшения яиц (славянские крашенки)
  • Дать представление о специфике композиции и орнаментального строя
  • Воспитывать интерес к народному искусству

В группе воспитатель предлагает детям отправиться в гости

В центр выходит мальчик,

 1 мальчик: Братцы – товарищи, собирайтесь до нас, пройдемте в тот двор, да поздравим, с Христовым днем. С Христовым днем, красным яйцом!

Дети под музыку вбегают в зал, держась за руки. Встают полукругом лицом к гостям. В зале их встречают музыкальный руководитель и педагог по ИЗО одетые в русские народные костюмы.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Здравствуйте, детушки малые, детушки румяные да улыбчивые.  Христос Воскресе!

Дети: Воистину Воскресе!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, хозяюшки дорогие! Будьте здоровы и счастливы! Я думаю наша встреча будет веселой и радостной.

ПЕДАГОГ ПО ИЗО: Принято в народе на Пасху христосоваться: обменяться крашеным яичком, трижды поцеловаться и сказать: «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Этому обычаю уже много веков. Давайте и мы с вами похристосуемся, поздравим друг друга.  (Дети христосуются) А теперь поздравим наших гостей.(Дети подходят к гостям)

Дети: Христос Воскресе!

Гости: Воистину Воскресе!

Дети  садятся на стульчики. Звучит Пасхальный Благовест.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Слышите, ребята, колокола звонятКолокола в церквах в этот день звонили особенно торжественно. Называется этот звон «Пасхальный Благовест».

Ребенок (Арина): А я знаю стихотворение русского поэта Сергея Есенина про Пасхальный Благовест. Можно я расскажу?

На фоне колокольного звона читает стихотворение

Колокол дремавший разбудил поля

Улыбнулась солнцу сонная земля

Понеслись удары к синим небесам

Звонко раздается голос по лесам

Скрылась за рекою белая луна

Звонко побежала белая волна

Тихая долина отгоняет сон

Где-то за дорогой замирает звон

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : Ребята, а вы знаете, откуда  появилась традиция красить на Пасху яйца? (дети отвечают) А вы послушайте, мы вам сейчас расскажем об этом старинную легенду.

ПЕДАГОГ ПО ИЗО: Когда-то, давным-давно произошла такая история. Жил на свете римский император, звали его Тиберий. И вот однажды пришла к нему  Мария Магдалина и подарила яйцо, сказав: «Христос воскресе!». Император очень удивился: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, также, как в то, что это белое яичко станет красным!» Тогда вдруг случилось чудо: яйцо стало красным прямо на глазах у изумленного императора. Потрясенный чудом Тиберий  ответил: «Воистину воскресе!» С тех повелось приветствовать друг друга на Пасху крашеным яичком со словами: «Христос воскресе!» И отвечать на приветствие: «Воистину воскресе!».

ВОСПИТАТЕЛЬ: А мы с вами про крашеные яйца посмотрим сказку «Курочка Ряба»

Звучит русская народная мелодия. Дети переодеваются.

Сценка «Курочка Ряба»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Жили – были в одной деревушке

 старичок со своею старушкой.

 Дружно жили, не тужили,

 Вместе в церковь в субботу ходили,

 Вместе хозяйство вели,

 Вместе пекли пироги.

 Баба : Дед, ты печку затопил? Сегодня я затею пирог.

 Ведь праздник Пасхи наступил.

 Дед: А я уж выбился из сил:

 Дров наколол, воды наносил

 Печку давно для тебя натопил.

 Баба: Ай, да помошник! И я не дремала.

 Тесто поставила, клюкву намяла,

 Сахар насыпала, вкусный пирог

 В печку сажу я, поспеет он в срок.

 Сладкого морса в кувшинчик налила… .

 Дед: Бабка, мы яйца покрасить забыли!

 Баба: Ну, эта беда- не беда! Курочка Ряба, иди к нам сюда!

 (появляется курочка с золотым яйцом) .

 Курочка Ряба: Здравствуй Дед и здравствуй Баба!

 Постаралась Кура Ряба.

 Вы не слушали меня,

 А говорила я не зря:

 Ко Христову дню

 Я яичко принесу.

 Да яйцо- то непростое

 Принесла вам – золотое!

 Дед: Я подумал, что пожар!

 Баба: Жалко красить золотое,

 Пусть оно стоит такое.

 А тебе, моя хохлушка

 Я зерна насыплю кружку.

 Дед: Ну а я воды налью

 Тоже Рябу похвалю

 (все уходят. Появляется мышка)

 ВОСПИТАТЕЛЬ: Все бы ладно, но детишки

 В доме том жила и мышка.

 Она по полу бежала

 И яичко увидала.

 Мышка: Что за странное яйцо?

 Словно жар горит оно!

 С ним немножко поиграю,

 Лапкой трону, покатаю (роняет и разбивает) 

 Ой! пока не видят дед с бабой

 Мышке ноги делать надо!

 (Убегает. входят дед и баба. Замечают разбитое яйцо) 

 Баба: Вот так горе! Вот беда!

 Это Мышка, дед, она!

 Дед: Что же делать? Как тут быть?

 Баба: Будем, старый, слезы лить!

 (Дед и баба плачут. Входит Курочка ряба с корзинкой полной цветных яиц) .

 Курочка Ряба: Не плачь. Дед, не плачь, Баба!

 Принесла вам Кура Ряба

 Яички другие

 Не золотые, а цветные!

 Дед и баба: Спасибо, хохлатушка.

 Курочка Рябушка!

 Курочка Ряба: Яйца катайте, Пасху встречайте!

Проводятся игры:

  1. Прокати яйцо по дощечке (2 команды)
  2. Перенеси яйцо в ложке в лукошко
  3. Чьё яйцо дольше прокрутится

ВОСПИТАТЕЛЬ: Хозяюшки наши, а знаете ли вы, что пасхальному яичку приписывают чудесные свойства? Наши ребята вам сейчас расскажут.

  1. Раньше верили, что освященное яйцо может потушить пожар. С его помощью искали пропавшую или заблудившуюся корову.
  2. Чтобы животное не болело, по его хребту проводили яйцом
  3. Яйцом благославляли жениха и невесту
  4. А есть еще секрет – если пасхальное яйцо пролежит 12 лет, им можно вылечить все болезни. Если оставить на год, исполнятся все желания..

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Вот спасибо, что рассказали. А вы знаете, что на Пасху готовят такие блюда, которые в течении года  больше не попробуешь. Вот кто из вас знает, как называется сладкая Пасхальная выпечка? (кулич). Из какого молочного продукта приготовлена Пасха? (творог).

Н.А: Молодцы! А теперь поиграем в веселую игру «Кулич»

Игра «Кулич»

Дети делятся на 2 команды, между ними садится «кулич»

Эх, да экий он высоконький – руки вверх

Эх, да экий он широконький – руки в стороны

Эх, да экий он мякошенький – гладят по животу

Режь, да ешь.

После этих слов к «куличу» бегут по одному человеку от каждой команды, кто первый его коснется, тот уводит его в свою команду, второй встает на место кулича. Игра продолжается до тех пор, пока в одной команде не соберется большее количество участников.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а давайте с вами вспомним пасхальные приметы

  1. На Пасху умывались с золота, с серебра, с Красного яичка, чтобы быть богатыми
  2. На Пасху лить и бросать за окно нельзя – Христос под окнами ходит
  3. Мороз в 1-й день Пасхи – к обильному урожаю
  4. Если дождь идет на Пасху – весна дождливая будет
  5. Если на Пасху небо ясное и солнце светит ярко – то к жаркому лету.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному – пасхальной, светлой, святой. Чтобы поскорее пробудить землю от зимнего сна, начинают звать, закликать весну.

1-й реб. Мы своими звонкими голосами, своей песней будем закликать Весну. Она нас услышит и придет.

Дети встают в хоровод и исполняют Весеннюю закличку (М.Науменко «Фольклорный праздник» стр.104)

Нам зиму провожать, Весну красну закликать . Гу-у-у

С солнышком, с цветами, с песнями с журавлями Гу-у-у

Побежит кругом вода, растает снег, не будет льда Гу-у-у

После исполнения заклички выходит девочка-Весна с корзиной с зелеными веточками

ПЕДАГОГ ПО ИЗО: Глядите – Весна красна услышала наши звонкие голоса и пришла

Проводится игра-хоровод «Весна-весняночка»(М. Науменко «Фольклорный праздник» стр.79)

Дети ходят по кругу в одну и другую сторону и перекликаются с Весной:

- Весна, Весна-весняночка, ты где, весняночка в челночке плыла?

- Я по рекам быстрым в челночке плыла

- Уж ты, Весна-весняночка, ты где, весняночка шла-проходила?

- По темным лесам шла-проходила

- Уж ты, Весна-весняночка, ты где весняночка лебедушкой летела

- Над селом широким летела

Уж ты Весна-весняночка, ты чем село дарила?

-Я дарила-подарила огородами зелеными, хороводами веселыми

- Весна-весняночка, ты чем красна.

Весна поет: Зима красна белыми снегами

Лето жаркое – ягодой грибами

Осень золотая житом да снопами

А Весняночка-Весна тёплым солнышком красна 

Во время переклички Весняночка раздает детям по 1 веточке вербы.

Дети исполняют хоровод с вербными веточками «Весна-красна» Якушиной И.

ВОСПИТАТЕЛЬ: С Пасхи на Руси начинались веселые развлечения: и стар и млад качались на качелях, каруселях, играли в народные игры, водили хороводы и соревновались в исполнении частушек.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Выходите-ка ребята, покажите, насколько вы сильны в частушках.

Дети встают в две противоположные линейки – с одной стороны девочки с другой - мальчики

Мальчики. Девочки-беляночки,

   Где вы набелилися?

Девочки.        Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Девочка.        Я куличик испекла,

        Угостила Ваню

        Он за это показал

        Мне жука в стакане.

Мальчик.        Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка в тарантас,

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ.

Девочка.        У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа –

Косолапы женихи.

Мальчик.         А я пойду с гармошечкой

 Под Танино окошечко,

                 Поглядим, гармошечка,

 Откроется ль окошечко!

Вместе:        Мы частушки любим петь

                Русские народные

                Каждый день мы их поем

                Мы без них голодные!

ВОСПИТАТЕЛЬ: На Пасху все дарят друг другу крашеные или расписные яички. Их называют «крашенками» или «писанками»

Ребенок с крашеным яйцом

Как люблю я праздник Пасхи – приготовлюсь к четвергу.

Бабушка яички красит – я ей тоже помогу

На скорлупке хрупкой, тонкой для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья подарю своим друзьям

По яичку с поздравленьем и скажу: «Раскрасил сам!»

ПЕДАГОГ ПО ИЗО: Понравилось мне, ребятки, как вы пели да играли, а сейчас хочу пригласить вас в мою мастерскую. Здесь мы сможем украсить пасхальные яички. Яицо- символ жизни: светлой и чистой, символ надежды. Произведения декоративно-прикладного искусства всегда «говорят» на особом- декоративном языке. Понять их язык не так уж сложно. Для этого нужно научиться внимательно, всматриваться в орнамент изделия: рассмотреть отдельные элементы узора, их сочетание и колорит. Давайте попробуем вместе это сделать.

В этой таблице вы видите элементы, которые чаще всего встречаются на писанках (показ таблицы):

  • Космические элементы- солнце в виде круга или точки, завитки в виде бараньих рожек, круторогов, кривульки, закрутки; звезды разной формы с разным количеством лучей
  • Бесконечники- оригинальный декоративный мотив, похожий на восьмерку
  • Воздушные элементы- дождинки, снежинки, молния, радуга
  • Растительные элементы- листок, трилистник, ветка, бутон, цветок

Для начала мы должны будем составить план, по которому будет располагаться узор. Яйцо как бы разделяют невидимыми линиями на несколько одинаковых частей. Затем, выбрать предложенные элементы и составить ритмичный узор внутри участков или на пересечении линий. Показ примерный. Украшенные яички нужно закрепить в корзине.

(готовые работы закрепляют на большой нарисованной корзине)

На Пасху обмениваются яйцами, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим.

Ребята, давайте подарим нашим гостям пасхальные яйца и пожелаем им здоровья и счастья.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Как красиво и ярко украсили ребята яички Пасхальные. Что ж,  славно веселились, еще лучше потрудились. А заканчивается наше веселье сладким угощеньем – конфеты, плюшки, куличи – все, что есть на стол мечи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пасхальная встреча" (приглашение на Пасхальной неделе священослужителя в детский сад)

Праздничный досуг для детей подготовительной к школе группы, который проводится на праздничной неделе православного праздника Пасхи....

Пасхальные встречи.

Сценарий праздника Пасхи для старшего дошкольного возраста....

Сценарий праздника "Пасхальная встреча".

Приобщение дошкольников к духовно-нравственному воспитанию посредством формирования интереса к традициям празднования праздника Пасхи....

Сценарий "Пасхальные встречи"

Исполняя  хороводы,народные игры, заклички,современные песни,  слушая классическую музыку,дети приобщаются к культуре русского народа,его духовным ценностям...

Пасхальная встреча

Задачи:1. Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.2. Развивать интерес к культуре предков.3. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с...

Сценарий игрового праздника для старших дошкольников «Пасхальные встречи»

Сценарий игрового праздника для старших дошкольников «Пасхальные встречи»...

Конспект досуга «Пасхальные встречи» для детей старшего дошкольного возраста

Цель данного мероприятия воспитание у детей интереса к русской православной культуре и  развитие эмоциональной сферы детей....