"Занятия по рисованию в разных возрастных группах детского сада"
методическая разработка по рисованию
Рисование — базовый навык, на котором строится процесс развития ребенка. Через рисование малыш учится держать карандаш, он тренирует силу руки и мелкую моторику. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие головного мозга она связана с вниманием, памятью, зрением и нервной системой и из-за близкого расположения речевого и моторного центров в головном мозге — с речью. Рисование тоже относится к процессу мелкой моторики, вследствие чего развивается мышление, память, координация, зрение и речь. Во время рисования работают оба полушария мозга и между ними образуются важные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_po_risovaniyu_v_raznyh_vozrastnyh_gruppah.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Занятия по рисованию в разных возрастных группах
детского сада
Выполнила: Грязнова Т.М. МАДОУ №113
г. Улан-Удэ
Вступительная часть.
Рисование — базовый навык, на котором строится процесс развития ребенка. Через рисование малыш учится держать карандаш, он тренирует силу руки и мелкую моторику. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие головного мозга она связана с вниманием, памятью, зрением и нервной системой и из-за близкого расположения речевого и моторного центров в головном мозге — с речью. Рисование тоже относится к процессу мелкой моторики, вследствие чего развивается мышление, память, координация, зрение и речь. Во время рисования работают оба полушария мозга и между ними образуются важные связи.
Польза рисования:
развивается усидчивость, потому что ребёнок концентрируется на одной теме рисунка;
улучшает память и внимание;
развивается способность самовыражаться;
развивается эстетический вкус;
положительно влияет на детскую креативность, пробуждая яркие впечатления;
развивает фантазию и воображение;
ребёнок видит результат своего труда, получает похвалу за свой рисунок;
общий интерес сближает детей.
Рисование – это процесс познания и выражения себя, поэтому
рисование необычными материалами и методами развивает креативное мышление и воображение.
Нетрадиционные художественные техники рисования:
- пальчиковое, знакомит с красками, процессом смешивания цветов, тренирует мелкую моторику. Техника идеально подходит для малышей, уже в год можно смело практиковать пальчиковое рисование;
- ледяные мелки;
- кляксография;
- мягкими губками, щётками;
- смятой бумагой;
- палочками;
- верёвками, ниткография;
- монотипия;
- объёмные краски;
- паспарту;
- рисование пеной;
- живые кисточки, рисование листиками, травинками;
- жидкие мелки;
- рисование на сугробах;
- фроттаж;
- силуэт;
- штампами;
- набрызг;
- невидимые рисунки;
- эбру;
- рисование солью;
- пластилинография.
Рисование от 1 года, является одним из первых осознанных действий с предметом, в первую очередь запускается тактильность и координация движений. Рука ребёнка может удержать карандаш, донести до бумаги и добиться появления цветного следа.
В 2-3 года ребёнок начинает манипуляции с красками или карандашами, что позволяет ему закрепить знания о цветах и оттенках. Во время рисования дети отрабатывают понятия «большой – маленький», «много – мало», изучают простые фигуры, формируют пространственное мышление, располагая на листе бумаги различные элементы: небо – сверху, трава – внизу, домик – в центре. Кроме того, рисование запускает важные процессы в головном мозге, которые напрямую отвечают за развитие речи.
Рисуя и разукрашивая, в возрасте 4-5 лет, ребенок учится владеть своей рукой, контролировать произвольность ее движения – это один из ключевых навыков для будущего обучения письму.
5-6 лет Координация и моторика также тренируются в процессе рисования, а с ними – интеллект. Творчество помогает самовыражаться, передавать свои эмоции и чувства.
6-7 лет Рисование разными техниками снимает напряжение, развивает фантазию, память и логическое мышление, тренируют терпеливость и помогают раскрыть творческий потенциал ребенка.
Основная часть.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
Занятия рисованием, организуются в детском саду со всей группой в определенное время согласно режиму жизни детей того или иного возраста. Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная подготовка его. Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя.
К подготовке материала относится:
подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования красками, карандашами и надписывание ее. При заготовке бумаги всегда следует иметь 5 листов запасных, для того, чтобы дети, быстро выполнившие задание, могли нарисовать, что они хотят;
подбор красок и приготовление цветов и оттенков, необходимых для данного занятия;
проверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок для воды, наполнение баночек водой;
проверка и заточка цветных и графитных карандашей (при рисовании карандашом);
Подготовка материала для демонстрации во время объяснения воспитателя. Сюда может входить:
а) подбор натуры или модели;
б) приготовление образца;
в) материал для показа приемов рисования
В старших группах к подготовке материала следует постепенно привлекать и детей, что даст им определенные знания и умения, будет воспитывать элементы трудолюбия.
Организация процесса занятия.
Процесс занятия делится на 3 части:
- вступительная часть — указания воспитателя, беседа с детьми.
Структура этой части занятия:
Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.
Анализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение текста, беседа с детьми, конкретные указания к выполнению работы, активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения;
- руководство процессом выполнения работы.
В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям, не упуская никого из виду. После того как воспитатель убедился, что он наладил работу группы в целом, он может на время перейти к индивидуальному руководству;
3) заключительная часть — просмотр и оценка детских работ.
Заключительная часть занятия – просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. В большинстве случаев она носит характер развернутого анализа, на котором должны быть представлены работы всех детей. Анализ детских работ проводится тотчас же после занятия или после прогулки. Основным принципом обучения детей рисованию является наглядность. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много и они всегда сопровождаются словесными объяснениями. Начинать обучение рисованию лучше с восковых мелков.
Приемы обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.
Младший дошкольный возраст:
Наблюдение за объектом изображения (предмет должен быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного).
Метод пассивных движений (воспроизведение движений рукой в воздухе, затем это движение повторяются вместе с детьми).
Показ способов изображения.
Художественное слово (используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя).
Прием дорисовывания.
Прием «рука в руке».
Средний дошкольный возраст:
Использование натуры несложной формы (Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части).
Художественное слово (можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни).
Показ способов изображения (продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д.).
Образец рисунка в декоративном рисовании (в предметном и сюжетном рисовании не может быть применен, так как он будет сковывать инициативу и воображение ребенка). Наглядное моделирование.
Старший дошкольный возраст:
Использование натуры: рассматривание и анализ (более сложные и разнообразные предметы. Рассматривание и анализ формы и положения натуры сопровождается обрисовывающими жестами, вопросами воспитателя к детям. Рисование с натуры не требует обычно дополнительного показа приемов рисования, за исключением освоения новых технических приемов)
Метод использования образца в декоративном рисовании (образец используется только для объяснения поставленной задачи). Использование картин (помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете и знакомит их с некоторыми изобразительными приемами).
Частичный показ способов изображения (Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей). Художественное слово (расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.
Наглядное моделирование (помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, воспроизвести существенные свойства изображаемого объекта).
Подготовительная к школе группа
Метод рисования с натуры, ведущий метод обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом. В подготовительной к школе группе дети зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Использование книжек-картинок с игровыми действиями (Ценным пособием для рисования являются книжки-картинки с игровыми действиями, на которых дети видят, как от изменения какой-то детали меняется иногда смысл изображённого или внешний вид предмета, например книжка-кукла, где страницы представляют различные платья. При перелистывании их дети видят куклу в разных нарядах). Использование образца в декоративном рисовании (В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец даётся в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения).
Словесное объяснение (Показ приёмов рисования в подготовительной группе проводится реже, чем в других группах, так как дети этого возраста многое могут усвоить на основе только словесного объяснения). Художественное слово. Наглядное моделирование.
Рисование в разных возрастных группах детского сада.
Во второй группе раннего возраста в 1 полугодии воспитатель знакомит детей, прежде всего с материалами (бумагой, краской), принадлежностями (карандашом и кистью), обучает техническим приёмам: правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3-4 см от заострённого конца), пользоваться красками и кистью, водить кистью без нажима, набирать краску на весь ворс, лишнюю отжимать о краешек посуды, промывать кисть, легко водить карандашом по бумаге, следить глазами за движением руки. Ребёнку нужно объяснить, как правильно сидеть за столом, сказать, что рисовать следует только на бумаге, что нельзя стучать карандашом, мять бумагу. Воспитатель учит узнавать и называть изображения на рисунках, сделанных взрослыми, устанавливать связь между изображением и процессом рисования. Чтобы рисование было именно изобразительной деятельностью, а не манипуляцией карандашом, нужно направлять внимание детей на создание образов (по показу воспитателя и самостоятельно). Сначала детям предлагают рисовать предметы, которые не требуют точной передачи формы.
Ориентировочные задания I полугодия: капли воды, трава, снег, дождик кап-кап, следы, листики, дорожки, ручейки, ниточки с шариками (дорисовывание ниточек), мячи катятся по дорожке (дорисовывание дорожки), снег падает на дорожку (дорисовывание снега), следы собачки на дорожке, идут ножки по дорожке. Во II полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо, сверху вниз, пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом. От малышей требуют точнее изображать предметы с помощью линий и кругов разного размера (по показу и без него). Работая во II полугодии с двумя подгруппами, воспитатель прибегает к целостному или поэтапному объяснению и оказывает индивидуальную помощь. Ориентировочные задания для рисования кисточкой и карандашами: ручейки, волны, столбики, палочки, дорожки, ленточки, окно, клеточки, забор, платок, клубки ниток, шарики, мячи, снежки, солнышко.
Младшая группа основные задачи: прививать детям интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к действительности: следует учить их правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки. Дети должны учиться пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, свободно, без лишнего нажима проводить ими по бумаге), аккуратно набирать краску на кисточку (лишнюю отжимать о краешек посуды), вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой. Педагог знакомит детей со свойствами красок, учит их рисовать красками двух-трех цветов, учит различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый, чёрный, белый), знать их оттенки (розовый, голубой, серый). В соответствии с программой воспитатель предлагает детям такие темы для рисования: столбики, дождик, ленты (длинные и короткие), дорожки, клетчатый платок, забор, лестница, ёлочка, мячи (большие и маленькие), бублики, шары, клубки ниток, кольца, ёлка, запорошённая снегом, ёлочные шарики на ниточках, украшенная шариками ёлка, снежная баба, дом, снежная баба возле дома, игрушечная тележка, зелёная трава, красные флажки, красные и желтые цветы, разноцветные флажки, разноцветные воздушные шары, деревья с зелёными листьями, светит солнышко в окошко, забавный снеговик, весёлый колобок катится по дорожке, одуванчики в траве, впечатления от праздника, осенняя, летняя, зимняя и весенняя природа. Проведение занятий рисованием с детьми трёх лет требует конкретизации всего материала. Эффективным средством обучения в младшей группе является последовательный показ способов изображения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения рисунка. Показ приёмов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.
Средняя группа основные задачи: закреплять у детей интерес к рисованию; развивать у них наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность; научить детей рисовать простые по форме предметы и выделять их основные части; научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зелёный, белый, жёлтый, чёрный, коричневый, оранжевый, а также их оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зелёный. Дети должны учиться рисовать по памяти, творчески выполнять задания, научиться грамотно размещать изображение на листе бумаги; дети в этом возрасте должны работать карандашом и кистью: вести линию плавно, не нажимая, изменять направление линий, рисовать тремя-четырьмя красками; педагог должен постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы, в основе которых лежат прямые (вертикальные и горизонтальные), наклонные, ломаные, кривые и дугообразные линии; учить рисовать предметы, используя знание их геометрической формы (круглая, прямоугольная, треугольная, овальная) и цвета, объединять в рисунке изображения двух-трех предметов, сочетать цвета для создания выразительных образов. Темами занятий для этого возраста должны стать: фрукты, овощи, цветы, осенние и весенние деревья, разноцветные шары, дом, украшенный флажками, дом с забором, дерево возле дома, елка, снежная баба, новогодняя ёлка, Снегурочка, кукла, птичка, явления природы, колобок, встретивший зайчика (мишку), цыплят, которые ходят по траве, девочка на прогулке. Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек.
Старшая группа основные задачи: развивать у детей наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность; воспитывать эстетическое отношение к окружающему, учить детей описывать предмет, его форму, выделяя самые существенные его признаки, сравнивать предметы по форме и цвету; передавать относительные размеры предметов, формировать пространственное воображение; учить рисовать по замыслу и по памяти, добиваться выразительного решения композиции.
Педагог должен знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, народными промыслами; учить их различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый), различать оттенки (голубой, розовый, светло-зелёный и др.) и нейтральные цвета (серый, серо-голубой), создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила, а к акварели воду.
Дети должны уметь отобразить в рисунке пропорциональное соотношение двух-трех предметов, расположив их по схеме: внизу - те, что находятся на земле, вверху - те, что в воздухе, в небе; создать сюжет из пяти - шести предметов. Ребят нужно научить передавать в рисунках впечатления от наблюдения за природой, событиями окружающей жизни, от сказок, стихов, песен, праздников. Дети должны правильно пользоваться акварельными красками и кистью, держа ее наклонно, поворачивать на плоскости; должны уметь изображать человека во фронтальном статичном положении и в движении, изображать людей и животных как статично, так и в движении.
В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей.
Заключительная часть.
Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребёнок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Слово, подкреплённое наглядным материалом, поможет ребёнку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание. Оно является одним из самых важных средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как непосредственно связано с самостоятельной, творческой и практической деятельностью ребёнка. Рисунок, как деятельность, позволяет детям выразить в работах своё представление об окружающем мире, передать настроение в данную минуту, выразить отношение к окружающему миру через лист бумаги и краски. Поэтому овладение изобразительной деятельностью с раннего детства имеет для ребенка огромное значение: создать положительный эмоциональный настрой, что способствует развитию творчества, эстетического чувства, чувства образного представления и воображения, так же дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, показать его родителям и доставить им радость, получить поощрение.
Список используемой литературы:
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
- Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2015.
- Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. – 2010
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
- Доронова Т.Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2–4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М., 1992
- Езикеева В.А., Казакова Т.Г. Соотношение творчества и обучения в изобразительной деятельности //Художественное творчество в детском саду. М., 1974.
- Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М., 1969.
- Казакова Т.Г. Методы воспитания и обучения на занятиях изобразительной деятельностью //Система эстетического воспитания в детском саду. М., 1962.
- Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. М., 1985.
- Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. М., 1971.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. М., 1991.
- Сакулина Н.П. Содержание занятий по изобразительной деятельности //Система эстетического воспитания в детском саду. М., 1962.
- Сакулина Н.П. Умственное воспитание на занятиях по изобразительной деятельности //Умственное воспитание дошкольника. М., 1972.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. М., 1980.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность художественное развитие дошкольников. М.,1983.
- Шибанова Н.Я. Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в рисовании. Пермь, 1974.
- Якобсон П.Я. Психология художественного творчества. М., 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах.
Таблица по статье М. Шкларовой....
Обучение детей рисованию в разных возрастных группах .
Консультация для воспитателей "Обучение детей рисованию в разных возрастных группах"...
Презентация на тему "Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада"
Презентация на тему "Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада"...
Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать па...
Методика обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.
С статье говорится о методиках , которыми можно воспользовать для обучении рисованию в разных группах....
Основные методы и принципы проведения ОД художественно-эстетической направленности «РИСОВАНИЕ» в разных возрастных группах детского сада
Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью.Оно направлено на...
Выступление на педагогическом совете "Методика обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада"
Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Это одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности....