Рисунок "Натюрморт"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Программное содержание:
1. Познакомить детей с одним из жанров живописи – натюрмортом.
2. Учить детей составлять композицию, видеть линию, возле которой располагаются предметы.
3. Закрепить умение определять форму, цвет предметов.
4. Активизировать словарь детей: натюрморт, разделяющая линия.
5. Развивать интерес, умение восхищаться содержанием, красотой картин.
6. Воспитывать эстетические чувства, желание доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа: рассматривание картин различных художников, уточнение знаний о технике рисования.
Материалы и оборудования: картины Е.В.Зуева «Дары леса», П.П.Кончаловского «Яблоки на столе у печи», Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»; предметы для составления композиции (ваза, муляжи фруктов, муляжи овощей); мольберт; на каждого ребенка: тонированные листы бумаги (верхняя часть светло-голубая, нижняя темно-голубая) акварельные краски, кисти, салфетки.
Ход занятия:
Мотивация:
- Сегодня, ребята, я вас хочу пригласить на выставку картин, где вы увидите и узнаете много нового, интересного, удивительного. Проходите, пожалуйста (воспитатель обращает внимание на выставку картин, к которой подходят дети).
Рассматривание картин. Вопросы:
- Ребята, посмотрите, сколько красивых картин. Давайте рассмотрим некоторые из них. Замечательная картина Евгения Владимировича Зуева «Дары леса». Полюбуйтесь ею. Как вы думаете, почему автор так её назвал? Всё то, что изображено на картине растет в лесу, и всё это нам дарит лес. Художник обращает наше внимание на обилие, богатство, естественную красоту и разнообразие форм, цветов и оттенков природных даров. Художник прославляет щедрость лесов, красоту осенних лесных даров.
- Следующая картина художника Петра Петровича Кончаловского «Яблоки на столе у печи». Как вы думаете, о чем же здесь нам хотел рассказать художник? Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные по цвету и форме. Пётр Петрович предлагает нам полюбоваться и восхититься их разноцветьем, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью.
- А о чем же интересно хотел нам рассказать художник Фёдор Петрович Толстой в своей картине «Букет цветов, бабочка и птичка». О чем же эта картина? О красоте живого мира. О растениях, цветах и живых существах – птицах, бабочках, мушках, гусеницах, которые все вместе, и составляют этот живой мир. Пётр Петрович своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны. Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими. Их так много. Каждая из этих картин называется натюрморт. Натюрморт — это композиция, составленная из природных предметов и вещей сделанных руками человека.
Чтение стихотворения:
«Если видишь на картине дары леса на столе,
Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,
Или все предметы сразу,
Знай, что это — натюрморт».
- Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко. Все художники, натюрморты, которых были размещены на выставке, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, то есть расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов.
Сюрпризный момент:
- А вы хотели бы сегодня стать художниками и написать натюрморт? Я вам помогу. Давайте произнесем волшебные слова:
Влево вправо повернись.
В художников превратись.
Объяснение:
- Каждый из вас стал юным художником. Вы вместе, составите одну композицию и напишите натюрморт. Пожалуйста, пройдите к столу. Перед вами предметы, рассмотрите их и так как вы юные художники выберите лишь только два или три предмета по желанию: вазу, фрукты или овощи.
- Выбрали? Теперь составим композицию. Расположите её на столе, покрытом тканью. Яркость и красоту натюрморту придаст фон: верхняя часть светло-голубая, а нижняя темно-голубая, их разделяет линия. Как можно назвать эту линию? Разделяющая линия. Относительно разделяющей линии вы должны расположить предметы (дети составляют композицию). Молодцы! Замечательная композиция. Глядя на эту композицию, вы напишите натюрморт. Проходите, садитесь за столы.
Показ:
- Перед вами тонированные листы бумаги. Какого цвета верхняя часть листа? А нижняя часть листа, какого цвета? Что разделяет лист на две части? Теперь уточним форму, цвет предметов, место их расположения.
Вопросы направленные на обследование предмета:
- Какой формы ваза (или другой выбранный предмет)? Какого цвета ваза? Как расположена ваза, относительно разделяющей линии, относительно других предметов?
(Остальные предметы описываются аналогично).
Юные художники, мы определили с вами место расположения предметов, уточнили их форму и цвет. Пришла пора писать натюрморт. Вы готовы?
Физкультминутка:
Но сначала, давайте отдохнем:
Наши пальцы разомнем,
Наши пальчики встряхнем
Рисовать сейчас начнем.
Ноги вместе, ноги врозь
Заколачиваем гвоздь.
Напоминание:
Ребята, хочу напомнить вы должны постараться передать форму, цвет, место расположения предметов. Дети приступают к написанию натюрморта.
Самостоятельная деятельность детей:
Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, напоминает о технике рисования.
Анализ детских работ:
- Кто закончил, выставляйте свои картины на выставку. (Дети выставляют рисунки на большой мольберт)
- Как можно назвать натюрморт? На каком натюрморте юному художнику удалось точно изобразить форму, цвет, место расположения предметов?
- Молодцы! Натюрморты получились яркими, колоритными, замечательными. Вы были сегодня замечательными юными художниками. Произнесём волшебные слова и из художников превратимся в ребят:
Влево вправо повернись
В ребят превратись.
Рефлексия:
Где мы сегодня с вами побывали?
- Что вы научились составлять из предметов?
- Что написал каждый из вас?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- Испытывали ли вы какие-либо затруднения?