"Использование разных видов техники в художественном творчестве"
консультация по рисованию (подготовительная группа)
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konultatsiya_netradits.tehniki.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №20
имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
(МОУ ГИМНАЗИЯ №20) * ОГРН – 1035005007070
Адрес: 140 006 г. Люберцы тел. (495) 554-45-96 Московской области (495) 554-30-47 ул. Южная, 20 факс (498) 553-96-45 e-mail: lbrc_ gimnaziya20@mosreg.ru
Конспект консультации для педагогов
Тема: "Использование разных видов техники в художественном творчестве"
Подготовила: воспитатель Симонова В.Н.
Сообщение на педагогическом совете
из опыта работы:
«Использование разных видов техники в художественном творчестве».
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
- во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
- во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
- в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Известно, что обучение детей дошкольного возраста рисованию существенно отличается от обучения этому взрослых (Н.А.Ветлугина (1972), Л.С.Выготский (1930), Н.П.Сакулина (1959) и другие). Многочисленные исследования по проблеме детского творчества в рисовании, говорят о том, что детское творчество носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. В тоже время детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей.
Ветлугина Н.А. указывала, что развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования творческого потенциала человека. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Вот почему в своей работе мы сделали акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию. Наиболее эффективных на наш взгляд является подход - сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Необходимо учитывать, что интересы у детей разные. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся - в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие цвета, несмелые линии. А есть дети, которые любознательны, стараются выполнить работу самостоятельно. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей, с которыми часто сталкиваются дети можно выделить - сложность изображения предметов тонкими линиями. И поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать. Чтобы этого не происходило, мы стали использовать нетрадиционные техники изображения. Специалисты, занимающиеся этим вопросом утверждают: "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)). Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.
2. Использование нетрадиционных техник и приемов рисования у детей разных возрастных групп.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Оборудование и материалы для нетрадиционных техник рисования: гуашь, акварель, тушь, морская соль, бросовый материал, наборы одноразовой посуды, цветная клейкая бумага, цветной картон, ножницы на подгруппу участников, клей ПВА, пластилин, обрезки ткани различной фактуры, трубочки коктейльные, цветные картинки, нитки, ватман, фланелеграф, магнитная доска, воздушные шары, музыкальное сопровождение мероприятия и многое другое.
2.1. Вторая младшая группа.
Работу с использованием нетрадиционных техник можно начинать со 2-ой младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:
- Рисование пальчиками, ладошками. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Рисование печатками из картофеля, моркови, яблок, ватными палочками. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку из картофеля, моркови, яблок к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и печатки.
- Печатание листьями (бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти). Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
2.2. Средняя группа.
В средней группе добавляются:
- Рисование свечой + акварель. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
- Оттиск пробкой, поролона, пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
- Тычок жесткой полусухой кистью. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь жесткую кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Рисование восковыми мелками + акварель. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
- Оттиск поролоном. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
- Оттиск смятой бумагой. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага
2.3. Старшая группа.
В старшей группе практикуются следующие приемы и техники нетрадиционного рисования:
- Печать по трафарету. Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
- Кляксография обычная. Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
- Кляксография с трубочкой. Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
- Рисование мыльными пузырями. Способ получения изображения: для того что бы нарисовать рисунок мыльными пузырями сначала надо приготовить специальный цветной раствор. Сделать его не сложно в домашних условиях. Добавьте в любой мыльно-пенящийся раствор, например, в разбавленный водой детский шампунь, акварельную краску или пищевой краситель. Возьмите соломинку и дуньте через неё в мыльную воду, что бы образовалось побольше пузырей. Возьмите акварельную бумагу и прислоните её сверху к пузырям. В результате у вас получатся случайные абстрактные разноцветные узоры. Дайте им высохнуть.
- Монотипия пейзажная. Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
- Монотипия предметная. Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
- Пластилинография. Способ получения изображения: её принцип заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной плоскости.
- Гравюра. Способ получения изображения: наносим фон на стекло (быстро, чтобы краска не успела высохнуть). Прорисовываем рисунок ватными палочками. Стекло накрываем листом бумаги. Разглаживаем осторожно руками. Поднимаем лист. По желанию дорисовываем рисунок.
2.4. Подготовительная группа.
В подготовительной группе используются следующие приемы и техники нетрадиционного рисования:
- Тычок жёсткой полусухой кистью. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Рисование цветным песком. Способ получения изображения: на картоне простым карандашом рисуем контуры рисунка, которого планируем нарисовать цветным песком. Для удобства, разные зоны можно слегка пометить символами, обозначающими, какой цвет песка будет для них использоваться. Например: "З" - зеленый цвет, "К" - красный и т.д. В порядке очередности работаем с цветным песком: сначала промазываем кистью, обмакнутой в клей, к примеру все "зеленые" зоны. Вторым шагом будет - посыпание "клейких" мест зеленым песком. Засыпать следует так, чтобы не оставалось белых мест. Если их не будет, то можно не высушивая картину - приступать к последующим шагам - поочередно используя все оставшиеся цвета.
- Рисование цветным клейстером. Способ получения изображения: раскрашиваем контурное изображение цветным клейстером соответствующих цветов жесткой кистью. Для каждого цвета использовать отдельную кисточку или кисточку насухо вытирать. Дополняем изображение (мелкие детали) тонкой кистью: можно «процарапать» узор или линии.
- Граттаж. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
- Оттиск смятой бумагой. Способ получения изображения: развести акварельную краску в блюдце. Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой будем дорисовывать детали рисунка.
- Рисование морской солью. Способ получения изображения: нарисованный краской рисунок посыпаем солью, соль пропитывается краской, и после высыхания получаем необычную структуру, эффект зернистости придает объемность изображению.
- Тиснение. Способ получения изображения: кладем лист бумаги на монетку. Простым карандашом заштриховываем выступающую над монеткой часть бумаги, пока не появится вся рифленая поверхность.
- Рисование по сырому. Способ получения изображения: широкой кистью на лист бумаги нанесем много воды. Ребенок на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться. Свободные места заполняются растекающимися точками других цветов. Вместе с ребенком подумайте, что напоминает его картина. Дайте название детской работе.
- Батик. Способ получения изображения: батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалим, проглаживаем, натягиваем на рамку или на коробку из-под конфет, или делаем паспарту любой формы. Рисование производим гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.
- Расчёсывание краски. Способ получения изображения: это прием рисования, при котором специальным гребешком, стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводим по мокрой краске и процарапываем на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.
- Двойное примакивание кисти. Способ получения изображения: окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать.
3. Заключение.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно педагогических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов дошкольных учреждений. Для этого необходимо наряду с традиционными методами и способами изображения включать и нетрадиционные техники рисования. Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
4. Литература.
1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.
6. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
7. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
8. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
10. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
11. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
12. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/
13. Т.С. Комарова «Как можно больше разнообразия» // Дошкольное воспитание, 1991, №9//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личности ребенка посредством использования нетрадиционной техники в художественном творчестве.
«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы каждый питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».В.А.Сухомлински...
"Использование нетрадиционных техник в художественном творчестве детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
«Использование нетрадиционных техник в художественном творчестве детей младшего дошкольного возраста.»
презентация рассказывает о нетрадиционных техник в художественном творчестве...
«Использование разных видов техники в художественном творчестве» (из опыта работы)
Использование разных видов техники открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребе...
Статья «Использование нетрадиционных техник в художественном творчестве детей дошкольного возраста»
Развитие детского творчества путем внедрения нетрадиционныз техник в художественном творчестве....
Конспект открытого показа совместной деятельности взрослого с детьми раннего возраста, направленный на формирование художественно-эстетической культуры дошкольника через эффективное взаимодействие ДОУ и семьи с использованием разных видов продуктивной дея
Знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования....
Сообщение на тему: "Использование нетрадиционных видов техники в художественном творчестве детей дошкольного возраста"
laquo;Истоки способностей и дарования- детей на кончиках пальцев. От пальчиков образно говоря идут, тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больш...