Лебединое озеро
план-конспект занятия по рисованию
Предварительный просмотр:
"Лебединое озеро"
Предварительная работа с детьми
- Знакомство с театром (здание, сцена, декорации, костюмы, маски, афиша).
История балета. Балет в живописи и графике. - Музыка. Чайковский П.И. Сказка, либретто.
- Рисование "Балерины", художественный труд "Снежинки-балеринки".
- Беседы: "Лебеди в русских и зарубежных сказках" ("Сказка о царе Салтане, "Дикие лебеди" и т.д.), "Лебеди в народных песнях, танцах".
Показ иллюстраций, репродукций.
Рисование "Гуси-лебеди". - Рисование на занятии кружка по ИЗОдеятельности. Коллективная работа "Портрет Царевны-Лебеди", коллаж. Рисование драгоценностей (предварительно рассмотрев открытки "Алмазный фонд Кремля"), рисование и декоративное оформление перьев лебедя.
- Образ птицы в музыкальных произведениях (Сен-Санс "Лебкдь". Стравинский "Жар-Птица")
На "Полочке красоты" – белоснежное перо, которое обронила птица. - Рисование "Озеро и дворец принца Зигфрида" (большой формат).
- Слушание музыки, просмотр фрагментов балета.
- Изготовление лилий для оформления зала, оформление зала.
- Комплексное занятие "Лебединое озеро".
Цели: Воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, танцу, искусству слова. Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности (музыкально-пластической, танцевальной импровизации, рассказе, рисовании). Закрепить знания об особенностях некоторых шедевров мировой культуры, созданных композиторами, поэтами, художниками. Закрепить и уточнить знания о балете. Познакомить с известными исполнителями в области хореографического искусства.
Задачи:
Познакомить детей с содержанием и музыкой балета.
Побуждать к воплощению впечатлений в пластических и танцевальных импровизациях.
Помочь передать образы Одетты, Одилии, злого филина, принца Зигфрида в живописной технике, передать сказочный вид вечернего лебединого озера художественными средствами, доступными и интересными детям средствами (набрызг, клей и гель с блестками, голографическая пленка и т.д.).
Помочь детям передать движение и добиться выразительности образа.
Материалы и оборудование:
Муз. руководитель: видеокассета, аудиокассета, иллюстрации из журналов, книга о балете, портрет композитора.
Руководитель ИЗО: видеофильм "лебединое озеро", аудиозапись балета. Отрывок из "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина. Репродукция картины "Царевна-лебедь" М.Врубеля. Пачки для девочек, фраки для мальчиков.
Гуашь, бумага (1/4 ватмана), кисти щетинные и беличьи, гель с блестками, голографическая пленка.
Предварительная работа:
Муз. Руководитель:
- Знакомство с биографией и творчеством П.И.Чайковского.
- Беседа о жанрах театрального искусства:
- драматический спектакль
- оперный спектакль
- балет
- Беседа о балетах П.И.Чайковского:
- коротко о балете "Спящая красавица", слушаем "Вальс",
- коротко о балете "Щелкунчик", слушаем "Марш".
- Балет П.И.Чайковского "Лебединое озеро":
- знакомство с содержанием балета:
- сказка, по которой он написан,
- прослушивание литературно-музыкальной композиции;
- музыка П.И.Чайковского:
- музыкальные характеристики основных героев,
- танцы в балете,
- тембры инструментов, характеризующих основных героев (скрипки, гобой, арфа),
- основные фрагменты: лебеди, вальс лебедей, танец маленьких лебедей.
Руководитель ИЗО:
Рисование ночного звездного неба, рисование человека в движении, балерины, создание образа "Царевны-лебеди" – коллективная работа с рисованием перьев, драгоценных камней и жемчужин для короны.
Ход занятия
1 часть. Муз. руководитель
Ребята, вы любите сказки? А за что?
И, наверное, за то, что в них совершаются чудеса и происходят всякие волшебные вещи? А когда еще бывают чудеса, на каком празднике? (на Новый год). Да. Но сегодня, к сожалению, мы с вами не в сказке и сегодня не Новый год. Но я все таки вам обещаю, что у нас сегодня произойдут, хоть и маленькие, но чудеса. А знаете почему? А потому что одна знакомая фея одолжила мне на сегодня свою волшебную палочку. Вот она. А чтобы чудо произошло, надо начать говорить о нем. Можно начну я?
Сегодня мы с вами поговорим о чуде, которое живет вместе с нами. Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать. Оно, как и я, как и вы, имеет свою душу и сердце. Но чтобы понять его нужно время.
Его нельзя встреть на улице, дома или в детском саду. Но я знаю где оно живет. Хотите скажу?
Оно живет в одном-единственном, полном таинственности месте, которое называется театр. Вы разочарованы, т.к. уже знаете, что в театре идут спектакли? Какие? Правильно, оперные, где актеры только поют и двигаются по сцене. Драматические, где актеры переживают. плачут, смеются, грустят и радуются. А я хочу вам сказать, что это не простой спектакль, а спектакль, сотканный только из музыки, танца, движений, мимики, жестов, декораций и костюмов. Догадались, как называется такой спектакль? Правтльно – балет.
А помог нам соприкоснуться с ним человек, которого вы видите на портрете. Кто это? Правильно, это П.И.Чайковский. Расскажите нам о нем. (рассказывают дети)
А какую музыку он писал? Какой его любимый танец? Сколько он написал балетов и как они называются?
А что вы знаете о балете "лебединое озеро"? Кто его главные герои и что с ними произошло?
Молодцы. Ребята, волшебная палочка хочет показать нам чудо. Но сначала надо отгадать загадки. Но не простые, а музыкальные.
Звучит музыка:
1. Вальс из балета "Спящая красавица",
2. Марш из балета "Щелкунчик",
3. "Танец маленьких лебедей" из балета "Лебединое озеро".
Дети называют, что за музыка и из какого балета.
Правильно, молодцы, а теперь я взмахну волшебной палочкой…
Звучит музыка "Феи Драже", муз. руководитель вносит шкатулку, подносит ее к детям, раскрывает и дети видят в ней балетные туфли.
Что это, ребята? Да, это настоящие балетные туфли, называются они пуанты.
Дети рассматривают, передают друг другу.
В носочек этих туфель вложена пробка с отверстием, куда балерина ставит ногу. Именно эти туфли помогают балерине танцевать на пальцах.
А как называется платье, в котором танцует балерина? Правильно, пачка. А сейчас посмотрите на телевизор, он вам напомнить, как танцует балерина. (маленький фрагмент). А теперь снова послушайте музыку. (звучит фрагмент "Лебеди") Что это за музыка, о чем она? Какой инструмент вы слышите? А какие ему аккомпанируют? Что происходит в балете под эту музыку?
А сейчас я еще раз взмахну волшебной палочкой и вы превратитесь в белых лебедей. Хотите? Итак, кто хочет, превращайтесь и потанцуйте под эту волшебную музыку.
Дети танцуют, импровизируют. Музыка стихает.
Молодцы, вы заслужили, чтобы произошло еще одно чудо.
Муз. руководитель взмахивает волшебной палочкой, гаснет свет и под музыку в зал по одной вбегают девочки-балерины, учащиеся хореографического отделения школы искусств. Зажигается свет, исполняется классический танец. В конце свет гаснет и девочки-балерины убегают. Детей забирает преподаватель ИЗО. Занятие продолжается в кабинете ИЗО.
2 часть. Руководитель ИЗО
Композитору так удалось рассказать о добром и светлом, злом и жестоком, что вы, слушая музыку, узнаете и добрую Одетту, и холодную Одилию. О персонажах балета можно рассказать и с помощью красок, но сначала подумайте, какие краски вы бы подобрали, рассказывая о добром, светлом и какие краски для того, чтобы рассказать о злом, жестоком? (ответы детей). Приступайте к рисованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по слушанию по технологии О.П.Родяновой. Балет - сказка П.И.Чайковского "Лебединое озеро"
В конспекте описывается занятие по технологии О.П.Родыновой "Музыкальные шедевры". Предлагается детям в доступной форме воспринимать музыку П.И. Чайковского. Происходит знакомство с одним из вид...
конспект занятия " Сказка в музыке" на примере балета П.И.Чайковского " Лебединое озеро"
конспект занятия по ознакомлению детей с жанром " балет" и творчеством П.И.Чайковского....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы «Лебединое озеро»
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» во время совместной деятельности воспитателя с детьми....
Конспект комплексного занятия по лексической теме «Перелётные птицы» для подготовительной логопедической группы с детьми с ОНР Коллективная работа «Лебединое озеро»
Научить детей складывать фигурку лебедя из бумаги....
Описание движений народно-сценических танцев в музыкально-хореографической сказке «Лебединое озеро»
Материал представляет собой подробное описание танцев к музыкальной сказке "Лебединое озеро"...
Музыкальная гостиная Знакомство с балетом П.И. Чайковского "Лебединое озеро"
Познакомить детей с музыкой балета П.И. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения; учить чувствовать характер музыки....
"Лебединое озеро"
моя работа...