Виды и жанры в изобразительном искусстве.
статья

Рогулина Наталья Николаевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды и жанры в изобразительном искусстве.

Воспитатель

                                                                                       Рогулина Н.Н.

                                                                                 

Солнечногрск

Изобразительные виды искусства.

      Изобразительное искусство – всегда диалог, спор, внутренняя беседа художника и зрителя. Создав серьезное произведение искусства, художник прошел свою часть пути. В его работе соединились строгий расчет и интуиция, острая наблюдательность и обильная фантазия, ясно изложенная художественная мысль и непередаваемое словами чувство; в ней заключен смысл, существенный для многих людей. Остальную часть пути должен проделать зритель. Ему предстоит правильно понять и глубоко почувствовать, сопережить то, что хотел сказать и выразить художник. Рассмотрим виды и жанры изобразительного искусства, своеобразие их «языка», художественно-образной выразительности каждого.

Художественный образ в каждом из искусств имеет свой «язык», свои средства выразительности и по-своему воздействует на человека. Однако при этом ему свойственны общие компоненты: соответствие формы и содержания, композиционные особенности. Внутри каждого вида искусства существуют подразделения, которые называются жанрами в соответствии с темами и объектами изображения. Предлагаю рассмотреть таблицу, которая даст более понятное восприятие о жанрах и видах изобразительного искусства, а затем поговорим об этом подробно.

Вид искусства

Произведения

Материалы

Выразительные средства

Графика

Рисунок

Линогравюра

Монотипия

Офорт

Карандаш

Тушь

Уголь

Сангина

Линия

Штрих

Пятно

Тон

Живопись

Станковая(картина)

Монументальная

Акварель

Гуашь

Масло

Акрил

Темпера

Цвет

Колорит

Скульптура

Станковая

Монументальная

Круглая

Рельеф

Металл

Дерево

Камень

Кость

Композиция

Объем

Пластика

Архитектура

Объемные сооружения

Ландшафтная архитектура

Градостроительство

Металл

Дерево

Камень

Бетон

Линия

Композиция

Объем

Пластика

Декоративно-прикладное искусство

Хохлома

Гжель

Лаковая миниатюра

Городецкая роспись

Полхов-Майдан

Народные промыслы

Гуашь

Масло

Акрил

Темпера

Природные материалы

Цвет

Колорит

Линия

Штрих

Композиция

Объем

Графика.

         Слово «графика» происходит от греческого grapho, что означает «пишу, рисую». Основанием для графики является, как правило, бумага. На нее наносится изображение карандашом, углем, тушью (пером), сангиной, т. е. такими техническими средствами, которые воспроизводят не цвет, а линию или однотонное пятно. К графике, помимо рисунка в собственном смысле слова, относятся такие виды линейно-штрихового изображения, как гравюра на металле (офорт),гравюра на линолеуме (линогравюра), литография.

       Специфическое средство художественного выражения в графике — однотонный рисунок. Это или линия, очерчивающая форму предмета на белой или загрунтованной плоскости листа, или темное пятно, образующее на листе бумаги сочетания темных и светлых поверхностей — светотень, при помощи которой передаются объем и пространство. Иногда в графике используется и цвет: рисунок подкрашивается цветными карандашами. Графика не только рассчитана на показ в музеях и на выставках, но и выступает как массовый агитационно-пропагандистский вид изобразительного искусства, распространяемый огромными тиражами (плакат). Подобно живописи, произведения графики могут иметь самостоятельное значение. Это станковая графика, есть графические произведения, но связанные с литературным текстом и составляющие с ним идейно художественное единство, одновременно оформляющие и украшающие книгу, газету. Это книжные иллюстрации и журнально-газетная графика. Графике свойственны те же жанры, что и станковой живописи:

портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетные композиции, посвященные самым различным темам (историческим и бытовым).  

        Рисунок является основой всех видов изобразительного искусства. Без него не обходится ни живописец, ни скульптор, ни архитектор. В рисунке художники делают наброски и зарисовки с натуры, собирая материал для будущих картин и скульптур; в рисунке выполняются эскизы—композиции картин, скульптурных групп; архитекторы рисуют фасады, интерьеры, панорамы, разрезы создаваемых ими зданий. Но помимо важнейшей, но все-таки вспомогательной роли на службе у других видов изобразительного искусства, рисунок занимает видное место и как вполне самостоятельный род графического искусства.

Живопись.

       Пожалуй, это один из самых распространённых видов искусства. Самые первые её произведения живописи относятся к глубокой древности, они обнаружены на стенах пещер древних людей. Живопись в отличие от других видов искусства обладает цветом как главным, основным средством выражения жизни. Все остальные виды искусства в отношении передачи цвета и света в природе, хотя нередко и используют краски как материал, уступают живописи в полноте, глубине и точности этой передачи. Правда, живописное изображение связано с плоскостью, и в этом смысле оно тоже условно и

уступает скульптуре, обладающей конкретно осязаемой объемной формой.    

       Существуют много различные техник выполнения живописных произведений и применяемых художниками красочных материалов. Наиболее распространена живопись масляными красками. Их свойство сохнуть в течение нескольких дней, их вязкость позволяют не только длительно работать над холстом без существенных изменений от высыхания краски, но и бесконечно разнообразно пользоваться смешением красок и их наслоением. Основой для масляной живописи обычно служит льняной холст. Существуют краски, разводимые не маслом, а водой, и живопись этими красками называется акварелью. Обычно ею пишут на негрунтованной бумаге. Настоящая чистая акварель не имеет белил, роль которых выполняет белый цвет бумаги, просвечивающий сквозь прозрачный красочный слой. Поэтому акварель отличается от других видов живописи прозрачностью и свежестью цвета.

      В отличии от акварельных красок также разводимая водой гуашь имеет очень густую консистенцию и большую плотность, поэтому гуашевые краски не обладают прозрачностью, и в палитре гуаши всегда присутствуют белила.
Часто применяется живопись темперой, краски которой разводятся водой и приготавливаются на казеиново-масляном, яичном или синтетическом связующем.
Темпера — старинная техника живописи. Работа темперой осложняется тем, что, быстро высыхая, краски уже не поддаются смешению. Поэтому в темпере часто пишут чистым цветом, применяя лессировки и моделируя плавные тональные переходы штрихами.

      Акварель, гуашь нередко считают графикой, а не искусством живописи, поскольку они выполняются на негрунтованной бумаге — основном материале графического искусства. Однако специфическое средство живописи — цвет — является в одинаковой степени основным и в масляной живописи, и в акварели, и в гуаши и пр.

Скульптура.

         В отличие от живописи и графики скульптура создает не иллюзию объемов, пространства, света, а реальный объем—трехмерную форму, живущую в реальном пространстве. Термин «скульптура» происходит от латинского слова sculpture — «высекать, вырезать». Также применительно к скульптуре употребляется термин «пластика», что означает «лепить».

       Скульптура может быть полнообъемной, т. е. обозреваемой со всех сторон, тогда она называется круглой. Но изображение может создаваться и неполной объемной формой, частично выступающей над плоскостью. Этот вид скульптуры называется рельефом. Он имеет разновидности: низкий рельеф—барельеф, в котором фигуры предметы выступают над плоскостью не более чем наполовину своего объема; высокий рельеф—горельеф, где изображение значительно возвышается над плоскостью, а иногда лишь касается ее. Рельеф может   передавать иллюзию перспективного пространства, сюжет в развитии действия.

     Монументальная скульптура—искусство обобщенных форм. В ней особенно ярко и полно обнаруживают себя такие специфические качества, как восприятие объема со всех точек зрения, связь с окружающим пространством, выразительность и четкость силуэта — ведь она смотрится с большого расстояния. Роль увековечения и прославления знаменательного события, ставшего историческим, или выдающегося человека — общественного деятеля, ученого, писателя, композитора, полководца, героя труда—выполняет такой наиболее распространенный вид монументальной скульптуры, как памятник. Станковая скульптура в отличие от монументальной не связана ни с архитектурой, ни с городскими и парковыми

ансамблями. Она предназначена для закрытых помещений—залов музеев, выставок.

       Скульптор вылепливает объем из глины, отливает в бронзе, вырезает из дерева, высекает из камня. Эти материалы обладают различными свойствами и, следовательно, разными художественно-выразительными возможностями.

Глина мягка, податлива и послушна в руках. Ею можно передавать детальные подробности строения объема, его поверхности. При работе с глиной скульптор наращивает объем, постепенно накладывая материал на основу—каркас. Глина—материал не прочный и поэтому служит, как правило, лишь для создания формы, с которой затем отливается подлинное произведение в металле, чаще всего в бронзе.

     Дерево, мрамор и особенно гранит, обладающие большой твердостью, при их обработке требуют от мастера значительных физических усилий, так как здесь он постепенно извлекает форму из материала, как бы высвобождая ее из плена. Побеждая, подчиняя своей воле эти твердые сопротивляющиеся материалы, скульптор способен довести поверхность формы до такой чистоты и тонкости, что она начинает как бы оживать, «дышать».

Анималистический жанр (образы животных) в скульптуре занимает особое место. Работы И. Ватагина, выразительно передают характер, настроение, мимику животных. Этот жанр особенно любим детьми и понятен.

Архитектура.

      Архитектура – искусство проектирования и строительства зданий. Архитектурные сооружения могут существовать в виде отдельных зданий или в виде ансамблей. Но иногда ансамбли складываются исторически: из зданий, построенных в разное время, образуется единое целое. Примером является Красная площадь Москвы. Архитектура позволяет судить о технических достижениях и художественных стилях различных эпох. До нашего времени сохранились египетские пирамиды, сооружённые около 5 тысяч лет назад, храмы Древней Греции и Рима. Любой город в любой стране знаменит своими архитектурными сооружениями.

     Архитектура, как и изобразительные виды искусства (живопись, скульптура, графика), имеет дело с объемно-пространственными, пластическими формами, воспринимаемыми нами зрительно. Но в отличие от них архитектура не изображает облик реально существующих предметов, явлений — она сама является материальной объемно-пространственной формой, частицей действительности.

Особенность архитектуры — единство, нерасторжимость двух ее основ: функционально-материальной и идейно-художественной.

       Архитектура создает реальное пространство. В этом состоит ее главная отличительная особенность. Если для живописи определяющим является цвет, для скульптуры—объем, то для архитектуры—пространство. Пространство в архитектуре ограничивается конструктивными формами (несущие опоры, перекрытия, покрытия, ограждения), выполненными из различных материалов, образующими объем здания. Пространство и объем здания неразрывно связаны между собой. Как правило, внешние формы здания — форма объема—зависят от характера его внутреннего пространства — интерьера — и во многом им определяются. Объемно-пространственная структура, в основе которой лежит план, составляет композицию архитектурного сооружения — целостную художественно-выразительную систему форм.

              Существенную роль в создании идейно-художественного архитектурного образа играет содружество пластических искусств — архитектуры, скульптуры и живописи. Ведущей в этом содружестве выступает архитектура, а скульптура и живопись подчиняются ее идейной направленности, конструктивному и пространственно-объемному решению, но подчиняются творчески: скульптура и живопись становится композиционными элементами архитектуры, не теряя при этом своего своеобразия.

Декоративно-прикладное искусство.

       Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства и рождено оно самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища—все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.

      Творцы народного искусства были связаны с природой, дающей им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Близость народного искусства к природе определяет его радостный, оптимистический характер.

      Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность, декоративность. Исследователь русского декоративно-прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в работах народных мастеров четко выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные.

   Среди первых следует, прежде всего, отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение. Лев, барс и орел обозначали силу и власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображение молодой девушки — весну и т.д. Большого развития в народном пр из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Наряду с растительным встречается и геометрический орнамент. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающихся в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства. Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси.

      Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм и мотивов. Народному прикладному искусству присуще единство эстетического и утилитарного (практического) использования. В любом предмете, будь то керамический кувшин, костюм, старинный замок или светец для лучины бытовое, практическое назначение вещи находится в удивительном соответствии с ее декором. Созданию вещи подчинены все выразительные средства: форма предмета, материал, из которого он выполнен, орнамент, цветовое решение.

      Стремление к прекрасному через посредство вещей, общественная функция которых состоит не только в их утилитарной сущности, но и, в равной мере, в способности украшать нашу жизнь, умножать в ней красоту, является духовным смыслом произведений народного искусства.

Жанры изобразительного искусства.

        Происхождение жанров связано со многими и разными сторонами социально-общественной жизни людей, с материальными условиями существования и духовной культурой общества. В процессе исторического развития искусства выделилось несколько обособленных групп произведений, отличающихся содержательными и пластическими особенностями и закономерностями. Жанры исторически преходящи. Так, например, в древнерусской живописи, целиком направленной на христианскую мифологию, существовали свои жанры: образа, жития святых, праздники и некоторые другие. Начиная со светской культуры эпохи Возрождения, в европейской живописи формируются жанры, где взгляд художника направлен на действительность: исторический жанр, портрет, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, батальный жанр, анималистический жанр.

Пейзаж.

Пейзаж - это художественный образ природы или города, т. е. эстетически осмысленное их изображение, как бы пропущенное через личное восприятие художника. Следовательно, пейзаж—не случайно попавший в поле зрения живописца уголок природы или города, а всегда сознательно выбранный мотив явления природы, которое имеет свой характер, обусловленный точкой зрения, освещением и погодой, определенное состояние природы, которое наиболее импонирует художнику, наиболее соответствует его настроению. Поэтому пейзажи столь разнообразны по содержанию, столь разные чувства они вызывают у зрителя. Пейзажист способен не только передать состояние природы, не только выразить через него свое настроение, но и воссоздать дух своей эпохи.

Натюрморт.

       В буквальном переводе с французского слово «натюрморт» означает «мертвая натура». Но это название, конечно, условно, так как далеко не определяет всей сути и многообразия данного жанра. Натюрморт включает в себя изображения всего богатства природного мира и мира вещей, окружающих человека.  Это и то, что создано природой, — растения, цветы, снедь (овощи, битая дичь, рыба, фрукты), и то, что сделано человеком, — предметы домашней обстановки, орудия труда, книги, посуда, ткани и т.д.

При воспроизведении вещественного мира сказывается личное отношение к нему живописца. С одной стороны, объективная сущность вещи, выражаемая в ее форме, цвете, фактуре; с другой — индивидуальность художника, воспринимающего эту вещь. Обе эти стороны — объективная и субъективная — неразрывно переплетаются.

Портрет.

      Портрет также может быть очень различен по своим задачам. В одних случаях, когда портрет призван увековечить облик выдающихся людей, его определяющими качествами становятся точность передачи облика и внешняя сдержанность, представительность. В других внимание художника направлено на устойчивые черты характера модели, на соотношение в характере индивидуальных и типических для многих людей качеств — эти произведения называют социальным или психологическим портретом.

Бытовой жанр.

      Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека. В основном эти сцены изображаются на полотнах живописцев, но их можно увидеть и на графических листах, и в скульптуре. Бытовые события, запечатленные художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времен. Бытовой жанр в изобразительном искусстве стал универсальным способом изобразить жизнь во всей полноте, включая праздники, сцены детства или старости, картины, полные реализма. В полотнах воспевался мирный труд.

На контрасте с псевдомонументальными полотнами, популярными в силу политической ситуации, безыскусное отражение быта вызывало

естественную симпатию. К концу двадцатого века в жанре появились энергичные, темпераментные картины, отлично отражающие дух времени и вместе с тем обогащающие традицию, сохраняющуюся со средневековья.

  Батальный жанр.

       Название батальный произошло от французского bataille, что означает сражение. Батальный жанр – это направление изобразительного искусства, которое посвящено темам войны, сражениям, военной жизни и армии. В основном темой батальных картин становятся сцены боёв, схваток на суше. Художник стремится передать ужас войны, героику главных персонажей и историческое значение данной битвы. Сцены военной и армейской жизни вне битвы часто переплетаются с бытовым жанром. Изображения битв и войн известны человечеству с незапамятных времён. Батальные сцены есть в искусстве древнего востока и даже в наскальных рисунках. Подобные сцены встречаются везде: на древнегреческих вазах, на древнеримских триумфальных арках и даже на иконах. Война всегда имела большое значение для человека, поэтому батальный стиль живописи крайне востребован и по сей день. В России становление батального искусства произошло в XVIII в, с приходом к власти Петра I и его прославления военного искусства. Русский батальный жанр всегда сопровождается духом патриотизма, преклонением перед мужеством русских солдат. Особый всплеск батального жанра был во время и после Великой Отечественной Войны.

Исторический жанр.

      Исторический жанр - один из жанров изобразительного искусства, посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии, крупные сражения и военные события. Драматические столкновения народных сил, взгляд на народ как на движущую силу истории часто находили художественное выражение в историческом жанре.

Анималистический жанр.

     Анималистический жанр в изобразительном искусстве является, пожалуй, самым древним в истории. Наши предки на стенах своих пещер острыми камнями выскабливали именно изображения животных. Доказательством тому служит пещера Ласко во Франции.

Анимализм – это изображение животных на предметах искусства. Этот жанр не ограничен рисунком и живописью, а активно применяется в ряде других видов искусства. Многие художники и критики считают анимализм самым

ниверсальным в мире жанром, поскольку изображения животных свойственны людям всех эпох и культур. Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданным в другом жанре. Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. Когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египта, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя. Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае.

       У европейской аристократии интерес к анимализму появился в эпоху Возрождения. С тех времен вплоть до ХХ века на многих портретах человек изображался с животным, к которому он был привязан. Проявляла интерес к анимализму и российская элита. В Историческом музее несколько лет назад экспонировались портреты собак, подаренных русским царям. Граф Орлов собрал коллекцию портретов своих борзых и лошадей. Интерес к анимализму в реалистической манере получил развитие в США - на проходящих там выставках экспонируются работы множества художников-анималистов.

     Анималист (от латинского animal -- животное) - художник, график, скульптор, фотограф, в основном посвятивший свое творчество изображению животных. Анималист работает в анималистическом жанре. Это такой жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущим людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни). Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной

характеристике животного, его повадкам, среде его обитания. Декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо

существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике. Часто, особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях, животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного, например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе. Из скульптуры имеет распространение анималистическая керамика.

Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек. Но рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виды и жанры изобразительного искусства

презентация о видах и жанрах изобразительного искусства...

Виды и жанры изобразительного искусства в детском саду

Данная презентация о видах и жанрах изобразительного искусства содержит произведения, доступные для восприятия дошкольников, знакомящие дошкольников с видами и жанрами изобразительного искусства....

Содержание педагогических функций изобразительного искусства на примере произведений одного из его видов - живописи (с учетом разных жанров) применительно к детям дошкольного возраста

Реферативное сообщение, раскрывающее содержание педагогических функций изобразительного искусства на примере произведений одного из его  видов  - живописи (с развёрнутой характеристикой жанр...

Изобразительное искусство. Основные виды изоискусства. Жанры живописи

Консультация на тему«Изобразительное искусство. Основные виды изоискусства. Жанры живописи»....

Роль изобразительного искусства в развитии ребёнка. Виды и жанры изобразительного искусства.

 Изобразительное искусство играет огромную роль в развитие ребёнка,в формировании его как многогранной личности. Особое значение имеет один из видов изобразительного искусства-живопись,раз...

Презентация:«Торцевание,как один из видов нетрадиционной деятельности в изобразительном искусстве»

laquo;ТОРЦЕВАНИЕ,как один из видов нетрадиционной деятельности в изобразительном искусстве»...

ТОРЦЕВАНИЕ как один из видов нетрадиционной деятельности в изобразительном искусстве

Презентация является приложением к консультации Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей...