Кружок по нетрадиционному рисованию "Радуга"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Дремина Дарья Николаевна

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.                                                          Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_raduga.docx48.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

ПРИНЯТА                                                                             УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом                                                   Заведующий МАДОУ

протокол №                от                                           детский сад № 25 г.Туймазы

_______________ Валеева Э. М.

Приказ №               от

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «Радуга»

возраст детей: от 4 до 5 лет                                                                          срок реализации: 1 год

Разработала:              воспитатель Дремина Д.Н.

ТУЙМАЗЫ, 2024 год

Содержание

  1.

Пояснительная записка

  1. Цели и задачи программы

4

  1. Принципы формирования программы

5

2.

Организационные условия реализации программы

  1. Ресурсное обеспечение

6

3.

Основное содержание программы

  1. Учебно – тематический план

8

  1. Календарно – тематическое планирование

9

  1. Диагностика программы

14

4.

Список использованных источников

17

  1. Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей

 – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник

творческой мысли.

Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствиемучатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Традиционными способами и средствами некоторые дети недостаточно выражают свои фантазии.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Различное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир малыша.

  1. Цели и задачи программы:

Цель: развитие художественно – творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Образовательные:

  • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Развивающие:

  • способствовать развитию эстетических чувств, формы, цвета, ритма, композиции, творческой активности, желания рисовать;
  • способствовать развитию мелких и точных движений пальцев рук;
  • способствовать развитию памяти, внимания, воображения, фантазии;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию аккуратности, старательности;

воспитывать умение самостоятельно выполнять задания, формировать навыки сотрудничества.

  1. Принципы формирования программы

В основу работы положены следующие принципы:

  • принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  • принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
  • принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
  • принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
  • принцип динамичности (от самого простого до сложного);
  • принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
  • принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • принцип сотрудничества (совместная работа с родителями).

  1. Организационные условия реализации программы
  1. Ресурсное обеспечение

1. Уголок «Художественно – эстетическое развитие» в групповом помещении.

2. Материалы для работы:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые мелки;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктейльные трубочки;
  • матерчатые салфетки, бумажные;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • кисти;
  • вата;
  • крупа;
  • пупырчатая пленка
  • зубная щетка;
  • различные овощи;
  • гербарий;
  • пробки.

3. Методический инструментарий.

Список группы:

  1. АбзаловЭльман  Альбертович
  2. АйкинскийКамиль Никитович
  3. Акчурин Амир Темурович
  4. Вильданов  Селим  Салаватович
  5. Гущина  Анастасия  Вадимовна
  6. Ефимова  Ульяна  Денисовна
  7. Минниханов  Таир  Айдарович
  8. Михеева  Есения  Александровна
  9. Нигматуллин  Арсен  Мурадович
  10. Садриева  Эмилия  Айнуровна
  11. Салихова  ЯсминаДамировна
  12. Тансарин  Марк  Андреевич
  13. Тимербаев  Артём  Русланович
  14. Тимербаев  Артур  Русланович
  15. Фоминых  Анастасия  Евгеньевна
  16. Хисамов  Тигран  Ильмирович
  17. Ягфарова Ясмина Ильдаровна

Срок проведения: с 01.09.2024 по 31.05.2025.

Количество занятий в год:36

Периодичность занятий: 1 раз в неделю - среда

Время проведения: 15.50 – 16.10

Форма организации: групповая

Длительность занятий: 20 мин.


  1. Основное содержание программы
  1. Учебно – тематический план

№ занятия

Тема занятия

Количество занятий

№ 1 – 2

Диагностика

2

№ 3

«Красивый букет»

1

№ 4

«Осенний лес»

1

№ 5

«Рябинка»

1

№ 6

«Золотой луг»

1

№ 7

«В садах созрели яблоки»

1

№ 8

«Осенний ковер»

1

№ 9

«Мои любимые рыбки»

1

№ 10

«Первый снег»

1

№ 11

«Два петушка»

1

№ 12

«Воздушные шары»

1

№ 13

«Золотая рыбка»

1

№ 14

«Морозные узоры»

1

№ 15

«Снеговичок»

1

№ 16

«Ёлочка пушистая, нарядная»

1

№ 17

«Зимний лес»

1

№ 18

«Кто живет в зимнем лесу»

1

№ 19

«Зимнее дерево»

1

№ 20

 «Снежинки»

1

№ 21

«Самолёт»

1

№ 22

«Снегири на ветке»

1

№ 23

«Укрась шарф»

1

№ 24

«Веселые бактерии»

1

№ 25

«Мимоза для мамы»

1

№ 26

«Солнышко»

1

№ 27

«Подснежники»

1

№ 28

«Цыпленок»

1

№ 29

«Звездное небо»

1

№ 30

«Насекомые» (бабочка, гусеница)

1

№ 31

«Мой любимый дождик»

1

№ 32

«Укрась платочек»

1

№ 33

«Черемуха»

1

№ 34

«Цветочная поляна»

1

№ 35 - 36

Диагностика

2

  1. Календарно – тематическое планирование

Сроки

Темы занятий

Форма работы

Цели

СЕНТЯБРЬ

1-2 неделя

Диагностика

Свободное экспериментирование с материалами

- совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

3 неделя

«Красивый букет»

Рисование в технике «кляксография»

- познакомить детей со способом изображения в технике «кляксография»;

- продолжать учить детей дорисовывать детали объектов;

- развивать воображение и фантазию детей.

4 неделя

«Осенний лес»

Рисование в технике « монотипия»

- познакомить детей со способом изображения в технике «монотипия»;

- развивать умение создавать композицию.

ОКТЯБРЬ

1 неделя

«Рябинка»

Рисование пальчиками

- учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием);

- закрепить данные навыки рисования;

- развивать чувство композиции.

2 неделя

«Золотой луг»

Рисование методом тычка

- продолжать учить рисовать методом тычка;

- расширять знания детей о приметах ранней осени, обогащать словарь детей.

3 неделя

«В садах созрели яблоки»

Рисование методом тычка

- учить раскрашивать контур яблока на ветке методом тычка: учить наносить  один слой краски на другой.

4 неделя

«Осенний ковер»

Рисование в технике печатание листьями, по трафарету

- формировать умение работать с техникой печатания листьями, по трафарету, набрызгом;

- развить цветовосприятие; - продолжать учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном.

5 неделя

«Мои любимые рыбки»

Рисование ладошками

- совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки);

- воспитывать у детей умение работать индивидуально.

НОЯБРЬ

1 неделя

«Первый снег»

Оттиск печатками из салфетки

- формировать умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками;

- развивать чувство композиции;

- воспитать у ребенка художественный вкус.

2 неделя

«Два петушка»

Рисование ладошкой

- формировать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки);

- развивать воображение, творчество;

- воспитать у ребенка художественный вкус.

3 неделя

«Воздушные шары»

Рисование пальчиками

- познакомить с новым приемом техники пуантилизм, - рисование точек пальчиками;

- развивать творческую индивидуальность, развивать чувство ритма, цвета.

4 неделя

«Золотая рыбка»

Рисование ладошкой

- знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование ладошкой»;

- закреплять способы «Рисование пальцем», «Рисование палочкой»;

- развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Морозные узоры»

Рисование в технике кляксография

- формировать навыки нетрадиционного изображения предмета (кляксография с трубочкой);

- воспитывать интерес к зимним явлениям.

2 неделя

«Снеговичок»

Комкание бумаги (скатывание)

- закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование;

- учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.);

- развивать чувство композиции;

- воспитать у ребенка художественный вкус.

3 неделя

«Ёлочка пушистая, нарядная»

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

- упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью;

- продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура;

- закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками;

- воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4 неделя

«Зимний лес»

Рисование свечой и восковыми мелками

- познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками: свечкой, восковыми мелками;

- создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов в создании рисунка.

ЯНВАРЬ

2 неделя

Кто живет в зимнем лесу

Трафарет, «тычок» жесткой кисти

- продолжать учить детей изображать животных, используя нетрадиционные техники рисования;

- продолжать обучать детей самостоятельно выбирать технику рисования.

3 неделя

Зимнее дерево

Рисование мятой бумагой

- учить новой технике рисования мятой бумагой или полиэтиленовый кульком, обмакивая в краску и делать отпечаток на бумаге.

4 неделя

 «Снежинки»

Набрызг через трафарет

- познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом»;

- учить детей пользоваться трафаретом;

- закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем»;  - развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Самолёт 

Рисование пальчиками

- учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков;

- воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2 неделя

«Снегири на ветке»

Рисование способом тычка.

- формировать у детей обобщённое представление о птицах;

- пробуждать интерес к известным птицам;

- расширять знания о перелётных птицах;

- упражнять в рисовании снегирей.

3 неделя

«Укрась шарф»

Оттиск пробкой. Рисование пальчиками

- учить украшать шарф простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания;

- развивать чувство композиции, ритма;

- воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4 неделя

«Веселые бактерии»

Рисование в технике кляксография

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией;

- развивать дыхательную систему, мелкую моторику, умение дорисовывать рисунок.

МАРТ

1 неделя

Мимоза для мамы

Рисование мятой бумагой

- учить рисовать мятой бумагой;

- развивать чувство композиции;

- воспитать у ребенка художественный вкус.

2 неделя

Солнышко

Рисование ладошками

- закреплять  технику печатанья ладошками;

-  учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка;

- развивать цветовосприятие.  воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3 неделя

Подснежники

Акварель, восковые мелки

- учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов;

- учить с помощью акварели передавать весенний колорит;

- развивать цветовосприятие;

- воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4 неделя

«Цыпленок»

Рисование ватными палочками

- учить детей создавать рисунок ватными палочками;

- воспитывать у детей умение работать индивидуально.

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Звездное небо»

Рисование в технике «набрызг»

- учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету;

- развивать цветовосприятие;

- упражнять в рисовании с помощью данных техник.

2 неделя

Насекомые (бабочка, гусеница)

Рисование пальчиками, карандашом

- учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской;

- воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3 неделя

«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

- познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками;

- показать приемы получения точек и коротких линий;

- учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности;

- воспитывать аккуратность.

4 неделя

«Укрась платочек»

Рисование пальчиками

- учить украшать платочек простым узором, рисование пальчиками и способом примакивания.

- развивать чувство композиции и ритма.

МАЙ

1 неделя

«Черемуха»

Рисование ватными палочками, пальчиками

- продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком;

- формировать чувство композиции и ритма;

- воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2 неделя

«Цветочная поляна»

Рисование ватными палочками

- продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки;

- закреплять знания цветов;

- формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

3-4 неделя

Диагностика

Диагностические задания

- оценить знания и представления по теме с сентября по май.


  1. Диагностика программы

Что изучать?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии и оценка

Умение различать произведения изобразительного искусства (Живопись, книжная графика, народное декоративное искусство)

МАТЕРИАЛ: картины: живопись, книжная графика, дидактические игры.

Вопросы: какие виды жанра вы запомнили?

Дидактическая игра: «Придумай пейзаж»

Цель: уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию. Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

Инструкция: посмотри внимательно на картины. Как ты думаешь, где здесь изображена живопись (допускается, что ребенок только покажет)?

3 балла – ребенок все показал и назвал правильно

2 балла – ребенок допустил 1 ошибку и справляется с заданием только с помощью взрослого

1 балл – ребенок не может справиться с заданием

Умение создавать изображения предметов (с натуры, по представлению)

МАТЕРИАЛ: набор для рисования, ваза с цветами.

Рисование предметов  натуры

Педагог предлагает детям изобразить вазу с цветами с натуры. Соответственно наблюдает за ребенком, делает записи.

3 балла – ребенок справляется с заданием самостоятельно без помощи взрослого. Изображает композицию с  похожими формами, цветом, колоритом.

2 балла - ребенок изображает композицию при помощи взрослого, искажает форму, цвет, колорит.

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже при помощи взрослого

Умение изображать сюжетные композиции

МАТЕРИАЛ: набор для рисования, сказка

 «Узнай по описанию», «Сказочный сундучок», рисование любимого героя.

Педагог читает сказку. Ведет небольшое обсуждение сказки. Затем предлагает нарисовать детям тот фрагмент сказки который ему понравился больше всех.

3 балла – ребенок справляется с заданием самостоятельно.

2 балла – ребенок справляется с заданием только при помощи взрослого.

1 балл -  ребенок не справляется с заданием.

Умение использовать различные цвета  оттенки для создания выразительных образов

МАТЕРИАЛ: набор для рисования. Плотная альбомная бумага

 «Сегодняшнее небо»

Дидактическая игра «Сегодняшнее небо»

Цель: развивать чувство цвета.

Наблюдение  «Какое сегодня небо?»

Вопросы:

- ребята посмотрите, пожалуйста, на небо. Какое оно сегодня?

- А какого цвета сегодня небо?

- а есть сегодня на небе облака?

- а сколько цветов вы заметили на нашем небе?

- а вы хотите нарисовать такое же небо?

Примечание: необходимо выбрать облачную погоду. Для того чтобы изобразить несколько оттенков (голубой, синий, серый, белый)

3 балла – ребенок выразительно рисует небо, использует различные цвета и оттенки, правильно смешивает краски.

2 балла – ребенок справляется с заданием только при помощи взрослого.

1 балл -  ребенок не справляется с заданием

Умение выполнять узоры по мотивам народного ДПИ

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением различного ДПИ (дымка, башкирская роспись, хохлома).

Дидактическая игра:

«Удивительная ладонь»

Цель игры: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Воспитатель предлагает нарисовать детям любую роспись, которая им больше всего нравится

3 балла – ребенок справляется с заданием самостоятельно. Сам выбирает, сам рисует, не путает узоры

2 балла - ребенок справляется с заданием только при помощи взрослого.

1 балл -  ребенок не справляется с заданием

Технические навыки:

правильно держать карандаш, кисть, мелок, правильны, пользоваться разными изобразительными материалами.

Дидактическая игра: «Угадай какая роспись?».

Цель:

Закреплять знание о разных видах  росписи;

Воспитатель предлагает нарисовать детям любую роспись, которая им больше всего нравится

3 балла -ребенок справляется с заданием самостоятельно

2 балла - ребенок справляется с заданием только при помощи взрослого.

1 балл -  ребенок не справляется с заданием

Уровни развития

Качественные характеристики

Высокий уровень

По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования ( НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.

Средний уровень

НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Низкий уровень

НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.

  1. Список использованных источников

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб.: КАРО,2010.
  6. К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3- 7лет.
  7. Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  8. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Капельки" (нетрадиционное рисование)

Данный материал предназначен для  кружковой работы с детьми дошкольного возраста. Прекрасно развивает творчество детей, фантазию ,мелкую моторику рук....

Кружок по нетрадиционной технике рисования в младшей группе:«Юные волшебники»

….Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне….Э.УспенскийСпособность к изобразительной деятельности зарождается в раннем в...

Кружок по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе

благодаря этому кружку у детей будет развиваться мелкая моторика рук, творческое воображение...

Кружок по нетрадиционной технике рисования в средней группе: «Радуга красок»

Цель данного кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.Задачи:*Познакомить с нетрадиционными и...

Кружок по нетрадиционной технике рисования в средней группе: «Весёлая акварелька»

в даном файле представлена сетка занятий по нетрадиционной техники рисования в старшей группе на год...

Кружок по нетрадиционной технике рисования "Акварелька"

План-программа по нетрадиционному рисованию для детей дошкольного возраста...