ПРОГРАММА КРУЖКА "МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК" 4-5 ЛЕТ 2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_malenkiy_huzhozhnik_nikiforova.docx | 94.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Новобирюсинский детский сад «Сказка»
Утверждаю
Зав. ДОУ Антропова О.Б.
« » « » 2023г. №_______
Программа кружка
для детей средней группы
4 - 5 лет
«Маленький художник»
Срок реализации 1 год
Разработчик программы:
воспитатель первой квалификационной категории
Никифорова Анна Викторовна
р. п. Новобирюсинский, 2023 год
Содержание
ГЛАВА I. Пояснительная записка --------------------------------------------------------- 3 стр.
1. 1. Актуальность –--------------------------------------------------------------------------- 3 стр.
1. 2. Практическая значимость программы ----------------------------------------------- 4 стр.
1.3. Педагогическая целесообразности программы--------------------------------------- 4 стр.
1.4. Цели и задачи ------------------------------------------------------------------------------- 4 стр.
1.5. Сроки реализации программы ---------------------------------------------------------- 5 стр.
1.6. Учебный план ------------------------------------------------------------------------------ 5 стр.
1.7. Формы и режимы занятий --------------------------------------------------------------- 7 стр.
1.8. Ожидаемые усвоения программы ------------------------------------------------------ 8 стр.
1.9.Диагностическая карта --------------------------------------------------------------------- 9 стр.
1.10. Формы подведения итогов -------------------------------------------------------------- 10 стр.
1.1.1 Нетрадиционные техники рисования ------------------------------------------------- 10 стр.
ГЛАВА II. Календарно- тематическое планирование ----------------------------------- 10 стр.
2.1. Работа в направлении: Родитель-Педагог-Ребёнок --------------------------------- 18 стр.
ГЛАВА III. Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения 20 стр.
Литература ---------------------------------------------------------------------------------------- 21 стр.
Приложение №1 --------------------------------------------------------------------------------- 22 стр.
Приложение №2 --------------------------------------------------------------------------------- 25 стр.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок"
В.А. Сухомлинский
I. Пояснительная записка
В программе «Маленький художник» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 4-5 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на один год обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.
Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Внимательное отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
1.1. Актуальность программы
«Маленький художник» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
1. 2. Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.
Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
1.3. Педагогическая целесообразность программы:
-развития творческих задатков детей с помощью нетрадиционного способа рисования,
-развития мотивации к познанию творчества т.к. художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес,
-формирования ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства.
1.4. Цели и задачи
Цели.
Образовательные:
1.Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
2.Расширение кругозора по нетрадиционным техникам рисования.
Развивающие:
1. Овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией.
2. Формирование творческой активности, художественного вкуса; развитие мелкой моторики.
3. Формирование чувства цвета; воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание.
4. Формирование умения доводить до конца начатое дело.
Воспитательные:
1.Познавательная компетентность. Воспитывать интерес к изучению и познанию.
художественного искусства по разным видам нетрадиционной техники рисования.
2. Коммуникативная компетентность. Учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению.
3. Культурно-социальная компетентность. Приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- формировать умение оценивать созданные изображения;
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций;
- обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- 5. Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
- 6. Учебный план составлен на 1 год обучения
Возраст детей | Время занятий |
4-5 лет | 20 минут |
Тематический план на 2023 – 2024 учебный год.
Дата | Тема |
Сентябрь | 1. «Цветик-семицветик» 2. «Усатый - полосатый» 3. «Ветка рябины» 4. «Чудо - дерево» 5. «Астры в вазе» 6. «Ёжик» 7. «Подсолнух» 8. «Мои любимые рыбки» |
Октябрь | 1. «Звёздное небо » 2. «Осенний коврик» 4. «Осень на опушке краски разводила» 5. «Зимний лес» 6. «Волшебная осьминожка» 7. «Жучок» 8. «Волшебная синичка» |
Ноябрь | 1. «Осенний ковёр» 2 «Загадочные струйки» 3. «Дерево осенью» 4. «Каракулеграфия» 5 .«Колючая сказка» 6. «Снежинка» 7. «Мой маленький добрый друг» 8. «Красивые петушки для маленьких детей» |
Декабрь | 1. «Рисуем зимний пейзаж» 2 . «Морозный узор» 3.«Зимнее чудо-снежинка». 4.«Верблюд в пустыни» 5. «Морозные сказочные узоры» 6. «Звёздное небо и его чудеса». 7. «Укрась елочку бусами» 8. «Новогодняя елочка». |
Январь | 1. «Рисуем, что хотим». 2. «Зимние узоры». 3. «Медуза – ладошка». 4. «Сказка». 5. «Снеговик» 6. «Портрет зимы» 7. «Нарисуй и укрась вазу для цветов. «. Зимний лес» « « |
Февраль | 1.« Праздничный салют над городом» 2. «Шаблонография» 3. «Зоопарк» 4. « Цыплята» 5. «Птицы прилетели весной». 6. «Сосульки весной» 7. «Колобок из сказки» 8. «Мой сказочный цветочек» |
Март | 1. « Ёжик» 2. «Цветы для лесовичка» 3. «Весенние цветы для моей мамы» 4. «Весёлые кляксы» 5. «Ветка мимозы» 6. «Расцвели одуванчики» 7. «По замыслу» 8. «Лебеди». |
Апрель | 1. «Весёлые кляксы. 2. «Моя любимая чашка на столе» 3. « Грибочки в лукошке». 4. «Черёмуха» 5. «Животные жарких стран» 6. «Красивые бабочки» 7.«Рыбки в аквариуме» 8. «Домашние птицы» |
Май | 1. « Пейзаж у озера» 2. «Бабочка красавица» 3. «Живописный луг» 4. «Лесная полянка» 5. «Смешные рожицы» 6. «Мимозы» 7. «Шмели над лугом» 8.«Яблоневая ветка в цвету» |
Итого:72 |
Календарно учебный график на 2023 – 2024 учебный год.
Техника рисования | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Рисование пальчиками | 1ч | 2ч | 1ч | 1ч | 1ч | 2ч | |||
Рисование ладошками | 1ч | 2ч | 1ч | 1ч | 1ч | 1ч | |||
Рисование печатками | 2ч | 1ч | 1ч | 2ч | |||||
Рисование методом тычка | 3ч | 1ч | 2ч | 1ч | |||||
Рисование по шаблону | 2ч | 1ч | |||||||
Кляксография | 2ч | 1ч | 1ч | 1ч | |||||
Монотипия | 2ч | ||||||||
Оттиск Рисование мятой бумагой | 1ч | 1ч | 2ч | 3ч | 1ч | ||||
Рисование мыльными пузырями | 1ч | ||||||||
набрызг | 2ч | 3 | |||||||
Свеча; акварель | 1ч | 1ч | 2ч | ||||||
Рисование поролоном | 1ч | ||||||||
Разные техники | 1ч | 2ч | 1ч | 1ч | 2ч | 1ч | 2ч | 1ч | |
Каракулеграфия | 1ч | ||||||||
Штриховка | 1ч | ||||||||
Примакивание | 1ч | ||||||||
Пластилинография | 1ч | ||||||||
Всего | 8ч | 8ч | 8ч | 8ч | 8ч | 8ч | 8ч | 8ч | 8ч |
1.7. Формы и режим занятий.
Общее количество занятий в год - 72.
Количество детей 8-12 человек,
Занятия проводятся с группой детей восемь раз в месяц (вторник, четверг) в очной форме, продолжительностью 15-20 минут. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетающие подачу теоретического материала и практической работы.
- 8. Ожидаемые результаты усвоения программы
По итогам 1 года обучения должны знать:
-Названия основных и составных нетрадиционных приемов рисования, их виды и различия;
-значение терминов: контур, абстракция, мозаика, контраст, монотипия, цвет, замысел.
Должны уметь:
-определять и называть технику и элементы нетрадиционного рисования;
-экспериментировать разными нетрадиционными способами рисования при создании образа;
-создавать сюжетный рисунок, используя несколько приемов нетрадиционного рисования на свободную тему;
-стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора.
-владеть разными нетрадиционными приёмами выполнения работы с гуашью, природным и бросовым материалом.
-проявлять оригинальность и новизну во время решения творческой задачи.
Будут способны:
- проявлять устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве, исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства нетрадиционные рисования;
-высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
-адекватно оценивать результаты деятельности (свои, других детей), стремиться прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
Чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проводится индивидуальная диагностика, по результатам которой можно судить о возможностях каждого ребенка и проводить групповую и индивидуальную работу с детьми.
1. 9. Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№ | ФИ | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | итог | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н. | К. | Н | К | Н. | К. | Н | К | ||
1 |
Н.- начало года К.- конец года
Критерии диагностики:
Высокий уровень. Ребёнок умеет использовать нетрадиционные техники рисования; соблюдает законы композиции; аккуратно выполняет работу; выбирает материалы самостоятельно; легко определяет характер данных картин; к какому жанру живописи относится картина; какие средства выразительности использовал автор картины; легко определяет, какая картина ему больше нравится; хочет узнать новые нетрадиционные техники; самостоятельно выбирает технику рисования.
Средний уровень. Ребёнок не достаточно умеет использовать нетрадиционные техники рисования; недостаточно соблюдает законы композиции; работа выполнена не достаточно аккуратно, цвета и контуры плохо различимы; долго определяется в выборе нетрадиционной техники; использует 1-2 нетрадиционные техники в работе; испытывает затруднение в определении характера картин, к какому жанру относится картина, какие средства выразительности использовал автор; интерес к нетрадиционным техникам не устойчив, легко переключает внимание на другие темы; хочет узнать новые техник, но самостоятельно не интересуется; испытывает затруднения в выборе нетрадиционных техник, но легко сочетает их в одном рисунке; разнопланово использует нетрадиционные материалы для рисования, пользуется имеющимся набором печаток и штампов.
Низкий уровень. Ребёнок не умеет использовать нетрадиционные техники рисования; не соблюдает законы композиции. Работа выполняется не аккуратно, цвета не различимы, контуры предметов размыты, работа не эстетична; выбирает нетрадиционные техники и материалы с помощь педагога; использует 1-2 техники, предложенные педагогом; не определяет характер картин; испытывает затруднение в определении жанров живописи; не знает, как можно применить несколько техник рисования.
1.10. Формы подведения итогов.
Итогами подведения работы по кружковой программе «Радужные краски» являются:
- выставки детских работ в течение года для родителей в группе,
- участие в тематических выставках ДОУ,
- участие в районных конкурсах.
- 11. Нетрадиционные художественные техники.
«Пальцеграфия» – рисование пальцами руки.
«Ладоневая живопись» – рисование ладошками
«Пяточки» – рисование ножками.
«Эстамп» – штампик из веревочки, картона, овощей.
Рисование листиками растений
Рисование поролоном.
«Набрызг» – с помощью зубной щетки.
«Тонировка» – рисование солью, песком, крупой .
«Точнография» – рисование ватными палочками
«Кляксография» – рисование кляксой
«Монотипия» – двойная печать на бумаге.
«Выдувание» – рисование с помощью трубочки.
«Коллаж» – сочетание рисования и аппликаци
«Рисование бусинками, шариками, камешками».
«Мокрая живопись» – рисование на мокрой бумаге.
«Тампонирование» – рисование промакиванием тампоном из ваты, поролона. Работа с использованием разнообразных нетрадиционных техник изображения является эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возрасте при условии систематической образовательной деятельности в взаимосвязи с разнообразными приемами обучения.
Календарно – тематическое планирование работы с детьми 4 – 5 лет (средняя группа)
Таблица № 1
Месяц | Тема | Программное содержание | ||
сентябрь | 1.Цветик-семицветик» ( сл.раб.- тон, цвет) | Дать представления детям о цветовом многообразии, познакомить с основными цветами; Расширить знания цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения, -закреплять навык закрашивания внутри контура мятой бумагой. | ||
2. « Усатый - полосатый» (рисование свечой) | - Знакомить с техникой « Секретные рисунки»( рисование свечой); Развивать умение давать определение интерисующему объекту. | |||
3. «Ветка рябины» (Пальцеграфия) | Помочь детям осознать ритм как изобразительн-выразительное средство; - учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности; - закрепить приём вливания одного цвета в другой | |||
4. «Чудо- дерево» | Закреплять навыки рисования ладошками; - развивать умение рисовать крупно и аккуратно; -упражнять в составлении композиции и гармоничном сочетании цветов, | |||
5. «Астры в вазе». Рисование методом тычка | Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг. | |||
6. «Ёжик». Рисование методом тычка | Учить рисовать животных методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть и рисовать кисточкой разными способами. Расширять знания о животном мире. | |||
7. «Подсолнух». Рисование методом тычка. | Упражнять в рисовании методом тычка растения, правильно держать кисть. Расширять знания о подсолнухах. | |||
8. « Мои любимые рыбки». Восковые мелки и акварель. | Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварели, развивать цветовосприятие, творчество. | |||
октябрь | 1. «Звёздное небо » Набрызг | Познакомить с новой техникой рисования – набрызгом. | ||
2. «Осенний коврик» | - упражнять детей в использовании нетрадиционной техникой рисования «набрызг». | |||
3. «Путешествие в лесное царство» | учить использовать различные виды техник: печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, травы; упражнять в изображении по всей поверхности листа. | |||
4. «Осень на опушке краски разводила» ( печать) | Воспитывать интерес к осенним явлениям природы; -ознакомить с новым видом изобразительной техники-« печать растений»; - развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; - развивать чувство композиции | |||
5. «Зимний лес» Печать по трафарету, рисование пальцами. | Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья пальчиками. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. | |||
6. «Волшебная осьминожька» (рисование ладошками) | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. | |||
7. «Жучок» (рисование + аппликация) | Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. | |||
8. «Волшебная синичка» | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. | |||
ноябрь | 1. «Осенний ковёр» ( печать) | Систематизировать знания детей об осени и осени и осенних явлениях; -продолжать знакомить с новым видом изобразительной техники- печать растений; - учить подбирать и отражать цветовую гамму , характерную для осеннего сезона | ||
2. «Загадочные струйки» | Совершенствовать навыки рисования нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией. Развивать дыхательную систему. Развивать воображение и мышление. | |||
3. «Дерево осенью» | научить детей рисовать осеннее дерево с помощью трубочки из под сока (нетрадиционная техника рисования), вносить в рисунок дополнения (листва разного цвета, трава и т.д.), обогащающие его содержание. | |||
4. «Каракулеграфия» | Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, упражнять в изображении недостающих деталей объекта; -закрепить навык поведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов | |||
5.« Колючая сказка» | Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном направлении, без просветов. Обучать ритмичному нанесению штриховке, отрабатывать лёгкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов « колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели. | |||
6. «Снежинка» | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. | |||
7. «Мой маленький добрый друг» (техника тычка) | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | |||
8. «Красивые петушки для маленьких детей» | совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа (петушок). Использовать краски, карандаши, фломастеры. Развивать воображение, чувство композиции. | |||
декабрь | 1.«Рисуем зимний пейзаж» | совершенствовать навыки работы с нетрадиционной техникой рисования – «набрызг», развивать у детей творческие способности. | ||
2. « Морозный узор» ( рисование свечой) | Вызвать интерес к зимним явлениям природы; -совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования | |||
3.«Зимнее чудо-снежинка». (рисование восковыми мелками, тонирование бумаги) | Образовательная: Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование восковыми мелками и тонирование бумаги; развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов способствовать появлению желания самостоятельно придумать ритмичный узор. Развивающая: Расширять представление детей о явлениях природы , помочь установить причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать умение слышать и понимать заданный вопрос. Обогащать словарный запас детей. Развивать крупную и мелкую моторику рук. Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению природы и бережное отношение к ней. Воспитывать аккуратность и опрятность. | |||
4.«Верблюд в пустыни» | Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон, Расширение представлений о пустыне, развивать умения передавать свои впечатления в рисунке. Ознакомление с новым приёмом рисования «расчёсывание краски» Освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного непрерывного движения руки. Закреплять умение передавать колорит, характерный для пустыни подбирая нужные слова | |||
5. «Морозные сказочные узоры» | Вызвать у детей желание передать в рисунке свои впечатления с помощью доступных средств выразительности. Развивать зрительное восприятие и творческое воображение. Продолжать учить детей использовать в работах нетрадиционный метод рисования - набрызг. | |||
6.«Звёздное небо и его чудеса». | учить создавать образ звёздного неба, используя смешения красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | |||
7. «Укрась елочку бусами» Рисование пальчиками, оттиск пробкой. | Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой, развивать чувство ритма | |||
8. «Новогодняя елочка». | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | |||
январь | 1. «Рисуем, что хотим». | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | ||
2.«Зимние узоры». ( кляксография) | Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор. Развивать навыки общения и речь. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательные процессы. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (кляксография с трубочкой). Воспитывать интерес к зимним явлениям. | |||
3. «Медуза – ладошка». | Закреплять технику рисования ладонью, дополнять рисунок дополнительными деталями, развивать фантазию, воображение. | |||
4. «Сказка». | закреплять умение продумывать содержание рисунка, (подобрать нужные цвета и оттенки). Способ рисования - мятой бумагой. | |||
5. «Снеговик» Комкание бумаги (скатывание) | Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинки со снеговиком (метла, елочка, заборчик). Развитие творчества воображения. | |||
6. «Портрет зимы» свеча+ акварель + черный маркер | Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать детали (снежинки), тонировать лист в цвет зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие, творчество. | |||
7. «Нарисуй и укрась вазу для цветов. Знакомая форма - новый образ - оттиск печатками.ветов». | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалов, развивать воображение чувство композиции и ритма. | |||
8. «Зимний лес» | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | |||
февраль | 1.«Праздничный салют над городом» ( проступающий рисунок) | -формировать представления у детей о подвиге народа в годы ВОВ; -закреплять свойства разных материалов, используемых в работе: рисование мятой бумагой; -помочь усвоить навык проведения непрерывных линий. | ||
2. «Шаблонография» Рисуем по шаблону | -Расширять представления детей о строении сложных предметов, -обучать способом изображения разных объектов приёмом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм;- развивать координацию движений, мелкую моторику рук. | |||
3. «Зоопарк» шаблонография | -расширять представления детей о мире животных; -учить изображать животных способом обведения готовых шаблонов различных геометрических форм - развивать координацию движений, мелкую моторику рук. | |||
4. «Цыплята» комкание и обрывание бумаги. | воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках; развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции. | |||
5.«Птицы прилетели весной». | закреплять умение детей рисовать способом тычка, развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать навыки и умение при дополнении рисунка. | |||
6. «Сосульки весной» | учить рисовать разные по длине и толщине сосульки, -передавать капель ритмичными мазками, -закреплять умение анализировать, -развивать речь и мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру. | |||
7. «Колобок из сказки» | закреплять умение рисовать округлые предметы красками и аккуратно закрашивать их, побуждать эмоционально откликаться на сказку, воспитывать доброту. | |||
8.«Мой сказочный цветочек» | закреплять умение рисовать цветок способом примакивания, -проводить кистью линии в различных сочетаниях, -развивать чувство цвета, -воспитывать любовь к природе. |
март | 1. «Ёжик» Тычок жесткой кистью | Развивать эмоционально- чувственное восприятие. |
2. «Цветы для лесовичка» | Учить детей рисовать цветы нетрадиционным методом -мыльными пузырями. Воспитывать аккуратность, усидчивость, чувство сострадания к окружающим - Лесовичку. Прививать любовь и бережное отношение к природе. | |
3. «Весенние цветы для моей мамы» | воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение. | |
4. «Весёлые кляксы» | Познакомить с таким способом изображения,как кляксография, показать её выразительные возможности.; -учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; -поощрять творчество и инициативу. | |
5. «Ветка мимозы» Рисование пальцами. | Закрепить умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах | |
6. «Расцвели одуванчики» Рисование методом тычка. | Закрепить умение самостоятельно рисовать цветы методом тычка (большие и маленькие). Учить располагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умения рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах. | |
7. «По замыслу» | Совершенствовать умения и навыки в сводном экспериментировании с материалами, необходимым для работы в различных нетрадиционных техниках развивать воображение и творчество | |
8. «Лебеди». | Закреплять технику рисования ладонью, дополнять рисунок дополнительными деталями, развивать фантазию, воображение. | |
апрель | 1. «Весёлые кляксы. ( кляксография) | Продолжать знакомить с новым способом изображения, показать её выразительные возможности; -учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения развивать воображение, фантазию. |
2. «Моя любимая чашка на столе» | развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники; формировать чувство композиции и ритма. | |
3. «Грибочки в лукошке». | формировать эстетическое отношение и вкус к композициям предметов знакомить с понятием «натюрморт»; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и ритма. | |
4. «Черёмуха» (тычок ватными палочками ) | -Учить красиво располагать ветку черёмухи на листе бумаги; -совершенствовать умение рисовать тычком цветочки, собранные в соцветия -развивать чувство ритма -учить свободно владеть кистью | |
5.«Животные жарких стран» | Познакомить детей с изображениями животных жарких стран, способами их рисования простым карандашом. Пластилинография. | |
6. «Красивые бабочки» Рисование пальчиками | Совершенствовать умение работать в данной технике Учить передавать симметричный узор на крыльях бабочки. Развивать творческое воображение. | |
7.«Рыбки в аквариуме» | Учить детей рисовать акварелью, используя при этом трафарет и губку Учить воплощать задуманный замысел | |
8.«Домашние птицы» | Упражнять детей в рисовании простым и цветными карандашами Развивать умение сочетать в рисунке разные цвета | |
май | 1. « Пейзаж у озера» ( монотипия) | -закрепить знания детей о пейзаже как о жанре изобразительного искусства; - познакомить с нетрадиционной техникой изображения-монотипией, показать её изобразительные особенности; - развивать у детей умения создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму. |
2. «Бабочка красавица» ( монотипия) | -Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида бабочек; -упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображении; - учить рисовать бабочку, используя прём монотипии; - развивать эстетическое восприятие; умение видеть красоту окружающей природы. | |
3. «Живописный луг» ( оттиск скомканной бумагой) | Познакомить с пейзажем как о виде живописи; -знакомить с техникой рисования скомканной бумагой; -развивать навыки коллективной работы | |
4. «Лесная полянка» (коллективная работа) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
5. «Смешные рожицы» Рисование пальчиками | Совершенствовать умение работать в данной технике Развивать воображение | |
6. «Мимозы» Точечное рисование | Упражнять детей в рисовании красками, испозуя ватные палочки Развивать чувство ритма, цвета | |
7. «Шмели над лугом» Рисование пальчиками | Закреплять знания детей о полезных насекомых Совершенствовать умение рисовать собственными пальчиками и кончиком кисти | |
8.«Яблоневая ветка в цвету» | Закреплять навыки работы с печаткой, умение работать концом кисти Совершенствовать композиционные умения |
2.1. Работа в направлении: Родитель – Педагог - Ребенок.
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспитание художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.
Задачи:
●Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
● Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми раннего возраста.
● Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.
● Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
Для реализации поставленных целей и задач, разработан годовой план работы с родителями (Приложение №2)
Применяемые формы работы с родителями
- Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
- Педагогические беседы с родителями;
- Тематические консультации;
- Организация ―уголков для родителей;
- Мастер-классы.
- Оформление выставок.
Предварительная работа:
Провести анкетирование родителей, обработать анкеты. ( Приложение №1)
Принципы взаимодействия с родителями.
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
2. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
III. Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения.
Наименование кабинета для проведения практических занятий. | Перечень средств бучения и воспитания | Кол-во |
Групповая комната | магнитная доска | 1 |
Площадь-49,8м2 | Телевизор | 1 |
фланэлеграф | 1 | |
мольберт | 1 | |
DVD – проигрыватель | 1 | |
Магнитофон | 1 | |
простые карандаши | 15 | |
гуашь | 20 | |
акварель | 20 | |
восковые мелки | 10 | |
фломастеры | 20 | |
цветные карандаши | 20 | |
Одноразовые вилки | 15 | |
Паралон | 15 | |
тушь цветная | 5 | |
тычки | 15 | |
трубочки | 15 | |
свеча | 10 | |
шаблоны | 20 | |
схемы поэтапного рисования | 20 | |
трафареты | 10 | |
стаканы для воды | 10 | |
салфетки | 15 | |
нитки | 10 | |
клеѐнки | 3 | |
точилки | 5 | |
соль | 2 |
Литература:
1. Баймашова В.А. 33 занятия по рисованию в детском саду– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.
2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3.Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016.
4.Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
5.Немешаева Е. Разноцветные ладошки –М.: « Айрис Пресс», 2013
6. Интернет ресурсы.
Приложение №1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?"
Уважаемый родитель!
Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?".
Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!
1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?
1.да
2. очень умеренные способности
3. у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя
2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?
1.бумага (белая, цветная)
2.краски
3.глина
4.пластилин
5.сангина
6.уголь
7.цветные мелки
8.наборы цветных карандашей
9.фломастеры
10.кисти
Дополните свой ответ:
_____________________________________________________________.
3. Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью ИКТ технологии?
1.компьютерные программы
2.электронные пособия по изобразительной деятельности
3.слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи,
графики, декоративно-прикладного искусства
Дополните свой ответ:
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________.
4. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?
1.берет, когда сам пожелает
2.по разрешению взрослых
Дополните свой ответ: _____________________________________.
5. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
1.часто
2.иногда
3.никогда
Кого в основном просит ребенок?
__________________________________________________________.
6. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
1.предлагаете самому порисовать
2.обещаете порисовать в другой раз
3.включаетесь в творческий процесс по его просьбе
Дополните свой ответ: ______________________________________________________________.
7. Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для знакомства с произведениями изобразительного искусства?
1.картины (пейзаж, натюрморт и др.)
2.декоративно-прикладное искусство (городец, хохлома, гжель и др.)
3.не использую
Дополните свой ответ:
______________________________________________________________.
8. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?
_____________________________________________________________.
9. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:
1.да
2.нет
Благодарим за сотрудничество!
Анкета для работников ДОУ
1. Уделяется ли внимание изобразительной деятельности детей в вашей группе:
- проводятся регулярные занятия;
- ведется предварительная работа;
- занятия проводятся спонтанно;
- занятия не проводятся.
2. Знакомите ли вы детей
- с произведениями искусства (рассматривание репродукций картин) ;
- с малыми формами фольклора (потешки, песенки, стихи, попевки?
3. Что вы понимаете под творческими проявлениями в изобразительной деятельности у детей
4. Влияет ли изобразительная деятельность детей
- на развитие речи;
- развитие воображения;
- игровую деятельность;
- физическое развитие;
- сенсорное развитие? (подчеркните)
5. Предоставляете ли вы детям самостоятельно выбирать материалы, способы изображения?
- Да
- Нет
6. Какие материалы вы используете для занятий по изобразительной деятельности ?
(подчеркните)
- основные (традиционные) : краски гуашь, краски акварель, простые тонкие карандаши, цветные тонкие карандаши, фломастеры, восковые мелки, восковые карандаши, кисточки № 18-20; глина, пластилин, стеки; белая бумага - ватман (стандартный формат А4, альбомы для рисования, цветная бумага, цветной картон;
- дополнительные: толстые цветные карандаши, восковые карандаши, пастельные мелки; пластическая масса для моделирования (в баночках, скалки для раскатывания пластилина, трафареты-формочки для выдавливания; клеящий карандаш, клей с блесткам и, бумага различных форматов и цветов фонов.
7. В чем вы видите роль педагога в изобразительной деятельности детей :
- в сотворчестве
- в представление самостоятельности
- в характере общения с ребенком
- в использование игры- драматизации
- в чем еще (допишите?)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Средняя группа 2023 - 2024 уч.год. | |
Сентябрь | Анкетирование "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?" |
Октябрь | Организация ―уголков для родителей |
Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей» Раздача буклетов | |
Групповое родительское собрание « Виды нетрадиционных техник рисования » | |
Ноябрь | Консультация «Использование нетрадиционных техник рисования в семье» ( папка - передвижка). |
Мастер-классы. | |
Тема: развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий | |
Декабрь | Акция «Рисуем всей семьёй». |
Консультация « Как научить ребёнка рисовать , используя нетрадиционные техники рисования» | |
Выставка детских рисунков. | |
Январь | Тематические консультации. |
Тема: Рисование свечой Папка-передвижка | |
Индивидуальные консультации. | |
Февраль | Круглый стол: «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие речи детей» |
Мастер-классы. | |
Тема: «Бабочка» ( монотипия). | |
Выставка детских рисунков. | |
Март | Продолжение акции «Рисуем всей семьёй» ( выставка) |
Оформление альбома детских работ, беседы с родителями; | |
Индивидуальные консультации. | |
Апрель | Творческое объединение ( родители , дети)- рисование на свободную тему любыми видами нетрадиционных техник «Мир, в котором мы живем». |
Май | Выставка детских рисунков ( дальнейшее оформление альбома). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год для детей с ЗПР
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста в освоении адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с задержкой пси...
Рабочая программа учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год для детей с УО
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста в освоении адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (...
Рабочая программа учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год для детей с НС
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста в освоении адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушениями слуха (слабослышащ...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения на 2023 – 2024 учебный год для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Данная Рабочая программа сформирована на основе ...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения на 2023 – 2024 учебный год для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
Целью рабочей программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского нар...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2023-2024 учебный год....
Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования на 2023-2024 учебный год в группе общеобразовательной направленности дошкольного возраста 5 л.- 6л. (группа № 8)
Настоящая рабочая программа образовательной деятельности группы дошкольного возраста на 2023- 2024 год разработана в соответствии с ФОП ДО, ФГОС ДО и образовательной программой МБДОУ ДС№40 «Золо...