ПРОГРАММА КРУЖКА "МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК" 4-5 ЛЕТ 2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Никифорова Анна Викторовна
Программа по нетрадиционной технике рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_malenkiy_huzhozhnik_nikiforova.docx94.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Новобирюсинский детский сад «Сказка»

     

        Утверждаю

Зав. ДОУ Антропова О.Б.

«   » «  » 2023г.                                                                                                                                                                                  №_______

Программа кружка

для детей средней группы

4 - 5 лет

«Маленький художник»

                                                                                             

Срок реализации 1 год

Разработчик программы:

воспитатель первой квалификационной категории

Никифорова Анна Викторовна

р. п. Новобирюсинский, 2023 год


                                                                           Содержание

ГЛАВА I. Пояснительная записка ---------------------------------------------------------      3 стр.

1. 1.  Актуальность –---------------------------------------------------------------------------     3 стр.

1. 2. Практическая значимость программы -----------------------------------------------    4 стр.

1.3. Педагогическая целесообразности программы---------------------------------------  4 стр.

1.4. Цели и задачи -------------------------------------------------------------------------------   4 стр.

1.5. Сроки реализации программы ----------------------------------------------------------    5 стр.

1.6. Учебный план ------------------------------------------------------------------------------    5 стр.

1.7. Формы и режимы занятий ---------------------------------------------------------------    7 стр.

1.8. Ожидаемые усвоения программы ------------------------------------------------------    8 стр.

1.9.Диагностическая карта ---------------------------------------------------------------------   9 стр.

1.10. Формы подведения итогов --------------------------------------------------------------  10 стр.

1.1.1 Нетрадиционные техники рисования -------------------------------------------------  10 стр.

ГЛАВА II. Календарно- тематическое планирование -----------------------------------   10 стр.

2.1. Работа в направлении: Родитель-Педагог-Ребёнок ---------------------------------  18 стр.

ГЛАВА III. Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения 20 стр.

Литература ----------------------------------------------------------------------------------------  21 стр.

Приложение №1 ---------------------------------------------------------------------------------  22 стр.

Приложение №2 ---------------------------------------------------------------------------------  25 стр.


"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок"

                                                                                                                                            В.А. Сухомлинский

I. Пояснительная записка

В программе «Маленький художник» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 4-5 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на один год обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

 Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Внимательное отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

1.1. Актуальность программы

 «Маленький художник» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей.  

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

1. 2. Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.

Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

1.3. Педагогическая целесообразность программы:

-развития творческих задатков детей с помощью нетрадиционного способа рисования,

-развития мотивации к познанию творчества т.к. художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес,

-формирования ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства.

1.4.  Цели и задачи

Цели.

Образовательные:

 1.Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.

2.Расширение кругозора по нетрадиционным техникам рисования. 

Развивающие:

1. Овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией.

2. Формирование творческой активности, художественного вкуса; развитие мелкой моторики.

3. Формирование чувства цвета;  воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание.

4.  Формирование умения доводить до конца начатое дело.

Воспитательные:

1.Познавательная компетентность.  Воспитывать интерес к изучению и  познанию.

художественного  искусства по разным видам нетрадиционной техники рисования.

2. Коммуникативная компетентность. Учить детей культуре  речевого общения, выразительной речи, эмоциональному  настроению. 

3. Культурно-социальная компетентность.  Приобщить  к уважению выполненных  работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке  и самооценке деятельности. 

 Задачи:

  • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
  • учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • формировать умение оценивать созданные изображения;
  • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций;
  • обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
  • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

  1. 5. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

  1. 6. Учебный план составлен на 1 год обучения

Возраст детей

Время занятий

4-5 лет

20 минут

Тематический план на 2023 – 2024 учебный год.

Дата        

Тема

Сентябрь

1. «Цветик-семицветик»

2. «Усатый - полосатый»

3. «Ветка рябины»

4. «Чудо - дерево»

5. «Астры в вазе»

6. «Ёжик»

7.  «Подсолнух»

8. «Мои любимые рыбки»

Октябрь

1. «Звёздное небо »

2. «Осенний коврик»
3. «Путешествие в лесное царство»

4. «Осень на опушке краски разводила»

5. «Зимний лес»

6. «Волшебная осьминожка»

7. «Жучок»

8. «Волшебная синичка»

Ноябрь

1. «Осенний ковёр»

2 «Загадочные струйки»

3. «Дерево осенью»

4. «Каракулеграфия»

5 .«Колючая сказка»

6. «Снежинка»

7. «Мой маленький добрый друг»

8. «Красивые петушки для маленьких детей»

Декабрь

1. «Рисуем зимний пейзаж»

2 . «Морозный узор»

3.«Зимнее чудо-снежинка».

4.«Верблюд в пустыни»

5. «Морозные сказочные узоры»

6. «Звёздное небо и его чудеса».

7. «Укрась елочку бусами»

8. «Новогодняя елочка».

Январь

1. «Рисуем, что хотим».

2. «Зимние узоры».

3. «Медуза – ладошка».

4. «Сказка».

5. «Снеговик»

6. «Портрет зимы»

7. «Нарисуй и укрась вазу для цветов.

«. Зимний лес»

«

«

Февраль

1.« Праздничный салют над городом»

2. «Шаблонография»

3. «Зоопарк»

4. « Цыплята»

5. «Птицы прилетели весной».

6. «Сосульки весной»

7. «Колобок из сказки»

8. «Мой  сказочный цветочек»

Март

1. « Ёжик»

2. «Цветы для лесовичка»

3. «Весенние цветы для моей мамы»

4. «Весёлые кляксы»

5. «Ветка мимозы»

6. «Расцвели одуванчики»

7. «По замыслу»

8. «Лебеди».

Апрель

1. «Весёлые кляксы.

2. «Моя любимая чашка на столе»

3. « Грибочки в лукошке».

4. «Черёмуха»

5. «Животные жарких стран»

6. «Красивые бабочки»

7.«Рыбки в аквариуме»

8. «Домашние птицы»

Май

1. « Пейзаж у озера»

2. «Бабочка красавица»

3. «Живописный луг»

4. «Лесная полянка»

5. «Смешные рожицы»

6. «Мимозы»

7. «Шмели над лугом»

8.«Яблоневая ветка в цвету»

Итого:72

Календарно учебный график на 2023 – 2024 учебный год.

Техника рисования

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Рисование пальчиками

Рисование ладошками

Рисование печатками

Рисование методом тычка

Рисование по шаблону

Кляксография

Монотипия

Оттиск

Рисование мятой бумагой

Рисование мыльными пузырями

набрызг

3

Свеча; акварель

Рисование поролоном

Разные техники

Каракулеграфия

Штриховка

Примакивание

Пластилинография

Всего

1.7. Формы и режим занятий.

Общее количество занятий в год - 72.

Количество детей 8-12 человек,

Занятия проводятся с группой детей восемь раз в месяц (вторник, четверг)  в очной форме, продолжительностью 15-20 минут. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетающие подачу теоретического материала и практической работы.

  1. 8.  Ожидаемые результаты усвоения программы

По итогам 1 года обучения должны знать:

-Названия основных и составных нетрадиционных приемов рисования, их виды и различия;

-значение терминов: контур, абстракция, мозаика, контраст, монотипия, цвет, замысел.

Должны уметь:

-определять и называть технику и элементы нетрадиционного рисования;

-экспериментировать разными нетрадиционными способами рисования при создании образа;

-создавать сюжетный рисунок, используя несколько приемов нетрадиционного рисования на свободную тему;

-стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора.

-владеть разными нетрадиционными приёмами выполнения работы с гуашью, природным и бросовым материалом.

-проявлять оригинальность и новизну во время решения творческой задачи.

Будут способны:

- проявлять устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве, исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства нетрадиционные рисования;

-высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;

-адекватно оценивать результаты деятельности (свои, других детей), стремиться прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

   Чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проводится индивидуальная диагностика, по результатам которой можно судить о возможностях каждого ребенка и проводить групповую и индивидуальную работу с детьми.

1. 9.  Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

ФИ

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

итог

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н.

К.

Н

К

Н.

К.

Н

К

1

Н.- начало года      К.- конец года

Критерии диагностики:

Высокий уровень. Ребёнок умеет использовать нетрадиционные техники рисования; соблюдает законы композиции; аккуратно выполняет работу; выбирает материалы самостоятельно; легко определяет характер данных картин; к какому жанру живописи относится картина; какие средства выразительности использовал автор картины; легко определяет, какая картина ему больше нравится; хочет узнать новые нетрадиционные техники; самостоятельно выбирает технику рисования.

Средний уровень. Ребёнок не достаточно умеет использовать нетрадиционные техники рисования; недостаточно соблюдает законы композиции; работа выполнена не достаточно аккуратно, цвета и контуры плохо различимы; долго определяется в выборе нетрадиционной техники; использует 1-2 нетрадиционные техники в работе; испытывает затруднение в определении характера картин, к какому жанру относится картина, какие средства выразительности использовал автор; интерес к нетрадиционным техникам не устойчив, легко переключает внимание на другие темы; хочет узнать новые техник, но самостоятельно не интересуется; испытывает затруднения в выборе нетрадиционных техник, но легко сочетает их в одном рисунке; разнопланово использует нетрадиционные материалы для рисования, пользуется имеющимся набором печаток и штампов.

Низкий уровень. Ребёнок не умеет использовать нетрадиционные техники рисования; не соблюдает законы композиции.  Работа выполняется не аккуратно, цвета не различимы, контуры предметов размыты, работа не эстетична; выбирает нетрадиционные техники и материалы с помощь педагога; использует 1-2 техники, предложенные педагогом; не определяет характер картин; испытывает затруднение в определении жанров живописи; не знает, как можно применить несколько техник рисования.

                                                 

1.10. Формы подведения итогов.

Итогами подведения работы по кружковой программе  «Радужные краски» являются:

  • выставки детских работ в течение года для родителей в группе,
  • участие в тематических выставках ДОУ,
  • участие в районных конкурсах.

  1. 11.  Нетрадиционные художественные техники.

«Пальцеграфия» – рисование пальцами руки.

«Ладоневая живопись» – рисование ладошками

«Пяточки» – рисование ножками.

«Эстамп» – штампик из веревочки, картона, овощей.

Рисование листиками растений

Рисование поролоном.

«Набрызг» – с помощью зубной щетки.

«Тонировка» – рисование солью, песком, крупой .

«Точнография» – рисование ватными палочками

«Кляксография» – рисование кляксой

«Монотипия» – двойная печать на бумаге.

«Выдувание» – рисование с помощью трубочки.

«Коллаж» – сочетание рисования и аппликаци

«Рисование бусинками, шариками, камешками».

«Мокрая живопись» – рисование на мокрой бумаге.

«Тампонирование» – рисование промакиванием тампоном из ваты, поролона. Работа с использованием разнообразных нетрадиционных техник изображения является эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возрасте при условии систематической образовательной деятельности в взаимосвязи с разнообразными приемами обучения.

Календарно – тематическое планирование работы                                                                        с детьми 4 – 5 лет (средняя группа)

Таблица № 1

Месяц

Тема

Программное содержание

сентябрь

1.Цветик-семицветик»

( сл.раб.- тон, цвет)

Дать представления детям о цветовом многообразии, познакомить с основными цветами;

Расширить знания цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения,

-закреплять навык закрашивания внутри контура мятой бумагой.

2. « Усатый - полосатый»

(рисование свечой)

- Знакомить с техникой « Секретные рисунки»( рисование свечой);

Развивать умение давать определение интерисующему объекту.

3. «Ветка рябины»

 (Пальцеграфия)

Помочь детям осознать ритм как изобразительн-выразительное средство;

- учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности;

- закрепить приём вливания одного цвета в другой

4. «Чудо- дерево»

Закреплять навыки рисования ладошками;

- развивать умение рисовать крупно и аккуратно;

-упражнять в составлении композиции и гармоничном сочетании цветов,

5. «Астры в вазе».

Рисование методом тычка

Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг.

6. «Ёжик».

Рисование методом тычка

Учить рисовать животных методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть и рисовать кисточкой разными способами. Расширять знания о животном мире.

7. «Подсолнух».

Рисование методом тычка.

Упражнять в рисовании методом тычка растения, правильно держать кисть. Расширять знания о подсолнухах.

8. « Мои любимые рыбки».

Восковые мелки и акварель.

Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварели, развивать цветовосприятие, творчество.

октябрь

1. «Звёздное небо »

Набрызг

Познакомить с новой техникой рисования – набрызгом.

2. «Осенний коврик»
( Набрызг)

- упражнять детей в использовании нетрадиционной техникой рисования «набрызг».

3. «Путешествие в лесное царство»

учить использовать различные виды техник: печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, травы; упражнять в изображении по всей поверхности листа.

4. «Осень на опушке краски разводила»

( печать)

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы;

-ознакомить с новым видом изобразительной техники-« печать растений»;

- развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы;

- развивать чувство композиции

5. «Зимний лес»

Печать по трафарету, рисование пальцами.

Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья пальчиками. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

6. «Волшебная осьминожька» (рисование ладошками)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

7. «Жучок» (рисование + аппликация)

Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

8. «Волшебная синичка»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

ноябрь

1. «Осенний ковёр»

( печать)

Систематизировать знания детей об осени и осени и осенних явлениях;

-продолжать знакомить с новым видом изобразительной техники- печать растений;

- учить подбирать и отражать цветовую гамму , характерную для осеннего сезона

2. «Загадочные струйки»

Совершенствовать навыки рисования нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Развивать дыхательную систему.

Развивать воображение и мышление.

3. «Дерево осенью»

Описание: https://multiurok.ru/files/obrazovatiel-naia-proghramma-kruzhka-nietraditsion.html

научить детей рисовать осеннее дерево с помощью трубочки из под сока (нетрадиционная техника рисования), вносить в рисунок дополнения (листва разного цвета, трава и т.д.), обогащающие его содержание.

4. «Каракулеграфия»

Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, упражнять в изображении недостающих деталей объекта;

-закрепить навык поведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов

5.« Колючая сказка»

Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном направлении, без просветов.

Обучать ритмичному нанесению штриховке, отрабатывать лёгкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.

Показать выразительные возможности простого карандаша.

Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов « колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

6. «Снежинка»

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

7. «Мой маленький добрый друг»

 (техника тычка)

Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

8. «Красивые петушки для маленьких детей»

совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа (петушок). Использовать краски, карандаши, фломастеры. Развивать воображение, чувство композиции.

декабрь

1.«Рисуем зимний пейзаж»

совершенствовать навыки работы с  нетрадиционной техникой рисования – «набрызг», развивать у детей творческие способности.

2. « Морозный узор»

( рисование свечой)

Вызвать интерес к зимним явлениям природы;

-совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования

3.«Зимнее чудо-снежинка». (рисование восковыми мелками, тонирование бумаги)

Образовательная: Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование восковыми мелками и тонирование бумаги; развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов способствовать появлению желания самостоятельно придумать ритмичный узор.

Развивающая: Расширять представление детей о явлениях природы , помочь установить причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать умение слышать и понимать заданный вопрос. Обогащать словарный запас детей. Развивать крупную и мелкую моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению природы и бережное отношение к ней. Воспитывать аккуратность и опрятность.

4.«Верблюд в пустыни»

Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон, Расширение представлений о пустыне, развивать умения передавать свои впечатления в рисунке.

Ознакомление с новым приёмом рисования «расчёсывание краски»

Освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного непрерывного движения руки.

Закреплять умение передавать колорит, характерный для пустыни подбирая нужные слова

5. «Морозные сказочные узоры»

Вызвать у детей желание передать в рисунке свои впечатления с помощью доступных средств выразительности. Развивать зрительное восприятие и творческое воображение. Продолжать учить детей использовать в работах нетрадиционный метод рисования - набрызг.

6.«Звёздное небо и его чудеса».

учить создавать образ звёздного неба, используя смешения красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

7. «Укрась елочку бусами»

Рисование пальчиками, оттиск пробкой.

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой, развивать чувство ритма

8. «Новогодняя елочка».

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

январь

1. «Рисуем, что хотим».

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2.«Зимние узоры».

( кляксография)

Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор. Развивать навыки общения и речь. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательные процессы. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (кляксография с трубочкой). Воспитывать интерес к зимним явлениям.

3. «Медуза – ладошка».

Закреплять технику рисования ладонью, дополнять рисунок дополнительными деталями, развивать фантазию, воображение.

4. «Сказка».

закреплять умение продумывать содержание рисунка,  (подобрать нужные цвета и оттенки). Способ рисования - мятой бумагой.

5. «Снеговик»

Комкание бумаги (скатывание)

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинки со снеговиком (метла, елочка, заборчик). Развитие творчества воображения.

6. «Портрет зимы»

свеча+ акварель + черный маркер

Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать детали (снежинки), тонировать лист в цвет зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие, творчество.

7. «Нарисуй и укрась вазу для цветов. Знакомая форма - новый образ - оттиск печатками.ветов».

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалов, развивать воображение чувство композиции и ритма.

8. «Зимний лес»

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

февраль

1.«Праздничный салют над городом»

( проступающий рисунок)

-формировать представления у детей о подвиге народа в годы ВОВ;

-закреплять свойства разных материалов, используемых в работе: рисование мятой бумагой;

-помочь усвоить навык проведения непрерывных линий.

2. «Шаблонография»

 Рисуем по шаблону

-Расширять представления детей о строении сложных предметов,

-обучать способом изображения разных объектов приёмом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм;- развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

3. «Зоопарк»

шаблонография

-расширять представления детей о мире животных;

-учить изображать животных способом обведения готовых шаблонов различных геометрических форм

- развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

4. «Цыплята»

комкание и обрывание бумаги.

воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках; развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции.

5.«Птицы прилетели весной».

закреплять умение детей рисовать способом тычка, развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать навыки и умение при дополнении  рисунка.

6. «Сосульки весной»

учить рисовать разные по длине и толщине сосульки, -передавать капель ритмичными мазками, -закреплять умение анализировать,

-развивать речь и мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

7. «Колобок из сказки»

закреплять умение рисовать округлые предметы красками и аккуратно закрашивать их, побуждать эмоционально откликаться на сказку, воспитывать доброту.

8.«Мой  сказочный цветочек»

закреплять умение рисовать цветок способом примакивания,  -проводить кистью линии в различных сочетаниях, -развивать чувство цвета, -воспитывать любовь к природе.

март

1. «Ёжик»

Тычок жесткой кистью

Развивать эмоционально- чувственное восприятие.

2. «Цветы для лесовичка»

Учить детей рисовать цветы нетрадиционным методом -мыльными пузырями. Воспитывать аккуратность, усидчивость, чувство сострадания к окружающим - Лесовичку. Прививать любовь и бережное отношение к природе.

3. «Весенние цветы для моей мамы»

воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.

4. «Весёлые кляксы»

Познакомить с таким способом изображения,как кляксография, показать её выразительные возможности.;

-учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения;

-поощрять творчество и инициативу.

5. «Ветка мимозы»

Рисование пальцами.

Закрепить умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах

6. «Расцвели одуванчики»

Рисование методом тычка.

Закрепить умение самостоятельно рисовать цветы методом тычка (большие и маленькие). Учить располагать цветы по всему листу бумаги, закреплять умения рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах.

7. «По замыслу»

Совершенствовать умения и навыки в сводном экспериментировании с материалами, необходимым для работы в различных нетрадиционных техниках развивать воображение и творчество

8. «Лебеди».

Закреплять технику рисования ладонью, дополнять рисунок дополнительными деталями, развивать фантазию, воображение.

апрель

1. «Весёлые кляксы.

( кляксография)

Продолжать знакомить с новым способом изображения, показать её выразительные возможности;

-учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения

развивать воображение, фантазию.

2. «Моя любимая чашка на столе»

развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники; формировать чувство композиции и ритма.

3. «Грибочки в лукошке».

формировать эстетическое отношение и вкус к композициям предметов знакомить с понятием «натюрморт»; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и ритма.

4. «Черёмуха» (тычок ватными палочками )

-Учить красиво располагать ветку черёмухи на листе бумаги;

-совершенствовать умение рисовать тычком цветочки, собранные в соцветия

-развивать чувство ритма

-учить свободно владеть кистью

5.«Животные жарких стран»

Познакомить детей с изображениями животных жарких стран, способами их рисования простым карандашом. Пластилинография.

6. «Красивые бабочки»

Рисование пальчиками

Совершенствовать умение работать в данной технике

Учить передавать симметричный узор на крыльях бабочки.

Развивать творческое воображение.

7.«Рыбки в аквариуме»

Учить детей рисовать акварелью, используя при этом трафарет и губку

Учить воплощать задуманный замысел

8.«Домашние птицы»

Упражнять детей в рисовании простым и цветными карандашами

Развивать умение сочетать в рисунке разные цвета

май

1. « Пейзаж у озера»

( монотипия)

-закрепить знания детей о пейзаже как о жанре изобразительного искусства;

- познакомить с нетрадиционной техникой изображения-монотипией, показать её изобразительные особенности;

- развивать у детей умения создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму.

2. «Бабочка красавица»

( монотипия)

-Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида бабочек;

-упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображении;

- учить рисовать бабочку, используя прём монотипии;

- развивать эстетическое восприятие; умение видеть красоту окружающей природы.

3. «Живописный луг»

( оттиск скомканной бумагой)

Познакомить с пейзажем как о виде живописи;

-знакомить с техникой рисования скомканной бумагой;

-развивать навыки коллективной работы

4. «Лесная полянка»

(коллективная работа)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

5. «Смешные рожицы»

Рисование пальчиками

Совершенствовать умение работать в данной технике

Развивать воображение

6. «Мимозы»

Точечное рисование

Упражнять детей в рисовании красками, испозуя ватные палочки

Развивать чувство ритма, цвета

7. «Шмели над лугом»

Рисование пальчиками

Закреплять знания детей о полезных насекомых

Совершенствовать умение рисовать собственными пальчиками и кончиком кисти

8.«Яблоневая ветка в цвету»

Закреплять навыки работы с печаткой, умение работать концом кисти

Совершенствовать композиционные умения

               2.1. Работа в направлении: Родитель – Педагог -  Ребенок.https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/08/s_5a2a4e1fb0cbc/766978_3.png

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».

 Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспитание художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.

Задачи:

●Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.

● Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми раннего возраста.

● Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.

● Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.

Для реализации поставленных целей и задач, разработан годовой план работы с родителями (Приложение №2)

Применяемые формы работы с родителями

- Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;

- Педагогические беседы с родителями;

- Тематические консультации;

- Организация ―уголков для родителей;

- Мастер-классы.

- Оформление выставок.

Предварительная работа:

Провести анкетирование родителей, обработать анкеты. ( Приложение №1)

 Принципы взаимодействия с родителями.

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.

2. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

III. Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения.

Наименование кабинета  для  проведения практических занятий.

Перечень средств бучения и воспитания

Кол-во

Групповая комната

магнитная доска

1

Площадь-49,8м2

Телевизор

1

фланэлеграф

1

мольберт

1

DVD – проигрыватель

1

Магнитофон

1

простые карандаши

15

гуашь

20

акварель

20

восковые мелки

10

фломастеры

20

цветные карандаши

20

Одноразовые вилки

15

Паралон

15

тушь цветная

5

тычки

15

трубочки

15

свеча

10

шаблоны

20

схемы поэтапного рисования

20

трафареты

10

стаканы для воды

10

салфетки

15

нитки

10

клеѐнки

3

точилки

5

соль

2


Литература:

1. Баймашова В.А. 33 занятия по рисованию в детском саду– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.

2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

3.Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016.

4.Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)

5.Немешаева Е. Разноцветные ладошки –М.: « Айрис Пресс», 2013

6. Интернет ресурсы.


Приложение №1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?"

Уважаемый родитель!

Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?".

Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!

1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?

1.да

2. очень умеренные способности

3. у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя

2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?

1.бумага (белая, цветная)

2.краски

3.глина

4.пластилин

5.сангина

6.уголь

7.цветные мелки

8.наборы цветных карандашей

9.фломастеры

10.кисти

Дополните свой ответ:

_____________________________________________________________.

3. Используете ли вы для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью ИКТ технологии?

1.компьютерные программы

2.электронные пособия по изобразительной деятельности

3.слайды или картины с изображениями животных, природных объектов, живописи,

графики, декоративно-прикладного искусства

Дополните свой ответ:

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________.

4. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?

1.берет, когда сам пожелает

2.по разрешению взрослых

Дополните свой ответ: _____________________________________.

5. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?

1.часто

2.иногда

3.никогда

Кого в основном просит ребенок?

__________________________________________________________.

6. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?

1.предлагаете самому порисовать

2.обещаете порисовать в другой раз

3.включаетесь в творческий процесс по его просьбе

Дополните свой ответ: ______________________________________________________________.

7. Используете ли Вы мультимедийные презентации, найденные в интернете, для знакомства с произведениями изобразительного искусства?

1.картины (пейзаж, натюрморт и др.)

2.декоративно-прикладное искусство (городец, хохлома, гжель и др.)

3.не использую

Дополните свой ответ:

______________________________________________________________.

8. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?

_____________________________________________________________.

9. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:

1.да

2.нет

Благодарим за сотрудничество!


Анкета для работников ДОУ

1. Уделяется ли внимание изобразительной деятельности детей в вашей группе:

- проводятся регулярные занятия;

- ведется предварительная работа;

- занятия проводятся спонтанно;

- занятия не проводятся.

2. Знакомите ли вы детей

- с произведениями искусства (рассматривание репродукций картин) ;

- с малыми формами фольклора (потешки, песенки, стихи, попевки?

3. Что вы понимаете под творческими проявлениями в изобразительной деятельности у детей

4. Влияет ли изобразительная деятельность детей

- на развитие речи;

- развитие воображения;

- игровую деятельность;

- физическое развитие;

- сенсорное развитие? (подчеркните)

5. Предоставляете ли вы детям самостоятельно выбирать материалы, способы изображения?

- Да

- Нет

6. Какие материалы вы используете для занятий по изобразительной деятельности ?

(подчеркните)

- основные (традиционные) : краски гуашь, краски акварель, простые тонкие карандаши, цветные тонкие карандаши, фломастеры, восковые мелки, восковые карандаши, кисточки № 18-20; глина, пластилин, стеки; белая бумага - ватман (стандартный формат А4, альбомы для рисования, цветная бумага, цветной картон;

- дополнительные: толстые цветные карандаши, восковые карандаши, пастельные мелки; пластическая масса для моделирования (в баночках, скалки для раскатывания пластилина, трафареты-формочки для выдавливания; клеящий карандаш, клей с блесткам и, бумага различных форматов и цветов фонов.

7. В чем вы видите роль педагога в изобразительной деятельности детей :

- в сотворчестве

- в представление самостоятельности

- в характере общения с ребенком

- в использование игры- драматизации

- в чем еще (допишите?)


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Средняя группа 2023 - 2024 уч.год.

Сентябрь

Анкетирование "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?"

Октябрь

Организация ―уголков для родителей

Тема: «Нетрадиционные техники

рисования как средство развития творческих способностей»

Раздача буклетов

Групповое родительское собрание

« Виды нетрадиционных техник рисования »

Ноябрь

Консультация «Использование нетрадиционных техник рисования в семье»

( папка - передвижка).

Мастер-классы.

Тема: развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий

Декабрь

Акция «Рисуем всей семьёй».

Консультация « Как научить ребёнка рисовать , используя нетрадиционные техники рисования»

Выставка детских рисунков.

Январь

Тематические консультации.

Тема: Рисование свечой

Папка-передвижка

Индивидуальные консультации.

Февраль

Круглый стол: «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие речи детей»

Мастер-классы.

Тема: «Бабочка» ( монотипия).

Выставка детских рисунков.

Март

Продолжение акции «Рисуем всей семьёй» ( выставка)

Оформление альбома детских работ,  беседы с родителями;

Индивидуальные консультации.

Апрель

Творческое объединение ( родители , дети)- рисование на свободную тему любыми видами нетрадиционных техник

«Мир, в котором мы живем».

Май

Выставка детских рисунков ( дальнейшее оформление альбома).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год для детей с ЗПР

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста в освоении адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с задержкой пси...

Рабочая программа учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год для детей с УО

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста в освоении адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (...

Рабочая программа учителя-дефектолога на 2023-2024 учебный год для детей с НС

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста в освоении адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушениями слуха (слабослышащ...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения на 2023 – 2024 учебный год для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Данная Рабочая программа сформирована на основе ...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения на 2023 – 2024 учебный год для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет

Целью рабочей программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского нар...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2023-2024 учебный год....

Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования на 2023-2024 учебный год в группе общеобразовательной направленности дошкольного возраста 5 л.- 6л. (группа № 8)

Настоящая рабочая программа образовательной деятельности группы дошкольного возраста на 2023- 2024 год разработана в соответствии с ФОП ДО, ФГОС ДО и образовательной программой МБДОУ ДС№40 «Золо...