Самообразование воспитателя "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"
материал (младшая группа)
Повышение теоретических знаний воспитателя и практических навыков работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у младших дошкольников через нетрадиционные техники рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_1_ml._gr_2024-25.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
обособленное подразделение
«Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
План работы по самообразованию
на 2024-2025 учебный год
на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Воспитатель: Тезикова Светлана Александровна
Ковылкино, 2024 г
Вид проекта: долгосрочный (2 сентября 2024 – 31 мая 2026).
Участники проекта: дети младшего возраста, воспитатели, родители детей.
Введение
Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник.
Все дети любят рисовать. В дошкольном детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия. С помощью использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития мелкой моторики. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные техники хороши тем, что они доступны и маленьким детям, и постарше . Нетрадиционные техники позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной. Нетрадиционные материалы и техники способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова , Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова , Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова , Н. В. Степанова и другие.
Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Ведь вместо кисточки и карандаша ребёнок использует для создания изображения различные предметы, которые его окружают. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо этих предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!
Цель самообразования по теме:
- Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования
- Развитие у детей художественно – творческих способностей фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
1. Улучшать моторику рук, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста
2. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования
3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
4. Развивать внимание, творческие способности, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение посредством использования нетрадиционных техник рисования, художественно-эстетический вкус, фантазию, чувство композиции, ритма, цветовосприятия.
5. Воспитывать культурно гигиенические навыки при работе на занятиях рисования.
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
7. Приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики у детей.
Предполагаемые результаты:
• Динамика развития мелкой моторики.
• Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
• Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
• У детей должен повыситься уровень развития мелкой моторики, будут выполнять задания ,требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
• Научатся применять изученные техники,приемы и материалы в непосредственно-образовательной самостоятельной деятельности.
• Проявлять интерес, желание к творчеству ,эстетики.
• Активное участие и помощь родителей в работе по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного рисования различными предметами.
• Проведение открытого мероприятия для педагогов, как результат работы по теме самообразования.
• Участие детей в различных конкурсах в интернет ресурсах.
• Публикации результатов своей работы по теме самообразования в интернет ресурсах. Участие в различных конкурсах по теме « Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования».
• Создание дидактических игр по теме самообразования и группового уголка.
Для реализации поставленных задач определила следующие этапы работы:
- Подготовительный
Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. - 2. Основной - апробация различных технологий и методик организации работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
- 3. Заключительный- подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:
Подбор методической литературы и её изучение по методам нетрадиционного рисования.
Изучение методической литературы по теме:
1. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
3. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.
4. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития - Академия холдинг», 2004 г.
5. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
6. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
7. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
8. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
9. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009
10. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
11. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
12. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
13. Г.Н .Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
14. И. А . Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
15. К.К .Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
Виды нетрадиционных техник рисования , которые будут использованы в системе работы над темой.
«Рисование пальчиком»
ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»:
ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Оттиск печатками из пробки или ластика.»
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Отпечатки предметами».
Воздушные шары, конструктор, вилкой, пупырчатой клеёнкой, половинками овощей и фруктов, ребром картона,
расчёской, нитками, намотанные на предмет ( каталка, спичечный коробок и т. д), пластмассовыми стаканчиками, колёсами от машины, ребром картона, вырезанные фигуры на овощах, дном пластмассовых бутылок.
«Оттиск смятой бумагой»
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
«Точечный рисунок»
Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
«Набрызг»
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
«Отпечатки листьев»
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
«Тычок жёсткой полусухой кистью»
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Рисование на мокрой бумаге, салфетке»
Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию с детьми раннего возраста на 2024 -2025 учебный год
Сентябрь (адаптация детей) | |||
1 | Дождливая погода | Рисование на салфетках с применением воды | Салфетки, краска синего цвета, влажные салфетки, стаканчики с водой |
2 | Листопад | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
Октябрь | |||
1 | Цыплята | Отпечаток мятой бумагой | Листы бумаги формата А5 на каждого ребенка, желтая краска, комочки мятой бумаги, влажные салфетки. |
2 | Солнышко лучистое | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением желтого круга, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
3 | Рябинка | Рисование ватными палочками | Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска, ватные палочки |
4 | Ягодки и яблочки | Рисование пальчиком, отпечаток мятой бумагой | Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска |
Ноябрь | |||
1 | Цифра | Рисование пальчиком | Раскраски цифра один формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, краска на выбор детей |
2 | Варежка | Рисование пальчиком | Раскраска с изображением варежки формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
3 | Коллективная работа. Подарок для мамы | Рисование ладошкой | Лист бумаги формата А3, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска |
4 | Снежные сугробы | Отпечаток мятой бумагой | Листы бумаги формата А5 на каждого ребенка, влажные салфетки, голубая краска |
Декабрь | |||
1 | Снег идет | Рисование тычком кисточки и набрызгом | Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, голубая краска, кисти |
2 | Елочные шары | Отпечаток мятой бумагой | Листы бумаги формата А5 на каждого ребенка, влажные салфетки, краска красного и синего цветов |
3 | Коллективная работа. Снеговик | Рисование ладошкой | Лист бумаги формата А3 влажные салфетки на каждого ребенка, голубая краска |
4 | Огоньки на елке | Рисование пальчиком | Раскраска елки формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, синяя, красная) |
Январь | |||
1 | Варежки | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением варежки, влажные салфетки на каждого ребенка, синяя краска |
2 | Одежда | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением шапки и шарфика, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, синяя) |
Февраль | |||
1 | Покормим птичек | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением тарелочки, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
2 | Солнышко Коллективная работа | Рисование ладошкой | Лист бумаги формата А3 с изображением желтого круга «Солнышка» влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
3 | Моя любимая чашка | Рисование пальчиком | Раскраски формата А5 с изображением чашки, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской на выбор детей (желтая, зеленая, красная) |
4 | Звездочки на небе | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 синего цвета, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
Март | |||
1 | Тюльпаны для мамы | Рисование ладошкой | Листы бумаги формата А5 с изображением стебелька и листьев для тюльпанов, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска |
2 | Бусы для куклы Кати | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением ниточки, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, синяя, красная) |
3 | Букет тюльпанов Коллективная работа | Рисование ладошкой | Лист бумаги формата А3 с изображением вазы с зеленью для цветов, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска |
4 | Веточка мимозы | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением веточки мимозы без цветов, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
Апрель | |||
1 | Травка | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, зеленая краска |
2 | Дождик | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5, влажные салфетки на каждого ребенка, голубая краска |
3 | Украсим крылья бабочки | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением бабочки, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, зеленая, красная) |
4 | Весенняя полянка Коллективная работа | Рисование ладошкой | Лист бумаги формата А3 с изображением травы, влажные салфетки на каждого ребенка, баночки с краской (желтая, синяя, красная) |
Май | |||
1 | Цветы Победы | Отпечаток мятой бумагой | Листы бумаги формата А5 с изображением стебелька для гвоздики, влажные салфетки на каждого ребенка, красная краска |
2 | Божья коровка | Рисование пальчиком | Листы бумаги формата А5 с изображением божьей коровки без пятен, влажные салфетки на каждого ребенка, черная краска |
3 | Желтые цыплята | Рисование тычком жесткой кистью | Листы бумаги формата А5 с изображением цыплят, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска, кисть щетина |
4 | Носит одуванчик желтый сарафанчик | Отпечаток мятой бумагой | Листы бумаги формата А5 с изображением стебелька для одуванчика, влажные салфетки на каждого ребенка, желтая краска |
Таким образом, актуальность моей темы самообразования заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творчества заключён в изобразительной деятельности. Занятия рисованием, изобразительным творчеством с использованием нетрадиционных техник рисования , развитие мелкой моторики, привитие интереса и желания творить , экспериментировать с художественными материалами и подручными средствами смогут дать те необходимые знания, навыки, умения, которые нужны для полноценного развития человека. Для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, в использовании тех или иных предметов для изображения какого- то образа на листе. Учитывая всё это, ребёнок будет счастливым человеком, а особенно, если у него будет всё получаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастачерез нетрадиционные техники рисования«Рука – это вышедший наружу мозг человека”Н. Кант«Истоки способностей и дарования детей - на кончи...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)...
Консультация на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
laquo;Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...
Презентация на тему: Мастер- класс- «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- ниткография»
В этой презентации представлен мастер- класс для педагогов, каким способом нетрадиционной техники рисования- ниткографией, мы можем развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста....
План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...