Мастер – класс для педагогов «Нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности дошкольников»
методическая разработка по рисованию
Творчество - постоянный спутник детского развития. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление создавать. Ребенок получает удовольствие и радость от самого процесса творчества, испытывая целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 110.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Нетрадиционные материалы и техники
в изобразительной деятельности дошкольников»
"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
В. А Сухомлинский
Творчество - постоянный спутник детского развития. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление создавать. Ребенок получает удовольствие и радость от самого процесса творчества, испытывая целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Я углублённо работаю по творческой теме: «Художественное творчество и нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Считаю, что тема достаточно актуальна и востребована. Использование нетрадиционных техник и материалов – это своего рода, инновация в творческо-педагогическом процессе. Нетрадиционные техники позволяют развить у детей интерес, творчество, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва.
Цель моей работы с детьми: «Воспитать счастливую, психологически здоровую, творческую личность».
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- формируются навыки контроля и самоконтроля.
Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.
Нетрадиционные техники изодеятельности.
1.Рисование смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
2. Точечный рисунок.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять обыкновенную ватную палочку. Лучше всего получаются точечные рисунки гуашевыми красками.
Способ получения изображения: для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей – цветочки и ягодки. А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.
3.Тычок жесткой полусухой кистью и щёткой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование щеткой осуществляется через постукивание по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга.
Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ее по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу.
4.Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
5.«Пластилиновая живопись»
Способ получения изображения: На картонную основу нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.
6.Рисование с помощью кофе
Рисовать с помощью кофе несложно. Если у вас в наличии кофе только в зернах, то его нужно смолоть как можно мельче, почти в пудру, иначе крошки кофейной гущи будут прилипать к бумаге. Сварите его любым способом и в любых пропорциях – чем крепче будет кофе, тем насыщеннее будут цвета вашей “кофейной краски”.
7.Рисование на камнях.
Вот во что можно превратить обычные камни, добавив немного фантазии и стараний.
8.Яичная мозаика.
После того как на Вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от плёночек, вымойте, опустите в раствор пищевой соды (для того, чтобы обезжирить их поверхность), высушите. В нескольких стаканчиках разведите пищевые красители и положите туда скорлупу. Через 15 минут скорлупа раскладывается для просушки. Можно просто раскрасить их гуашью. Когда наберётся большое количество скорлупок разных оттенков, займитесь изготовлением облицовочных пластинок, но можно обойтись и без них. Вот и готов материал для мозаики.
Рисунок обозначьте карандашным контуром. Намазывайте клеем каждую скорлупку и приклеивайте их на предмет так, чтобы они не прилегали плотно одна к другой, между скорлупками должны оставаться маленькие щёлочки чтобы узор выглядел красивее.
9.А какой интересный материал, как пух тополя, который каждую весну покрывает газоны, дорожки детского сада! Оказывается, он тоже может восхищать и радовать людей, так как тополиный пух замечательно подходит для аппликации.
Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные.
Заготовка:
Тополиный пух собирается с газона - там он более чистый и сухой, очищается от мусора, листвы и пыли с помощью вычесывания.
Просушенные сокровища раскладываются и хранятся в «дышащих» ёмкостях: бумажных пакетиках, картонных коробках, деревянных ящиках.
Аппликация из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Пухом можно выкладывать абсолютно любые сюжеты, лучше всего из пуха получаются животные и зимний пейзаж. Клей, в таких аппликациях не используется.
Техника выполнения работ:
Нанести эскиз на бархат можно с помощью ксерокса или принтера, белого карандаша, мыла, мелка. Далее тополиный пух аккуратно при помощи пинцета прикладывают к нужному месту и разглаживают пальцами так, чтобы он прилип к бархату. Чтобы лишние пушинки не попали на полотно - например, туда, где должен оставаться темный фон, его можно прикрыть кусочками бархата ворсинками вниз или использовать трафарет.
В зависимости от сюжета пуху можно придавать разную форму - жгутиков, шариков, сминая их пальцами соответственно прямыми или круговыми движениями. Пух выкладывают по всем контурным линиям сначала тонким слоем, затем более толстым. Можно застелить пухом всю поверхность фона, потом разгрести его зубочисткой и разложить, старясь получить белое ровное полотно.
По нему и процарапывают рисунок в нужных местах. Картины из пуха превращается в один из видов рукоделия, объединяя в себе живопись и флористику одновременно. Готовую работу нужно накрыть стеклом и окантовывают. Если заготовленного пуха нет в наличии, его можно заменить ватой, пушинками семян одуванчика, пуха камышей.
К сожалению, снег к картону не приклеишь, но вата отлично подойдет на роль «снега». Очень просто изготовить снеговика. Вам понадобится пара ватных дисков, которые нужно всего лишь разорвать пополам, чтобы аппликация получилась объемной, и приклеить к бумаге. Из чего сделать остальные части снеговика – придумать совсем не сложно.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.
Создание аппликаций и поделок из природного и другого материала – это труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Здесь всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И не обязательно, что ваши дети станут художниками. Пусть будут художниками в жизни - гибкими, креативными, способными быстро реагировать на изменение ситуации, иметь богатое воображение.
Приятного вам творчества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов: "Нетрадиционные формы и методы физического развития дошкольников".
Мастер -класс для педагогов по теме : "Нетрадиционные формы и методы физического развития дошкольников. Цель6 Разучить упражнения СУ-Джок терапии, кинезиологической гимнастики, саммомассаж, ...
Мастер класс для педагогов "Развитие творческого потенциала средствами изобразительной деятельности"
Познакомить педагогов с практическими наработками....
Мастер-класс с педагогами ДОУ «Игра как основной вид деятельности дошкольников»
Мастер-класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов...
Мастер - класс для педагогов: «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Подготовила: воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка» с.Михайловка Ахтариева Л.И. Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию п...
мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников"
мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников"...
Мастер-класс для педагогов Использование театра тантамарески в театрализованной деятельности дошкольников
Обучить участников педагогов в вопросах использования в театрализованной деятельности - театра тантамаресок и их изготовления....
Мастер класс для педагогов «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».
Мастер класс для педагогов «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий». Цель: вовлечение пелагогов в совместную деятел...