Мастер – класс для педагогов «Нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности дошкольников»
методическая разработка по рисованию

Зарудняя Людмила Александровна

    Творчество - постоянный спутник детского развития. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление создавать. Ребенок получает удовольствие и радость от самого процесса творчества, испытывая целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx110.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Нетрадиционные материалы и техники

в изобразительной деятельности дошкольников»

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В. А Сухомлинский

    Творчество - постоянный спутник детского развития. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление создавать. Ребенок получает удовольствие и радость от самого процесса творчества, испытывая целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

    Я углублённо работаю по творческой теме: «Художественное творчество  и нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста».

     Считаю, что тема достаточно актуальна и востребована. Использование нетрадиционных техник и материалов – это своего рода, инновация в творческо-педагогическом процессе. Нетрадиционные техники позволяют развить у детей интерес, творчество, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва.

    Цель моей работы с детьми: «Воспитать счастливую, психологически здоровую, творческую личность».

    Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

    Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- формируются навыки контроля и самоконтроля.

    Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

Нетрадиционные техники изодеятельности.

1.Рисование смятой бумагой.https://pandia.ru/text/80/127/images/image001_163.jpg

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

2.  Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять обыкновенную ватную палочку. Лучше всего получаются точечные рисунки гуашевыми красками.https://pandia.ru/text/80/127/images/image002_61.jpg

Способ получения изображения: для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей – цветочки и ягодки. А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.

3.Тычок жесткой полусухой кистью и щёткой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.https://pandia.ru/text/80/127/images/image003_43.jpg

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование щеткой осуществляется через постукивание по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга.

Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ее по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу.

4.Отпечатки листьев.https://pandia.ru/text/80/127/images/image004_42.jpg

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.

Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

5.«Пластилиновая живопись»https://pandia.ru/text/80/127/images/image005_27.jpg

Способ получения изображения: На картонную основу нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.

6.Рисование с помощью кофе

Рисовать с помощью кофе несложно. Если у вас в наличии кофе только в зернах, то его нужно смолоть как можно мельче, почти в пудру, иначе крошки кофейной гущи будут прилипать к бумаге. Сварите его любым способом и в любых пропорциях – чем крепче будет кофе, тем насыщеннее будут цвета вашей “кофейной краски”.https://pandia.ru/text/80/127/images/image006_24.jpg

7.Рисование на камнях.

Вот во что можно превратить обычные камни, добавив немного фантазии и стараний.

https://pandia.ru/text/80/127/images/image008_22.jpghttps://pandia.ru/text/80/127/images/image007_21.jpg

8.Яичная мозаика.

После того как на Вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от плёночек, вымойте, опустите в раствор пищевой соды (для того, чтобы обезжирить их поверхность), высушите. В нескольких стаканчиках разведите пищевые красители и положите туда скорлупу. Через 15 минут скорлупа раскладывается для просушки. Можно просто раскрасить их гуашью. Когда наберётся большое количество скорлупок разных оттенков, займитесь изготовлением облицовочных пластинок, но можно обойтись и без них. Вот и готов материал для мозаики.

Рисунок обозначьте карандашным контуром. Намазывайте клеем каждую скорлупку и приклеивайте их на предмет так, чтобы они не прилегали плотно одна к другой, между скорлупками должны оставаться маленькие щёлочки чтобы узор выглядел красивее.

9.А какой интересный материал, как пух тополя, который каждую весну покрывает газоны, дорожки детского сада! Оказывается, он тоже может восхищать и радовать людей, так как тополиный пух замечательно подходит для аппликации.

Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные.

Заготовка:

Тополиный пух собирается с газона - там он более чистый и сухой, очищается от мусора, листвы и пыли с помощью вычесывания.

Просушенные сокровища раскладываются и хранятся в «дышащих» ёмкостях: бумажных пакетиках, картонных коробках, деревянных ящиках.

Аппликация из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Пухом можно выкладывать абсолютно любые сюжеты, лучше всего из пуха получаются животные и зимний пейзаж. Клей, в таких аппликациях не используется.

Техника выполнения работ:

Нанести эскиз на бархат можно с помощью ксерокса или принтера, белого карандаша, мыла, мелка. Далее тополиный пух аккуратно при помощи пинцета прикладывают к нужному месту и разглаживают пальцами так, чтобы он прилип к бархату. Чтобы лишние пушинки не попали на полотно - например, туда, где должен оставаться темный фон, его можно прикрыть кусочками бархата ворсинками вниз или использовать трафарет.https://pandia.ru/text/80/127/images/image013_12.jpg

В зависимости от сюжета пуху можно придавать разную форму - жгутиков, шариков, сминая их пальцами соответственно прямыми или круговыми движениями. Пух выкладывают по всем контурным линиям сначала тонким слоем, затем более толстым. Можно застелить пухом всю поверхность фона, потом разгрести его зубочисткой и разложить, старясь получить белое ровное полотно.

По нему и процарапывают рисунок в нужных местах. Картины из пуха превращается в один из видов рукоделия, объединяя в себе живопись и флористику одновременно. Готовую работу нужно накрыть стеклом и окантовывают. Если заготовленного пуха нет в наличии, его можно заменить ватой, пушинками семян одуванчика, пуха камышей.

К сожалению, снег к картону не приклеишь, но вата отлично подойдет на роль «снега». Очень просто изготовить снеговика. Вам понадобится пара ватных дисков, которые нужно всего лишь разорвать пополам, чтобы аппликация получилась объемной, и приклеить к бумаге. Из чего сделать остальные части снеговика – придумать совсем не сложно.

    Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

     Руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.

      Создание аппликаций и поделок из природного и другого материала – это труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Здесь всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И не обязательно, что ваши дети станут художниками. Пусть будут художниками в жизни - гибкими, креативными, способными быстро реагировать на изменение ситуации, иметь богатое воображение.

Приятного вам творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: "Нетрадиционные формы и методы физического развития дошкольников".

Мастер -класс для педагогов по теме : "Нетрадиционные формы и методы физического развития дошкольников. Цель6 Разучить упражнения СУ-Джок терапии, кинезиологической гимнастики, саммомассаж, ...

Мастер-класс с педагогами ДОУ «Игра как основной вид деятельности дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов...

Мастер - класс для педагогов: «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовила: воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка» с.Михайловка Ахтариева Л.И. Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию п...

мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников"

мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов Использование театра тантамарески в театрализованной деятельности дошкольников

Обучить участников педагогов в вопросах использования в театрализованной деятельности - театра тантамаресок и их изготовления....

Мастер класс для педагогов «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Мастер класс для педагогов «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий». Цель: вовлечение пелагогов в совместную деятел...