Консультация для воспитателей по теме «Организация и проведение занятий по рисованию».
консультация по рисованию
Занятия рисованием, организуются в детском саду со всей группой в определенное время согласно режиму жизни детей того или иного возраста. В группах, где воспитываются дети одного возраста, занятие имеет единое для всех программное содержание и воспитательные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
по теме
«Организация и проведение занятий по рисованию».
Занятия рисованием, организуются в детском саду со всей группой в определенное время согласно режиму жизни детей того или иного возраста. В группах, где воспитываются дети одного возраста, занятие имеет единое для всех программное содержание и воспитательные задачи.
Подготовка занятия.
Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная подготовка его. Подготовка занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения и подготовленности самого педагога и воспитателя.
Подготовка материала.
К подготовке материала относится следующее:
#1055;одбор бумаги нужного цвета- осуществляется воспитателем группы, нарезка нужной формы и размера для рисования красками, карандашами- осуществляет педагог дополнительного образования согласно теме и замыслу творческой работы.
Бумага нарезается самой различной формы и величины в зависимости от того, что дети на ней будут изображать.
Надписываются листы педагогом дополнительного образования в заключительной части занятия, в левом верхнем углу, причем обязательно пишется имя и начальная буква фамилии ребенка, а также дата проведения занятия.
При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят. Иногда приходится сменить лист ребенку, нечаянно залившему бумагу краской
и т. д.
#1055;одбор красок и приготовление цветов, необходимых для занятия- проводит воспитатель группы. Все краски во флаконах необходимо заранее проверить и, если требуется, залить водой.
При приготовлении красок накануне занятия нужно в каждую из них добавлять чайной ложкой воду и размешивать щетинной (клеевой) кистью до тех пор, пока не получится ровная сплошная масса консистенции жидкой сметаны.
#1055;роверка наличия и состояния кистей, тряпочек, банок
для воды, наполнение баночек водой, также подготавливает воспитатель.
Воду в банки следует наливать утром в день занятия. Уровень воды не должен превышать верхнего изгиба банки, т. е. быть примерно на 3—4 см ниже верхнего края горла банки. Если воды налить больше, до самого горлышка, то дети при промывании кистей невольно будут расплескивать ее, пачкая рисунки и столы; при малом же количестве воды она быстро загрязняется от красок и ее приходится менять.
#1042;оспитатель группы занимается проверкой и заточкой цветных и графитных карандашей (при рисовании карандашом) .
#1055;едагог дополнительного образования, подготавливает материал для демонстрации во время объяснения. Сюда может входить:
а) подбор натуры или модели;
б) приготовление образца;
в) материал для показа приемов рисования, (бумага, большая кисть, краски, уголь) .
Весь перечисленный материал, как для работы детей, так и для показа воспитателем и педагогом должен быть заранее хорошо продуман и тщательно подготовлен.
Заготовка материала к таким занятиям, как рисование красками 5—10 цветов, требует очень много времени, и поэтому ее часто выполняют педагог и воспитатель совместно. Например, педагог раскладывает бумагу и кисти, воспитатель раздает коробки с красками и баночки с водой, в следствии подготовка занимает очень короткое время. Воспитатель готовит материал, как правило, накануне, а иногда и еще раньше. Наутро же можно оставить лишь такие мелкие дела, как подготовка банок с водой.
К подготовке материала следует постепенно привлекать и детей, что даст им определенные знания и умения, будет воспитывать элементы трудолюбия.
Так, детям 4—5 лет можно поручить раскладывать кисти в подставки, а детям 5—6 лет — наливать в банки воду для промывания кистей, составлять некоторые цвета красок и т. д. В подготовительной группе эту нагрузку можно увеличить, предлагая детям проверить карандаши в коробках, починить сломанные и т. д.
Разные занятия по изобразительной деятельности требуют различной методики. В одних случаях присутствует натура или модель, в других фигурирует показ приемов изображения, в третьих необходим образец. Однако надо хорошо помнить — что бы ни показывалось детям, к этому нужно заранее готовиться, но только в разных случаях эта подготовка носит различный характер.
Например, если проводится рисование по натуре ветки с листьями, то необходимо накануне подобрать подходящую веточку и посмотреть, доступна ли она детскому восприятию и изображению, не сложна ли, и если есть что-либо лишнее (например, большое количество листьев, закрывающих друг друга, то удалить это лишнее; продумать, как расположить веточку на бумаге— наклонно, горизонтально или вертикально, чтобы подчеркнуть что-то характерное (например, для березы будет естественным положение ветки сверху вниз, а для ивы — горизонтальное, так как оно лучше выявляет и подчеркивает ее плавную изогнутость) ; следует обратить внимание и на цвет натуры — как он сочетается с выбранным цветом бумаги, получше подобрать этот фон. Если натурой служит игрушка, надо обдумать, как показать ее таким образом, чтобы подчеркнуть, выявить главное. И такого вдумчивого, серьезного отношения требует к себе всякая натура.
Если же на занятии потребуется показать приемы изображения, то нужно не только подготовить материал для этого (бумагу, краски, уголь и т. д., но и потренировать накануне руку и глаз, рисуя данное изображение на бумаге нужного размера сначала на столе, а потом и в вертикальном положении, на мольберте, т. е. так, как надо будет это делать перед детьми. При показе всей группе детей следует заменить карандаш углем для художников, сангиной или пастелью, которые оставляют яркий, широкий след на бумаге. Если нужен образец (например, в декоративном рисовании, то его тоже следует сделать заранее, в том же материале, которым будут выполнять работы дети, но большего размера, чем детские, в пределах от 1, 3 до 1, 5 размера детской работы
Все показы приемов рисования следует вести неторопливо, точными, четкими движениями, сопровождать соответствующим пояснением. Ни в словах, ни в движениях не должно быть ничего лишнего.
Слова, с которыми педагог обратится к детям, должны быть просты и точны. Текст обращения отрабатывать очень четко, чтобы в нем были только необходимые, направляющие слова. Поэтому рекомендуется, продумав весь ход занятия и свое обращение к детям, записать его, а спустя некоторое время просмотреть запись и, может быть, заменить некоторые слова более точными и образными, что-либо несущественное вычеркнуть и т. д.
Организация занятий.
В организации занятий большую роль играет четкая последовательность этапов работы и распределение обязанностей между педагогом доп. обр., воспитателем, няней и детьми.
Обычно в детских садах раздача материала и мелкого оборудования полностью возлагается на дежурных.
Как показала практика, гораздо целесообразнее сочетать работу дежурных с самообслуживанием детей. Это дисциплинирует детей, создает серьезный, деловой настрой. Весь процесс подготовки проходит во много раз быстрее, чем при работе только дежурных. У детей вырабатывается ценная привычка самостоятельно приготовить все для себя, а затем все убрать за собой, что очень пригодится им при поступлении в школу. Самообслуживание следует вводить со второй младшей группы, давая вначале всем детям самые простые поручения, например, принести для себя коробку карандашей или подставку с кисточкой. Постепенно, год от года следует повышать требования, добиваясь, чтобы в подготовительной группе каждый ребенок полностью подготавливал себе рабочее место и полностью убирал его по окончании работы.
Организация процесса занятия.
Процесс занятия делится на 3 части:
1) вступительная часть — указания педагога, беседа с детьми;
2) руководство процессом выполнения работы и
3) заключительная часть — просмотр и оценка детских работ.
Первая часть занятия. Указания даются на каждом занятии изобразительной деятельностью, будь то рисование с натуры, по замыслу, сюжетное рисование, декоративная работа. В зависимости от того, насколько хорошо подготовлена эта часть, будут хороши или плохи результаты занятия. Поэтому в каждом случае она должна быть заранее продумана и отработана. Структура этой части занятия примерно такова:
#1057;ообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.
#1040;нализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение текста. Беседа с детьми.
#1050;онкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.
В эти три части каждый раз вкладывается новое содержание. Кроме того, соотношение упомянутых частей меняется: в одних случаях большее место отводится анализу предмета, например в предметном рисовании, в других — созданию живого, выразительного образа, например в сюжетном рисовании и т. д.
Первые слова, с которыми педагог обращается к детям, должны быть эмоциональными, заинтересовать детей предстоящей работой, создавать живой образ того, что дети будут рисовать.
В старшей и подготовительной группах, разговор следует вести в более деловом и серьезном тоне, но не забывать о выразительной интонации.
Не рекомендуется начинать каждое занятие одними и теми же словами: «Дети, сегодня вы будете рисовать» и т. д. Однообразие снижает восприимчивость детей, а, следовательно, и интерес к занятию.
Затем проводится анализ предмета, который дети будут изображать, или образца. Педагог задает вопросы - дети отвечают. Плохо, когда педагог все объясняет и рассказывает сам, не вызывая детей на ответы, на разговор и не давая пищи детскому уму. Объяснять самому следует только то, что ново или трудно для детей; если же можно опереться на предыдущий опыт детей, то следует обратиться к их памяти и сообразительности, задавая вопросы, вызывая на высказывания, замечания. В ходе беседы полезно вызвать 1—2 детей к мольберту и предложить жестом показать то, о чем говорилось. Вот пример такого анализа для детей 5—6 лет.
Дети, чтобы хорошо нарисовать мишку, давайте его получше рассмотрим. Какой формы у мишки туловище? Скажи, Оля. Верно, овальной. А голова? Да, круглая и на ней полукруглые уши. Лапы у мишки тоже овальной, но удлиненной формы. А где прикрепляются передние лапы? Вова, скажи. Правильно, наверху, к плечам. А задние? Конечно, внизу. Нина, подойди сюда, покажи и назови, что ты сначала нарисуешь, что потом. Верно, сначала посередине листа большое туловище овальной формы, потом сверху круглую голову, а после лапы.
В отдельных случаях, когда дети возбуждены чем-либо, еще недостаточно хорошо организованы, или когда надо всем показать что-либо с близкого расстояния (могут быть и другие причины, педагог собирает их около себя. Обращается ко всем, говоря о том, чем будут заниматься, или обещает что-то показать, или показывает всем какую-либо вещицу, игрушку и т. д.
После того как дети успокоились и внимание их собрано и возбуждено их любопытство, воспитатель предлагает им тихо сесть на свои места. Если необходимо, воспитатель дает дополнительные пояснения или показывает что-либо, когда все сели за столы. Различная организации детей в процессе первой и второй части повышает восприимчивость детей, интерес к занятию. Задерживать около себя стоящих детей можно не более 1—2 минут.
Конкретные указания о способах выполнения работы, установление последовательности особенно важны. В этом дети также должны принимать активное участие — отвечать на вопросы, припоминать усвоенные ранее умения. Воспитатель возбуждает мысль детей, их инициативу в отношении того, что как можно вылепить, вырезать, наклеить, нарисовать. Он вызывает отдельных детей к мольберту для показа.
Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать. Эти указания дает им воспитатель.
Руководство процессом выполнения работы. В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям, не упуская из виду ни того, ни другого. У одних детей работа спорится и протекает ровно, у других тотчас после начала ее возникают затруднения: у них нет уверенности в том, как следует делать, и они начинают медлить, что сразу снижает темп работы и интерес к ней. Таких сомневающихся детей в группе может оказаться несколько человек. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено. Это общее указание поможет неуверенным детям начать и продолжать работу в хорошем темпе, одновременно со всей группой.
После того как воспитатель убедился, что он наладил работу группы в целом, он может на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью особенно не стоит. Так как желательно. Чтобы дети приучались самостоятельно разрешать возникшие затруднения. Если же воспитатель убежден, что ребенок действительно не может сам справиться с трудностью, то следует помочь ему, в основном в форме наводящих вопросов, иногда совета и лишь в редких случаях показом изображения чего – либо и только на отдельном листке, а не на рисунке ребенка.
Время от времени следует отрываться от индивидуальной помощи для того. Чтобы посмотреть, как протекает работа всей группы. Если намечается какое – либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и послушать дополнительное разъяснение. Если в процессе работы ребенок хочет спросить о чем – то воспитателя. То он должен поднять руку подождать, пока воспитатель подойдет к нему.
Заключительная часть занятия. Заключительная часть занятия – просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. В большинстве случаев она носит характер развернутого анализа, на котором должны быть представлены работы всех детей. Анализ детских работ проводится тотчас же после занятия или после прогулки.
В первом случае между процессом работы и анализом – необходим небольшой перерыв, чтобы дать физическую разминку детям.
Целесообразно предложить детям встать из – за столов и убрать индивидуальное оборудование, а затем тут же собрать их полукругом (или опять посадить на места) около стенда и дать оценку проделанной работе. Очень активно и плодотворно анализ проходит после прогулки, занимает он всего 5 – 7 минут, что не нарушает общего режима детской жизни.
Вопросы, задаваемые воспитателем при анализе, должны быть разнообразными. Нельзя все сводить к "правильно " или "неправильно".
При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой – либо работе.
При оценке сюжетных и многих предметных рисунков, вначале надо сделать акцент на образность, характерность персонажей (самый смешной и веселый Петрушка, замечательная танцующая Матрешка и т. д.) и выразительность действия (лиса подкрадывается, цыплята ловят жука и т. д.).
В рисунках с натуры – на правильность строения предмета.
Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения.
После высказывания детей, заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводит итог занятию.
Подготовка педагога к занятиям.
К каждому занятию воспитателю необходимо тщательно готовиться: должен быть конспект занятия, подобран демонстрационный и раздаточный материал. Для некоторых занятий нужна предварительная подготовка детей в виде чтения художественной литературы по теме, просмотра иллюстраций, беседы и т.д. Если на занятии будет использоваться раздаточный материал, то его количество должно соответствовать количеству детей. Демонстрационный и раздаточный материал может быть как производственного, так и самостоятельного изготовления.
Готовясь к рисованию, воспитатель должен предварительно подготовить все необходимые материалы: гуашь разводится водой до сметанообразной консистенции, выкладывается на палитру (при необходимости), акварель смачивать не обязательно. Бумага для рисования так же готовится заранее: тонируется, вырезается необходимая форма. Важно: в детских работах не должно быть белого фона, кроме декоративной росписи. Но даже в этом случае лучше стараться избегать белого фона путем вырезания контура изображаемого предмета.
Готовясь к лепке, воспитатель также готовит заранее все материалы: доски, стеки, пластилин либо глину. В младших группах пластилин разминает взрослый. Нельзя класть пластилин на батарею. Допускается разогрев пластилин в сушильном шкафу утром в день занятия.
Готовясь к аппликации, воспитатель должен подготовить необходимое количество заготовок, имея при этом запас. Запас делается на тот случай, если кто-то из детей неправильно вырежет деталь. Тогда воспитатель дает этому ребенку новую заготовку.
Готовясь к рисованию, лепке и аппликации, у воспитателя должен быть готовый образец той работы, которая будет выполняться на занятии. При чем образец рисунка и аппликации должен быть формата А4, даже если дети будут работать с листом меньшего размера.
Подготовка детей к занятиям.
Перед занятием детям необходимо напомнить о необходимости посетить туалет и привести себя в порядок. Для лучшей организации детей им необходимо предлагать строиться перед каждым занятием.
Всегда перед занятием необходимо дать детям правильную установку, настроить их на серьезный лад: напомнить правила поведения на занятии, а также при нахождении в коридоре, если занятие планируется в другом помещении.
Работа воспитателя на занятиях специалистов.
На занятиях, проводимых специалистами (музыка, физкультура и т.п.), воспитатель обязан присутствовать. При этом ему отводится не пассивная, а активная роль. На музыкальном занятии воспитатель вместе с детьми выполняет все движения и является образцом, а также поет песни и следит за дисциплиной. При необходимости встает рядом с тем ребенком, у которого что-то не получается и оказывает индивидуальную помощь. При этом воспитатель должен отмечать детей, с которыми можно позаниматься индивидуально в группе.
На физкультурном занятии воспитатель во время выполнения детьми упражнений внимательно наблюдает за детьми, отмечая, с кем и какое движение отработать в группе, а также оказывает индивидуальную помощь детям, которые в этом нуждаются. Во время выполнения упражнений, в которых требуется страховка и контроль, воспитатель осуществляет их по договоренности с инструктором по физкультуре. Например, дети по очереди идут по скамейке, затем пролезают в обруч, прыгают на одной ноге в конец очереди. В этой ситуации один взрослый страхует детей у скамейки, а второй – контролирует у обруча и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателя по теме: "Организация и проведение педагогической диагностики".
"Ты не должен любить обезумевшую стаю птиц! Ты вовсе не должен воздавать любовью за ненависть и злобу. Ты должен тренироваться и видеть истинно добрую чайку в каждой из этих птиц и помочь им увидеть т...
Консультация для воспитателей на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....
Консультация для воспитателей на тему "Организация и проведение физкультминуток"
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, направленных на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательного воздействия от длительных статистических нагрузок, акт...
Консультация для воспитателей на тему: "Организация и проведение экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. "
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Организация и проведение занятий по рисованию"
Занятия рисованием, организуются в детском саду со всей группой в определенное время согласно режиму жизни детей того или иного возраста. В группах, где воспитываются дети одного возраста,...
Консультация для воспитателей на тему: «Организация и проведение НОД по физическому развитию в новых условиях»
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех основ и систем организма и интенсивным периодом психического развития. Именно в этом возрасте развиваются те личностные свойства, дв...
Консультация для воспитателей "Организация и проведение занятий по рисованию"
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигу...