Картотека игра по изобразительному искусству.
картотека по рисованию (старшая группа)

Жигалина Ольга Алексеевна
Предлагается Вашему вниманию картотека игр по изобразительному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_izob_iskusstvu.docx46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОДБЕРИ СЛОВО»

Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине Материал: репродукция какой-либо картины.

Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова. Воспитатель называет 2-3 слова, а дети выбирают из них одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясняют свой выбор.

Например, картина И.Машкова «Снедь московская. Хлебы» Звучная – звонкая – тихая

Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски.

Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он густой, как аромат всех этих хлебов.

Просторная – тесная

Тесная. Здесь изображено так много предметов. Конечно, им тесно.

Радостная – унылая

Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике, будто хвастаются булки и хлебы друг перед другом, кто из них лучше.

Лёгкая – тяжёлая

Тяжёлая. Здесь очень много всего. Хлебы большие, тяжёлые. А вокруг – пышные булочки, пирожки. Всё вместе выглядит, как что-то плотное, тяжёлое. Как только стол выдерживает?

«НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»

Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.

Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме.

Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.

«ОПРЕДЕЛИ И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА (НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)»

Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Материал: репродукции картин.

Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить

в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.

2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

 Или поле и шалаш,

Обязательно картина

азывается ... (пейзаж)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это ... (натюрморт)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас –

Или принц в плаще старинном,

 Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется ... (портрет)

«СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ»

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)

 Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)

Описание игры: воспитатель предлагает детям

составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.

«НАЙДИ ОШИБКУ»

Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.

Материал: репродукции картины.

Описание игры: педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и

средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём

произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям

даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.

Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.

Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине

«Сенокос» А.А. Пластова:

« Перед вами репродукция картины А.А. Пластова

«Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной, изумрудной травой (отсутствует описание цветов),

вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой

картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре картины ( ошибоч-ное описание композиционного центра). В произведении передан покой и тихая радость.

Для этого художник использует яркие, сочные краски: жёлтую, зелёную, синюю, красную».

«ЖИВАЯ КАРТИНА»

Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты человеческими чувствами, мыслями, характерами.

Материал: репродукция картины.

Описание игры: дети делятся на группы. Каждая группа получает репродукцию картины какого-либо художника. Дети должны от лица тех, кто изображён на картине (дороги, деревьев, неба и т.д.) рассказать о своих красках и своём настроении, не называя его.

Задача всех остальных отгадать, что изображено на той или иной картине, и её называние.

«ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам,

чувство радости при восприятии красоты природы. Материал: карточки с разными цветами.

Описание игры: раздать детям карточки с

квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.

Затем педагог говорит следующее слово, например:

радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

«ЧАСТИ СУТОК»

Цель: Определить, к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи, выбрать цветную карточку, с которым ассоциируется та или иная часть суток.

Материал: Репродукции картин с пейзажами, которые ярко выражают части суток.

Описание игры: создать игровые ситуации с игрушками, отражающие их поведение в различное время суток.

Рассмотреть различные репродукции картин, определив, какое время суток изобразил художник. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом,

подчеркнуть значение цвета в произведении. Можно использовать в игре художественные тексты о частях суток:

Утро. Весенний лес хранит в секрете, Что он увидел на рассвете,

Как ландыш держит на весу В стеклянных чашечках росу.

День. День работал целый день – Передал много дел;

И жалел под вечер, Что заняться нечем.

Вечер. Постукивает поезд вдалеке, Плеснула рыба в розовой реке, Присело солнце за притихший лес ... День погрустил немножко и исчез.

Ночь. Звёзд полно – и в небе, и в воде. На земле – ни огонька нигде.

Звери и букашки спать легли. Тишина от неба до земли.

«УЗНАЙ ПО ПРОФИЛЮ»

Цель: определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по

которым узнали и определили персонаж.

Материал: силуэты профилей персонажей различных сказок.

Описание игры: воспитатель показывает детям

портрет сказочного персонажа, дети по определённым признакам пытаются узнать, кто на нем изображён.

«СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ»

Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей.

Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок),

отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).

Описание игры: из разрезанных частей составит портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестрёнки и братишки. И назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого.

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.

Материал: Репродукции картин с пейзажами, аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года»

Описание игры: на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых

рассказывается об одном времени года. Можно использовать в игре аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года» художественные тексты о временах года:

Четверо художников, столько же картин.

Белой краской выкрасил всё подряд один.

Лес и поле белые, белые луга.

У осин заснеженных ветки, как рога ...

У второго – синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки-кружева.

Первые проталинки, первая трава.

На картине третьего красок и не счесть:

 Жёлтая, зелёная, голубая есть ...

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые в небе облака.

А четвёртый золотом расписал сады,

 Нивы урожайные, спелые плоды...

Всюду бусы-ягоды зреют по лесам.

Кто же те художники? Догадайся сам!

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса ... (А.С.Пушкин)

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится, И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Тёмный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно ...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы и зима настала.

(И.Суриков «Зима»)

«ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ?»

Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

Материал: репродукция картины. Описание игры: ведущий выбирает объект,

предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.

«ОБЪЯСНИ, ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНА КАРТИНА»

Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображённого на картине.

Материал: репродукция картины.

Описание игры: воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны пословицы и поговорки разной тематики. Вводится правило:

выдерни записку, прочитай текст (читает

воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так названа картина.

Картотека игр по изобразительному искусству.

Старшая группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по изобразительному искусству

игры по изо для дошкольников...

"Игра и изобразительное искусство"

Картотека игр по теме: "Цветоведение" для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста....

Картотека игр по изобразительному искусству для дошкольников

Цели игр закрепить знания о жанре натюрморта,научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету и другое....

дидактические игры по изобразительному искусству

«ПОДБЕРИ СЛОВО»  Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине     Материал: репродукция какой-либо картины.     Описание игры: Часто...

Консультация для родителей "Настольные игры по изобразительному искусству"

Консультация для родителей из серии "настольные игры в детском саду и дома"...

Картотека игр по изобразительному искусству для детей старшей группы

Картотека для саршей группы, содержит в себе игры по изобразительному искусству. Содержит в себе титульный лист, содержание, описание игры (название, цель, материал, ход), список литературы. Игры подо...