Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
консультация по рисованию
Консультация для воспитателей по нетрадиционному рисованию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:
1. Развивать художественное творчество, воображение, фантазию детей. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;
2. Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.
Задачи:
1. Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству;
2. Знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования; находить нестандартные способы изображения предметов и явлений;
3. Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;
4. Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных техник рисования к более сложным);
5. Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
6. Расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, иллюстраций в книгах, прослушивание классической музыки и т.д.;
7. Сплотить детский коллектив путём совместного творчества;
8. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
9. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
10. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
11. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- развивает в детях способность свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- развивает умение детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности и воображение;
- во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- рисование ладошками;
- рисование ватными палочками;
- рисование методом «тычка»;
- рисование штампами.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- рисование восковыми мелками + гуашью;
- рисование свечой + акварелью;
- рисование волшебными верёвочками.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные техники:
- рисование солью, песком, манкой;
- рисование мыльными пузырями;
- кляксография;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- граттаж.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать его на активную деятельность.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно и самостоятельно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.
Методы, которые необходимо применять в изобразительной деятельности:
1. Информационно рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; проблемное изложение материала.
В информационно-рецептивный метод включаются следующие приёмы: рассматривание; наблюдение; экскурсия; беседы; слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы; показ воспитателя.
2. Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Другими словами, это владение техникой рисования. Техника рисования – это язык художника, не владеть техникой рисования, значить не уметь передавать свои впечатления и ощущения в рисунке. Этот метод упражнений, доводящие изобразительные навыки до автоматизма.
3. Эвристический метод направлен на самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии в художественной деятельности.
4. Исследовательский метод направлен на развитие у детей познавательной активности и умение экспериментировать с художественным материалом и техниками в изобразительном творчестве.
5. Метод проблемного изложения материала заключается в нахождении решений в проблемной ситуации или в вопросе. Эту проблемную ситуацию перед детьми создаёт педагог.
Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая, которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их);
- сюрпризный момент (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает детей отправиться в путешествие);
- просьба о помощи (ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми);
- создание проблемной ситуации;
- музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т.д.;
- эмоциональное объяснение детям способов действий с нетрадиционным материалами и показ разных приёмов нетрадиционного изображения.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Если чрезмерно активный ребёнок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Художественное творчество очень важно при подготовке ребёнка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определённое положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определённое время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по-особенному смотреть на всё их окружение, прививать любовь ко всему живому.
Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребёнок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению всё новых и новых техник в рисовании.
В итоге, от нетрадиционного рисования ребёнок получает лишь пользу. Рисование тесно связано с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, на фоне положительных эмоций, рисование развивает интеллектуальные способности, память, внимание, мелкую моторику, учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей...
Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доста...
Консультация для родителей на тему: "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улица...
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к...
Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Консультация....
Консультация для родителей Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей младшей группы. «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Предполагается, что пре...