Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Бельтюкова Галина Евгеньевна

Развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста

1  Цель программы:   развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.

Задачи программы.

 Развивающие: 

  • Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
  • Развивать интерес к  нетрадиционным  техникам рисования, воображение.
  • Развивать формо и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.
  • Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.

Образовательные:

  • Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).
  • Учить получать различные оттенки красок основных цветов.
  • Учить использованию различных материалов
  • Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
  • Учить отображать впечатления от окружающего мира в изобразительной деятельности.
  • Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.  Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Воспитательные: 

  • Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
  • Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
  • Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребёнку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения.

В прошлом году, с детьми старшей группы я решила проводить кружок по нетрадиционным приемам рисования. Выбор этот не случаен. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционные приемы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные приемы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

2        основные принципы:

  • Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  • Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
  • Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
  • Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
  • Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
  • Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями);  

Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

Кружок проводился 1 раз в неделю, включая в себя небольшую теоретическую часть с показом образца действий воспитателем, практическую часть (овладение детьми новой Нетрадиционной Техникой Рисования или закрепление, или творческое применение освоенной НТР), упражнения для развития моторики, организация мини-выставок.

Длительность каждой НОД для детей данного возраста – 30 мин.

Списочный состав группы – 10 воспитанников.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, я использовала следующие техники нетрадиционного рисования:

3   Кляксография с трубочкой

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

4  Монотипия предметная и пейзажная

ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

5  Отпечатки листьев

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

6  Тычок жёсткой полусухой кистью.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

7 Пуантилизм (рисование тычком).

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

8  Ниткография.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

9  Рисование по мокрому.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение.

Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

10   Набрызг

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

11  Граттаж

Покрыть весь лист любой цветной гуашью или цв. карандашами

Всю поверхность листа натереть свечой.

Покрыть черной тушью, чтобы тушь не сворачивалась на парафине, добавить в нее жидкое мыло (1 капля мыла на столовую ложку туши).

12   Мыльные пузыри.

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Так же использовали:

Оттиск смятой тканью.

Оттиск фруктами,

Рисование на молоке

 Рисование песком, крупой, скорлупой    и многое другое.

13   Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Наша кружковая работа заинтересовала и родителей. Дома для мам и пап дети проводили «мастерскую умелых рук» по нетрадиционным приёмам изображения. Родители потом с удовольствием рассказывали, как это всё происходило. И сами экспериментировали, чем же ещё можно порисовать необычным способом. Оформляли выставки детских рисунков, изготовляли поздравительные открытки.

Хочется отметить, что все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Нетрадиционная техника рисования с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мыльных пузырей.

Данный методический материал будет полезен воспитателям детских садов и педагогам дошкольного образования. Этот материал поможет познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования - рисование...

Методическая разработка по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста

Описание некоторых техник нетрадиционного рисования, конспект занятия по раздуванию краски с детьми старшего дошкольного возраста...

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на формирование творческой личности

Нетрадиционные техники рисования – путь к свободе и творчеству дошкольников. Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей....

Нетрадиционная техника рисования с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мыльных пузырей

В космасе так здорово!Звезды и планетыВ черной невесомостиМедленно плывут!В космосе так здорово!Острые ракеты На огромной скоростиМчатся там и тут!Так чудесно в космосе!Так волшебно в космосе!В н...