Конспект занятия по декоративному рисованию "Филимоновская игрушка"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Рыжкова Светлана Николаевна

Формировать умение  детей сравнивать филимоновские  и дымковские игрушки между собой; закрепить знания о составлении узора; продолжать учить детей рисовать концом кисти, наносить точки, рисовать круги, дуги, кольца, полоски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_filimonovskaya_rospis.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  « Филимоновская игрушка»

(декоративное рисование)

Группа среднего дошкольного возраста

Цель занятия: расширить представления детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

Программное содержание :

  1. Образовательные задачи.  Формировать умение  детей сравнивать филимоновские  и дымковские игрушки между собой; закрепить знания о составлении узора; продолжать учить детей рисовать концом кисти, наносить точки, рисовать круги, дуги, кольца, полоски.
  2. Развивающие задачи.  Развивать у детей эстетическое восприятие, глазомер, чувство цвета, пропорций, формы.
  3. Воспитательные задачи.  Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, самостоятельность, аккуратность.

Активизация словаря:  филимоновская игрушка, сударушка, Филимоново.

Предварительная работа:  

  • Чтение стихов о филимоновских игрушках;
  • Рассматривание филимоновских игрушек и беседы о них;
  • Беседы о мастерах-умельцах;
  • Рассматривание альбома Филимоновские игрушки;
  • Дидактическая игра « Радуга, с целью упражнения в подборе гармоничных цветосочетаний.

Оборудование: филимоновские и дымковские игрушки, дидактическая игра «Третий лишний», бумажные силуэты филимоновских игрушек, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой; образцы, выполненные педагогом; стихотворение В.Лазарева «Филимоновская игрушка», Н.Цысь «Филимоновские игрушки».

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Педагог оформляет выставку филимоновских и дымковских игрушек и предлагает детям рассмотреть их.

Воспитатель: Чем похожи дымковские и филимоновские игрушки?

Дети: Они белые, украшены узором.

Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга?

Дети: У них разные узоры.

Педагог проводит дидактическую игру «Третий лишний». Детям предлагаются две картинки. На первой из них нарисованы две филимоновские и одна дымковская игрушка. На другой  –  две дымковские игрушки.  Цель игры: показать и рассказать детям, какая игрушка лишняя.

  1. Основная часть.

Педагог рассматривает с детьми представленные на выставке филимоновские игрушки.

Воспитатель: Ребята, такие игрушки начали делать очень-очень давно в селе с красивым названием Филимоново. (Дети повторяют название). Эту игрушку так и назвали – филимоновская.  (Дети повторяют). Их можно узнать по красивым узорам и вытянутым формам.

Педагог показывает игрушки более детально. Дает детям возможность все тщательно рассмотреть.

Воспитатель:  Посмотрите внимательно, какая интересная филимоновская игрушка. Кто это?

Дети: Корова.

Воспитатель: Верно, корова. У коровы длинное вытянутое туловище, маленькая голова и очень короткие ноги. А какие элементы филимоновской росписи можно увидеть на этой игрушке?

Дети: Полоски, кружочки, точки.

Воспитатель: Вот перед вами сударушка  (Педагог показывает). Какие элементы росписи вы видите?

Дети: Елочки, треугольники и цветочки.

Воспитатель: какие основные цвета встречаются в филимоновской росписи?

Дети: красный, зеленый, желтый.

Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько у меня много игрушек.

Педагог читает стихотворение В. Лазарева « Филимоновская игрушка» и выставляет игрушки для рассматривания.

О том немало сказано

И нынче говорят:

Они свистульки разные

Из глины той творят –

Все пастухов и конников,

Ребят да молодух;

В ряду медведь с гармоникой,

Собака и петух.

Стоят – горят по полочкам,

От красок горячи:

В рисунке солнце с елочкой,

Да грабли и грачи.

Ах, эти грабли-грабельки

Да елочки мои,

Свистулечницы – бабоньки,

Игрушки – соловьи.

В.Лазарев

Воспитатель: Эти игрушки сделаны из глины. Посмотрите, в руках у меня непростая игрушка, это свистулька.

Педагог показывает, как можно свистеть на этой игрушке.

Воспитатель: В далекие времена всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. Раньше не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины – «синьки». При просушке пластичная, жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится  заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая изящную красивую  форму. Козлята, курочки, барышни и другие игрушки делали народные мастера. Мастера были разные. У каждого свое дело. Одни лепили игрушки, другие их расписывали. Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки. Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.

Дети подходят к игрушкам по желанию, рассматривают.

Воспитатель: Что на них нарисовано?

Дети: Кружочки, клеточки, полоски, точки.

Воспитатель:  какого они цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: игрушки стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Народные умельцы работали зимой в свободное от сельских трудов время. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки.

  1. Физкультминутка.

Хороводная игра «В Филимоново мы были…»  

В Филимоново мы были,

Хороводы мы водили.

Дети идут по кругу

Мы, как барыни, кружились.

Дети кружатся на месте

На скамеечки садились.

Дети выполняют «пружинки»

Потом глины накопали.

Дети показывают, как копают

И свистушки лепить стали.

Дети показывают, как лепят

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: ребята, хотите тоже расписать игрушки?

Дети: Да!

Воспитатель: Выберите понравившийся бумажный силуэт филимоновской игрушки и украсьте его по своему усмотрению.  Узор нарисуйте на своем силуэте, а если вы забыли какой-нибудь элемент узора, посмотрите на мои образцы.

Под народную музыку дети выполняют свои работы. Педагог индивидуально помогает тем, кому трудно справиться с какими-либо элементами.

  1. Рефлексия.

В конце занятия педагог выставляет все работы, предлагает детям полюбоваться их красотой, выбрать лучшие, проанализировать. По окончании анализа педагог предлагает детям прочесть заранее выученное стихотворение о филимоновской игрушке:

Мы к искусным мастерицам

Приглашаем Машеньку

Пройтись по русским улицам

И вылепить свистульку.

Филимоновская игрушка –

Древнерусский промысел,

Детская потешка

На ярмарке ремесел.

Мы из глины их лепили,

В деревенской сушили печи.

Всех гостей мы зазывали,

К чаю вылепили калачи…

Мы гусиным перышком

Расписали чашку,

Девицу в платье розовом

И купцу рубашку…

Н.Цысь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшей группы «Нарядная барышня» (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект занятия по декоративному рисованию для детей старшей группы «Нарядная барышня» (по мотивам дымковской игрушки)Программные задачи: продолжить учить детей украшать элементами декоративной...

Конспект занятия по декоративному рисованию «Игрушки для ярмарки».

Закрепить  умение отличать дымковскую игрушку от филимоновской, определяя отличия по росписи....

Конспект занятия по декоративному рисованию «Игрушки для детского сада».

Закрепить знания об элементах дымковской росписи....

Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка».

Познакомить с Филимоновской игрушкой, её характерными особенностями....

конспект занятия по декоративному рисованию "Филимоновская игрушка"

Цель занятия: расширить представления детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов....

Конспект занятия по декоративному рисованию (Дымковская игрушка «Лошадка») для детей 4–5 лет

Конспект занятия по  рисованию "Дымковская игрушка"  для детей 4-5 лет...