Здравству, здравствуй, хохлома!
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
- Дать детям представление о хохломской росписи, о ее истории и истоках.
- Познакомить с этапами изготовления хохломских изделий, элементами росписи и цветами.
- Учить различать основные особенности изделий хохломской росписи.
- Активизация словаря «яркая», «сочная», «красочная», «солнечная».
- Развивать у детей интерес к изделиям хохломской росписи, к познанию культуры.
- Воспитывать у детей любовь к искусству, любовь к прекрасному.
- Воспитывать патриотические чувства, уважение к народно-прикладному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khokhloma.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 ЗАТО Озерный Тверской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Здравствуй, здравствуй, Хохлома»
Выполнила: Лашутина С.Ю.
2021
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по области «Художественно – эстетическое развитие» (рисование) в старшей группе детского сада
по программе «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева)
Тема: «Здравствуй, здравствуй, Хохлома» (ознакомительная беседа)
Воспитатель: Лашутина Светлана Юрьевна
Направление: художественно-эстетическое развитие.
Цель: познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – хохломой.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Дать детям представление о хохломской росписи, о ее истории и истоках.
- Познакомить с этапами изготовления хохломских изделий, элементами росписи и цветами.
- Учить различать основные особенности изделий хохломской росписи.
- Активизация словаря «яркая», «сочная», «красочная», «солнечная».
Развивающие задачи:
- Развивать у детей интерес к изделиям хохломской росписи, к познанию культуры.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей любовь к искусству, любовь к прекрасному.
- Воспитывать патриотические чувства, уважение к народно-прикладному искусству.
Предварительная работа:
- Рассматривание фотоальбомов «Золотая Хохлома»;
- Чтение художественной литературы.
Методические приемы: беседа, пояснение, вопросы к детям, использование художественного слова, рассматривание подлинных изделий, иллюстраций и других наглядных пособий.
Материалы: выставка хохломских изделий, иллюстрации с изображением изделий хохломской росписи.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель: - Очень хорошее настроение дарит нам всем декоративно-прикладное искусство. Если вы заметили, название искусства состоит из двух слов: декоративное и прикладное.
- Что же обозначают эти слова?
Декоративное – украшенное. Посмотрите, на все эти изделия: ложки, кувшины, подносы. Как они все красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете.
Прикладное – применяемое в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
- А еще это искусство называется народным, так как это создавалось и создается народом.
- Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно- прикладным искусством – хохломской росписью. Обратите внимание на нашу выставку хохломских изделий и скажите: Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде?
Дети отвечают на вопросы, перечисляют особенности изделий.
Воспитатель: - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.
- Откуда же пришло к нам это диво? Мы знаем, все имеет свое начало. И давайте сейчас с вами поговорим о том, откуда же появилось искусство. И о том, с чего начиналось хохломское искусство, существует множество легенд. Вот одна из них…
Воспитатель рассказывает легенды.
Воспитатель: - Разное сказывают старики. Говорят. Будто давным-давно поселился за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да сундук сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он ее и угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась к чашке крылом и стала чашка золотой. Это, конечно, сказка, но сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцом урок! Не в сказке ли появилась эта красота?!
- А вот еще одна легенда.
- Говорят, в давние времена жил талантливый мастер. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труд. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Однажды он покинул царские палаты и поселился в глухих местах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало для всех родным, как простая русская песня, и чтобы в ней отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные и яркие цветы, тонкие веточки, и вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приходить и любоваться этой красотой. Слава о мастере дошла и до царя. И приказал он своим стрельцам найти мастера и вернуть его. Узнав о беде, мастер собрал своих односельчан и раскрыл им секрет своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-мастера. А самого мастера как ни искали, так и не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени. Исчез мастер, но осталось его мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты.
- А как же было на самом деле?
- Люди делали посуду в глухих деревнях, там ее и расписывали. А потом везли мастера продавать посуду в большое торговое село Хохлома. Хохлома – старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Ну, а оттуда развозили ее по всей стране. Разлетелись жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Кричали зазывалы на ярмарке: «Чудо-блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!»
Деревянная посуда с древних времен была в повседневном употреблении: деревянную ложку можно было увидеть и на боярском столе, и в семье крестьянина. Ковши, ложки, кувшины, подносы – вся эта посуда требовалась в большом количестве: ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому посуду вывозили на рынок сотнями. Постепенно деревянную посуду сменила глиняная, стеклянная, фарфоровая и металлическая посуда. Но люди не забыли золотую хохлому. И сейчас эта посуда ценится за свою красоту и неповторимость.
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Воспитатель: - А теперь давайте представим, что мы с вами в мастерской. Пахнет стружкой. Здесь мастера вырезают посуду из дерева. (Воспитатель и дети переходят к выставке). Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду?
Ответы детей.
Воспитатель: – Конечно, изготовить её не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. (Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его).
Воспитатель: - Какие цвета использовал художник?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».
Воспитатель: – А какие узоры использовал художник?
Дети: - В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы).
Воспитатель: – Этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка» (воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок.
- Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка» занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острымиконечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.
Воспитатель читает стихотворение:
И чего здесь только нету:
Хохлома, хохлома!
Весь народ с ума свела!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
И нигде на свете нет таких соцветий!
Воспитатель: - Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтением стихотворений):
Вот ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная голова.
Плывёт по лесу хохлома,
Расписанная очень ловко.
Наши ложки хохломские
Самый лучший сувенир.
С позолотой не простые,
Прогремели на весь мир.
А вот утица по реченьке плывёт
Выше бережка головушку несёт.
Чёрным крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
А вот поднос
В нём алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы
Шёлковые всплески
Золотой листвы.
Братина солнечна весьма,
На нём цветы и земляника.
Семёновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Опиши предмет». Давайте придумаем разнообразные слова-описания и сравнения к слову «хохлома».
Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит.)
Воспитатель: - Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране. В конце нашей беседы хочется прочитать вам ещё одно стихотворение.
Послушайте:
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
Для самостоятельной деятельности детей предложить раскраски «Золотая хохлома».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здравствуй, здравствуй праздник мам!
Развлечение посвящённое мамам, создавать у детей праздничное настроение, учить делать добрые дела и поступки, воспитывать в детях любовь к родным и близким людям маме, бабушке, сестре...
Здравствуй, здравствуй, елочка! Здравствуй, Новый год!
Сценарий новогоднего утренника для старшей группы...
Новогодний праздник " Здравствуй,здравствуй Новый год!"
- Добрый день! Дамы и господа! - Здравствуйте, дорогие наши гости! -Мы с радостью приветствуем всех на новогоднем представлении.- Надеюсь вы узнали нас? - Да!- Ну, тогда угадайте, кто я? - Прин...
"Здравствуй, здравствуй Новый год" 2 младшая группа
Он прямо с ёлки спрыгнул – прыг! Такой уж он, друзья, шутник! Петрушка в гости поспешил, колпачок надеть решил. На нём бубенчики звенят, развеселить ребят хотят! Озорной Петрушка...
Беседа по этикету на тему "Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!"
Правила приветствия...
Проект "Здравствуй здравствуй Новый год. Здравствуй , здравствуй -Ёлка"
В данном проекте системаиизирован материал о традициях празднования Нового года....
Праздник-развлечение для малышей "Здравствуй, здравствуй ёлочка, здравствуй Новый Год!"
Сценарий новогоднего праздника для детей 1 младшей группы (2-3 лет)...