Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами продуктивной изобразительной деятельности
консультация по рисованию

Казакбаева Альбина Анатолиевна

Цель исследования заключается в том, чтобы составить карту общего воспринимаемого уровня успешности программ адаптации средствами продуктивной изобразительной деятельности, реализуемых в детских садах для детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pri_pomoshchi_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами

продуктивной изобразительной деятельности

                                                                                   Выполнил:

                                                                                   воспитатель Казакбаева А. А.

Туймазы, 2023 г.

Ранний возраст - яркая, очень важная, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. В этот период ребенок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами.

Именно в раннем возрасте складываются такие ключевые качества как познавательная активность, творческие возможности, доверие к миру, закладывается фундамент здоровья. Однако эти качества не вырабатываются автоматически, как результат физиологического созревания. Их возникновение требует правильные воздействия со стороны взрослого.

        В раннем возрасте у детей не бывает равнодушного отношения к вещам. Каждая вещь заряжена для ребенка притягивающей или отталкивающей силой и соответствующим образом провоцирует его на действие. Невозможно представить здорового двухлетнего ребенка, который спокойно наблюдает за окружающим миром, за предметами окружающие его. Все, что видит ребенок, нужно взять в руки, проверить на прочность, попробовать на вкус и что-то сделать с ним.

        В раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

        Художественно-эстетического развития предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонаж художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Основными видами детской образовательной деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная деятельность.

Продуктивной деятельностью называют определенную форму и время провождения ребенка, позволяющая ему не просто повеселиться, но и развить в себе какие-либо полезные навыки, создать некий продукт, соответствующий заранее выбранным характером.

Одним из рода деятельности при адаптации ребенка может быть продуктивная изобразительная деятельность. В период адаптации необходимо способствовать проявлению творческого воображения у детей, развивать ассоциативное мышление, поощрять создавать свои собственные композиции, сочетать рисование с аппликацией, коллажем, работой с природными материалами, сочетать возможности разных видов искусства с целью создания ребенком художественного образа [6, с. 162].

Продуктивная изобразительная деятельность – это деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, аппликации, лепной поделки и т. п), обладающего определенными заданными качествами.

В дошкольных образовательных учреждениях продуктивная деятельность включает следующие виды занятий: рисование, аппликация, лепка и конструирование.

Занятия продуктивной изобразительной деятельностью способствуют созданию положительного эмоционального настроя, установлению контактов в формирующемся детском коллективе, снятию эмоциональных и физических перегрузок. Занятие продуктивной изобразительной деятельности в различных формах в дошкольном учреждении может помочь ребенку сформировать эмоциональную отзывчивость к окружающим, также быстрой адаптации.

        Образовательной программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

        Рассмотрим одну из образовательных программ.

        Программа по внедрению продуктивной изобразительной деятельности в период адаптации к условиям ДОУ.

        Цель программы: формирование у детей эстетического отношения и художественных способностей в продуктивной изобразительной деятельности в период адаптации к условиям ДОУ.

        Задачи программы:

  • развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира;
  • создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами;
  • развитие художественно-творческих способностей;
  • воспитание художественного вкуса, чувства гармонии, интереса к изобразительной деятельности.

        Данная программа представляет собой последовательную систему формирования эстетического отношения детей в изобразительной деятельности.

        С точки зрения психологии, продуктивная изобразительная деятельность решает серьёзные задачи возрастного этапа по развитию:

        - творческого мышления и воображения;

        - коммуникативных умений;

        - рефлексивных умений;

        - эмоционально-чувственной сферы;

        - способностей к самоанализу и др.

        Киселёва М. В. указывает на широкие возможности изобразительной деятельности. Он говорил, что изобразительная деятельность «это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству.         Изобразительная деятельность служит инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе».

        Важным моментом в период адаптации является тактика поощрения со стороны педагога, а также помощь в развитии воображения ребенка, проявлении способности творческого мышления.

        Нужно отметить, что для более благоприятного прохождения адаптационного периода, то есть переход ребенка из семьи в дошкольное образовательное учреждение должен проходить как можно плавным. Каждый ребенок индивидуален и каждый реагирует на новую ситуацию по-разному.

        Активная адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению не может быть сформирован без помощи взрослого, который должен позаботиться о комфортном условии. Комфортные условия в группе – это залог успеха воспитателя, формирования эмоциональной сферы ребенка. Воспитателю в это период необходимо установить с ребенком теплые, дружеские отношения. Воспитатель должен стать для ребенка близким человеком, создать благоприятную атмосферу во время пребывания его в дошкольном учреждении.

        Проведя множество исследований, были сделаны выводы, что изобразительная деятельность приносят детям большое удовольствие и множество радости. Поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, то оно является необходимым средством для облегчения процесса адаптации у детей дошкольного возраста.

        Изобразительная деятельность является одним из способов усвоения сенсорных стандартов и требует развития восприятия и ощущений. В то же время ребенок, рисуя, испытывает удовлетворение от тактильных и двигательных ощущений, радуется визуальному восприятию цветовых пятен.

         Проблемы адаптации дошкольников средствами изобразительной деятельности входят в число комплексных исследовательских направлений, разрабатываемых различными гуманитарными науками.

Рисуя, ребенок отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием матери. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается творческий процесс. С его помощью малыш сможет преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, в результате чего процесс адаптации пройдет легче.

        В период адаптации нет необходимости учить детей рисовать, потому что ведущей деятельностью детей 2-го года жизни является предметная деятельность, т.е. овладение действиями ребенка с предметами. Различные визуальные материалы (карандаши, гуашь, краски, кисти и т.д.) также являются объектами.

        Для детей раннего возраста можно порекомендовать использование следующих видов техник изобразительной деятельности как:

        рисование песком - данная техника дает способность создавать статичные песочные картины;

        рисование по мятой бумаги - эта техника используется для получения эффекта мозаики;

        кляксография с трубочкой - данная техника используется для получения фантазийных рисунков методом раздувания цветных клякс в разных направлениях, полученные изображения рассматриваются и дорисовываются недостающие детали.

        кляксография обычная как техника используется для получения изображения посредством оттиска сделанной кляксы на противоположный лист сложенной бумаги пополам. Изображение рассматриваются, недостающие детали дорисовываются.

        монотипия пейзажная – эта техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади. Монотипия предметная используется для создания художественных оттисков.

        рисование цветными нитками как техника используется для получения изображения, не имеющего сходства с реальными предметами. И полученный продукт надо рассматривать с позиции развития фантазии и воображения ребенка.

        рисование на воздушных шариках – эта техника может быть использована при выполнении коллажа. Эта техника представляет собой объемный рисунок, который, по сути, является «живым» из-за возможности перемещаться. Примеры: шмель, бабочка, паук, цветочек, клоун, космический корабль.

        рисование зубной пастой – данный вид техники используется не только для создания зимних живописных пейзажей, но и с включением краски могут быть получены различные цветные пейзажи.

        Каждая из техник – это своего рода игра, использование которой позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

        Проведение занятий с использованием продуктивной изобразительной деятельности рисования способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений. Разнообразные виды рисования: раздувание краски, монотипия, печать листьев, кляксография, и т. д., помогают всесторонне развивать личность ребенка, способствуют его самовыражению и проявлению его творческого начала и свое собственного «Я».

        Важно следить за каждым ребенком в группе, тем, как он справляется и комфортно ли чувствует.

        Изобразительная деятельность являются эффективным средством в адаптационный период дошкольника. Этот вид деятельности помогает благоприятно перейти к завершению периода адаптации. Большое многообразие методов и техник способствует ребенку быть вовлеченным в процесс деятельности, эмоционально развиваться, приводит к успеху.

        Таким образом, целенаправленная работа с детьми раннего возраста помогает не только сгладить вхождение ребенка в дошкольное учебное учреждение, но и снять повышенную тревожность в период адаптации. Также приобрести новый опыт активного взаимодействия к выстраиванию партнерских отношений с педагогом и детским коллективом, придавая уверенность даже самым зажатым детям, делая их раскрепощение, инициативнее.

        Занятия по изобразительному искусству являются эффективным средством в адаптационный период дошкольников. Этот вид деятельности помогает благоприятно пережить период адаптации. Большое многообразие методов и техник способствует ребенку быть вовлеченным в процесс деятельности, эмоционально развиваться, приводит к успеху.

        Коллективные занятия изобразительной деятельности помогают легче осваиваться в группе, развивать дружеские отношения. Вовлечение в занятие способствует ощущению комфорта в новой обстановке, снятию стрессовой ситуации у ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

Адаптационный проект «Адаптация без слез» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста....

Предметная деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Легче всего протекает адаптация у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно  действовать с игрушками.  Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в ...

Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

       Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в...

Игровая деятельность как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

В статье представлена общая характеристика адаптационного периода в раннем дошкольном возрасте, дано понятие адаптации и игры. Определены основные задачи игры в период адаптации детей раннего дошкольн...