Нетрадиционные техники рисования
проект по рисованию (старшая группа)
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образования «Методическая разработка – 2023»
ПРОЕКТ
«Нетрадиционные техники рисования, как средство
развития творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Фофонова Ольга Петровна
Воспитатель
Муниципального казённого
дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 9»
2023 год
Актуальность проекта
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Для своей работы я выбрала тему нетрадиционных техник рисования потому, что она интересна мне и моим воспитанникам. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда – свой рисунок. Маленькие творцы с удовольствием демонстрируют её своим родителям, братьям и сёстрам, погружают их в это увлекательное занятие и с гордостью несут из дома рисунки, выполненные вместе с родными.
Нетрадиционное рисование интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Таким образом, становится понятно, что занятия с использование нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.
Целевая группа:
Возраст: старшая группа
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Тип проекта: творческий
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Цель. Разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в совместной образовательной деятельности по художественному творчеству для дошкольников.
Задачи:
- Способствовать развитию творческого воображения, художественно - эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.
- Знакомить детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
- Создать педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеянно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы только с кистью и красками.
Основное содержание проекта
Этапы реализации проекта:
Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.
Тема предстоящего изображения может быть определена и самим ребенком
или предложена воспитателем (конкретное же ее решение определяется самим ребенком). Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом
воспитатель не регламентирует изобразительное решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается изображение по замыслу детей, когда задается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования.
Третий этап - работа с родителями. Консультация: «Развиваем творческие способности ребенка», «Нетрадиционные техники рисования». Папка-передвижка: «Нетрадиционное рисование в детском саду».
Четвертый этап – анализ результатов. Выявить уровень творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками. Выставки детских работ.
Нетрадиционные техники рисования – это интересные и увлекательные методы рисования необычными материалами, оригинальными техниками позволяющие детям раскрыть в себе творческие способности. Такая техника дает им незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и практически не зависит от умелостей и способностей дошкольников. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, делать рисунок ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать свой собственный забавный рисунок.
Не стоит забывать, что при организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- Способствует снятию детских страхов.
- Развивает уверенность в своих силах.
- Развивает пространственное мышление.
- Учит детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Учит детей работать с разнообразным материалом.
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности.
- Развивает мелкую моторику рук.
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками начинаем с наиболее простых и доступных. Это рисование пальчиками, ладошками, оттисками, тычком жесткой кистью. Затем знакомим детей с более сложными техниками: печатками, оттисками, выдуванием, кляксографией, монотипией, рисование клеем.
Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.
«Детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)
Каждая техника нетрадиционного рисования - это маленькая игра.
Виды нетрадиционных техник рисования:
Пальцевая живопись – хэппинг.
Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами - и на улице пойдет снег, а из труб потянет дымок, а какая гроздь винограда, просто загляденье.
Оттиск печатками из картофеля / яблока.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Можно использовать половинку яблока.
Техника «Тампование».
Эту технику используем с раннего возраста. Далем тампон из поролона и, обмакнув его в краску, дети создают образы. Получаются легкие, воздушные облака, пушистые одуванчики.
Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, на помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Рисование свечой.
Детям очень нравиться рисовать свечкой. Рисуя невидимые штрихи или ставя точки, а затем нанести на лист краску, то можно увидеть на листе дождь или волны, узоры на окне.
Техника «Монопития»
Рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно дорисовать или украсить.
Техника рисования по мокрому листу.
Как правильно смочить лист для рисования?! Это самое главное в технике рисования по мокрому листу. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок не получиться. Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться, примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки. Если краска не растекается, значит вы недостаточно смочили лист. Если краска бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду можно убрать сухой кисточкой или губкой. Очень правдоподобными получаются рисунки, тема которых так или иначе связана с водой: рыбки в водоеме или аквариуме, море, облака с дождем. Очень живыми получаются цветы. Можно по мокрому листу рисовать только фон для будущего рисунка. А можно с помощью трафарета нарисовать какую-то фигуру (например, животное) и мокрым сделать фон только вокруг этой фигуры.
Техника «Кляксография»
Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «На что же это похоже? ».
Техника «набрызг» - разбрызгивание капель, с которым в детском саду справляется зубная щетка и линейка, расческа, толстая кисть. Зубной щеткой набираем краску и линейкой проводим по поверхности щетки по направлению к себе. Темы для рисования могут быть совершенно любые. Например, на листе бумаги располагаем композицию из сухих растений. Прикладываем трафарет вазы и трафарет бабочки. Отверните зубную щетку от себя (щетиной вверх) и начните ее «причесывать» линейкой, проводя снизу-вверх. Не бойтесь забрызгаться, если вы правильно выполняете все действия, то брызги краски и воды полетят на работу. Забрызгайте созданную композицию по контуру, выбирайте для этого более темные и насыщенные цвета (бордовый, красный, темно зелёный).
Пальчиковое рисование с использованием песка
Очень интересная работа, которую дети выполняют с удовольствием! Занятие проходит в два этапа: на первом этапе мы подготавливаем лист бумаги (желательно большого формата) к дальнейшему рисованию - наносим на всю поверхность клей и посыпаем равномерно песком (заранее подготовленным и хорошо просеянным) После этого даем клею подсохнуть! После высыхания клея необходимо удалить лишний песок - просто аккуратно его сдуваем). После выполнения первого этапа приступаем ко второму - непосредственно к рисованию! Предложите детям при помощи своих пальчиков на песчаной поверхности листа нарисовать осеннее дерево, используя разнообразные цвета.
Техника рисования манной крупой.
На лист бумаги карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски). Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются манной крупой. Даём подсохнуть, лишнюю крупу стряхиваем. Когда рисунок высохнет – раскрашиваем гуашью.
Техника фроттаж
Ещё одна интересная техника для создания маленьких шедевров. Слово «фроттаж» происходит от французского frotter — «тереть, протирать». Все мы в детстве переводили монеты на бумагу, положив ее под тетрадный листок и закрашивая сверху карандашом! Это, оказывается, и есть фротаж.
Техника отпечатков
Оттиск отпечатками листьев. Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.
Техника «Граттаж» / воскография
Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»! Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.
Рисуем пластилином
Роспись пластилином по стеклу. Из пластилина можно лепить не только объемные фигурки, но и создавать красивейшие творения на плоскости. Эта техника имеет свое название - рисование пластилином. Это очень занимательное занятие, как для малышей, так и детей постарше.
Рисование солью
Выполняем сначала рисунок простым карандашом. Раскрашиваем акварельными красками небольшой участок рисунка. Посыпаем солью. Соль впитывает лишнюю воду и прилипает к листу. Лишнюю соль стряхиваем. Продолжаем работу в том же духе до конца. Использование соли дает необычный эффект.
Рисование зубной щеткой
Сразу оговорюсь, что данная техника нравится не всем. Но при рисовании некоторых предметов, она просто не заменима. Поэтому о ней тоже скажем. Рисуя зубной щеткой, обмакнув ее, так же, как и кисточку, в краску, получается действительно пушистая елка, волны на море, лохматое животное. Кисточкой такого эффекта будет добиться ой как сложно.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Техника выполнения витражей – клеевые картинки
Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
Рисование ватными палочками
Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины).
Рисование ладошками
Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь).
Рисование ватными дисками
Ватными дисками можно рисовать, сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы).
Рисование вилкой
На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву, забор, цветы, ежика.
Техника «отпечатки листьев»
Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.
Ресурсы
Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест (мольбертов), водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.
В качестве дидактического материала необходимо иметь:
1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.
2. Тематические образцы изделий.
3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.
4. Детская литература с иллюстрациями художников.
5. Фотографии диких и домашних животных.
6. Литература по искусству.
7. Психолого-педагогическая литература
Применяемые средства, инструменты и расходные материалы
Для проведения теоретических и практических работ по темам разработки используются разнообразные инструменты и материалы.
Инструменты | Материалы |
|
|
- Учебно-методические ресурсы:
- Фонд методического кабинета ДОУ
- Материально-технические ресурсы:
Предметно-развивающая среда ДОУ
Компьютер
План реализации проекта
При планировании работы по обучению детей рисованию через нетрадиционные техники я учитывала, что ребёнок должен приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, развивать ручную умелость. Для работы по методической разработке составлено годовое учебно - тематическое планирование
Учебно-тематический план занятий с детьми 5-6 лет.
Тема | Задачи |
Сентябрь | |
Чудесные бабочки | Упражнять в рисовании по сырому (предметная монотипия). Использование пятна, цвета, горизонтальной симметрии как средств выразительности образа бабочки. |
Фрукты | Закрепление приёмов рельефной (полуобъёмной) лепки; знакомство с техникой пластилинографии, показать некоторые способы её выполнения (налеп, растяжка). Выполнение выразительной композиции фруктов на цветном картоне. |
В садах поспели яблоки | Учить рисовать яблоки на ветке крупным планом, закреплять умение наносить один слой краски на другой. Продолжать обучение детей технике тычкования полусухой жёсткой кистью. |
«Цветное коромысло над рекою повисло...» | Рисование речного пейзажа (небо, берег, река) в технике пейзажной монотипии. Изображение радуги веерной кистью. |
Октябрь | |
Узор из ягод и веток рябины | Создание растительного узора: рисование ягод ватными палочками, последующая прорисовка деталей (пользование точкой, мазком, линией). |
Золотая осень | Познакомить с техникой печатания засушенными листьями - «эстамп». Создание в данной технике картины осеннего пейзажа. Развивать умение выполнять работу сообща, коллективно. |
Ёжик в ельнике | Развивать умение рисовать зу бной щеткой: хвою молодой ёлочки и иголки ежа— короткими отрывистыми мазками. Учитывать пропорцию между предметами. |
Осенний пейзаж | Закреплять представления о приметах осени. Использование техники тычкования для рисования осенней листвы. Формировать умение композиционно располагать предметы, используя приём «ближе-дальше». |
Ноябрь | |
Фрукты | Передача выразительного образа заснеженной ветки ели в технике пластилинографии. Развитие мелкой моторики рук. Аккуратности. |
Стройная сосна | Передача в рисунке красоты и особенностей внешнего вида хвойного дерева (высокий ствол, пышная крона) Рисование хвои зубной щеткой. |
Яблоневый сад осенью | Закрепление представлений о пейзаже. Подготовка фона для будущего рисунка в технике «кляксография». Выбор средств для изображения пейзажа (кисть, пастель, сангина, уголь). |
Ваза с цветами в подарок маме. | Передача выразительного образов цветов через использование различных изотехник: набрызг по трафарету (ваза с цветами), рисование ватными палочками (стебли цветов). |
Декабрь | |
Зима пришла
| Развивать интерес к технике «эстамп»: печатание засушенными листьями лесного пейзажа. Использование белого цвета и темного фона как средств выразительности образа заснеженного леса. Дорисовка дополнительных деталей кистью. |
Снежинка - балеринка | Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, продолжать знакомство с техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений. |
В лесу родилась ёлочка (коллективная работа, 1-е занятие) | Выполнение изображения ели способом объёмной аппликации. |
Нарядим ёлку шариками (коллективная работа, 2-е занятие) | Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования на фольге («гравюра», или «чеканка»). Сочетание рисования с аппликацией: украшение узором силуэтов ёлочных шариков и наклеивание их на изображение ели, выполненное на предыдущем занятии. |
Январь | |
В гостях у Снегурочки | Использование белого цвета как выразительного средства передачи сказочной «снежной» атмосферы и колорита (рисование белой гуашью снежных домиков в царстве Снегурочки и их хозяев). Развитие творческой фантазии и воображения. |
Морозные узоры | Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования - солью. Развивать творческую инициативу. |
Снегири прилетели | Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего вида снегирей; вызвать эмоциональный отклик на произведения поэзии, описывающие зимних красавцев. Рисование снегирей на ветках в технике «батик». |
Полярное сияние | Передача образа красивого природного явления путём комбинирования приёмов и средств изображения: яркие сполохи полярного сияния — пастелью; снега, льды на поверхности земли — в обрывной аппликации. Использование цветового контраста как средства выразительности. Развитие мелкой моторики рук. |
Февраль | |
Еловые шишки на ветке | Передача в рисунке строения ветки ели с шишками, прорисовка контуров простым карандашом. Закрепление навыка раскрашивания изображения тычкованием полусухой жёсткой кистью. |
Берёзки, опушённые инеем (ознакомительное; рисование фона) | Рисование неба и снега не только голубым и белым цветом, но и оттенками (розоватым, желтоватым...), смешивая краски на палитре и создавая полутона. Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с наблюдениями за опушёнными инеем деревьями. |
Берёзки, опушенные инеем (рисование берёзки в инее) | Обратить внимание на способы передачи характерных особенностей внешнего вида берёзы (серо-белый ствол, ниспадающие тонкие ветви). Рисование инея на веточках жёсткой кистью точечным приемом. |
Весёлый снеговик | Закреплять знакомые приёмы работы в технике пластилинографии, показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков. Формировать цветовосприятие, аккуратность, развивать мелкую моторику рук. |
Март | |
Красивые цветы в подарок маме
| 1. Выполнение композиции различными изосредствами, сочетая рисунок и аппликацию. Закрепление техники тампонирования губкой по трафарету (цветы). |
2. Доведение работы до логического завершения: вырезывание симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (ваза), украшение её узором при помощи цветных карандашей. | |
Волшебный карандаш | Познакомить с техникой рисования штрихом. Учить передавать выразительный образ весеннего явления (звонкая капель) зигзагообразной штриховкой. Закреплять навыки рисования карандашом, развивать умение регулировать силу нажима. |
Солнечный зайчик | Создание выразительного образа персонажа путём комбинирования приёмов изображения: прокатывание по трафарету поролоновым валиком; рисование кистью. Развитие творческой фантазии, воображения. |
Апрель | |
Букет цветов в вазе (планируется 2 занятия) | 1. Изображение цветочного букета в технике предметной монотипии. Развитие навыков рисования гуашью, акварелью; «оживление» цветов фломастерами. |
2. Использование шаблона и простого карандаша для контурного изображения вазы к цветочному букету. Раскрашивание и роспись силуэта вазы пастелью. | |
Лети, ракета, к звёздам! | Передача образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе); рисование ракеты кистью. |
Подводный мир | Совершенствовать умение детей рисовать в технике «батик». Изображение различных водорослей, медуз, рыб разной величины. Создание созвучного тона восковому рисунку с помощью акварели. |
Май | |
После дождя | Создание пейзажа в технике «батик» (радуга в небе, молодая травка, цветы, порхающие бабочки...). Развитие творческой фантазии, воображения. |
Праздничный салют Победы | Знакомство с приёмом рисования в технике «граттаж» (процарапывание рисунка заострённой палочкой). Развитие творческой фантазии, самостоятельности. |
Сказочные цветы | Создание выразительного образа фантастического сказочного цветка в мозаичной технике рисования на темном картоне. |
Краткая разработка серии занятий с использованием нетрадиционной техники рисования (прилагаются).
Ожидаемые результаты
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
В заключение хотелось бы сказать следующее: не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.
Такой творческий процесс обязательно понравится малышам, и они захотят продолжить свои эксперименты. Рисование для ребенка радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Главный аспект в работе воспитателя, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта, ориентированного на воспитанников младшей возрастной группы;
Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;
Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.
В 2023-2024 учебном году планируется для детей младшего дошкольного возраста использовать техники нетрадиционного рисования, как традиционными красками, так и красками на основе молока, сгущенного молока, йогурта и природными красителями – сок овощей, фруктов, ягод, растений.
Литература
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.
- Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Т.И Бабаева, А.Г Гогоберидзе, З.А Михайлова и др. – СПб : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011. – 528 с.
- Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н.А. Давыдова, Е.А. Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
Интернет-ресурсы:
1. Лучик К. Образовательный центр
2. GHENADIE SONTU FINE ART Образовательный сайт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.
В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...
Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"
Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован
Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )
Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...