Кружок "Акварелька"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Рабочая программа по кружковой деятельности "Акварелька" в первой младшей группе для детей 2-3 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 17 «Березка»
_____________________________________________________________________________
Рабочая программа по кружковой деятельности «Акварельки» в первой младшей группе для детей 2-3лет
Разработала воспитатель:
Кашкарова Наталья Сергеевна
Первая младшая группа
Ермолино, 2023-2024
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников, начиная с самого раннего возраста. Именно в это время происходит формирование базовых умений (пользоваться художественными материалами и инструментами, использовать элементарные рисовальные движения в своей изобразительной деятельности, а также появляется потребность в творческом экспериментировании и сотворчестве. Приобретая в раннем возрасте первый изобразительный опыт, в дальнейшем дети демонстрируют высокие показатели в изобразительном творчестве, работы детей отличаются оригинальностью, что позволяет говорить об их гармоничном личностном становлении. Изобразительная деятельность позволяет ребенку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников раннего возраста с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики пальцев рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного внимания;
- внимания и усидчивости;
- мышления;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
- Развивает уверенность в своих силах.
- Способствует снятию детских страхов.
- Учит детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Учит детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами.
- Развивает мелкую моторику рук.
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
- Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Цветные ладошки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Программа знакомит ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изо материалов, опирается на принципы построения общей дидактики:
- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
-Принцип развивающего характера художественного образования.
-Принцип природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
-Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у детей художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования.
Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой за данности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Основная цель программы – развитие творческого воображения у детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
- познакомить детей с такими нетрадиционными техниками рисования как: рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование ватными палочками, рисование губкой, рисование крупой, рисование пластилином, рисование на ватных дисках, рисование набрызгом, рисование оттиском бумаги, рисование кляксографией, рисование свечкой, рисование пакетом, рисование воздушно-пузырчатой пленкой. рисование штампиками, рисование овощами.
- вызвать интерес к рисованию с использованием нетрадиционных техник и рисованию в целом;
- поощрять инициативу и самостоятельность в выборе техники рисования при создании изображения;
- воспитывать чувство радости от полученного результата, уверенность в себе, аккуратность.
Целевые ориентиры:
- дети познакомятся и освоят некоторые техники нетрадиционного рисования;
- дети овладеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- дети научатся самостоятельно, без помощи взрослого, применять нетрадиционные техники рисования;
- повысится интерес детей к рисованию;
- повысится компетентность родителей детей в вопросе рисования нетрадиционной техники.
За основу программы по кружку «Акварельки» взяты методические рекомендации автора «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2 - 7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой. Программа кружка соответствует ФГОС ДО. Рассчитана, на один год обучения. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая 1 раз в неделю по 10 минут. Всего 36 занятий. Форма проведения – групповая.
Так как основной вид деятельности детей раннего дошкольного возраста - игра, занятия проводятся в игровой форме с использованием подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток, сюрпризных моментов.
Календарно – тематическое планирование занятий по кружку «Акварелька».
Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | |
1. Рисование пальчиками «Осеннее дерево» 2. Рисование ватными палочками «Листик» 3. Рисование пластилином «Тучка» 4. Кляксография «Сентябринки» | 1. Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок рисовать?». 2. Консультации по запросу родителей. |
Октябрь | |
1. Рисование ладошками «Осенний сад» 2. Рисование манной крупой «Грибочек» 3. Рисование набрызгом «Зонтик» 4. Рисование оттиском бумаги «Осенний пейзаж» | 1. Памятка для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». 2. Консультации по запросу родителей. |
Ноябрь | |
1. Рисование губкой «Зайчик» 2. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой «Черепашка» 3. Рисование на ватных дисках «Гусеничка» 4. Рисование овощами «Заготовки на зиму» | 1. Наглядная информация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования». 2. Консультации по запросу родителей. |
Декабрь | |
1. Рисование свечкой «Зимний лес» 2. Рисование губкой «Метелица» 3. Рисование ватными палочками «Елочная игрушка» 4. «Поздравительная открытка с символикой Нового года». | 1. Наглядная информация для родителей «Значение рисования для всестороннего развития ребенка». 2. Консультации по запросу родителей. |
Январь | |
1. Рисование солью «Снеговик» 2. Кляксография «Снежинки» 3. Рисование пальчиками «Ветка рябины» | 1. Выставка совместных рисунков родителей и детей. 2. Консультации по запросу родителей. |
Февраль | |
1. Рисование пакетом «Зимний пейзаж» 2. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой «Машинка» 3. Рисование на ватных дисках «Зайчик» 4. Рисование штампиками «Скоро весна» | 1. Выставка детских рисунков. 2. Консультации по запросу родителей. |
Март | |
1. Рисование ладошками «Сердечко для мамы» 2. Рисование ватными палочками «Веточка мимозы» 3. Рисование набрызгом «Ваза с цветочками» 4. Рисование пластилином «Курочка» | 1. Выставка детских рисунков. 2. Консультации по запросу родителей |
Апрель | |
1. Рисование пальчиками «Цветущие деревья» 2. Рисование манкой «Ромашковое поле» 3. Рисование пакетом «Морское дно» 4. Рисование свечкой «Морские обитатели» | 1. Выставка детских рисунков. 2. Консультации по запросу родителей |
Май | |
1. Кляксография «Салют» 2. Рисование на ватных дисках «Цыпленок» 3. Рисование вилками «Одуванчики» 4. Рисование стаканчиками «Воздушные шарики» | 1. Выставка детских рисунков. 2. Консультации по запросу родителей |
Планируемые результаты по освоению детьми программы кружка «Акварелька»:
- развитие мелкой моторики рук;
- обострение тактильного восприятия;
- улучшение цветовосприятия;
- концентрация внимания;
- повышение уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
- развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Список используемой литературы:
- И. А. Лыкова Цветные ладошки
- Комарова Т. С. “Детское художественное творчество”, М. : Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Комарова Т. С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Никологорская О. А. “Волшебные краски”, М. : АСТ-Пресс, 1997 г.
- Фатеева А. А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
- Шайдурова Н. В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М. : ТЦ “Сфера”, 2008 г.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2006.-128с. (Серия «Вместе с детьми».)