картотека дидактических игр по художественно-эстетическому развитию
картотека по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Лукиных Лариса Борисовна

Картотека способствует развитию у детей образного восприятия, описательные рассказы помогают обогатить и активизировать словарь детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did.igr_po_hud.est_.razv_.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО ХУДОЖЕСТВННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

для детей старшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО ХУДОЖЕСТВННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ                                                                                                           

   1. «На что похожи облака?»

Цель: формировать умение видеть в неживой природе изображение и фантазировать.

Материалы: карточки с облаками разной формы

Содержание:

Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по  цвету, но и по форме.

Воспитатель обращает внимание на то,  что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.

   2. «Портрет заговорил»

Цель: продолжить знакомство с детскими портретами, формировать умение  составлять связный рассказ.

Материалы: различные репродукции картин.

Содержание:

 Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе.

   3. «Угадай настроение»

Цель: формировать умение описывать настроение человека по выражению лица.

Содержание:

Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя, передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т.д.

   4. «Отгадай и отойди»

Цель: формировать умение определять на слух и восстанавливать в памяти предмет объёмного или плоскостного вида. Находить предмет и проверять себя методом обследования - обойди этот предмет.

Содержание:

Педагог называет слова, а дети говорят, объёмный или плоскостной предмет. При этом они должны показать это руками (если объёмный – руки, как бы обнимают предмет, если плоскостной – руки его показывают движениями по  плоскости стола).

  5. «Найди недостаток в портрете»

Цель: формировать умение  видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.

Материалы: картинки с изображением одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей), черные фломастеры или карандаши.

Содержание:

Детям раздаются изображения лица. Педагог предлагает определить недостающие части и дорисовать их графитным материалом – чёрным фломастером.

 

   6. «Составь натюрморт»

Цель: закрепить знания детей о натюрмортах.

Материалы: изображения неживой и живой природы.

Содержание:

1вариант. Детям даются плоскостные изображений неживой и живой природы. Дети составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, и дают название своей работе.

2вариант. Предлагается составить натюрморт из разных предметов (посуда, продукты, цветы, игрушки, а также фон для натюрморта. Дети составляют натюрморт, и объясняют, почему они взяли предметы определённого вида, дают название работе.

7. «Художники – реставраторы»

Цель: продолжить знакомство детей с разными жанрами живописи и работой художников.

Материалы: разрезная на несколько частей репродукцию картины или иллюстрации.

Содержание:

Дети восстанавливают разрезанную на несколько частей репродукцию картины или иллюстрацию (по количеству детей). По окончании работы называют её жанр.

   8. «Найди картину на палитре»

Цель: развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины, соотношение его цветовой палитры (холодно, тёплой, контрастной) и находить картину, в которой звучит соответствующее палитре настроение.

Материалы: репродукции картин с палитрой холодных, теплых цветов.

Содержание:

Воспитатель поочерёдно показывает детям палитры с холодной, тёплой и контрастной гаммой и предлагает найти картины, написанные этими цветосочетаниями. Дети объясняют свой выбор.

   9. «Волны»

Цель: формировать  умение представлять образы выполняемых действий.

Содержание:

Дети садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается  «купанием в море»: один из игроков становится в центре круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

   10. «Шторм»

Цель: развивать наблюдательность, фантазию.

Материал: для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей.

Содержание:

Воспитатель говорит: «Беда тому кораблю, который окажется во время шторма в море: огромные волны грозят перевернуть его, ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы волны. Вы можете радостно гудеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами.

   11. «Чего не стало?»

Цель: развивать наблюдательность, внимание.

Материалы: несколько репродукций картин.

Содержание:

Педагог закрывает на репродукции картины, какую – то деталь одежды, предмета или сам предмет, а дети должны отгадать чего на картине не стало.  

   12. «Скульптор и глина»

Цель: закрепить знания детей о скульптурах, о профессии скульптора.

Содержание:

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды – одна скульпторы, друга глина. Скульпторы должны «вылепить» какую-нибудь фигуру, и рассказать о ней. Затем дети меняются местами. Педагог напоминает, что глина не может разговаривать.

   13. «Найди эмоцию»

Цель: формировать умение выделять картины по настроению.

Материалы: пиктограммы с эмоциями на каждого ребенка, разные по жанру репродукции картины.

Содержание:

Воспитатель раздаёт детям  пиктограммы с эмоциями и выставляет разные по жанру и настроению репродукции картин, а затем предлагает подобрать к каждой репродукции пиктограмму. Дети обосновывают свой выбор и рассказывают, какие эмоции они испытывают, глядя на картину.

   14. «Опиши соседа»

Цель: формировать умение  внимательно рассматривать человека, давать словесный портрет.

Содержание:

Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.

   15. «Волны шторма»

Цель: формировать умение показывать руками «волны» с разной амплитудой движения (первые волны можно изображать сидя).

Материалы: репродукция картины И.Айвазовского «Девятый вал».

Содержание:

Дети вместе с педагогом показывают высоту волн  -  каждого вала; называют словами « первый вал», « второй вал»……..  «девятый вал» (перед упражнением рассматривается репродукцию картины).

   16. «Алёнушка»

Цель: продолжать знакомить детей со сказочным жанром живописи. Показывать  настроение переданное художником на картине, а также позу и эмоциональное состояние.

Материалы: репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка и братец Иванушка».

Содержание:

По желанию ребёнок изображает позу девушки изображённой на картине и её настроение, и затем  предлагает свой вариант её действий дальше.

 

 17. «Найди в природе яркие и блеклые цвета»

Цель: формировать умение находить цветовые контрасты в окружающей природе, называть их.

Содержание:

Педагог предлагает подойти всем детям к окну и найти в «Пейзаже из окна» яркие и блёклые цвета в предметах, растениях, природных явлениях.

   18. «Иду, вижу, рассказываю сам себе»

Цель: формировать умение погружаться в сюжет картины. Ощущение её деталей как частей целой композиции.

Материалы: репродукции картин.

Содержание:

Начать можно так: Иду я вижу в картине «Рожь» …Далее ребёнок рассказывает, что он увидел бы, зайдя в пространство картины.

   19.  «У кого такой цвет?»

Цель: обеспечить развитие умений точно узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Содержание:

Педагог показывает детям, например, зеленый квадрат из бумаги, Дети называют не цвет, а предметы того же цвета: трава, свитер, шляпа и пр.

   20. «Цветные часы»

Цель: систематизировать знания детей о названии цветов.

Содержание:

Круг из картона разделен на 4-6-8 частей. Каждая часть другого цвета. В середине прикреплена вращающаяся стрелка.

Каждый ребенок должен заполнить цвет по указанию педагога. Кто-нибудь из детей двигает стрелку по кругу. Когда стрелка останавливается, например, на секторе красного цвета, ребенок, запомнивший красный цвет, говорит: «Красный», и т.д

   21. «Закрой картой»

Цель: систематизировать знания детей о геометрических формах и цвете.

Материалы: 2 больших цветных квадрата из толстой бумаги, краски, карандаш, линейка, ножницы. Площадь одного квадрата разделена карандашом на квадратики со стороной 10 см. В квадратиках по очереди рисуются три синих круга или один желтый треугольник, 2 синих и 2 красных круга и пр. На другом квадрате все изображения повторяются, но все квадратики вырезаются и складываются, как карты.

Содержание:

Педагог кладет большой квадрат на стол. Вызывает несколько детей и раздает им карты, при этом показывает, что рисунки на большом и маленьких квадратах одинаковы. Затем педагог говорит: «Найди два желтых круга и закрой их правильной картой!». Вызванные дети находят карточку и накрывают изображение. Остальные проверяют, правильно ли выполнено задание. (Задания можно усложнять, в зависимости от возраста детей).

   22. Найди предмет той же формы.

Цель: уточнить представления о форме предметов.

Материалы: Картинки с изображением предметов разной формы: круглые (мяч, колесо, глобус и пр.), овальные (яйцо, огурец, слива, лист фикуса и пр.), четырехугольные (окно, книга и пр.), треугольные (крыша, колпак и пр.). Каточки с начерченными геометрическими фигурами.

Содержание:

Педагог раздает детям картинки, а карточки оставляет, Затем кладет на стол карточку, на которой начерчен круг, и говорит: «У кого есть круглые предметы?». Каждый ребенок ищет среди своих рисунков круглые предметы и, когда находит их, кладет под карточку с соответствующей геометрической формой. Игра кончается, когда все картинки разложены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр по художественному-эстетическому развитию

В данном материале содержится подборка дидактических игр по художественно-эстетическому развитию для дошкольников....

Картотека дидактических игр по художественно-эстетическому развитию

Подборка дидактических игр по изо.деятельности (рисование) для разных возрастных групп....

картотека дидактических игр по художественно - эстетическому развитию

картотека дидактических игр по художественно - эстетическому развитию...

Картотека дидактических игр по художественно - эстетическому развитию

В данном материале подобраны самые интересные игры по музыкальному развитию и изобразительной деятельности....

Картотека дидактических игр по художественно-эстетическому развитию.

В данной картотеке собраны дидактические игры по ИЗО и музыкальному развитию....

Картотека дидактических игр по художественно- эстетическому развитию

В этой картотеке собраны по возрастам дидактические игры по художественно- эстетическому развитию...