Конспект занятия в подготовительной группе "Городецкая роспись"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе "Городецкая роспись"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с «Теремок»
Конспект занятия
в подготовительной группе
по теме «Городецкая роспись»
Воспитатель: Леушина Е.Л.
Цель:
- Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла.
- Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок.
- Закреплять и углублять знания о городецкой росписи.
- развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции;
- воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.
- закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой росписи.
Материалы:
гуашь, кисть «белка»№5, №1, баночка с водой, салфетка, тонированная бумага, иллюстрации с образцами городецкой росписи.
Предварительная работа:
- рассматривание предметов народного промысла;
- знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;
- дидактическая игра "Выложим узор", пазлы «Городецкие цветы».
Ход занятия:
Ребята сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с городецкой росписью. А сейчас послушайте стихотворение:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Городецкие узоры
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Ребята, а вы хотите отправиться в небольшое путешествие в знаменитый город мастеров, город Городец? Тогда я предлагаю вам посмотреть на экран. Наше путешествие начинается.
(Показ презентации «Городецкое чудо)
Городец – город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Это древнейший русский город - крепость. Городец – родина самых разнообразных промыслов. Он славиться резьбой по дереву, изготовлением прялок, городецкой росписью, резными досками.
Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.
Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Еще мастера стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, детскую мебель, другие вещи нарядными, яркими узорами.
Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись.
(Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки - называя эти элементы.)
Какого цвета пышные розаны, ромашки, листики?
Сегодня мы рассмотрим , как рисуются цветы в городецкой росписи.
Городецкая роспись выполняется в три этапа: подмалевок, теневка и оживки.
Сначала на изделие наносится фон, который одновременно служит и грунтовкой. Затем по нему наносятся крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок".
Для подмалевка используются широкие плоские кисти , которые обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов).
По существу, такими же движениями кисти, какими выполняется подмалевок, мы красим рамы и полы у себя дома. Тут главное размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было ни пробелов, ни наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.
После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи.
Это второй этап , называться как тенёвка, оттенёвка. Заключается в том, что на цветовые пятна наноситься контрастный рисунок чаще всего темной краской по светлому фону теневка.
Когда выполнен подмалевок и теневка всего изделия, начинается третий этап — "оживки". "Оживка" или "разживка" - это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски.
И выполнение оживок — это художественный прием и чтобы их хорошо сделать, придется немало потренироваться. Кончик кисти обмакивают в белую краску и поверх всех подмалевков наносится множество точек и различных мазков, которые в считанные минуты так разительно преображают облик нашей росписи, что сразу приходит в голову мысль, какое же это удачное слово — оживки! От белой, словно кружевной, отделки, вмиг оживают городецкие и птицы, и кони, и цветы до того совсем плоские. Не нужно рассыпать белые точки с щедростью. Делать этого нельзя ни в коем случае: все хорошо лишь в меру.
Осталось рассказать, что, когда мы делаем оживки, белые мазки бывают нескольких видов. Это дуги, капельки, штрихи и точки. Главное, делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота городецкой работы.
Теперь посмотрите на схему, на которой изображена последовательность рисования купавки. Сначала рисуется большой круг розового или голубого цвета, затем добавляются оживки – белой, синей или темно – красной краской.
Обратите внимание на расписные доски и как по-разному можно расположить гирлянды. Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Сейчас я вам покажу, как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. Пока дети рисуют, звучит русая народная музыка.
Пока высыхает основа купавки и листиков, предложить выйти на ковер и провести физкультурную минутку:
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
После физкультурной минутки дети садятся на свои места
и продолжают работу.
Основа уже подсохла, мы будем украшать ее оживками. А для оживок, какие цвета возьмёте? (белый, красный, синий, зеленый).
- Оживки рисуют кончиком кисти.
Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.
А теперь давайте сделаем выставку из ваших работ.
- Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)
- Какие вы молодцы, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.
Пока дети рисуют, педагог читает стихотворения:
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
После завершения работы, дети аккуратно моют кисточки в стаканчиках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-380225-1612621427.jpg)
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему "Роспись дымковской игрушки"
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?Знакомство с дымковской игрушкой, историей ее создания, изготовление фигурок и раскрашивание их...
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конспект занятия – декоративное рисование Тема: «Роспись дымковской барышни»(подготовительная группа)
Программное содержание:· закрепить знания детей о народных промыслах;· учить детей раскрашивать полностью фигуру дым...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/14/picture-261653-1579025068.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель» Тема: "Роспись гжельской посуды"
продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством....
Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию "Роспись доски городецким узором"
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»РИСОВАНИЕв группе старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)Тема: «...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/10/picture-1149814-1562759049.jpg)
Конспект занятия по изобразительной деятельности (роспись по солёному тесту) для детей подготовительной к школе группе «Чудесные писанки»
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с искусством миниатюры (славянскими писанками)....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/09/picture-1313560-1662709029.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель» Тема: "Роспись гжельской посуды"
Тема: "Роспись гжельской посуды" Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Программные задачи: - Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии ...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки «Барыни»
Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.Программное содержание:- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.- Развивать ...