Доклад «Кляксография – терапия изобразительным творчеством»
статья по рисованию

Изотова Надежда Николаевна

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. В современном технологичном, напряжённом мире, необходимо сберечь здоровье наших воспитанников, как физическое, так и эмоциональное, психическое. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. и педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать. Детский возраст это период в жизни, когда даже самые незначительные отрицательные переживания могут стать серьезным травмирующим фактором, и в ликвидации его возникают определенные сложности. Для преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов и средств, одним из которых является кляксография. Кляксография - это техника рисования для детей, которая основана на превращении капель краски на бумаге в художественные образы. Рисуя, ребенок дает выход своим эмоциям, переживает свои отношения в различных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад "Кляксография"23.75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Кляксография – терапия изобразительным творчеством»

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

В современном технологичном, напряжённом мире, необходимо сберечь здоровье наших воспитанников, как физическое, так и эмоциональное, психическое. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. и педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать. Детский возраст это период в жизни, когда даже самые незначительные отрицательные переживания могут стать серьезным травмирующим фактором, и в ликвидации его возникают определенные сложности.  Для преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов и средств, одним из которых является  кляксография.                                                                                                           

Кляксография -  это техника рисования для детей, которая  основана на превращении капель краски на бумаге в художественные образы.  Рисуя,  ребенок дает выход своим эмоциям, переживает свои отношения в различных ситуациях.                                                                                                    

Эффективность данной терапии подтверждается положительной динамикой и позитивными изменениями во всех аспектах развития ребенка.                                                                                                           Рисование  в такой технике оказывает положительное влияние на дошкольника:

- Развивает фантазию и воображение;

- Учит ребенка справляться с поставленными задачами;

- Активизирует образное мышление;

- Стимулирует мелкую моторику;

- Формирует собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим;

- Воспитывает гармоничную личность, умеющую свободно адаптироваться в социуме.

Эффективность применения кляксографии основывается на том, что метод позволяет выражать чувства на символическом уровне. При этом:

 - скрытые переживания выражаются свободнее и легче;

 - неприятные или тяжелые переживания не воспринимаются, а    преобразовываются в творчество;

- появляется возможность отстраниться от внутренних тревог и страхов, что является первым шагом на пути к освобождению от них;

Технология проводится в индивидуальном и групповом режиме. В индивидуальном режиме эта техника может быть использована с агрессивными и гиперактивными детьми, легко отвлекаемыми и замкнутыми. Работа в парах хорошо развивает коммуникативные способности, помогает успешно адаптироваться к новым обстоятельствам.

Для рисования нам требуются:

- Акварельные краски или гуашь;

- Плотная бумага;

-Кисточки;

В качестве вспомогательных материалов мы используем:

- Трубочки, ватные палочки, нити, цветную бумагу, пластилин.

Также перед началом работы необходимо запастись влажными салфетками и застелить стол клеенкой.

Занятие мы  стараемся строить таким образом, чтобы каждый ребенок сохранил свою индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения видов изобразительного искусства.

Рисование в технике кляксографии осуществляются в два этапа:

  1. Ребенок создает кляксу произвольной формы и представляет определенный сюжет или образ на основе получившегося пятна;
  2. Кляксы дорисовываются до подходящего образа различными деталями (форма наполняется содержанием).

Приемы кляксографии имеют много разновидностей.

        С трубочкой – на сухую бумагу наносится жидкая лужица. Трубочку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и под наклоном, и дуть через нее на лист бумаги в разных направлениях. Когда кляксы и линии начнут напоминать что-то знакомое, можно дополнить картину с помощью ватных палочек. Для этого их обмакивают в краску и дорисовывают необходимые элементы. Таким образом, можно получить неожиданные образы. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное, работа с трубочкой развивает  и укрепляет здоровье дыхательной системы.

С растеканием – для этого необходимо взять лист плотной белой бумаги и на ее поверхность капнуть краску, разбавленную водой. Затем лист наклоняем в разные стороны, позволяя пятнам  краски растечься в необычные формы. Когда краска высохнет, рисунок можно дополнить при помощи красок, фломастеров, карандашей.

        С ниткой – смачиваем нитки в краске и произвольно выкладываем их на лист бумаги. Затем нитки закрываем другим листом бумаги и аккуратно выдергиваем их. В итоге получается необычный отпечаток, который затем дополняем деталями и превращаем в готовый рисунок. В такой технике хорошо получаются животные и природа.

       С пластилином – использование этого материала позволяет сделать картину объемной и при этом развивает мелкую моторику у ребенка.  Для начала нужно придумать сюжет и слепить из пластилина героев истории. Например, бабочку, порхающую по цветочному лугу. После этого рисуют фон на листе бумаги при помощи пятен и вспомогательных материалов. Таким образом, создается среда обитания персонажа.  

Существует еще один метод на основе клякс – монопись.

Свернем лист бумаги пополам и развернем. Несколько жирных сочных капель – клякс, капнем на одну сторону ближе к середине. Использовать краску можно разного цвета. А теперь сложим лист по линии сгиба пополам и несколько раз проведем ладошкой вверх, вниз, чтобы краска растекалась по листу. Осторожно развернем лист. Затем предлагаем детям подумать, кого или что она вам напоминает, и дорисовать ее. Такая техника отлично развивает фантазию и оказывает медитативное действие на ребенка.

Кляксография – это действенная техника рисования, которая хорошо развивает фантазию детей. Она помогает развивать творческие способности и креативность, а также избавляет от страха неудачи, тем самым готовя ребенка к выполнению более сложных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие способностей изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. Графические и живописные изобразительные техники."

Консультация для воспитателей ДОУ. Описание техник и материалов для работы в графических и живописных техниках рисования....

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ  ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....

Мастер-класс для педагогов «Изотерапия - терапия изобразительным творчеством».

Мастер-класс направлен на ознакомление с опытом использования арт-терапевтических технологий на практике....

«Кляксография - терапия изобразительным творчеством».

Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования и обучить различным вариативным способам работы в этой технике,  активизировать для совместных занятий с ребенком, развить...

Мастер-класс для родителей "Кляксография-терапия изобразительным творчеством"

Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования и обучить различным вариативным способам работы в этой технике,  активизировать для совместных занятий с ребенком, развить...

Презентация к докладу «Кляксография – терапия изобразительным творчеством»

Для детей дошкольного возраста крайне важно развивать воображение. В этом помогают сказки, игры, творческие задачки, а также изобразительное искусство. К нетрадиционным методам относится кляксография ...

ДОКЛАД Тема:«Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности».

Одним из важнейших вопросов детской  педагогики и психологии является вопрос о творчестве детей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка....