Проект "Узоры русского платка"
проект по рисованию (средняя группа)

Семенова Юлия Валерьевна

Введение.

В последнее время особую актуальность приобретает сохранение традиционной культуры русского народа, которая заключает в себе большое количество видов народной творческой деятельности, обладает огромным потенциалом в педагогике. Она включает сформированные веками духовно-нравственные ценности и идеалы народа, выражающиеся в отношении к семье, природе, хозяйству.

Русский народный костюм является источником творчества, показателем художественных, эстетических, этических взглядов и мировоззрения, на протяжении многих веков существования Руси-России, служит доказательством творческих способностей и возможностей русских людей. Его изучение имеет глубокий идейно-нравственный, патриотический смысл, способствует развитию современного искусства, преемственности поколений, передаче социального опыта последующим поколениям.

Платок - элемент одежды, который встречается в костюмах многих народов на протяжении веков. Платок - желанный подарок женщины, вне зависимости от ее национальности и социального положения. С платком связаны многие традиции. Изучение этой проблемы связано с тем, что главное условие развития современного общества – человек, способный к творческому созиданию. Именно формирование творческих качеств личности (наряду со многими другими качествами) необходимо начинать с детского возраста.

Наш город очень многонационален и часто люди других национальностей не знают культуру и традиции русского народа. Одна из задач детского сада, познакомить детей различных национальностей с культурными ценностями и традициями страны, в которой они проживают.  Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства решает эту проблему. В процессе изучения этапов работы, в процессе самостоятельной творческой деятельности, в процессе рассматривания изделий народных промыслов детей погружаются в традиционный быт русских людей. Русский платок- часть нашей культуры, часть национального костюма. Русский платок и сейчас очень популярен.  Платок дарит тепло, здоровье и хорошее настроение.

 

Участники: дети, родители, воспитатели старшей группы и музыкальный руководитель.

 

Формат и тип проекта: творческо-информативный, долгосрочный.

 

Цель проекта: формировать у детей начальные представления о русской народной культуре, через знакомство с определенным видом народного искусства – русским платком.

 

Задачи:

  • Дать представление об истории возникновения платка.
  • Познакомить с профессиями, связанными с производством платков.
  • Познакомить с Павлово-Посадским народным промыслом.
  • Дать представления о видах ткани, из которой производят платки.
  • Дать понятие об особенностях узора на платке.
  • Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
  •  Продолжать способствовать формированию речевой деятельности за счет использования

            произведений устного народного творчества.

  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи.
  •  Создать условия для совместного сотрудничества детей, родителей, ГБДОУ.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование у детей представлений о платках, как об одном из видов декоративно - прикладного искусства.
  • Формирование у детей знаний об истории промысла, об особенности цветочных узоров.
  •  Развитие у детей устойчивого интереса к знакомству с различными видами декоративно-прикладного искусства.
  •  Развитие чувства цвета, композиционных умений.
  • Воспитание у детей патриотических чувств.
  • Повышение родительских компетенций по приобщению дошкольников к культуре, традициям и ценностям русского народа.

 

Предмет исследования: русский платок.

 

Гипотеза: если дошкольников в доступной и интересной форме познакомить с историей, процессом производства и особенностями узоров русского платка, то мы сможем воспитать у детей устойчивый интерес к культуре, традициям и ценностям русского народа.

Методы и формы.

 

С детьми:

  • мониторинговые процедуры,
  • тематические беседы,
  • чтение художественных литературы,
  • дидактические игры,
  • рассматривание иллюстраций,
  • подвижные игры,
  • прослушивание музыки,
  • продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка),
  • конструирование,
  • познавательная деятельность,
  • выставочная деятельность,
  • методы музейной педагогики.

 

С родителями:

  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы,
  • наглядная информация,
  • выставки,
  • мастер-класс.

 

Этапы реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на 30 недель: с 01.11.2022 по 31.05.2023.

 

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1

Поисковый

Через постановку вопроса: «А вы бы хотели узнать, как создают красивые расписные платки?», пробудить у детей интерес к данной теме.

01.11.2022-15.11.2022

2

Планирующий

Исходя из возрастных особенностей детей, материальной базы группы, возможностей участников проекта, составление подробного плана реализации данного проекта.

16.11.2022-30.12.2022

3

Основной (практический)

По средствам различных форм взаимодействия с участниками проекта, максимально полно раскрыть тему.

 

4

Обобщающе-результативный (заключительный)

Проведение итогового мероприятия и создание альбома с работами.

01.05.2023-31.05.2023

 

Планирующий   этап
 

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Анкетирование для родителей

январь

Воспитатели

2

Мониторинговые мероприятия

январь

Воспитатели

3

Родительское собрание «Проектная деятельность»

январь

Воспитатели

4

Буклет для родителей «Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника»

январь

Воспитатели

5

Показ презентации «Павло-Посадские платки»

январь

Воспитатели

6

Беседа «История Павло-Посадского платка»

январь

Воспитатели

7

Знакомство с узорами Павло-Посадского платка

январь

Воспитатели, музыкальный руководитель

8

Создание альбома «Народные игры с платком»

январь

Воспитатели, музыкальный руководитель

9

Разучивание русской народной подвижной игры с платочком

январь

Воспитатели, музыкальный руководитель

10

Рассмотрение фотоальбома «Русский народный костюм»

февраль

Воспитатели

11

Беседа «Платок, как часть русского народного костюма»

февраль

Воспитатели

12

Консультация для родителей «Все о русском платке»

февраль

Воспитатели

13

Разучивание народного танца с платочками

февраль

Воспитатели, музыкальный руководитель

14

Рисование «Красивый платок»

февраль

Воспитатель

15

Изготовление подставки под чашку к 8 марта «Платочные узоры»

февраль

Воспитатели

16

Разучивание русской народной подвижной игры с платочком

февраль

Воспитатели, музыкальный руководитель

17

Беседа «Платки такие разные»

март

Воспитатели

18

Аппликация «Новый платок для матрешки»

март

Воспитатели, родители

19

Сюжетно-ролевая игра Ателье «Подбери платочки куклам»

апрель

Воспитатели

20

Развлечение «Масленица»

март

Воспитатели, музыкальный руководитель

21

Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

март

Воспитатели

22

Утренник к празднику 8 марта

март

Воспитатели, музыкальный руководитель

23

Создание альбома «Стихи и частушки о платках»

март

Воспитатели

24

Мастер-класс для родителей «Народные промыслы России»

март

Воспитатели, родители

25

Беседа «Платок в живописи русских художников»

апрель

Воспитатели, родители

26

Рассматривание альбома с репродукциями «Платок в живописи русских художников»

апрель

Воспитатели

27

Чтение стихов о платке, разучивание частушек

апрель

Воспитатели

28

Лепка «Платочек для бабушки»

апрель

Воспитатели

29

Конкурс чтецов «С чего начинается Родина…»

апрель

Воспитатели, родители

30

Беседа «Какие бывают платки»

апрель

Воспитатели

31

Слушание песен: «Оренбургский пуховый платок»; «Подари мне платок»

апрель

Воспитатели

32

Модный показ «Платочное дефиле»

апрель

Воспитатели

33

Оформление в группе мини-музея «Узоры русского платка»

апрель

Воспитатели, родители

34

Создание буклета о нашем мини-музее.

апрель

Воспитатели

35

Рассматривание коллекции платков, собранных совместно с родителями.

апрель

Воспитатели

36

Досуг «Праздник русского платка»

май

Воспитатели, музыкальный руководитель

 

Основной этап.

 

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-пространственной среды

01.01.23-31.01.23

Мониторинговые мероприятия по выявлению уровня знаний по декоративно-прикладному творчеству

Анкетирование для родителей «Художественно-эстетическое развитие ребенка»

Внесение альбомов с узорами и раскрасок

27.01.2023

Беседа «История Павловопосадского платка»

Родительское собрание «Проектная деятельность»

Внесение буклета для родителей «Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника»

06.02.2023

Знакомство с узорами Павловопосадского платка

Показ презентации «Павло-Посадские платки»

Внесение Павловопосадского платка

10.02.2023

14.02.2023

17.022023

Разучивание русских народной подвижной игры с платочком

Рекомендации для родителей посетить русскую деревню Шуваловку

Внесение альбома «Народные игры с платком»

13.02.2023

Беседа «Платок, как часть русского народного костюма»

Консультация для родителей «Все о русском платке»

Внесение папки-передвижки «Все о русском платке»

13.02.2023

Рассмотрение альбома «Русский народный костюм»

Посетить с детьми этнографический музей

Внесение альбома «Русский народный костюм»

20.02.2023

Рисование «Красивый платок»

Использование приемов ДПИ в домашнем творчестве с детьми

Внесение узоров для рисования, внесение раскрасок

21.02.2023

28.02.2023

Изготовление подставки под чашку к 8 марта «Платочные узоры»

Использование приемов декупажа в домашнем творчестве с детьми

Внесение салфеток для создания подарка, образцов

22.02.2023

Развлечение «Масленица»

Посетить с детьми масленичные гуляния

Внесение картинок с изображением масленичных гуляний

03.03.2023

Утренник к празднику 8 марта

Помощь в разучивании стихов к утреннику, прослушивание музыка к утреннику

Украшение музыкального зала

13.03.2023

Беседа «Платки такие разные»

Познакомить детей с различными платками, которые есть дома. Рассмотреть узоры на платках

Внесение лепбука «Платочный край»

15.03.2023

Аппликация «Новый платок для матрешки»

Использование аппликации в домашнем творчестве с детьми

Внесение образцов, схем для аппликации

24.03.2023

Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

Помощь в создании пространства мини-музея

Создание пространства мини-музея, внесение макета «Русская изба»

25.03.2023-30.04.2023

Чтение стихов о платке, разучивание частушек

Помощь родителей в разучивании детьми частушек

Создание альбома «Стихи и частушки о платках»

31.03.2023

Театральная постановка «Теремок»

Помощь родителей в разучивании детьми ролей

Внесение героев сказки

10.04.2023

Беседа «Какие бывают платки»

Помощь родителей в создании выставки

Оформление в группе мини-музея «Узоры русского платка»

01.04.2023-30.04.2023

Прослушивание песен: «Оренбургский пуховый платок»; «Подари мне платок»

Прослушать с детьми песни «Оренбургский пуховый платок», «Подари мне платок»

Внесение платков для сюжетно-ролевых игр

05.04.2023

Лепка «Платочек для бабушки»

Закрепить с детьми приемы пластилинографии в домашнем творчестве

Внесение образцов и схем для пластилинографии

24.04.2023

Беседа «Платок в живописи русских художников»

Индивидуальная консультация с мамой Севы «Подготовка беседы с детьми»

Внесение репродукций «Платок в живописи русских художников»

04.05.2023

Модный показ «Платочное дефиле»

Помощь в создании образов

Внесение костюмов для выступления

11.05.2023

Мастер-класс для родителей «Народные промыслы России»

Приглашение для родителей на мастер-класс

Внесение образцов и материалов для изготовления платочков

 

 

Обобщающе-результативный (заключительный   этап):

На завершающем этапе проекта были подведены итоги нашей работы и собраны все результаты нашей проектной деятельности.

В начале работы над проектом, в своей гипотезе мы предположили, если дошкольников в доступной и интересной форме познакомить с историей, процессом производства и особенностями узоров русского платка, то мы сможем воспитать у детей устойчивый интерес к культуре, традициям и ценностям русского народа.

Начало работы над проектом мы изучили различные интернет-ресурсы и литературу по истории русского платка. Провели анкетирование родителей по теме «Художественно-эстетическое развитие детей». Анализ анкетирования показал, что родители дома не уделяют должного внимания художественной деятельности детей, особенно декоративно-прикладному творчеству.

Особой сложностью в работе над проектом стало то, что в группах преобладают мальчики. И пришлось приложить особые усилия, чтобы увлечь их.

Мы обновили развивающая предметно-пространственная среда группы: создали несколько наглядных пособий по истории русского костюма и костюмов народов России; в уголке патриотического воспитания появилась ширма-музей «Русская изба»; был создан лепбук «Платочный край»; дидактическая игра «Народные промыслы»; дополнен архив с раскрасками по цветочным орнаментам в стиле различных платков; создана электронная картотека стихов и частушек о платках, картотека народных подвижных игр с платком.   .

В познавательном развитии, с использованием изготовленных пособий, мы познакомились с элементами русского костюм. Узнали в каких областях России создавались и создаются по сей день различные платки.   

В социально-коммуникативном развитии познакомились с новыми народными промыслами (ткачества, плетение кружева, вязание платков, золотошвейное ремесло). Узнали о профессиях, связанных с изготовлением платков.

В речевом развитии: улучшился грамматический строй речи, значительно обогатился и активизировался словарь детей, за счет появления в нем слов из быта русского народа.

Работа в данном направлении велась во время работы с ширмой-музеем «Русская изба».

В физическом развитии: благодаря народным подвижным играм с платком, дети научились развивать ловкость и координацию движений, закрепили умение ориентироваться в пространстве и двигаться в заданном направлении.

В художественно-эстетическом развитии: дети научились изображать цветочные элементы, используемые в росписи платков. Работа в данном направлении продолжалась с использованием лепки и аппликации. Так же в работе были использованы такие техники, как штамповка на ткани и декупаж. Эти виды деятельности вызвали особый интерес у детей.

Все это позволило детям запомнить основные принципы создания русского платка, научились различать и называть разные виды платков.

Отдельное внимание было уделено изображению платков в живописи русских художников.

Во время музыкальной деятельности мы прослушивали песни, учили частушки.

В работе с родителями были проведены консультации по художественно-эстетическому развитию детей.

Родители оказали огромную помощь в создании выставки платков. Откликнулись на наше приглашение на мастер-класс по росписи платков, проявили интерес и творческие способности, что позволило нам создать из полученных работ коллекцию платочков.

 

Отдельное внимание хотелось бы уделить показу мод «Платочное дефиле», которое стало итоговым мероприятием данного проекта. Это мероприятие помогло детям понять, как платки использовались и используются в быту.

По итогу проекта можно отметить следующие результаты:

  • у детей сформировалось представление о платках, как об одном из видов декоративно - прикладного искусства;
  • у детей сформировались знания об истории промысла, об особенности цветочных узоров;
  • у детей резвился устойчивый интерес к знакомству с различными видами декоративно-прикладного искусства;
  •  развилось чувства цвета, композиционные умения;
  • у детей развился интерес к культуре, традициям и ценностям русского народа;
  • повысился уровень родительских компетенций по приобщению дошкольников к культуре, традициям и ценностям русского народа.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что через погружение в декоративно-прикладное искусства по средствам знакомства с русскими платками, дети стали проявлять устойчивый интерес к ценностям русского народа, его культуре и традициям.

В дальнейшем мы планирую продолжить работу по систематизации знаний детей о русском платке. А также использовать изготовленные пособия и игры.

Форма предоставления результатов проектной деятельности:

  • Выставка платков различных народов мира;
  • Выставки творческих работ детей в разных техниках;
  • Утренник ко дню 8 марта «Марья-Искусница»;
  • Театрализованная постановка по мотивам русской народной сказки «Теремок»;
  • Дидактические материалы;
  • Консультации, информационные буклеты для родителей;
  • Мастер-класс для детей и родителей

Итоговое мероприятие:

Показ мод «Платочное дефиле».

 

Итоговый продукт деятельности:

Коллекция платочков, выполненная в технике печати по ткани.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_publikatsii.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

В последнее время особую актуальность приобретает сохранение традиционной культуры русского народа, которая заключает в себе большое количество видов народной творческой деятельности, обладает огромным потенциалом в педагогике. Она включает сформированные веками духовно-нравственные ценности и идеалы народа, выражающиеся в отношении к семье, природе, хозяйству.

Русский народный костюм является источником творчества, показателем художественных, эстетических, этических взглядов и мировоззрения, на протяжении многих веков существования Руси-России, служит доказательством творческих способностей и возможностей русских людей. Его изучение имеет глубокий идейно-нравственный, патриотический смысл, способствует развитию современного искусства, преемственности поколений, передаче социального опыта последующим поколениям.

Платок - элемент одежды, который встречается в костюмах многих народов на протяжении веков. Платок - желанный подарок женщины, вне зависимости от ее национальности и социального положения. С платком связаны многие традиции. Изучение этой проблемы связано с тем, что главное условие развития современного общества – человек, способный к творческому созиданию. Именно формирование творческих качеств личности (наряду со многими другими качествами) необходимо начинать с детского возраста.

Наш город очень многонационален и часто люди других национальностей не знают культуру и традиции русского народа. Одна из задач детского сада, познакомить детей различных национальностей с культурными ценностями и традициями страны, в которой они проживают.  Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства решает эту проблему. В процессе изучения этапов работы, в процессе самостоятельной творческой деятельности, в процессе рассматривания изделий народных промыслов детей погружаются в традиционный быт русских людей. Русский платок- часть нашей культуры, часть национального костюма. Русский платок и сейчас очень популярен.  Платок дарит тепло, здоровье и хорошее настроение.

Участники: дети, родители, воспитатели старшей группы и музыкальный руководитель.

Формат и тип проекта: творческо-информативный, долгосрочный.

Цель проекта: формировать у детей начальные представления о русской народной культуре, через знакомство с определенным видом народного искусства – русским платком.

Задачи:

  • Дать представление об истории возникновения платка.
  • Познакомить с профессиями, связанными с производством платков.
  • Познакомить с Павлово-Посадским народным промыслом.
  • Дать представления о видах ткани, из которой производят платки.
  • Дать понятие об особенностях узора на платке.
  • Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
  •  Продолжать способствовать формированию речевой деятельности за счет использования

            произведений устного народного творчества.

  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи.
  •  Создать условия для совместного сотрудничества детей, родителей, ГБДОУ.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование у детей представлений о платках, как об одном из видов декоративно - прикладного искусства.
  • Формирование у детей знаний об истории промысла, об особенности цветочных узоров.
  •  Развитие у детей устойчивого интереса к знакомству с различными видами декоративно-прикладного искусства.
  •  Развитие чувства цвета, композиционных умений.
  • Воспитание у детей патриотических чувств.
  • Повышение родительских компетенций по приобщению дошкольников к культуре, традициям и ценностям русского народа.

Предмет исследования: русский платок.

Гипотеза: если дошкольников в доступной и интересной форме познакомить с историей, процессом производства и особенностями узоров русского платка, то мы сможем воспитать у детей устойчивый интерес к культуре, традициям и ценностям русского народа.

Методы и формы.

С детьми:

  • мониторинговые процедуры,
  • тематические беседы,
  • чтение художественных литературы,
  • дидактические игры,
  • рассматривание иллюстраций,
  • подвижные игры,
  • прослушивание музыки,
  • продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка),
  • конструирование,
  • познавательная деятельность,
  • выставочная деятельность,
  • методы музейной педагогики.

С родителями:

  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы,
  • наглядная информация,
  • выставки,
  • мастер-класс.

 

Этапы реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на 30 недель: с 01.11.2022 по 31.05.2023.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1

Поисковый

Через постановку вопроса: «А вы бы хотели узнать, как создают красивые расписные платки?», пробудить у детей интерес к данной теме.

01.11.2022-15.11.2022

2

Планирующий

Исходя из возрастных особенностей детей, материальной базы группы, возможностей участников проекта, составление подробного плана реализации данного проекта.

16.11.2022-30.12.2022

3

Основной (практический)

По средствам различных форм взаимодействия с участниками проекта, максимально полно раскрыть тему.

4

Обобщающе-результативный (заключительный)

Проведение итогового мероприятия и создание альбома с работами.

01.05.2023-31.05.2023

Планирующий   этап

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Анкетирование для родителей

январь

Воспитатели

2

Мониторинговые мероприятия

январь

Воспитатели

3

Родительское собрание «Проектная деятельность»

январь

Воспитатели

4

Буклет для родителей «Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника»

январь

Воспитатели

5

Показ презентации «Павло-Посадские платки»

январь

Воспитатели

6

Беседа «История Павло-Посадского платка»

январь

Воспитатели

7

Знакомство с узорами Павло-Посадского платка

январь

Воспитатели, музыкальный руководитель

8

Создание альбома «Народные игры с платком»

январь

Воспитатели, музыкальный руководитель

9

Разучивание русской народной подвижной игры с платочком

январь

Воспитатели, музыкальный руководитель

10

Рассмотрение фотоальбома «Русский народный костюм»

февраль

Воспитатели

11

Беседа «Платок, как часть русского народного костюма»

февраль

Воспитатели

12

Консультация для родителей «Все о русском платке»

февраль

Воспитатели

13

Разучивание народного танца с платочками

февраль

Воспитатели, музыкальный руководитель

14

Рисование «Красивый платок»

февраль

Воспитатель

15

Изготовление подставки под чашку к 8 марта «Платочные узоры»

февраль

Воспитатели

16

Разучивание русской народной подвижной игры с платочком

февраль

Воспитатели, музыкальный руководитель

17

Беседа «Платки такие разные»

март

Воспитатели

18

Аппликация «Новый платок для матрешки»

март

Воспитатели, родители

19

Сюжетно-ролевая игра Ателье «Подбери платочки куклам»

апрель

Воспитатели

20

Развлечение «Масленица»

март

Воспитатели, музыкальный руководитель

21

Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

март

Воспитатели

22

Утренник к празднику 8 марта

март

Воспитатели, музыкальный руководитель

23

Создание альбома «Стихи и частушки о платках»

март

Воспитатели

24

Мастер-класс для родителей «Народные промыслы России»

март

Воспитатели, родители

25

Беседа «Платок в живописи русских художников»

апрель

Воспитатели, родители

26

Рассматривание альбома с репродукциями «Платок в живописи русских художников»

апрель

Воспитатели

27

Чтение стихов о платке, разучивание частушек

апрель

Воспитатели

28

Лепка «Платочек для бабушки»

апрель

Воспитатели

29

Конкурс чтецов «С чего начинается Родина…»

апрель

Воспитатели, родители

30

Беседа «Какие бывают платки»

апрель

Воспитатели

31

Слушание песен: «Оренбургский пуховый платок»; «Подари мне платок»

апрель

Воспитатели

32

Модный показ «Платочное дефиле»

апрель

Воспитатели

33

Оформление в группе мини-музея «Узоры русского платка»

апрель

Воспитатели, родители

34

Создание буклета о нашем мини-музее.

апрель

Воспитатели

35

Рассматривание коллекции платков, собранных совместно с родителями.

апрель

Воспитатели

36

Досуг «Праздник русского платка»

май

Воспитатели, музыкальный руководитель

Основной этап.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-пространственной среды

01.01.23-31.01.23

Мониторинговые мероприятия по выявлению уровня знаний по декоративно-прикладному творчеству

Анкетирование для родителей «Художественно-эстетическое развитие ребенка»

Внесение альбомов с узорами и раскрасок

27.01.2023

Беседа «История Павловопосадского платка»

Родительское собрание «Проектная деятельность»

Внесение буклета для родителей «Значение и роль декоративно-прикладного искусства в жизни дошкольника»

06.02.2023

Знакомство с узорами Павловопосадского платка

Показ презентации «Павло-Посадские платки»

Внесение Павловопосадского платка

10.02.2023

14.02.2023

17.022023

Разучивание русских народной подвижной игры с платочком

Рекомендации для родителей посетить русскую деревню Шуваловку

Внесение альбома «Народные игры с платком»

13.02.2023

Беседа «Платок, как часть русского народного костюма»

Консультация для родителей «Все о русском платке»

Внесение папки-передвижки «Все о русском платке»

13.02.2023

Рассмотрение альбома «Русский народный костюм»

Посетить с детьми этнографический музей

Внесение альбома «Русский народный костюм»

20.02.2023

Рисование «Красивый платок»

Использование приемов ДПИ в домашнем творчестве с детьми

Внесение узоров для рисования, внесение раскрасок

21.02.2023

28.02.2023

Изготовление подставки под чашку к 8 марта «Платочные узоры»

Использование приемов декупажа в домашнем творчестве с детьми

Внесение салфеток для создания подарка, образцов

22.02.2023

Развлечение «Масленица»

Посетить с детьми масленичные гуляния

Внесение картинок с изображением масленичных гуляний

03.03.2023

Утренник к празднику 8 марта

Помощь в разучивании стихов к утреннику, прослушивание музыка к утреннику

Украшение музыкального зала

13.03.2023

Беседа «Платки такие разные»

Познакомить детей с различными платками, которые есть дома. Рассмотреть узоры на платках

Внесение лепбука «Платочный край»

15.03.2023

Аппликация «Новый платок для матрешки»

Использование аппликации в домашнем творчестве с детьми

Внесение образцов, схем для аппликации

24.03.2023

Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

Помощь в создании пространства мини-музея

Создание пространства мини-музея, внесение макета «Русская изба»

25.03.2023-30.04.2023

Чтение стихов о платке, разучивание частушек

Помощь родителей в разучивании детьми частушек

Создание альбома «Стихи и частушки о платках»

31.03.2023

Театральная постановка «Теремок»

Помощь родителей в разучивании детьми ролей

Внесение героев сказки

10.04.2023

Беседа «Какие бывают платки»

Помощь родителей в создании выставки

Оформление в группе мини-музея «Узоры русского платка»

01.04.2023-30.04.2023

Прослушивание песен: «Оренбургский пуховый платок»; «Подари мне платок»

Прослушать с детьми песни «Оренбургский пуховый платок», «Подари мне платок»

Внесение платков для сюжетно-ролевых игр

05.04.2023

Лепка «Платочек для бабушки»

Закрепить с детьми приемы пластилинографии в домашнем творчестве

Внесение образцов и схем для пластилинографии

24.04.2023

Беседа «Платок в живописи русских художников»

Индивидуальная консультация с мамой Севы «Подготовка беседы с детьми»

Внесение репродукций «Платок в живописи русских художников»

04.05.2023

Модный показ «Платочное дефиле»

Помощь в создании образов

Внесение костюмов для выступления

11.05.2023

Мастер-класс для родителей «Народные промыслы России»

Приглашение для родителей на мастер-класс

Внесение образцов и материалов для изготовления платочков

Обобщающе-результативный (заключительный   этап):

На завершающем этапе проекта были подведены итоги нашей работы и собраны все результаты нашей проектной деятельности.

В начале работы над проектом, в своей гипотезе мы предположили, если дошкольников в доступной и интересной форме познакомить с историей, процессом производства и особенностями узоров русского платка, то мы сможем воспитать у детей устойчивый интерес к культуре, традициям и ценностям русского народа.

Начало работы над проектом мы изучили различные интернет-ресурсы и литературу по истории русского платка. Провели анкетирование родителей по теме «Художественно-эстетическое развитие детей». Анализ анкетирования показал, что родители дома не уделяют должного внимания художественной деятельности детей, особенно декоративно-прикладному творчеству.

Особой сложностью в работе над проектом стало то, что в группах преобладают мальчики. И пришлось приложить особые усилия, чтобы увлечь их.

Мы обновили развивающая предметно-пространственная среда группы: создали несколько наглядных пособий по истории русского костюма и костюмов народов России; в уголке патриотического воспитания появилась ширма-музей «Русская изба»; был создан лепбук «Платочный край»; дидактическая игра «Народные промыслы»; дополнен архив с раскрасками по цветочным орнаментам в стиле различных платков; создана электронная картотека стихов и частушек о платках, картотека народных подвижных игр с платком.   .

В познавательном развитии, с использованием изготовленных пособий, мы познакомились с элементами русского костюм. Узнали в каких областях России создавались и создаются по сей день различные платки.  

В социально-коммуникативном развитии познакомились с новыми народными промыслами (ткачества, плетение кружева, вязание платков, золотошвейное ремесло). Узнали о профессиях, связанных с изготовлением платков.

В речевом развитии: улучшился грамматический строй речи, значительно обогатился и активизировался словарь детей, за счет появления в нем слов из быта русского народа.

Работа в данном направлении велась во время работы с ширмой-музеем «Русская изба».

В физическом развитии: благодаря народным подвижным играм с платком, дети научились развивать ловкость и координацию движений, закрепили умение ориентироваться в пространстве и двигаться в заданном направлении.

В художественно-эстетическом развитии: дети научились изображать цветочные элементы, используемые в росписи платков. Работа в данном направлении продолжалась с использованием лепки и аппликации. Так же в работе были использованы такие техники, как штамповка на ткани и декупаж. Эти виды деятельности вызвали особый интерес у детей.

Все это позволило детям запомнить основные принципы создания русского платка, научились различать и называть разные виды платков.

Отдельное внимание было уделено изображению платков в живописи русских художников.

Во время музыкальной деятельности мы прослушивали песни, учили частушки.

В работе с родителями были проведены консультации по художественно-эстетическому развитию детей.

Родители оказали огромную помощь в создании выставки платков. Откликнулись на наше приглашение на мастер-класс по росписи платков, проявили интерес и творческие способности, что позволило нам создать из полученных работ коллекцию платочков.

Отдельное внимание хотелось бы уделить показу мод «Платочное дефиле», которое стало итоговым мероприятием данного проекта. Это мероприятие помогло детям понять, как платки использовались и используются в быту.

По итогу проекта можно отметить следующие результаты:

  • у детей сформировалось представление о платках, как об одном из видов декоративно - прикладного искусства;
  • у детей сформировались знания об истории промысла, об особенности цветочных узоров;
  • у детей резвился устойчивый интерес к знакомству с различными видами декоративно-прикладного искусства;
  •  развилось чувства цвета, композиционные умения;
  • у детей развился интерес к культуре, традициям и ценностям русского народа;
  • повысился уровень родительских компетенций по приобщению дошкольников к культуре, традициям и ценностям русского народа.

Таким образом, можно сделать вывод, что через погружение в декоративно-прикладное искусства по средствам знакомства с русскими платками, дети стали проявлять устойчивый интерес к ценностям русского народа, его культуре и традициям.

В дальнейшем мы планирую продолжить работу по систематизации знаний детей о русском платке. А также использовать изготовленные пособия и игры.

Форма предоставления результатов проектной деятельности:

  • Выставка платков различных народов мира;
  • Выставки творческих работ детей в разных техниках;
  • Утренник ко дню 8 марта «Марья-Искусница»;
  • Театрализованная постановка по мотивам русской народной сказки «Теремок»;
  • Дидактические материалы;
  • Консультации, информационные буклеты для родителей;
  • Мастер-класс для детей и родителей

Итоговое мероприятие:

Показ мод «Платочное дефиле».

Итоговый продукт деятельности:

Коллекция платочков, выполненная в технике печати по ткани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник русского платка.

Развлечение для детей старшей и подготовительной группы....

Праздник русского платка

Ведущий:Добрый день, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике – празднике русского платка. С незапамятных времён женщины России носят платки. Это квадратный кусок ткани, который в ...

Праздник русского платка

Чтобы не оборвалась нить, связывающая поколения ,педагоги нашего детского сада постоянно развивают у детей интерес к праздникам и развлечениям как  части культуры русского народа...

Фольклорное развлечение для детей подготовительной группы «Праздник русского платка»

Развлечение предполагает совместный досуг детей со взрослыми: педагогами,  родителями, а также с ветеранами труда. На празднике "Русского платка" дети знакомятся с обычаями и традициями русского ...

сценарий НОД "Русские платки"

В данном конспекте представлен материал по приобщению детей к русским народным традициям и обычаям, в частности, к ношению платка....

Праздник русского платка

Сценарий праздника для старших дошкольников. Содержит стихи, народные игры, частушки, выступление ложкарей, балалаешников и танец с платками....

Проект по музейной педагогике "Узорье русского платка"

Краткосрочнй проект по музейной педаггогике  "Узорье русского платка", подготовительная группа....